Планируемые результаты
освоения учебного предмета
Личностные результаты:
К личностным результатам, на становление которых оказывает влияние изучение курса информатики, можно отнести:
– ориентация обучающихся на реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
– принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
– российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм;
– готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
– уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
– осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
– готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД). На становление данной группы универсальных учебных действий традиционно более всего ориентирован раздел курса «Алгоритмы и элементы программирования». А именно, выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
На формирование, развитие и совершенствование группы познавательных универсальных учебных действий более всего ориентированы такие тематические разделы курса как «Информация и информационные процессы», «Современные технологии создания и обработки информационных объектов», «Информационное моделирование», «Обработка информации в электронных таблицах», а также «Сетевые информационные технологии» и «Основы социальной информатики». При работе с соответствующими материалами курса выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия.
При изучении разделов «Информация и информационные процессы», «Сетевые информационные технологии» и «Основы социальной информатики» происходит становление ряда коммуникативных универсальных учебных действий. А именно, выпускники могут научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств.
Предметные результаты:
Выпускник на базовом уровне научится:
– определять информационный объем графических и звуковых данных при заданных условиях дискретизации;
– строить логическое выражение по заданной таблице истинности; решать несложные логические уравнения;
– находить оптимальный путь во взвешенном графе;
– определять результат выполнения алгоритма при заданных исходных данных; узнавать изученные алгоритмы обработки чисел и числовых последовательностей; создавать на их основе несложные программы анализа данных; читать и понимать несложные программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня;
– выполнять пошагово (с использованием компьютера или вручную) несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных; – создавать на алгоритмическом языке программы для решения типовых задач базового уровня из различных предметных областей с использованием основных алгоритмических конструкций;
– использовать готовые прикладные компьютерные программы в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации;
– понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью вычислений (время работы, размер используемой памяти);
– использовать компьютерно-математические модели для анализа соответствующих объектов и процессов, в том числе оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов, а также интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов; представлять результаты математического моделирования в наглядном виде, готовить полученные данные для публикации;
– аргументировать выбор программного обеспечения и технических средств ИКТ для решения профессиональных и учебных задач, используя знания о принципах построения персонального компьютера и классификации его программного обеспечения;
– использовать электронные таблицы для выполнения учебных заданий из различных предметных областей;
- использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности составлять запросы в базах данных (в том числе вычисляемые запросы), выполнять сортировку и поиск записей в БД; описывать базы данных и средства доступа к ним; наполнять разработанную базу данных;
– создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с использованием возможностей современных программных средств; – применять антивирусные программы для обеспечения стабильной работы технических средств ИКТ;
– соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за персональным компьютером в соответствии с нормами действующих СанПиН.
Содержание учебного предмета
Основные содержательные линии общеобразовательного курса базового уровня для старшей школы расширяют и углубляют следующие содержательные линии курса информатики основной школы.
1. Информация и информационные процессы (определение информации, измерение информации, универсальность дискретного представления информации; процессы хранения, передачи и обработки информации в информационных системах; информационные основы процессов управления).
2. Компьютер и его программное обеспечение. Программная и аппаратная организация компьютеров и компьютерных систем. Архитектура современных компьютеров. Персональный компьютер. Многопроцессорные системы. Суперкомпьютеры. Распределенные вычислительные системы и обработка больших данных. Мобильные цифровые устройства и их роль в коммуникациях. Встроенные компьютеры. Микроконтроллеры. Роботизированные производства. Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тенденции развития аппаратного обеспечения компьютеров. Программное обеспечение (ПО) компьютеров и компьютерных систем. Различные виды ПО и их назначение. Особенности программного обеспечения мобильных устройств. Организация хранения и обработки данных, в том числе с использованием интернет-сервисов, облачных технологий и мобильных устройств.
3. Представление информации в компьютере. Системы счисления. Сравнение чисел, записанных в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления. Сложение и вычитание чисел, записанных в этих системах счисления.
