ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Геометрия» составлена на основе и с учетом следующих документов и материалов:
(статья 11, 12, 28), от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ, вступил в силу с
01.09.2013г.
общего образования (приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010
г. №1897).
Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об
утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях". Зарегистрирован в Минюсте РФ
3 марта 2011 г.
Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ «Верхнехавская СОШ №2».
Примерные программы по учебным предметам. Математика 5-9 классы - 3-е издание, переработанное – М. Просвещение. 2011 – 64с (Стандарты второго поколения)
Программы к учебнику Л. С. Атанасяна и других. 7-9 классы: учебное пособие для общеобразоват. организаций / В.Ф. Бутузов – М.: Просвещение, 2017.
Сборник рабочих программ. Геометрия 7 – 9 классы.
(сост. Т.А. Бурмистрова - М.: «Просвещение», 2014)
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебников: Геометрия 7-9 авторского коллектива Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф и др.
Класс | Количество часов в неделю | Количество учебных недель | Количество часов в год |
7 | 2 | 34 | 68 |
8 | 2 | 34 | 68 |
9 | 2 | 34 | 68 |
УМК:
Геометрия 7-9 Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф. и др Москва Просвещение 2016
Геометрия рабочая тетрадь 7, 8, 9 кл. Глазков Ю. А., Камаев П. М. Москва Экзамен 2017
Дидактические материалы и методические рекомендации для учителя Мищенко Т. М. Москва Экзамен 2016
Геометрия Дидактические материалы Зив Б. Г Москва Просвещение 2014
Календарно – тематическое планирование предмета «Геометрия» по каждому классу входит в структуру данной рабочей программы в виде приложений:
КТП для 7 класса (приложение № 1)
КТП для 8 класса (приложение № 2)
КТП для 9 класса (приложение № 3)
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики
3) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
4) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
5) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факт;
6) креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;
7) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
8) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
1) умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения цели, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
2) умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
3) умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
4) осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
5) умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
6) умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
7) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
8) формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетент-ности);
9) формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
10) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
11) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
12) умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
13)умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость ихпроверки;
14) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
15) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
16) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
17) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
предметные:
1)овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, вектор, координаты) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
2) умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
3)овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
4) овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
5) усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне — о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
6) умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объёмов геометрических фигур;
7) умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
7 класс
Наглядная геометрия
Выпускник научится:
1) распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;
2) вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.
Выпускник получит возможность:
3)вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов.
Геометрические фигуры
Выпускник научится:
1) пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
2)распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
Выпускник получит возможность:
3)овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом перебора вариантов.
Измерение геометрических величин
Выпускник научится:
1)использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла;
Выпускник получит возможность:
2)вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, , треугольников.
8 класс
Наглядная геометрия
Выпускник научится:
1) распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;
2)определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;
Выпускник получит возможность:
3) вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
Геометрические фигуры
Выпускник научится:
1)находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0 до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, подобие, симметрии, поворот, параллельный перенос);
Выпускник получит возможность:
2)овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование.
Измерение геометрических величин
Выпускник научится:
1)вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя формулы длины окружности и длины дуги окружности, формулы площадей фигур;
2)вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций, кругов и секторов;
Выпускник получит возможность:
7)вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников.
9 класс
Наглядная геометрия
Выпускник научится:
1) распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;
2)распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;
Выпускник получит возможность:
3)вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
4)углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
5)применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.
Геометрические фигуры
Выпускник научится:
1)оперировать с начальными понятиями тригонометрии и выполнять элементарные операции над функциями углов;
2)решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
3)решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
4) решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Выпускник получит возможность:
5)овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;
6)приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении геометрических задач;
7)овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;
8)научиться решать задачи на построение методом геометрического места точек и методом подобия;
9)приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ;
10)приобрести опыт выполнения проектов по темам: «Геометрические преобразования на плоскости», «Построение отрезков по формуле».
Измерение геометрических величин
Выпускник научится:
1)вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций, кругов и секторов;
2)вычислять длину окружности, длину дуги окружности;
3)решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур;
4) решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).
Выпускник получит возможность:
5)вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников, круга и сектора;
6)вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности;
7)приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении задач на вычисление площадей многоугольников.
Координаты
Выпускник научится:
1) вычислять длину отрезка по координатам его концов; вычислять координаты середины отрезка;
2)использовать координатный метод для изучения свойств прямых и окружностей
Выпускник получит возможность:
3)овладеть координатным методом решения задач на вычисление и доказательство;
4)приобрести опыт использования компьютерных программ для анализа частных случаев взаимного расположения окружностей и прямых;
5)приобрести опыт выполнения проектов на тему «Применение координатного метода при решении задач на вычисление и доказательство».
Векторы
Выпускник научится:
1)оперировать с векторами: находить сумму и разность двух векторов, заданных геометрически, находить вектор, равный произведению заданного вектора на число;
2)находить для векторов, заданных координатами: длину вектора, координаты суммы и разности двух и более векторов, координаты произведения вектора на число, применяя при необходимости сочетательный, переместительный и распределительный законы;
3) вычислять скалярное произведение векторов, находить угол между векторами, устанавливать перпендикулярность прямых.
Выпускник получит возможность:
4)овладеть векторным методом для решения задач на вычисление и доказательство;
5)приобрести опыт выполнения проектов на тему «Применение векторного метода при решении задач на вычисление и доказательство».
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
7класс.
Глава 1.Начальные геометрические сведения
Прямая и отрезок. Луч и угол. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков. Измерение углов. Перпендикулярные прямые. Решение задач.
Глава 2. Треугольники
Первый признак равенства треугольников. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Второй и третий признаки равенства треугольников. Задачи на построение. Решение задач.
Глава 3. Параллельные прямые
Признаки параллельности двух прямых. Аксиома параллельности прямых. Решение задач.
Глава 4. Соотношения между сторонами и углами треугольника
Сумма углов треугольника. Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника. Некоторые свойства прямоугольных треугольников. Построение треугольника по трем элементам.
Повторение. Решение задач.
8 класс.
Глава 5.Четырехугольники
Многоугольник. Параллелограмм и трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат. Решение задач.
Глава 6.Площадь
Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.
Глава7. Подобные треугольники
Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Глава 8. Окружность
Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.
Повторение. Решение задач.
9 класс.
Глава 9. Векторы. Метод координат.
Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам.
Глава 10. Метод координат.
Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.
Глава 11. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.
Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.
Глава 12. Длина окружности и площадь круга.
Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.
Глава 13. Движения.
Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.
Глава 14. Начальные сведения из стереометрии.
Предмет стереометрии. Призма. Параллелепипед. Пирамида. Цилиндр.
Об аксиомах геометрии.
Беседа об аксиомах геометрии.
Повторение. Решение задач.
Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 9 класса. Подготовка к ГИА.