РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ИСКУССТВО»(ИЗО)
ДЛЯ 5 КЛАССА НА 2016-2017 УЧ. ГОД
(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
Составитель Ермолова Ольга Александровна,
учитель ИЗО
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовое обеспечение программы
Рабочая программа по искусству (ИЗО) для 5 класса составлена на основе:
- Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273 (гл.2, ст. 11, 12,13);
- Федерального государственного образовательного стандарта ООО (приказ Министерства образования и науки от 17. 12. 10 г. № 1897 с изменениями ,внесенными Министерством образования и науки от 31.12.2015г. №1577)
- Примерной основной образовательной программы основного общего образования (fgosreestr.ru.2.)
- Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;
- рабочей программы автора Т.Я.Шпикаловой «Изобразительное искусство» «Просвещение» 2012г
- Учебного плана МКОУ «Курбакинская СОШ» на 2016-2017 учебный год;
- Положения о рабочей программе МКОУ «Курбакинская СОШ».
Настоящая программа составлена на 35 часов (1 час в неделю) в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на один год обучения и является программой базового уровня.
Рабочая программа ориентирована на учебник «Изобразительное искусство: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений». .Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Поровская Г.А. / под ред. Шпикаловой Т.Я. – М., Просвещение, 2012
Специфика и значение предмета «Искусство» для решения общих целей и задач образования.
Изобразительное искусство входит в предметную область «Искусство» Изучение предметной области «Искусство» должно обеспечить:
осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности; развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им, чувственно-эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать свое отношение художественными средствами; развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности; формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению.
Изучение изобразительного искусства в основной школе представляет собой продолжение начального этапа художественно-эстетического развития личности и является важным, неотъемлемым звеном в системе непрерывного образования. Особенности содержания обучения изобразительному искусству в основной школе обусловлены спецификой искусства как социального явления, задачами художественного образования и воспитания, а также многолетними традициями отечественной педагогики.
Актуальность программы в том, что она построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней редусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности, краеведческий материал.
В основе - эмоционально-деятельностный подход: переживание художественного образа в форме художественных действий. Это реализуется в форме личного творческого опыта. Потому деятельность учащихся строится на основе собственного наблюдения и переживания окружающей реальности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Образ родной земли в изобразительном искусстве. 9 часов. Виды живописи (станковая, монументальная декоративная) Виды графики (станковая, книжная, плакатная, промышленная). Жанры пейзажа и натюрморта в живописи и графике. Художественный образ и художественно-выразительные средства живописи (цвет, цветовой контраст, тон и тональные отношения). Формат и композиция. Ритм пятен. Произведения выдающихся художников: И. Левитан, И. Шишкин, В. Фаворский, П. Сезанн, В. Серов и др.
Тема 1. Образ плодородия земли в изобразительном искусстве(5ч.)
Планируемые предметные результаты изучения темы «Образ плодородия земли в изобразительном искусстве» в соответствии с требованиями ФГОС:
знать/понимать: имена художников разных эпох, писавших натюрморты, определение локальный цвет,. иметь представление о декоративной стилизации формы и цвета предмета. особенности книжной графики. предания о чудесном дереве; разнообразие художественных образов дерева жизни.
уметь: передавать разнообразие природных форм в графике; применять художественно-выразительные средства графики ; выполнять приемы выявления формы предмета цветом, применяя«мазок по форме» ; применять художественно-выразительные средства декоративно-прикладного искусства; сравнивать изображаемые предметы по форме, размеру, фактуре; выполнять рисунок по описанию, используя соответствующие художественные материалы..
Тема 2. Поэтический образ родной природы в изобразительном искусстве (4ч.)
Планируемые предметные результаты изучения темы «Поэтический образ родной природы в изобразительном искусстве» в соответствии с требованиями ФГОС:
знать/понимать: особенности колорита осеннего пейзажа; имена русских художников- пейзажистов; значение в пейзаже линии, штриха, силуэта, светлых и темных пятен; особенности книжной графики.
уметь: выполнять пейзаж в монотипии; применять художественно-выразительные средства графики; выполнять рисунок по описанию, используя соответствующие художественные материалы.