4. Элементы теории множеств и алгебры логики. Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики. Операции «импликация», «эквивалентность». Примеры законов алгебры логики. Эквивалентные преобразования логических выражений. Построение логического выражения с данной таблицей истинности. Решение простейших логических уравнений. Нормальные формы: дизъюнктивная и конъюнктивная нормальная форма.
5. Современные технологии создания и обработки информационных объектов. Подготовка текстов и демонстрационных материалов. Средства поиска и автозамены. История изменений. Использование готовых шаблонов и создание собственных. Разработка структуры документа, создание гипертекстового документа. Стандарты библиографических описаний. Деловая переписка, научная публикация. Реферат и аннотация. Оформление списка литературы. Коллективная работа с документами. Рецензирование текста. Облачные сервисы. Создание и преобразование аудиовизуальных объектов. Ввод изображений с использованием различных цифровых устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров и т.д.). Обработка изображения и звука с использованием интернет- и мобильных приложений. Использование мультимедийных онлайн-сервисов для разработки презентаций проектных работ. Работа в группе, технология публикации готового материала в сети.
6. Обработка информации в электронных таблицах. Примеры использования динамических (электронных) таблиц на практике (в том числе — в задачах математического моделирования).
7. Алгоритмы и элементы программирования. Определение возможных результатов работы простейших алгоритмов управления исполнителями и вычислительных алгоритмов. Определение исходных данных, при которых алгоритм может дать требуемый результат. Этапы решения задач на компьютере. Операторы языка программирования, основные конструкции языка программирования. Типы и структуры данных. Кодирование базовых алгоритмических конструкций на выбранном языке программирования. Интегрированная среда разработки программ на выбранном языке программирования. Интерфейс выбранной среды. Составление алгоритмов и программ в выбранной среде программирования. Приемы отладки программ. Проверка работоспособности программ с использованием трассировочных таблиц. Разработка и программная реализация алгоритмов решения типовых задач базового уровня из различных предметных областей. Подпрограммы. Рекурсивные алгоритмы.
8. Информационное моделирование. Представление результатов моделирования в виде, удобном для восприятия человеком. Графическое представление данных (схемы, таблицы, графики). Реляционные (табличные) базы данных. Таблица — представление сведений об однотипных объектах. Поле, запись. Ключевые поля таблицы. Связи между таблицами. Схема данных. База данных как модель предметной области. Общие представления об информационных системах. Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач.
9. Сетевые информационные технологии. Принципы построения компьютерных сетей. Сетевые протоколы. Интернет. Адресация в сети Интернет. Система доменных имен. Браузеры. Аппаратные компоненты компьютерных сетей. Веб-сайт. Страница. Взаимодействие веб-страницы с сервером. Динамические страницы. Разработка интернет-приложений (сайты). Сетевое хранение данных. Облачные сервисы. Деятельность в сети Интернет. Расширенный поиск информации в сети Интернет. Использование языков построения запросов. Геолокационные сервисы реального времени. 10. Основы социальной информатики. Социальные сети — организация коллективного взаимодействия и обмена данными. Сетевой этикет: правила поведения в киберпространстве. Проблема подлинности полученной информации. Информационная культура. Государственные электронные сервисы и услуги. Мобильные приложения. Открытые образовательные ресурсы. Средства защиты информации в автоматизированных информационных системах (АИС), компьютерных сетях и компьютерах. Общие проблемы защиты информации и информационной безопасности АИС. Электронная подпись, сертифицированные сайты и документы. Техногенные и экономические угрозы, связанные с использованием ИКТ. Правовое обеспечение информационной безопасности.
