Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству предназначена для учащихся 2 классов и разработана в соответствии с требовании Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом МОН РФ от 16.10. 2009 г № 373, примерной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением ФУМО НПО общему образованию (протокол №1-15 от 08.04. 2015г.) и Положения МКОУ «СОШ №1» г.п. Залукокоаже о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов.
Содержание программы отражает требования примерной программы по изобразительному искусству и составлено на основе УМК «Иобразительное искусствуо для общеобразовательных учреждений» для учащихся 2 классов авторов Е.И. Коротеева, под.ред. Б.М.Неменского изд. М.: Посвещение,2019г.
В соответствии с учебным планом основной образовательной программы начального общего образования МКОУ «СОШ №1» г.п. Залукокоаже на изучение данного курса отводится 34 часа в год (1 час в неделю)
При обучении технологии во 2 классе ставят следующие цели и задачи:
Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребенка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.
Задачи курса:
– расширение общекультурного кругозора учащихся;
– развитие качеств творческой личности, умеющей:
а) ставить цель;
б) искать и находить решения поставленных учителем или возникающих в жизни ребенка проблем;
в) выбирать средства и реализовывать свой замысел;
г) осознавать и оценивать свой индивидуальный опыт;
д) находить речевое соответствие своим действиям и эстетическому контексту;
– общее знакомство с искусством как результатом отражения социально-эстетического идеала человека в материальных образах;
– формирование основ эстетического опыта и технологических знаний и умений как основы для практической реализации замысла.
Задачи курса реализуются через культурологические знания, являющиеся основой для последующей художественно-творческой деятельности, которые в совокупности обеспечивают саморазвитие и развитие личности ребенка.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» во 2 классе являются:
-чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
-уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
-понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
-сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
-сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
-овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
-умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
-умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения;
-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
-основы экологической культуры: принятие ценности природного мира;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» во 2 классе является формирование универсальных учебных действий (УУД).
В области регулятивных УУД учащийся научится:
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
В области познавательных УУД учащийся научится:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
-строить сообщения в устной и письменной форме;
-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
В области коммуникативных УУД учащийся научится:
-пользоваться языком изобразительного искусства;
-сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
-слушать и понимать высказывания собеседников;
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
-формулировать собственное мнение и позицию; ·задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия.
Предметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» во 2-м классе являются формирование следующих знаний и умений:
Выпускник научится:
-различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- узнает значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж, флористика, гончар;
- узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
-различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;
- эмоциональное значение тёплых и холодных тонов;
- особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;
- знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами;
- способы и приёмы обработки различных материалов;
- организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами;
- передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
- составлять композиции с учётом замысла;
- конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;
- конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;
- конструировать из природных материалов;
- пользоваться простейшими приёмами лепки.
Выпускник получит возможность научиться:
- усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости , в объеме и пространстве; украшение или декоративная деятельность с использованием различных художественных материалов;
-участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладные и народные формы искусства;
- развивать фантазию, воображение;
-приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства;
- научиться анализировать произведения искусства;
- приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных;
- приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей.
Содержание тем учебного курса
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Чем и как работают художники | 8 |
2 | Реальность и фантазия | 7 |
3 | О чём говорит искусство | 11 |
4 | Как говорит искусство | 8 |
| Итого | 34 |
Как и чем работают художник?- 8 час.
Три основные краски – желтый, красный, синий.Белая и чёрная краски.
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
Выразительные возможности аппликации.
Выразительные возможности графических материалов.
Выразительность материалов для работы в объеме.
Выразительные возможности бумаги.
Неожиданные материалы (обобщение темы).
Реальность и фантазия – 7 час.
Изображение и реальность.
Изображение и фантазия.
Украшение и реальность.
Украшение и фантазия.
Постройка и реальность.
Постройка и фантазия.
Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).
О чём говорит искусство -10 час.
Изображение природы в различных состояниях.
Изображение характера животных.
Знакомство с анималистическими изображениями.
Изображение характера человека: женский образ.
Изображение характера человека: мужской образ.
Образ человека в скульптуре.
Человек и его украшения.
О чём говорят украшения.
Образ здания.
Образы зданий и окружающей жизни.
В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).
Как говорит искусство – 9 час.
Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.
Тихие и звонкие цвета.
Что такое ритм линий?
Характер линий.
Ритм пятен.
Пропорции выражают характер.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.
Обобщающий урок года.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата | Примечание |
План | Факт |
Как и чем работают художник?- 8 час. |
1 | «Цветочная поляна» | 1 | | |
2 | «Береза солнечным днём». | 1 | | |
3 | «Природная стихия» | 1 | | |
4 | «Изображение разноцветного дождя и ночного праздничного города» | 1 | | |
5 | «Линия выдумщица» | 1 | | |
6 | «Птицы в лесу» | 1 | | |
7 | «Звери в лесу» | 1 | | |
8 | «Игровая площадка» | 1 | | |
Реальность и фантазия – 7 час. |
9 | «Наши друзья: птицы» | 1 | | |
10 | «Сказочная птица» | 1 | | |
11 | «Узоры паутины» | 1 | | |
12 | «Узоры паутины» | 1 | | |
13 | «Обитатели подводного мира» | 1 | | |
14 | «Кружевные узоры» | 1 | | |
15 | «Кружевные узоры» | 1 | | |
О чём говорит искусство -10 час. |
16 | «Подводный мир» | 1 | | |
17 | Конструирование елочных игрушек. | 1 | | |
18 | «Четвероногий герой» | 1 | | |
19 | Сказочный мужской образ. | 1 | | |
20 | Женский образ русских сказок | 1 | | |
21 | Образ сказочного героя. | 1 | | |
22 | «С чего начинается Родина?» | 1 | | |
23 | «Человек и его украшения» | 1 | | |
24 | «Сказочные персонажи, противоположные по характеру» | 1 | | |
25 | «Украшение двух, противоположных по намерению флотов» | | | |
Как говорит искусство – 9 час. |
26 | «Огонь в ночи» | 1 | | |
27 | «Мозаика». («Весенняя земля») | 1 | | |
28 | Графические упражнения. | 1 | | |
29 | «Дерево» | 1 | | |
30 | «Птицы» | 1 | | |
31 | «Звери» | 1 | | |
32 | «Поле цветов» «Звери | 1 | | |
33 | Здание для сказочного героя | 1 | | |
34 | Обобщающий урок года. | | | |