Раздел 2. Живая старина. Природные и трудовые циклы в народной культуре и современной жизни и их образы в искусстве. 8 часов. Бытовой жанр в живописи и графике. Композиция (ритм, пространство, статика и динамика, симметрия и асимметрия). Художественный образ и художественно-выразительные средства графики: линия, штрих, пятно и др. Художник – творец – гражданин. Сказочные темы в искусстве. Произведения выдающихся художников: И. Репин, М. Врубель, В. Васнецов и др.
Тема 3.Народные праздники и обряды в жизни и искусстве. Традиции и современность (2ч.)
Планируемые предметные результаты изучения темы «Народные праздники и обряды в жизни и искусстве. Традиции и современность» в соответствии с требованиями ФГОС:
знать/понимать: народные традиции общения людей в совместном труде и забавах ; народные традиции общения людей в совместном труде и забавах
уметь:; выполнять рисунок по описанию, используя соответствующие художественные материалы.
Тема 4. Образ времени года в искусстве (2ч.)
Планируемые предметные результаты изучения темы «Образ времени года в искусстве» в соответствии с требованиями ФГОС:
знать/понимать:имена русских художников-пейзажистов и их наиболее значимые произведения.
уметь: построить тематическую композицию: изображать по памяти или по представлению предметы несложной формы в графике; применять художественно-выразительные средства графики.
Тема 5. Традиции и современность. Взаимоотношения людей в жизни и искусстве. Роль декоративно-прикладных искусств в повседневной жизни человека и общества (2ч.)
Планируемые предметные результаты изучения темы «Традиции и современность. Взаимоотношения людей в жизни и искусстве. Роль декоративно-прикладных искусств в повседневной жизни человека и общества» в соответствии с требованиями ФГОС:
знать/понимать \ истоки зарождения традиций, обычаев. ;наиболее значимые работы Е. Честнякова.
уметь творчески использовать выразительные средства в процессе создания собственной композиции: применять художественно-выразительные средства живописи в своей работе.
Тема 6. Сплав фантазии и реальности в образах фольклорных героев (2ч.)
Планируемые предметные результаты изучения темы «Сплав фантазии и реальности в образах фольклорных героев» в соответствии с требованиями ФГОС:
знать/пониматьгероев русских былин и сказок, сказок народов мира.
уметь: выразить в портрете особенности характера былинно-сказочных героев; анализировать содержание, образный язык произведений изобразительного искусства и литературы.
Раздел 3. Мудрость народной жизни в искусстве. 11часов. Художественная культура Древней Руси, и своеобразие, символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Древние корни народного искусства, специфика образно-символического языка. Искусство Древней Руси – фундамент русской культуры. Связь времен в народном искусстве. Орнамент как основа декоративного украшения. Истории и современное развитие Городецкой росписи по дереву. Произведения выдающихся художников: В. Суриков, Б. Кустодиев и др.
Тема 7. Русское народное деревянное зодчество. Польза и красота (5ч.)
Планируемые предметные результаты изучения темы «Польза и красота» в соответствии с требованиями ФГОС:
знать/понимать, как в жилище разных народов выражается представление об идеале, совершенстве; народную символику в убранстве избы; своеобразность декора разных регионов России; народную символику в убранстве избы; конструкцию русской избы; народную символику в городецкой росписи .
уметь: выбрать точку зрения и применить линейную и воздушную перспективы; выразить духовную целостность семьи посредством знаков-символов; применять приемы художественного конструирования объемных предметов; работать в творческих группах; применять художественные материалы и язык ДПИ (форма, пропорции, линия, ритм, цвет, масштаб) в творческой работе.
Тема 8. Образ народной жизни в опере-сказке «Снегурочка». Синтез искусств (3ч.)
Планируемые предметные результаты изучения темы «Образ народной жизни в опере-сказке «Снегурочка». Синтез искусств» в соответствии с требованиями ФГОС:
знать/понимать имена выдающихся мастеров слова, музыки, живописи и их произведения ; народные традиции в театральном искусстве.
уметь создавать эскизы декораций, используя выразительные возможности акварели; азработать эскизы костюмов мифологических и реальных героев;
Тема 9. Календарный праздник широкой масленицы как часть народной художественной культуры и современной жизни (3ч.)
Планируемые предметные результаты изучения темы «Календарный праздник широкой масленицы как часть народной художественной культуры и современной жизни». Синтез искусств» в соответствии с требованиями ФГОС:
знать/понимать: традиции Масленицы; проявление синтеза искусств на примере праздника Масленицы.