Тематическое планирование
с указанием количества часов,
отводимых на изучение каждой темы
№ | Название темы | Количество часов |
1 | Информация и информационные процессы | 15 |
2 | Компьютер и его программное обеспечение | 6 |
3 | Представление информации в компьютере | 13 |
4 | Элементы теории множеств и алгебры логики | 23 |
5 | Современные технологии создания и обработки информационных объектов | 9 |
6 | Обработка информации в электронных таблицах | 12 |
7 | Алгоритмы и элементы программирования | 20 |
8 | Информационное моделирование | 16 |
9 | Сетевые информационные технологии | 9 |
10 | Основы социальной информатики | 5 |
| Итоговое повторение | 4 |
| Резерв учебного времени | 2 |
| Итого: | 136 |
Календарно-тематическое планирование Приложение
№ п/п | Раздел | Тема урока | Дата | Примечания |
план. | факт. |
1 | Обработка информации в электронных таблицах | Табличный процессор. Некоторые приемы ввода и редактирования данных | 01.09.23 | | |
2 | Обработка информации в электронных таблицах | Копирование и перемещение данных в электронных таблицах | 05.09.23 | | |
3 | Обработка информации в электронных таблицах | Редактирование и форматирование в табличном процессоре | 08.09.23 | | |
4 | Обработка информации в электронных таблицах | Встроенные функции и их использование. Математические и статистические функции. | 12.09.23 | | |
5 | Обработка информации в электронных таблицах | Логические функции. | 15.09.23 | | |
6 | Обработка информации в электронных таблицах | Финансовые функции | 19.09.23 | | |
7 | Обработка информации в электронных таблицах | Текстовые функции | 22.09.23 | | |
8 | Обработка информации в электронных таблицах | Инструменты анализа данных. Диаграммы | 26.09.23 | | |
9 | Обработка информации в электронных таблицах | Сортировка данных. Фильтрация данных | 29.09.23 | | |
10 | Обработка информации в электронных таблицах | Условное форматирование. Подбор параметра | 03.10.23 | | |
11 | Обработка информации в электронных таблицах | Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Обработка информации в электронных таблицах» (урок-практикум) | 06.10.23 | | |
12 | Обработка информации в электронных таблицах | Контрольная работа №1 «Обработка информации в электронных таблицах | 10.10.23 | | |
13 | Алгоритмы и элементы программирования | Понятие алгоритма. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритма | 13.10.23 | | |
14 | Алгоритмы и элементы программирования | Понятие сложности алгоритма. | 17.10.23 | | |
15 | Алгоритмы и элементы программирования | Алгоритмические структуры. Следование. Ветвление. | 20.10.23 | | |
16 | Алгоритмы и элементы программирования | Циклическая алгоритмическая конструкция | 24.10.23 | | |
17 | Алгоритмы и элементы программирования | Самостоятельная работа №1 «Алгоритмы и исполнители». | 27.10.23 | | |
18 | Алгоритмы и элементы программирования | Понятие структуры данных. Основные сведения о языке программирования Паскаль | 07.11.23 | | |
19 | Алгоритмы и элементы программирования | Примеры записи алгоритмов на языке программирования Паскаль | 10.11.23 | | |
20 | Алгоритмы и элементы программирования | Самостоятельная работа №2 «Запись алгоритмов на языке программирования Паскаль» | 14.11.23 | | |
21 | Алгоритмы и элементы программирования | Анализ программ с помощью трассировочных таблиц | 17.11.23 | | |
22 | Алгоритмы и элементы программирования | Функциональный подход к анализу программ | 21.11.23 | | |
23 | Алгоритмы и элементы программирования | Самостоятельная работа №3 «Анализ алгоритмов» | 24.11.23 | | |
24 | Алгоритмы и элементы программирования | Структурированные типы данных. Массивы | 28.11.23 | | |
25 | Алгоритмы и элементы программирования | Поиск элементов с заданными свойствами в одномерном массиве. Проверка соответствия элементов массива некоторому условию. | 01.12.23 | | |
26 | Алгоритмы и элементы программирования | Задачи на удаление. Вставку и перестановку элементов массива | 05.12.23 | | |
