Пояснительная записка.
Рабочая программа по геометрии для 7 класса составлена на основании следующих нормативных документов:
- Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральный государственный образовательный стандарт ООО с изменениями и дополнениями;
- Образовательная программа МБОУ «Читканская СОШ»
- Учебный план МБОУ «Читканская СОШ» на 2022-2023 учебный год.
- Федеральный перечень учебников.
- Положение о разработке, структуре и утверждении рабочей программы
- Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического комплекта:
Рабочая программа по геометрии для 7 класса составлена на основе авторской программы А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко (Математика. 5-11 классы. А.Г. Мерзляк, М34 В.Б. Полонский, М.С. Якир и др. – М. : Вентана-Граф, 2016. – 152 с.) в соответствии со школьным учебным планом.
Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического комплекта:
Геометрия: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2016.
Геометрия: 7 класс: дидактические материалы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, Е.М. Рабинович, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2017.
Геометрия: 7 класс: методическое пособие / Е.В. Буцко, А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2017.
Место предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю), контрольных работ- 5. В учебном плане школы на изучение предмета отведено - 2 часа в неделю.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении геометрических задач.
Средством достижения этих результатов является:
система заданий учебников;
представленная в учебниках в явном виде организация материала по принципу минимакса;
использование совокупности технологий, ориентированных на развитие самостоятельности и критичности мышления: технология проблемного диалога, технология продуктивного чтения, технология оценивания.
Метапредметныерезультаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задания в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
устанавливать причинно-следственные связи, проводить доказательное рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) делать выводы;
умение иллюстрировать изученные понятия и свойства фигур, опровергать неверные утверждения;
компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий;
первоначальные представления об идеях и о методах геометрии как об универсальном языке науки и техники, о средствах моделирования явлений и процессов;
умение видеть геометрическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информации, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (чертежи, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении задачи и понимать необходимость их проверки;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные результаты:
осознание значения геометрии для повседневной жизни человека;
представление о геометрии как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
развитие умений работать с учебником математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической технологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
систематические знания о фигурах и их свойствах;
практически значимые геометрические умения и навыки, умение применять их к решению геометрических и негеометрических задач, а именно:
изображать фигуры на плоскости;
использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
измерять длины отрезков, величины углов, вычислять площади фигур;
распознавать и изображать равные, симметричные и подобные фигуры;
выполнять построения геометрических фигур с помощью циркуля и линейки;
читать и использовать информацию, представленную на чертежах, схемах;
проводить практические расчеты.
Содержание учебного предмета «Геометрия»
7 класс
1. Простейшие геометрические фигуры и их свойства
Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.
Основная цель — систематизировать знания учащихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; ввести понятие равенства фигур.
В данной теме вводятся основные геометрические понятия и свойства простейших геометрических фигур на основе наглядных представлений учащихся путем обобщения очевидных или известных из курса математики 1—6 классов геометрических фактов. Понятие аксиомы на начальном этапе обучения не вводится, и сами аксиомы не формулируются в явном виде. Необходимые исходные положения, на основе которых изучаются свойства геометрических фигур, приводятся в описательной форме. Принципиальным моментом данной темы является введение понятия равенства геометрических фигур на основе наглядного
понятия наложения. Определенное внимание должно уделяться практическим приложениям геометрических понятий.
Контрольных работ: 1
2. Треугольники
Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
Основная цель — ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков; ввести новый класс задач — на построение с помощью циркуля и линейки.
Признаки равенства треугольников являются основным рабочим аппаратом всего курса геометрии. Доказательство большей части теорем курса и также решение многих задач проводится по следующей схеме: поиск равных треугольников — обоснование их равенства с помощью какого-то признака — следствия, вытекающие из равенства треугольников. Применение признаков равенства треугольников при решении задач дает возможность постепенно накапливать опыт проведения доказательных рассуждений. На начальном этапе изучения и применения признаков равенства треугольников целесообразно использовать задачи с готовыми чертежами.
Контрольных работ: 1
3. Параллельные прямые. Сумма углов треугольника
Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.
Основная цель — ввести одно из важнейших понятий — понятие параллельных прямых; дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксиому параллельных прямых.
Признаки и свойства параллельных прямых, связанные с углами, образованными при пересечении двух прямых секущей (накрест лежащими, односторонними, соответственными), широко используются в дальнейшем при изучении четырехугольников, подобных треугольников, при решении задач, а также в курсе стереометрии.
Контрольных работ: 1
4. Окружность и круг. Геометрические построения.
Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам.
Основная цель — рассмотреть новые интересные и важные свойства треугольников.
В данной теме доказывается одна из важнейших теорем геометрии — теорема о сумме углов треугольника. Она позволяет дать классификацию треугольников по углам (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный), а также установить некоторые свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников.
Понятие расстояния между параллельными прямыми вводится на основе доказанной предварительно теоремы о том, что все точки каждой из двух параллельных прямых равноудалены от другой прямой. Это понятие играет важную роль, в частности используется в задачах на построение.
При решении задач на построение в 7 классе следует ограничиться только выполнением и описанием построения искомой фигуры. В отдельных случаях можно провести устно анализ и доказательство, а элементы исследования должны присутствовать лишь тогда, когда это оговорено условием задачи.
Контрольных работ: 1
5. Обобщение и систематизация знаний учащихся
Основная цель. Повторить, закрепить и обобщить основные ЗУН, полученные в 7 классе.
