СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа ИЗО 5 класс. по Шпикаловой.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа ИЗО  5 класс по учебнику Шпикаловой.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа ИЗО 5 класс. по Шпикаловой.»





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ИСКУССТВО»(ИЗО)

ДЛЯ 5 КЛАССА НА 2016-2017 УЧ. ГОД

(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)






Составитель Ермолова Ольга Александровна,

учитель ИЗО



















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Нормативно-правовое обеспечение программы

Рабочая программа по искусству (ИЗО) для 5 класса составлена на основе:

- Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273 (гл.2, ст. 11, 12,13);

- Федерального государственного образовательного стандарта ООО (приказ Министерства образования и науки от 17. 12. 10 г. № 1897 с изменениями ,внесенными Министерством образования и науки от 31.12.2015г. №1577)

- Примерной основной образовательной программы основного общего образования (fgosreestr.ru.2.)

- Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;

- рабочей программы автора  Т.Я.Шпикаловой «Изобразительное искусство» «Просвещение» 2012г

- Учебного плана МКОУ «Курбакинская СОШ» на 2016-2017 учебный год;

- Положения о рабочей программе МКОУ «Курбакинская СОШ».

Настоящая программа составлена на 35 часов (1 час в неделю) в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на один год обучения и является программой базового уровня.

Рабочая программа ориентирована на учебник «Изобразительное искусство: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений». .Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Поровская Г.А. / под ред. Шпикаловой Т.Я. – М., Просвещение, 2012


Специфика и значение предмета «Искусство» для решения общих целей и задач образования.

Изобразительное искусство входит в предметную область «Искусство» Изучение предметной области «Искусство» должно обеспечить: 

осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности; развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им, чувственно-эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать свое отношение художественными средствами; развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности; формирование интереса  и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России,  сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению.

Изучение изобразительного искусства в основной школе представляет собой продолжение начального этапа художественно-эстетического развития личности и является важным, неотъемлемым звеном в системе непрерывного образования. Особенности содержания обучения изобразительному искусству в основной школе обусловлены спецификой искусства как социального явления, задачами художественного образования и воспитания, а также многолетними традициями отечественной педагогики.


Актуальность программы в том, что она построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней редусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности, краеведческий материал.

В основе  - эмоционально-деятельностный подход: переживание художественного образа  в форме художественных действийЭто реализуется в форме личного творческого опыта. Потому деятельность учащихся строится  на основе собственного  наблюдения и переживания окружающей реальности.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Раздел 1. Образ родной земли в изобразительном искусстве. 9 часов. Виды живописи (станковая, монументальная декоративная) Виды графики (станковая, книжная, плакатная, промышленная). Жанры пейзажа и натюрморта в живописи и графике. Художественный образ и художественно-выразительные средства живописи (цвет, цветовой контраст, тон и тональные отношения). Формат и композиция. Ритм пятен. Произведения выдающихся художников: И. Левитан, И. Шишкин, В. Фаворский, П. Сезанн, В. Серов и др.


Тема 1. Образ плодородия земли в изобразительном искусстве(5ч.)

Планируемые предметные результаты изучения темы «Образ плодородия земли в изобразительном искусстве» в соответствии с требованиями ФГОС:

знать/понимать: имена художников разных эпох, писавших натюрморты, определение локальный цвет,. иметь представление о декоративной стилизации формы и цвета предмета. особенности книжной графики. предания о чудесном дереве; разнообразие художественных образов дерева жизни.

уметь: передавать разнообразие природных форм в графике; применять художественно-выразительные средства графики ; выполнять приемы выявления формы предмета цветом, применяя«мазок по форме» ; применять художественно-выразительные средства декоративно-прикладного искусства; сравнивать изображаемые предметы по форме, размеру, фактуре; выполнять рисунок по описанию, используя соответствующие художественные материалы..


Тема 2. Поэтический образ родной природы в изобразительном искусстве (4ч.)

Планируемые предметные результаты изучения темы «Поэтический образ родной природы в изобразительном искусстве» в соответствии с требованиями ФГОС:

знать/понимать: особенности колорита осеннего пейзажа; имена русских художников- пейзажистов; значение в пейзаже линии, штриха, силуэта, светлых и темных пятен; особенности книжной графики.