уметь: создавать тематическую композицию; работать в творческих группах; изображать фигуру человека в движении.
Раздел 4. Образ единения человека с природой в искусстве.7 часов Анималистический жанр и его особенности. Плакат как вид графики. Темы и содержание изобразительного искусства Др. Руси: А. Рублев «Троица». Национальные особенности орнамента в одежде разных народов. Изобразительное искусство как способ познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека.
Тема 10. Изображение в искусстве животного как объекта поклонения, изучения и опоэтизированного художественного образа (2ч.)
Планируемые предметные результаты изучения темы «Изображение в искусстве животного как объекта поклонения, изучения и опоэтизированного художественного образа». Синтез искусств» в соответствии с требованиями ФГОС:
знать/понимать: иметь представление об анималистическом жанре в искусстве; имена российских художников-анималистов: В. Ватагина, И. Ефимова,А. Сотникова и др.
уметь выразить повадки животных посредством изобразительного искусства.
Тема 11. Тема защиты и охраны природы и памятников культуры (1ч.)
Планируемые предметные результаты изучения темы «
Тема защиты и охраны природы и памятников культуры». в соответствии с требованиями ФГОС:
знать/понимать:специфику художественного языка плаката.
уметь: создать композицию для плаката; применять художественно-выразительные средства печатной графики.
Тема 12. Народный календарный праздник троицыной недели в жизни и искусстве (3ч.)
Планируемые предметные результаты изучения темы
«Народный календарный праздник троицыной недели в жизни и искусстве». в соответствии с требованиями ФГОС:
знать/понимать :образы Троицы в искусстве ;национальные особенности орнамента в одежде .;древние корни народного творчеств.
уметь: делать зарисовки по теме; выполнять тряпичную куклу.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» В V КЛАССЕ
НА КОНЕЦ УЧЕБНОГО ГОДА
Обучающийся научится:
проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
давать определение понятиям;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
осуществлять фиксацию изображений и звуков в ходе процесса обсуждения, проведения эксперимента, природного процесса, фиксацию хода и результатов проектной деятельности;
учитывать смысл и содержание деятельности при организации фиксации, выделять для фиксации отдельные элементы объектов и процессов, обеспечивать качество фиксации существенных элементов;
ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с наукой и религией;
осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям;
понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека;
определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное», «комическое» и «трагическое» и др. в произведениях пластических искусств и использовать эти знания на практике;
понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества;
осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений;
передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать своё отношение к негативным явлениям жизни и искусства;
осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города.
эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка;
понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве;
создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла в живописи, скульптуре, графике;
наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения изделий и предметов быта, ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
различать виды декоративно-прикладных искусств, понимать их специфику;
определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства;
Обучающийся получит возможность научиться:
самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;
использовать догадку, озарение, интуицию;
использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность; целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;
понимать гражданское подвижничество художника в выявлении положительных и отрицательных сторон жизни в художественном образе;
осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека;
анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников;
Формы организации учебных занятий:
фронтальная форма организации учебной работы;
индивидуальная форма организации работы;
групповая форма организации учебной деятельности;
парная форма учебной работы;
индивидуально-групповая форм;
урок «открытия нового знания»;
урок развивающего контроля;
урок-защита проекта;
урок творчества;
урок-зачёт;
урок-соревнование.
Основные виды учебной деятельности:
рисование под впечатлением от прочитанных литературных и просмотренных драматических произведений, от наблюдений с натуры;
рисование на белой бумаге акварельными, гуашевыми красками и на цветной, тонированной бумаге гуашью, цветными мелками;
декоративное творчество по мотивам народных промыслов и по народным фольклорным мотивам;
индивидуальное и коллективное творчество учащихся в технике аппликации и коллажа, используемое в оформлении школьных интерьеров;
изображение на плоскости (рисунок, живопись, аппликация), в объеме (из бумаги, картона, пластилина, глины), создание пространственных моделей (в макете из бумаги или пластилина).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 КЛАССА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ООО И ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММОЙ
I. Обучающиеся должны знать/понимать
истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
• особенности уникального крестьянского искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
• несколько народных художественных промыслов России;
II. К концу 5 класса обучающиеся должны уметь:
• различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII века);
• различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т. д.);
• выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора;
• пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
• выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
• создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);
• владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
• владеть навыком работы в конкретном материале (батик, витраж и т. п.);
Учебно- тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них |
Лабораторные и практические | Контрольные и диагностические материалы | Практические работы |
I. | Образ родной земли в изобразительном искусстве | 9 | | | |
| Тема 1. Образ плодородия земли в изобразительном искусстве(5ч.) | 5 | | | |
| Тема 2. Поэтический образ родной природы в изобразительном искусстве (4ч.) | 4 | | | |
II. | «Живая старина. Природные трудовые циклы в народной культуре и современной жизни и их образы в искусстве» | 8 | | | |
| Тема 3.Народные праздники и обряды в жизни и искусстве. Традиции и современность (2ч.) | 2 | | | |
| Тема 4. Образ времени года в искусстве (2ч.) | 2 | | | |
| Тема 5. Традиции и современность. Взаимоотношения людей в жизни и искусстве. Роль декоративно-прикладных искусств в повседневной жизни человека и общества (2ч.) | 2 | | | |
| Тема 6. Сплав фантазии и реальности в образах фольклорных героев (2ч.) | 2 | | | |
III. | « Мудрость народной жизни в искусстве» | 11 | | | |
| Тема 7. Русское народное деревянное зодчество. Польза и красота (5ч.) | 5 | | | |
| Тема 8. Образ народной жизни в опере-сказке «Снегурочка». Синтез искусств (3ч.) | 3 | | | |
| Тема 9. Календарный праздник широкой масленицы как часть народной художественной культуры и современной жизни (3ч.) | 3 | | | |
IV. | « Образ единения человека с природой в искусстве» | 6 | | | |
| Тема 10. Изображение в искусстве животного как объекта поклонения, изучения и опоэтизированного художественного образа (2ч.) | 2 | | | |
| Тема 11. Тема защиты и охраны природы и памятников культуры (1ч.) | 1 | | | |
| Тема 12. Народный календарный праздник троицыной недели в жизни и искусстве (3ч.) | 3 | | | |
| Выставка творческих работ. | 1 | | | |
| итого | 35 | | | |
Календарно- тематическое планирование
№ | Тема урока | Дата проведения по плану | Дата фактического проведения | Примечания |
Тема 1. Образ плодородия земли в изобразительном искусстве(5ч.) |
1 | Дары осени в натюрморте | | | |
2 | Колорит и образный строй натюрморта | | | |
3 | Осенние плоды в твоём натюрморте | | | |
4 | Осеннее настроение | | | |
5 | Чудо-дерево. Образ-символ «дерево жизни» в разных видах искусства. | | | |
Тема 2. Поэтический образ родной природы в изобразительном искусстве (4ч.) |
6 | Красота осеннего пейзажа в живописи | | | |
7 | Красота осеннего пейзажа в графике | | | |
8 | «Осенних дней очарованье» в книжной графике | | | |
9 | Осеннее настроение | | | |
Раздел II. «Живая старина. Природные трудовые циклы в народной культуре и современной жизни и их образы в искусстве» (8ч.) |
Тема 3.Народные праздники и обряды в жизни и искусстве. Традиции и современность (2ч.) |
10 | Человек и земля-кормилица. | | | |
11 | Ярмарка | | | |
Тема 4. Образ времени года в искусстве (2ч.) |
12 | Зимняя пора в живописи | | | |
13 | Зимняя пора в живописи (продолжение) | | | |
Тема 5. Традиции и современность. Взаимоотношения людей в жизни и искусстве. Роль декоративно-прикладных искусств в повседневной жизни человека и общества (2ч.) |
14 | Делу время -потехе – час. Искусство вокруг нас. | | | |
