Ростовская область Кашарский район х. Талловеров
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Талловеровская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю»
Директор МБОУ Талловеровской СОШ
Приказ от «27» августа 2018 №62
________ Переверзева Н.Н.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии
на 2018-2019 учебный год
Уровень общего образования, класс – основное общее образование, 6 класс
Количество часов - 1 час в неделю, всего- 32 часа
Учитель: Пудова Татьяна Петровна
Категория: высшая квалификационная
Программа разработана на основе: ФГОС, программы основного общего образования по географии. 5-9 классы / авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин.– М.: Дрофа, 2013 г.
Учебник: География. 6 класс. Учебник / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова – М.:Дрофа 2016 г.
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета «География» 6 класс
Личностные результаты изучения курса
Обучающийся должен обладать:
ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; опытом участия в социально значимом труде; осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению; коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности; пониманием ценности здорового образа жизни; основами экологической культуры.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
выявлять причины и следствия простых явлений;
осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.);
преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. д.);
определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
оценивать работу одноклассников;
в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство
(аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
использовать различные источники географической информации (картографические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой в решении учебных и практико-ориентированных задач;
анализировать, обобщать, интерпретировать географическую информацию;
по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием
разных источников географической информации;
строить простые планы местности;
моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ;
различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;
называть отличия в изучении Земли с помощью географии по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);
называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее
выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;
показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;
называть и показывать планеты Солнечной системы;
приводить примеры планет земной группы и планет-гигантов;
описывать уникальные особенности Земли как планеты;
находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети
на глобусе и карте;
работать с компасом;
ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков;
называть и показывать по карте основные географические объекты;
наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;
приводить примеры форм рельефа суши и дна океана;
объяснять особенности строения рельефа суши;
описывать погоду своей местности;
объяснять значение ключевых понятий.
В результате изучения предметаученик научится:
- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;
- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
- представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
- овладеет основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
- овладеет основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
- использовать разнообразные географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды, адаптации к условиям проживания,
- соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
ученик получит возможность научиться:
- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
- строить простые планы местности;
- создавать простейшие географические карты различного содержания;
- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
- использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
- оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития.
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией
II. Содержание учебного предмета
ВВЕДЕНИЕ (2 часа)
География — наука о природе Земли, ее населении, его хозяйственной деятельности, о связях между ними; значение науки для человека и общества; особенности начального курса.
Земля — планета Солнечной системы (повторение ранее изученного по природоведению о суточном и годовом движении Земли). Луна — спутник Земли. Развитие знаний о Земле; форма и размеры Земли. Современные географические исследования; формы их организации и методы.
Практическая работа№1 «Организация и обучение приёмам учебной работы: наблюдению за погодой и фенологическими явлениями».
Раздел 1. ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ (6ч)
План местности (3 часа)
Условные знаки плана. Масштабы плана. Стороны горизонта на местности и на плане. Относительная и абсолютная высота точки местности. Изображение неровностей земной поверхности на плане горизонталями.
Способы съемки плана местности. Общие приемы работы при глазомерной съемке плана местности. Особенности изображения своего или ближайшего населенного пункта (села, города или части города). Определение (примерно) местонахождения своей школы.
Использование планов местности в практической деятельности человека.
Практическая работа №2.Топографический диктант.
Практическая работа №3.Ориентирование на местности.
Географическая карта (3 часа)
Особенности изображения поверхности Земли на глобусе и карте полушарий, на аэрокосмических снимках. Градусная сетка на глобусе и географической карте. Меридианы и параллели. Определение направлений. Географические координаты. Условные знаки и масштабы карт. Изображение суши и океанов. Шкала высот и глубин. Абсолютная высота. Государство на карте мира.
Географические координаты своего населенного пункта и его высота над уровнем моря.
Использование географических карт в практической деятельности человека.
Практическая работа №4.Определение направлений по карте; определение географических координат по глобусу и карте (в том числе: своя местность).
Раздел 2. СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ. (25ч)
Литосфера (8 часов)
Внутреннее строение Земли (ядро, мантия). Земная кора — внешняя оболочка. Ее строение, свойства, современные исследования. Горные породы и минералы, слагающие земную кору. Полезные ископаемые Бурятии. Их свойства и использование человеком: рудные, горючие, строительные, химические и др.
Основные виды движений земной коры: вертикальные и горизонтальные. Землетрясения, извержения вулканов. Горячие источники и гейзеры.
Разнообразие рельефа земной коры. Основные формы рельефа земной поверхности: плоские, выпуклые (холм, гора), вогнутые (котловины, горная долина, овраг). Картографическое изображение этих форм, отметки высот и горизонтали.