уметь: выполнять пейзаж в монотипии; применять художественно-выразительные средства графики; выполнять рисунок по описанию, используя соответствующие художественные материалы.

Раздел 2. Живая старина. Природные и трудовые циклы в народной культуре и современной жизни и их образы в искусстве. 8 часов. Бытовой жанр в живописи и графике. Композиция (ритм, пространство, статика и динамика, симметрия и асимметрия). Художественный образ и художественно-выразительные средства графики: линия, штрих, пятно и др. Художник – творец – гражданин. Сказочные темы в искусстве. Произведения выдающихся художников: И. Репин, М. Врубель, В. Васнецов и др.

Тема 3.Народные праздники и обряды в жизни и искусстве. Традиции и современность (2ч.)

Планируемые предметные результаты изучения темы «Народные праздники и обряды в жизни и искусстве. Традиции и современность» в соответствии с требованиями ФГОС:

знать/понимать: народные традиции общения людей в совместном труде и забавах ; народные традиции общения людей в совместном труде и забавах

уметь:; выполнять рисунок по описанию, используя соответствующие художественные материалы.


Тема 4. Образ времени года в искусстве (2ч.)



Планируемые предметные результаты изучения темы «Образ времени года в искусстве» в соответствии с требованиями ФГОС:

знать/понимать:имена русских художников-пейзажистов и их наиболее значимые произведения.

уметь: построить тематическую композицию: изображать по памяти или по представлению предметы несложной формы в графике; применять художественно-выразительные средства графики.


Тема 5. Традиции и современность. Взаимоотношения людей в жизни и искусстве. Роль декоративно-прикладных искусств в повседневной жизни человека и общества (2ч.)

Планируемые предметные результаты изучения темы «Традиции и современность. Взаимоотношения людей в жизни и искусстве. Роль декоративно-прикладных искусств в повседневной жизни человека и общества» в соответствии с требованиями ФГОС:


знать/понимать \ истоки зарождения традиций, обычаев. ;наиболее значимые работы Е. Честнякова.

уметь творчески использовать выразительные средства в процессе создания собственной композиции: применять художественно-выразительные средства живописи в своей работе.


Тема 6. Сплав фантазии и реальности в образах фольклорных героев (2ч.)

Планируемые предметные результаты изучения темы «Сплав фантазии и реальности в образах фольклорных героев» в соответствии с требованиями ФГОС:


знать/пониматьгероев русских былин и сказок, сказок народов мира.

уметь: выразить в портрете особенности характера былинно-сказочных героев; анализировать содержание, образный язык произведений изобразительного искусства и литературы.

Раздел 3. Мудрость народной жизни в искусстве. 11часов. Художественная культура Древней Руси, и своеобразие, символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Древние корни народного искусства, специфика образно-символического языка. Искусство Древней Руси – фундамент русской культуры. Связь времен в народном искусстве. Орнамент как основа декоративного украшения. Истории и современное развитие Городецкой росписи по дереву. Произведения выдающихся художников: В. Суриков, Б. Кустодиев и др.


Тема 7. Русское народное деревянное зодчество. Польза и красота (5ч.)


Планируемые предметные результаты изучения темы «Польза и красота» в соответствии с требованиями ФГОС:


знать/понимать, как в жилище разных народов выражается представление об идеале, совершенстве; народную символику в убранстве избы; своеобразность декора разных регионов России; народную символику в убранстве избы; конструкцию русской избы; народную символику в городецкой росписи .

уметь: выбрать точку зрения и применить линейную и воздушную перспективы; выразить духовную целостность семьи посредством знаков-символов; применять приемы художественного конструирования объемных предметов; работать в творческих группах; применять художественные материалы и язык ДПИ (форма, пропорции, линия, ритм, цвет, масштаб) в творческой работе.


Тема 8. Образ народной жизни в опере-сказке «Снегурочка». Синтез искусств (3ч.)


Планируемые предметные результаты изучения темы «Образ народной жизни в опере-сказке «Снегурочка». Синтез искусств» в соответствии с требованиями ФГОС:


знать/понимать имена выдающихся мастеров слова, музыки, живописи и их произведения ; народные традиции в театральном искусстве.

уметь создавать эскизы декораций, используя выразительные возможности акварели; азработать эскизы костюмов мифологических и реальных героев;


Тема 9. Календарный праздник широкой масленицы как часть народной художественной культуры и современной жизни (3ч.)