15 | Рукодельницы и мастера. | | | |
Тема 6. Сплав фантазии и реальности в образах фольклорных героев (2ч.) |
16 | Герои сказок и былин в творчестве мастеров искусства | | | |
17 | Изображение героев сказок и былин для школьной новогодней галереи. | | | |
Раздел III « Мудрость народной жизни в искусстве» (11ч.) |
Тема 7. Русское народное деревянное зодчество. Польза и красота (5ч.) |
18 | Памятники древнерусской архитектуры в музеях под открытым небом. | | | |
19 | Изба – творенье русских мастеров | | | |
20 | Фасад -лицо избы,окна – ее глаза | | | |
21 | Изба – модель мироздания | | | |
22 | Лад народной жизни и его образы в искусстве. Традиции и современность. | | | |
Тема 8. Образ народной жизни в опере-сказке «Снегурочка». Синтез искусств (3ч.) |
23 | Художник и театр. Декорации к опере – сказке «Снегурочка» | | | |
24 | Образы персонажей оперы – сказки «Снегурочка» | | | |
25 | Народные традиции в сценическом костюме к опере – сказке «Снегурочка» | | | |
Тема 9. Календарный праздник широкой масленицы как часть народной художественной культуры и современной жизни (3ч.) |
26 | Масленица - праздник конца зимы и начала весны | | | |
Итого за III четверть:10 уроков |
IV-я четверть(8 учебных недель, 8 уроков) |
27 | Гулянье на широкую Масленицу и образы его в искусстве | | | |
28 | Традиции оформления праздничной среды. | | | |
Раздел IV « Образ единения человека с природой в искусстве» (6 часов) |
Тема 10. Изображение в искусстве животного как объекта поклонения, изучения и опоэтизированного художественного образа (2ч.) |
29 | Животные – братья наши меньшие | | | |
30 | Животные и его повадки в творчестве скульпторов -аниматоров | | | |
Тема 11. Тема защиты и охраны природы и памятников культуры (1ч.) |
31 | Экологическая тема в плакате. | | | |
Тема 12. Народный календарный праздник троицыной недели в жизни и искусстве (3ч.) |
32 | Троицына неделя и её образы в искусстве | | | |
33 | Народный праздничный костюм | | | |
34 | Обрядовые куклы Троицыной недели. Традиции и современность. | | | |
35 | Выставка творческих работ. | | | |
Итого за IV четверть 9 уроков |
Итого за год 35 урока |
Учебно-методический комплекс.
Базоый учебник: Изобразительное искусство. 5 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова, Г.А.Поровская и др.; под.ред. Т.Я.шпикаловой. – М.: Просвещение, 2012
Основная литература:
Шпикалова Т.Я. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 5 класс: Пособие для учителей общеобразоват. учреждений /Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова, Г.А.Поровская. – М.: Просвещение, 2013
Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. 5-9 классы : программы общеобразовательных учреждений / Т. Я. Шпикалова [и др.] ; под рук. Т. Я. Шпикаловой. - М. : Просвещение, 2012.
Дополнительная литература:
1. Алехин. А. Д. Когда начинается художник. – М.: Просвещение, 1994.
5. Губницкий, С. С. Декоративно-оформительские работы. – М.: Профиздат, 1961.
6. Дмитриева, М. А. Краткая история искусств – М.: Детская литература, 1988.
7. Круглова О. русская народная резьба и роспись по дереву. – М., 1994
8. Круглова О.народная роспись северной Двины. – М., 1987
9. Лихачёв Д. Человек в культуре древней Руси. – Л., 1998
10. Лихачёв Д. Письма о добром и прекрасном. – М., 1985
11. Лихачёв Д. Русское искусство от древности до авангарда. – М.,1992
14. Маслова Г. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. – М.,1998
15. Маслова Г. народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах(19- начало 20 в.) – М.,1994
16.О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты– Волгоград: Учитель, 2009г.; . Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. – М.: Просвещение, 1984.
19. Половников, А. О. Русь деревянная. – М.: Просвещение, 1998.
20. Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания ИЗО в школе. М.: Агар, 1998.
25. Сокольникова, Н. М. Основы композиции. Ч. 2. – Обнинск: Титул, 1998.
26. Сокольникова, Н. М. Основы живописи. Ч. 3. – Обнинск: Титул, 1998.
27. В. А. Барадулин "Основы художественного ремесла". Москва "Просвещение" 1987
28. Т. Я. Шпикалова "Народное искусство на уроках декоративного рисования". Москва "Просвещение"
29. Изобразительное искусство. 5 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова, Г.А.Поровская и др.; под.ред. Т.Я.шпикаловой. – М.: Просвещение, 2012
30. Шпикалова Т.Я. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 5 класс: Пособие для учителей общеобразоват. учреждений /Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова, Г.А.Поровская. – М.: Просвещение, 2013
31. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. 5-9 классы : программы общеобразовательных учреждений / Т. Я. Шпикалова [и др.] ; под рук. Т. Я. Шпикаловой. - М. : Просвещение, 2012.