«Петровские преобразования в искусстве»
1. Изменение архитектуры.
Архитектура в России потерпела некоторые изменения с приходом Европейской культуры, которая так привлекала Петра. В начале 18 века был популярен стиль ренессанс, барокко и классицизм. Начались обширные строения городов с прямоугольными, лучевыми и веерными планировками и строгой прямоугольностью улиц.
С сооружением городов, конечно же, появятся постройки, которые будто приковывают к себе внимание всех проходящих мимо. Это дворцы, церкви и храмы.
Наиболее ярким элементом в архитектуре стало применение ордерной системы.
Вооружения, принадлежащие к началу 18 века, построенные при Петре I, отличались строгостью, отсутствием декоративности и простотой. Возьмём, к примеру, Д. Трезине и А. Шлютер Летний дворец Петра; Д. Трезине Петропавловский собор; Ф. Рестрелли Екатеринский дворец ; Собор Смольного монастыря .
Постройки Ф. Рестрелли, возведенные уже при Екатерине II и принадлежащие к стилю барокко, нарядны и торжественны. Они богато украшены скульптурами, пышны, эффектны, прославляют могущество и богатство государства императрицы.
2. Живопись.
Изменение в живописи начинаются с Петровской эпохи. Складывается искусство станковой картины и композиционного строя. В произведениях начало появляться новое понимание передачи пространства и объема. Художники стали овладевать техникой масляной живописи. Обострилось чувство фактуры.
Художники научились передавать конкретные свойства предметов, например, мягкость бархата, жесткость меха и тяжесть золотой парчи.
Изображение тела человека было довольно трудной и тяжёлой задачей. В начале 18 века живопись была представлена станковыми произведениями, монументальной росписью в виде панно и плафонов миниатюрным письмом. Художники осваивают аллегорические и мифологические сюжеты.
Примеры: А.Антропов портрет А.В.Бутурлной; И.Аргунов портрет неизвестной в русском костюме; И. Вишняков портрет Сары Э.Фермор; Ф.Рокотов портрет А.П.Струйской; Д.Левицкой портрет А.П.Демидова; В.Боровиковской портрет М.И.Лопухиной.
3.Скульптура.
Скульптура подобно живописи с первых шагов овладевает искусством портрета, декоративного барельефа, монументальной статуи, медальерным делом. Было распространено восковое и бронзовое литьё, реже мрамор и белый камень. Широко использовали лепнину из алебастра, терракота и резьбу по дереву.
Впервые русский человек познакомился со скульптурой в Версале итальянских садов.
Знаменитый скульптор того времени Бартоломео Карло Растрелли (1675-1744 г.)
Он приехал в Россию в 1716 г. Растрелли много работал над образом Петра I .А так же одним из его созданий является скульптурная композиция, скульптура императрицы Анны Иоанновны с арапчонком.
4.Ювелирное искусство.
Само слово «ювелир» столь привычное для нас сейчас. Пришло в начале 18 века на смену старому русскому названию «золотых и серебряных дел мастер».
Ювелирное искусство пришло в Россию из Европы. На протяжение веков развитие ювелирного искусства тесно связано с модой и покроем пошива одежды. В начале 18 века украшения не сильно отличались от изделий 17 века. Так же использовались украшения разных форм и размеров, с разнообразным декором. (От скромных серебряных со стёклами до золотых, обильно дополненными алмазами, рубинами и другими драгоценными камнями).
Ещё одним изысканным украшением костюма были пуговицы. Они были разной формы и размера: круглые, плоские, шарообразные, куполовидные и т.д. Их изготавливали из меди, серебра и золота.
Пуговицы были гладкие, узорчатые с гравировкой и драгоценными камнями. По мастерству изготовления медные пуговицы превосходили серебряные.
Во второй четверти 18 века в Москве были созданы цеховые объединения по изготовлению ювелирных украшений. В 1700г. Пётр I ввёл указ о ношении костюмов на западноевропейский манер. Новые костюмы естественно, требовали новых украшений. Среди русских ювелирных искусств в первые появились броши, диадемы, пряжки для обуви и платьев и т. д.
За двадцать пять лет после указа новый костюм прочно вошёл в быт дворян. Хотя, одежда купечества, мещан и крестьян не потерпела никаких изменений.
Таким образом, Петр 1 стал ключевой фигурой в развитии русского искусства.