Планируемые предметные результаты изучения темы «Календарный праздник широкой масленицы как часть народной художественной культуры и современной жизни». Синтез искусств» в соответствии с требованиями ФГОС:


знать/понимать: традиции Масленицы; проявление синтеза искусств на примере праздника Масленицы.

уметь: создавать тематическую композицию; работать в творческих группах; изображать фигуру человека в движении.


Раздел 4. Образ единения человека с природой в искусстве.7 часов Анималистический жанр и его особенности. Плакат как вид графики. Темы и содержание изобразительного искусства Др. Руси: А. Рублев «Троица». Национальные особенности орнамента в одежде разных народов. Изобразительное искусство как способ познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека.


Тема 10. Изображение в искусстве животного как объекта поклонения, изучения и опоэтизированного художественного образа (2ч.)

Планируемые предметные результаты изучения темы «Изображение в искусстве животного как объекта поклонения, изучения и опоэтизированного художественного образа». Синтез искусств» в соответствии с требованиями ФГОС:



знать/понимать: иметь представление об анималистическом жанре в искусстве; имена российских художников-анималистов: В. Ватагина, И. Ефимова,А. Сотникова и др.

уметь выразить повадки животных посредством изобразительного искусства.


Тема 11. Тема защиты и охраны природы и памятников культуры (1ч.)


Планируемые предметные результаты изучения темы «

Тема защиты и охраны природы и памятников культуры». в соответствии с требованиями ФГОС:



знать/понимать:специфику художественного языка плаката.

уметь: создать композицию для плаката; применять художественно-выразительные средства печатной графики.


Тема 12. Народный календарный праздник троицыной недели в жизни и искусстве (3ч.)

Планируемые предметные результаты изучения темы

«Народный календарный праздник троицыной недели в жизни и искусстве». в соответствии с требованиями ФГОС:



знать/понимать :образы Троицы в искусстве ;национальные особенности орнамента в одежде .;древние корни народного творчеств.

уметь: делать зарисовки по теме; выполнять тряпичную куклу.


ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» В V КЛАССЕ

НА КОНЕЦ УЧЕБНОГО ГОДА


Обучающийся научится:

  • сновам реализации проектно-исследовательской деятельности;

 проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

 давать определение понятиям;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

 осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

  • осуществлять фиксацию изображений и звуков в ходе процесса обсуждения, проведения эксперимента, природного процесса, фиксацию хода и результатов проектной деятельности;

  • учитывать смысл и содержание деятельности при организации фиксации, выделять для фиксации отдельные элементы объектов и процессов, обеспечивать качество фиксации существенных элементов;

  • ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме; 

понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с наукой и религией;

  • осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям;

  • понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека;

определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное», «комическое» и «трагическое» и др. в произведениях пластических искусств и использовать эти знания на практике;

  • понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества;

  • осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений;

  • передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать своё отношение к негативным явлениям жизни и искусства;

  • осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города.

  • эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка;

  • понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве;

  • создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла в живописи, скульптуре, графике;

  • наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

  • использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения изделий и предметов быта, ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

  • различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

  • различать виды декоративно-прикладных искусств, понимать их специфику;

 определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента; 

  • самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;

  • использовать догадку, озарение, интуицию;

  • использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность; целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;

  • понимать гражданское подвижничество художника в выявлении положительных и отрицательных сторон жизни в художественном образе;

  • осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека;

  • анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников;

Формы организации учебных занятий:


  • фронтальная форма организации учебной работы;

  • индивидуальная форма организации работы;

  • групповая форма организации учебной деятельности;

  • парная форма учебной работы;

  • индивидуально-групповая форм;

  • урок «открытия нового знания»;

  • урок развивающего контроля;

  • урок-защита проекта;

  • урок творчества;

  • урок-зачёт;

  • урок-соревнование.


Основные виды учебной деятельности:

  • рисование под впечатлением от прочитанных литературных и просмотренных драматических произведений, от наблюдений с натуры;

  • рисование на белой бумаге акварельными, гуашевыми красками и на цветной, тонированной бумаге гуашью, цветными мелками;

  • декоративное творчество по мотивам народных промыслов и по народным фольклорным мотивам;

  • индивидуальное и коллективное творчество учащихся в технике аппликации и коллажа, используемое в оформлении школьных интерьеров;

  • изображение на плоскости (рисунок, живопись, аппликация), в объеме (из бумаги, картона, пластилина, глины), создание пространственных моделей (в макете из бумаги или пластилина).


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 КЛАССА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ООО И ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММОЙ

I. Обучающиеся должны знать/понимать 

истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

• особенности уникального крестьянского искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

• несколько народных художественных промыслов России;

II. К концу 5 класса обучающиеся должны уметь:

• различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII века);

• различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т. д.);

• выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора;

• пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

• выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

• создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);

• владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

• владеть навыком работы в конкретном материале (батик, витраж и т. п.);

Учебно- тематический план


п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Из них

Лабораторные

и практические

Контрольные и

диагностические материалы

Практические работы

I.

Образ родной земли в изобразительном искусстве

9





Тема 1. Образ плодородия земли в изобразительном искусстве(5ч.)

5





Тема 2. Поэтический образ родной природы в изобразительном искусстве (4ч.)

4




II.

«Живая старина. Природные трудовые циклы в народной культуре и современной жизни и их образы в искусстве»

8





Тема 3.Народные праздники и обряды в жизни и искусстве. Традиции и современность (2ч.)

2





Тема 4. Образ времени года в искусстве (2ч.)

2





Тема 5. Традиции и современность. Взаимоотношения людей в жизни и искусстве. Роль декоративно-прикладных искусств в повседневной жизни человека и общества (2ч.)

2





Тема 6. Сплав фантазии и реальности в образах фольклорных героев (2ч.)

2




III.

« Мудрость народной жизни в искусстве»

11





Тема 7. Русское народное деревянное зодчество. Польза и красота (5ч.)

5





Тема 8. Образ народной жизни в опере-сказке «Снегурочка». Синтез искусств (3ч.)

3





Тема 9. Календарный праздник широкой масленицы как часть народной художественной культуры и современной жизни (3ч.)

3




IV.

« Образ единения человека с природой в искусстве»

6





Тема 10. Изображение в искусстве животного как объекта поклонения, изучения и опоэтизированного художественного образа (2ч.)

2





Тема 11. Тема защиты и охраны природы и памятников культуры (1ч.)

1





Тема 12. Народный календарный праздник троицыной недели в жизни и искусстве (3ч.)

3





Выставка творческих работ.

1





итого

35






Календарно- тематическое планирование



Тема урока

Дата проведения по плану

Дата фактического проведения

Примечания

Тема 1. Образ плодородия земли в изобразительном искусстве(5ч.)

1

Дары осени в натюрморте




2

Колорит и образный строй натюрморта




3

Осенние плоды в твоём натюрморте




4

Осеннее настроение




5

Чудо-дерево. Образ-символ «дерево жизни» в разных видах искусства.




Тема 2. Поэтический образ родной природы в изобразительном искусстве (4ч.)

6

Красота осеннего пейзажа в живописи




7

Красота осеннего пейзажа в графике




8

«Осенних дней очарованье» в книжной графике




9

Осеннее

настроение




Раздел II. «Живая старина. Природные трудовые циклы в народной культуре и современной жизни и их образы в искусстве» (8ч.)

Тема 3.Народные праздники и обряды в жизни и искусстве. Традиции и современность (2ч.)

10

Человек и земля-кормилица.




11

Ярмарка




Тема 4. Образ времени года в искусстве (2ч.)

12

Зимняя пора в живописи




13

Зимняя пора в живописи (продолжение)




Тема 5. Традиции и современность. Взаимоотношения людей в жизни и искусстве. Роль декоративно-прикладных искусств в повседневной жизни человека и общества (2ч.)

14

Делу время -потехе – час. Искусство вокруг нас.




15

Рукодельницы и мастера.




Тема 6. Сплав фантазии и реальности в образах фольклорных героев (2ч.)

16

Герои сказок и былин в творчестве мастеров искусства




17

Изображение героев сказок и былин для школьной новогодней галереи.




Раздел III « Мудрость народной жизни в искусстве» (11ч.)

Тема 7. Русское народное деревянное зодчество. Польза и красота (5ч.)

18

Памятники древнерусской архитектуры в музеях под открытым небом.