Горы суши: их рельеф и строение (складчатые, глыбовые), различия по высоте. Изменения гор во времени при взаимодействии внутренних и внешних процессов. Влияние человека.
Равнины суши: их рельеф, различия по высоте. Изменения равнин во времени при взаимодействии внешних и внутренних процессов. Влияние человека.
Рельеф дна Мирового океана. Подводная окраина материков, ложе океана (котловины, срединно-океанические хребты), переходные области. Изучение рельефа дна Мирового океана.
Особенности рельефа своей местности.
Практическая работа №5 Изучение свойств горных пород и минералов (по образцам).
Практическая работа №6Определение по карте географического положения и высоты гор, равнин.
Практическая работа №7Обозначение на контурной карте названных объектов рельефа.
Гидросфера (8 часов)
Вода на Земле — как единая оболочка в разных ее частях. Три основные части: Мировой океан, воды суши, водяной пар в атмосфере. Свойства воды: условия перехода из одного состояния в другое, изменение объема при нагревании и охлаждении, вода — растворитель. Мировой круговорот воды, его значение в связи всех оболочек Земли. Мировой океан — основная часть гидросферы, его единство. Участки суши: материки и острова, их части — полуострова. Деление Мирового океана на четыре океана, каждый из которых имеет: моря (окраинные и внутренние), заливы, соединение их — проливы.
Свойства вод Мирового океана: соленость, температура. Движения вод (ветровые волны, цунами, приливы и отливы, океанские течения). Изучение океана.
Воды суши: подземные (грунтовые и межпластовые), поверхностные. Реки. Элементы речной долины. Речная система, бассейн реки и водораздел. Питание и уровень реки, зависимость реки от рельефа. Озера. Озерные котловины и их образование. Озера сточные и бессточные. Озерные воды (пресные, соленые). Ледники. Искусственные водоемы: каналы, водохранилища, пруды. Использование и охрана поверхностных вод.
Практическая работа №8Определение географического положения объектов: океана, моря, залива, полуострова, реки, озера, водохранилища (по выбору), обозначение их на контурной карте.
Атмосфера (7 часов)
Атмосфера и ее части. Значение атмосферы для жизни на Земле и меры против ее загрязнения. Изучение атмосферы. Характеристики состояния атмосферы: атмосферное давление, температура, водяной пар, облака, облачность, осадки, ветер. Способы определения средних температур, направлений преобладающих ветров, количества осадков (за сутки, месяц, год, многолетний период).
Погода,ее характеристика, причины ее изменений. Взаимосвязи между элементами погоды.
Климат, его характеристика, распределение солнечного света и тепла по Земле. Пояса освещенности. Описание климата своей местности, причины его особенностей: географическая широта, высота над уровнем океана, рельеф, растительность, преобладающие ветры, положение относительно океанов, горных хребтов и равнин.
Практическая работа №9. Наблюдение погоды и обработка собранных материалов (составление графика изменения t воздуха за сутки).
Разнообразие и распространение организмов на Земле. Биосфера (2 часа)
Разнообразие растений, животных, микроорганизмов на планете Земля. Взаимосвязи между организмами. Неравномерность распространения растений и животных на суше. Распространение организмов в океане.
Воздействие организмов на земные оболочки: атмосферу, гидросферу, земную кору. Своеобразие состава почвы, ее плодородие. Растения, животные, почвы своей местности.
Практическая работа №10. Описание растительного и животного мира, почв своей местности.
Раздел 3. НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ (2ч)
Численность населения Земли. Расовый состав (1час)
Общая численность населения Земли (приблизительно).
Основные человеческие расы; равенство рас.
Исследования Н. Н. Миклухо-Маклая, его вклад в науку.
Человек и природа (1час)
Человек как часть природы; его хозяйственная деятельность.
Мировые религии. Народы мира.
Основные типы населенных пунктов: городские поселения и сельские.
Государства на карте мира.
Своеобразие географических комплексов, образовавшихся при взаимосвязях и взаимодействии компонентов: природные условия, население, его хозяйственная деятельность в своем населенном пункте.
III.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\п | Наименование раздела Тема урока | Кол-во часов | Практические работы | Дата проведения |
план | факт |
| Введение. Земля как планета | 2 | | | |
1 | География как наука Путешествия и географические открытия | 1 | №1 . Организация и обучение приёмам учебной работы: наблюдению за погодой и фенологическими явлениями | 05.09 | |
2 | Земля – планета Солнечной системы. Форма и размеры Земли | 1 | - | 12.09 | |
| Раздел 1. Виды изображений поверхности Земли. | 6 | | | |
| 1.1 План местности | 3 | | 19.09 | |
3 | План местности. Условные знаки. Масштаб. | 1 | | 26.09 | |
4 | Ориентирование на местности. Компас. | 1 | №2. Топографический диктант | 02.10 | |
5 | Азимут | 1 | №3. Ориентирование на местности | 10.10 | |
| 1.2.Географическая карта | 3 | | | |
6 | Географическая карта. Градусная сеть. Параллели и меридианы. | 1 | - | 17.10 | |
7 | Географические координаты (широта, долгота) | 1 | - | 24.10 | |
8 | Работа с картой (урок-практикум.) | 1 | №4 Определение направлений по карте; определение географических координат по глобусу и карте (в том числе: своя местность). | 07.11 | |
| Раздел 2. Строение Земли. Земные оболочки. | 24 | | | |
| 2.1. Литосфера | 8 | | | |
9 | Внутреннее строение Земли. Методы изучения земных глубин. Земная кора и литосфера. | 1 | - | 14.11 | |
10 | Горные породы, слагающие земную кору. | 1 | №5 Изучение свойств горных пород и минералов (по образцам). | 21.11 | |
11 | Движение земной коры Землетрясения. | 1 | - | 28.11 | |
12 | Вулканы, горячие источники, гейзеры. | 1 | - | 05.12 | |
13 | Рельеф, его назначение для человека. Изображение рельефа на планах и картах. | 1 | - | 12.12 | |
14 | Горы. Разнообразие гор. Стихийные процессы в горах. | 1 | - | 19.12 | |
15 | Равнины. Образование равнин и их изменение во времени. | 1 | №6. Определение по карте географического положения и высоты гор, равнин. | 26.12 | |
16 | Рельеф дна Мирового океана К/р: Литосфера. | 1 | №7. Обозначение на контурной карте названных объектов рельефа. | 16.01 | |
| 2.2. Гидросфера | 8 | | | |
17 | Облик земного шара. Материки и океаны. Части мирового Океана. | 1 | - | 23.01 | |
18 | Свойство вод мирового океана. Температура и соленость вод. | 1 | №8. Определение географического положения объектов: океана, моря, залива, полуострова, реки, озера, водохранилища (по выбору), обозначение их на контурной карте. | 30.01 | |
19 | Движение вод в Мировом океане. Волны, цунами, приливы, отливы, течения. | 1 | - | 06.02 | |
20 | Круговорот воды в природе. | 1 | - | 13.02 | |
21 | Реки в природе и на географической карте. | 1 | - | 20.02 | |
22 | Озера. Ледники. Горное и покровное оледенение. | 1 | - | 06.03 | |
23 | Подземные воды. Межпластовые и грунтовые воды. Болота. | 1 | - | 13.03 | |
24 | Урок обобщения знаний по теме: Гидросфера. К/р | 1 | - | 20.03 | |
| 2. 3. Атмосфера | 7 | | | |
25 | Строение атмосферы. | 1 | | 03.04 | |
26 | Температура воздуха. | 1 | №9 Составление графика изменения t воздуха за сутки и год | 10.04 | |
27 | Атмосферное давление. Ветер. | 1 | - | 17.04 | |
28 | Атмосферные осадки облака. Погода и климат. Влияние погоды и климата на здоровье людей. | 1 | - | 24.04 | |
29 | Распределение тепла и света Причины, влияющие на климат. К/р | 1 | | 08.05 | |
30 | 2.4. Биосфера | 1 | - | 15.05 | |
31 | Разнообразие и распространение организмов на Земле. Организмы в Мировом океане. Понятие о природном комплексе. | 1 | №10. Описание растительного и животного мира, почв своей местности. - | 22.05 | |
| Раздел 3. Население Земли | 1 | | | |
32 | Человечество – единый биологический вид. Основные типы населённых пунктов. Человек и природа. Итоговая к/р. | 1 | | 29.05 | |
В соответствии с календарным графиком работы МБОУ Талловеровской СОШ, расписанием уроков на 2018-2019 учебный год количество часов по географии в 6 классе составляет 1 час в неделю – 35часов в год.
В связи с праздничными днями и перенесенными выходными днями в 2019г произошло уплотнение учебного материала до 32 часа в год. Недостаток учебного времени компенсирован путём интеграции тем курса. Программа будет пройдена за 32 часа.
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания Методического совета МБОУ Талловеровская СОШ от «27» августа 2018 г. №1 Никонова Н.Р. /________/ подпись руководителя МС | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР Никонова Н.Р. /________/ «27» августа 2018 года |