27 | Алгоритмы и элементы программирования | Сортировка массива | 08.12.23 | | |
28 | Алгоритмы и элементы программирования | Самостоятельная работа №4 «Способы заполнения и типовые приёмы обработки одномерных массивов» | 12.12.23 | | |
29 | Алгоритмы и элементы программирования | Самостоятельная работа №5 «Решение задач по обработке массивов» | 15.12.23 | | |
30 | Алгоритмы и элементы программирования | Структурное программирование. Вспомогательные алгоритмы. | 19.12.23 | | |
31 | Алгоритмы и элементы программирования | Рекурсивные алгоритмы. Самостоятельная работа №6 «Рекурсивные алгоритмы». | 22.12.23 | | |
32 | Алгоритмы и элементы программирования | Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Алгоритмы и элементы программирования» (урок-практикум) | 26.12.23 | | |
33 | Информационное моделирование | Модели и моделирование. Компьютерное моделирование | 29.12.23 | | |
34 | Информационное моделирование | Списки, графы, деревья и таблицы | 09.01.24 | | |
35 | Информационное моделирование | Моделирование на графах | 12.01.24 | | |
36 | Информационное моделирование | Самостоятельная работа №7 «Пути в графе» | 16.01.24 | | |
37 | Информационное моделирование | Знакомство с теорией игр | 19.01.24 | | |
38 | Информационное моделирование | Самостоятельная работа №8 «Дерево игры» | 23.01.24 | | |
39 | Информационное моделирование | Общие представления об информационных системах | 26.01.24 | | |
40 | Информационное моделирование | База данных как модель предметной области | 30.01.24 | | |
41 | Информационное моделирование | Реляционные базы данных | 02.02.24 | | |
42 | Информационное моделирование | Самостоятельная работа №9 «Информация в таблицах» | 06.02.24 | | |
43 | Информационное моделирование | Системы управления базами данных | 09.02.24 | | |
44 | Информационное моделирование | Работа в программной среде СУБД | 13.02.24 | | |
45 | Информационное моделирование | Проектирование базы данных | 16.02.24 | | |
46 | Информационное моделирование | Разработка базы данных | 20.02.24 | | |
47 | Информационное моделирование | Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Информационное моделирование» (урок-семинар) | 27.02.24 | | |
48 | Информационное моделирование | Контрольная работа №2 «Информационное моделирование» | 01.03.24 | | |
49 | Сетевые информационные технологии | Компьютерные сети, их аппаратное и программное обеспечение | 05.03.24 | | |
50 | Сетевые информационные технологии | Как устроен Интернет | | | |
51 | Сетевые информационные технологии | Самостоятельная работа № 10 «Основы построения компьютерных сетей» | | | |
52 | Сетевые информационные технологии | Информационные службы Интернета. | | | |
53 | Сетевые информационные технологии | Коммуникационные службы Интернета. Сетевой этикет | | | |
54 | Сетевые информационные технологии | Интернет как глобальная информационная система. Самостоятельная работа № 9 «Поисковые запросы в сети Интернет» | | | |
55 | Сетевые информационные технологии | Достоверность информации, представленной в сети. | | | |
56 | Сетевые информационные технологии | Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Сетевые информационные технологии» (урок-семинар) | | | |
57 | Сетевые информационные технологии | Контрольная работа №3 «Сетевые информационные технологии» | | | |
58 | Основы социальной информатики | Информационное общество | | | |
59 | Основы социальной информатики | Информационное право | | | |
60 | Основы социальной информатики | Информационная безопасность | | | |
61 | Основы социальной информатики | Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Основы социальной информатики» (урок-семинар) | | | |
62 | Основы социальной информатики | Тест по теме «Основы социальной информатики» | | | |
63 | Итоговое повторение | Основные идеи и понятия курса | | | |
64 | Итоговое повторение | Итоговая контрольная работа | | | |
65 | Резерв учебного времени | | | | |
66 | Резерв учебного времени | | | | |
67 | Резерв учебного времени | | | | |
68 | Резерв учебного времени | | | | |