19

Изба – творенье русских мастеров




20

Фасад -лицо избы,окна – ее глаза




21

Изба – модель мироздания




22

Лад народной жизни и его образы в искусстве. Традиции и современность.




Тема 8. Образ народной жизни в опере-сказке «Снегурочка». Синтез искусств (3ч.)


23

Художник и театр. Декорации к опере – сказке «Снегурочка»




24

Образы персонажей оперы – сказки «Снегурочка»




25

Народные традиции в сценическом костюме к опере – сказке «Снегурочка»




Тема 9. Календарный праздник широкой масленицы как часть народной художественной культуры и современной жизни (3ч.)

26

Масленица - праздник конца зимы и начала весны




Итого за III четверть:10 уроков

IV-я четверть(8 учебных недель, 8 уроков)

27

Гулянье на широкую Масленицу и образы его в искусстве




28

Традиции оформления праздничной среды.




Раздел IV « Образ единения человека с природой в искусстве» (6 часов)

Тема 10. Изображение в искусстве животного как объекта поклонения, изучения и опоэтизированного художественного образа (2ч.)

29

Животные – братья наши меньшие




30

Животные и его повадки в творчестве скульпторов -аниматоров




Тема 11. Тема защиты и охраны природы и памятников культуры (1ч.)

31

Экологическая тема в плакате.




Тема 12. Народный календарный праздник троицыной недели в жизни и искусстве (3ч.)

32

Троицына неделя и её образы в искусстве




33

Народный праздничный костюм




34

Обрядовые куклы Троицыной недели. Традиции и современность.




35

Выставка творческих работ.




Итого за IV четверть 9 уроков

Итого за год 35 урока





Учебно-методический комплекс.

Базоый учебник: Изобразительное искусство. 5 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова, Г.А.Поровская и др.; под.ред. Т.Я.шпикаловой. – М.: Просвещение, 2012

Основная литература:

  • Шпикалова Т.Я. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 5 класс: Пособие для учителей общеобразоват. учреждений /Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова, Г.А.Поровская. – М.: Просвещение, 2013

  • Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. 5-9 классы : программы общеобразовательных учреждений / Т. Я. Шпикалова [и др.] ; под рук. Т. Я. Шпикаловой. - М. : Просвещение, 2012.


Дополнительная литература:

 1. Алехин. А. Д. Когда начинается художник. – М.: Просвещение, 1994.

 5. Губницкий, С. С. Декоративно-оформительские работы. – М.: Профиздат, 1961.

 6. Дмитриева, М. А. Краткая история искусств – М.: Детская литература, 1988.

 7. Круглова О. русская народная резьба и роспись по дереву. – М., 1994

 8. Круглова О.народная роспись северной Двины. – М., 1987

 9. Лихачёв Д. Человек в культуре древней Руси. – Л., 1998

 10. Лихачёв Д. Письма о добром и прекрасном. – М., 1985

 11. Лихачёв Д. Русское искусство от древности до авангарда. – М.,1992

 14. Маслова Г. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. – М.,1998

 15. Маслова Г. народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах(19- начало 20 в.) – М.,1994

 16.О.В.Свиридова,  Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты– Волгоград: Учитель, 2009г.; . Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. – М.: Просвещение, 1984.

 19. Половников, А. О. Русь деревянная. – М.: Просвещение, 1998.

 20. Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания ИЗО в школе. М.: Агар, 1998.

 25. Сокольникова, Н. М. Основы композиции. Ч. 2. – Обнинск: Титул, 1998.

 26. Сокольникова, Н. М. Основы живописи. Ч. 3. – Обнинск: Титул, 1998.

 27. В. А. Барадулин "Основы художественного ремесла". Москва "Просвещение" 1987

 28. Т. Я. Шпикалова "Народное искусство на уроках декоративного рисования". Москва "Просвещение"

 29. Изобразительное искусство. 5 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова, Г.А.Поровская и др.; под.ред. Т.Я.шпикаловой. – М.: Просвещение, 2012

 30. Шпикалова Т.Я. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 5 класс: Пособие для учителей общеобразоват. учреждений /Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова, Г.А.Поровская. – М.: Просвещение, 2013

  1. 31. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. 5-9 классы : программы общеобразовательных учреждений / Т. Я. Шпикалова [и др.] ; под рук. Т. Я. Шпикаловой. - М. : Просвещение, 2012.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!