Контрольных работ: 1
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Учебно-тематический план
Номер раздела, название раздела | Всего часов на тему | Из них: |
теоретические занятия | Контр. работы | др. |
Простейшие геометрические фигуры и их свойства. | 15 | 12 | 1 | |
Треугольники. | 18 | 17 | 1 | |
Параллельные прямые. Сумма углов треугольника. | 16 | 15 | 1 | |
Окружность и круг. Геометрические построения. | 16 | 15 | 1 | |
Повторение и систематизация учебного материала | 5 | 4 | 1 | |
Итого | 70 | 65 | 5 | |
Тематическое планирование учебного материала. 7 класс
(2 часа в неделю, всего 70 часов)
№ урока | Темы разделов, уроков | Кол-во часов | примечание |
| Точки и прямые | 1 | |
| Точки и прямые | 1 | |
| Отрезок его длина | 1 | |
| Отрезок его длина | 1 | |
| Отрезок его длина | 1 | |
| Луч. Угол. Измерение углов | 1 | |
| Луч. Угол. Измерение углов | 1 | |
| Луч. Угол. Измерение углов | 1 | |
| Смежные и вертикальные углы | 1 | |
| Смежные и вертикальные углы | 1 | |
| Смежные и вертикальные углы | 1 | |
| Перпендикулярные прямые | 1 | |
| Аксиомы | 1 | |
| Повторение и систематизация учебного материала. | 1 | |
| Контрольная работа № 1 по теме «Простейшие геометрические фигуры и их свойства » | 1 | Стр.113. Е.В.Буцко, А.Г.Мерзляк, и др. методическое пос. 2019г. |
| Равные треугольники. Высота, медиана, биссектриса треугольника | 1 | |
| Равные треугольники. Высота, медиана, биссектриса треугольника | 1 | |
| Первый и второй признаки равенства треугольников | 1 | |
| Первый и второй признаки равенства треугольников | 1 | |
| Первый и второй признаки равенства треугольников | 1 | |
| Первый и второй признаки равенства треугольников | 1 | |
| Первый и второй признаки равенства треугольников | 1 | |
| Равнобедренный треугольник и его свойства | 1 | |
| Равнобедренный треугольник и его свойства | 1 | |
| Равнобедренный треугольник и его свойства | 1 | |
| Равнобедренный треугольник и его свойства | 1 | |
| Признаки равнобедренного треугольника | 1 | |
| Признаки равнобедренного треугольника | 1 | |
| Третий признак равенства треугольников | 1 | |
| Третий признак равенства треугольников | 1 | |
| Теоремы | 1 | |
| Повторение и систематизация учебного материала. | 1 | |
| Контрольная работа № 2 по теме: «Треугольники» | 1 | Стр.114. Е.В.Буцко, А.Г.Мерзляк, и др. методическое пос. 2019г. |
| Параллельные прямые | 1 | |
| Признаки параллельности прямых | 1 | |
| Признаки параллельности прямых | 1 | |
| Свойства параллельных прямых | 1 | |
| Свойства параллельных прямых | 1 | |
| Свойства параллельных прямых | 1 | |
| Сумма углов треугольника | 1 | |
| Сумма углов треугольника | 1 | |
| Сумма углов треугольника | 1 | |
| Сумма углов треугольника | 1 | |
| Прямоугольный треугольник | 1 | |
| Прямоугольный треугольник | 1 | |
| Свойства прямоугольного треугольника | 1 | |
| Свойства прямоугольного треугольника | 1 | |
| Повторение и систематизация учебного материала. | 1 | |
| Контрольная работа № 3 по теме «Параллельные прямые. Сумма углов треугольника» | 1 | Стр.117. Е.В.Буцко, А.Г.Мерзляк, и др. методическое пос. 2019г. |
| Геометрическое место точек. Окружность и круг. | 1 | |
| Геометрическое место точек. Окружность и круг. | 1 | |
| Некоторые свойства окружности. Касательная к окружности. | 1 | |
| Некоторые свойства окружности. Касательная к окружности. | 1 | |
| Некоторые свойства окружности. Касательная к окружности. | 1 | |
| Описанная и вписанная окружности треугольника | 1 | |
| Описанная и вписанная окружности треугольника | 1 | |
| Описанная и вписанная окружности треугольника | 1 | |
| Задачи на построение | 1 | |
| Задачи на построение | 1 | |
| Задачи на построение | 1 | |
| Метод геометрических мест точек в задачах на построение | 1 | |
| Метод геометрических мест точек в задачах на построение | 1 | |
| Метод геометрических мест точек в задачах на построение | 1 | |
| Повторение и систематизация учебного материала. | 1 | |
| Контрольная работа № 4 по теме «Окружность и круг. Геометрические построения» | 1 | Стр.120. Е.В.Буцко, А.Г.Мерзляк, и др. методическое пос. 2019г. |
| Упражнения для повторения курса 7 класса | 1 | |
| Упражнения для повторения курса 7 класса | 1 | |
| Упражнения для повторения курса 7 класса | 1 | |
| Упражнения для повторения курса 7 класса | 1 | |
| Итоговая контрольная работа №5 | 1 | Стр.122. Е.В.Буцко, А.Г.Мерзляк, и др. методическое пос. 2019г. |
ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ
Дата и тема непроведенного урока | Причина, номер приказа | Способ корректировки | Дата и тема урока с учетом корректировки |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |