СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Становление новой культуры в 30-е годы.».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

План урока

 

Предмет: ОУД 02. Русская литература

Преподаватель: Шапиева   Д. Ш.

Группа № ______________

Тема урока: «Становление новой культуры в 30-е годы.»

Тип урока: комбинированный

Цели:

а) образовательная: развитие речи, мышления.

б) развивающая: формирование у обучающихся самостоятельности, наблюдательности, трудолюбия, умения сравнивать, делать вывод;

в) воспитательная: прививать чувства ответственности и сознательного отношения к изучаемому материалу.

Оборудование урока: персональный  компьютер, мультимедийный проектор конспект, учебник

Литература: Русская литература, учебник для СПО,  Г.А.  Обернихина.

Электронные образовательные ресурсы: ресурсы федеральных образовательных порталов.

Ход урока

  1. Организационный момент: Приветствие группы, проверка дежурства, состояние кабинета, наличие студентов, готовность к занятиям.
  2. Проверка знаний студентов: Проверка наличия и ведения конспектов; проверка домашнего задания; опрос.
  3. Сообщение темы урока, постановка цели задачи: Актуализация и мотивация познавательной деятельности студентов.

Вопросы для самоконтроля:

1.Какая тема является главной в творчестве Есенина? (тема Родины)

2. В каком стихотворении Есенин заявляет о себе как настоящий поэт?  (“Гой ты, Русь моя родная”)

3. С чем связаны любимые образы поэта? (с природой)

4.  Какие образы использует в изображении природы Есенин? (использует образы народной поэзии, часто прибегает к приему олицетворения.)

5.  С чем он сопоставляет явления природы? (с событиями человеческой жизни)

4. Изложение нового материала. Методика: Лекция с элементами беседы

 

Становление новой культуры в 1930-е годы.

Это годы массовых репрессий и голод, годы невыплаканных слёз и страданий миллионов. Годы, в которые, казалось бы, писать было невозможно вообще. Но и не писать было нельзя. Другой вопрос — как писать и почему.

Многие писатели слова свято верили в идеалы победившей революции, отождествляя их с идеалами всеобщего равенства и счастья, и не замечали или не хотели замечать, что это «счастье» строится на крови, смертях миллионов.

Литература должна была стать «колесиком и винтиком» в гигантском механизме переделки сознания масс и подчинения их идеям тоталитаризма. Механизм этот не коснулся тех, кто успел эмигрировать и продолжал развивать отечественную культуру, уже находясь за границами новой империи. Те же, кто остался на родине, кто хотел заниматься литературным творчеством и иметь своего читателя, не могли оставаться полностью независимыми.

 Сложнее всего было тем писателям, которые уже имели собственный художественный опыт. Это такие мастера слова, как В. В. Вересаев, М. М. Пришвин, О. Э. Мандельштам, Л. Л. Ахматова, Б. Л. Пастернак и другие. Высокий культурный уровень и элементарная честность не позволяли им, даже идя на какие-то вынужденные компромиссы, изменять себе и своему мастерству в главном.

Утрата нравственных ценностей и духовности были той плодотворной почвой, на которой формировался и рос так называемый «новый человек, который вынужден был жить, повинуясь инстинкту самосохранения. И именно его, только ещё более упрощённого и канонизированного в соответствии с самим духом эпохи, пыталась отразить литература официальная.

Конечно, в эти десятилетия появляются и такие сложнейшие произведения, как «Жизнь Клима Самгина» Максима Горького, «Тихий Дон» М. А. Шолохова. Пишут М. А. Булгаков, А. II. Платонов, Б. Л. Пастернак, М. М. Зощенко, М. М. Пришвин, К. Г. Паустовский, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам и другие. Однако в 1930-е гг. в литературу приходят сотни молодых авторов, жаждущих отразить своё видение мира.

Вдохновляемые гигантскими темпами развернувшейся в стране индустриализации и направляемые Союзом писателей, литераторы едут на крупнейшие стройки, чтобы, приобщившись к труду миллионов, запечатлеть его в своих художественных полотнах.

 В романах и повестях «Соть» Л. М. Леонова, «Гидроцентраль» М. С. Шагинян, «Время, вперёд!» В. Г1. Катаева, «Педагогическая поэма» А. С. Макаренко и многих других нашёл широкое отражение героизм труда . Интерес к психологии человека в революционные годы и в период послереволюционных преобразований активизировал в литературе жанр романа воспитания. Именно к этому жанру относятся произведения Николая Островского «Как закалялась сталь» и выдающегося педагога Антона Макаренко «Педагогическая поэма».

Так, роман-исповедь «Как закалялась сталь» стал своего рода «учебником жизни» для нескольких поколений советской молодёжи. Цитата из этого произведения «Самое дорогое у человека — это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы...» — стала одной из самых популярных в советское время. Однако главный образ этого произведения Павки Корчагина был испорчен толкованием его как образца для слепого подражания. Только недавно стало известно, что редакторы этой книги намеренно сократили в ней фрагменты, раскрывающие трагедию одиночества этого мужественного бойца революции.

Особую роль в литературе этого времени приобрёл исторический роман Алексея Толстого «Пётр Первый», в котором воссоздана широкая картина жизни России конца XVII — начала XVIII века. «Чтобы понять тайну русского народа, его величие, нужно хорошо и глубоко узнать его прошлое, нашу историю, коренные узлы её, трагические и творческие эпохи, в которых завязывался русский характер», — так определил свою задачу А.Н. Толстой в этом романе, поэтому и обратился к Петровской эпохе в поисках разгадки русского характера.

            Образы русских умельцев, творцов и носителей многовековой народной культуры находит читатель в сказах П. П. Бажова «Малахитовая шкатулка», насыщенных образами и интонациями уральского фольклора. Осмыслению проблемы «человек и природа», взаимозависимости, единства мира человека и мира природы посвящена повесть М. М. Пришвина «Женьшень». Утверждение красоты, светлых начал в душе человека, любви, силы творческой энергии и подвига находим мы в «Северной повести», многочисленных рассказах и маленьких повестях «Созвездие Гончих Псов», «Тарас Шевченко» К. Г. Паустовского.

Особенно непросто развивается в этот период поэзия. Массовая песня несла печать «социального заказа».

По-разному сложилась жизненная и творческая судьба у нового поколения авторов Бориса Корнилова, Павла Васильева, Михаила Исаковского, Александра Прокофьева, Михаила Светлова и др., посвятивших поэзию осмыслению послереволюционных преобразований. Так, песня на слова Б. Корнилова и музыку Д. Шостаковича из кинофильма «Встречный» («Нас утро встречает прохладой») стала одним из символов советской эпохи.

Однако 20 лет она звучала по всей стране без упоминания имени поэта, поскольку в 1937 году он по обвинению в написании и распространении «контрреволюционных произведений» был арестован и расстрелян.

 Таким образом, в 30- 40-е годы продолжаются начатые ещё в годы революции и гражданской войны процессы физического уничтожения неугодных писателей, их публичного преследования, беспощадной критики и нравственного уничтожения в прессе.

            Эпоха сталинизма, тоталитарная система накладывали свой отпечаток на всё. Однако и в это время, хотя и не без его влияния, а нередко — и вопреки ему, в русской литературе создавали и подлинно художественные произведения, по праву вошедшие в сокровищницу мирового искусства. Не все из них пришли к читателю при жизни авторов, многие так и остались незавершёнными, а иные опубликованы впервые лишь в последние десятилетия. Некоторые произведения, хотя и были широко известны, слишком упрощённо, явно в угоду времени трактовались критикой (что, впрочем, в ряде случаев было спасительным для их авторов).

И, конечно же, литературу 1930-х-начала 40-х гг. нельзя себе представить без творчества М. Л. Булгакова, М. М. Зощенко, А. П. Платонова, К. Г. Паустовского, М. М. Пришвина, Л. М. Леонова, II. II. Бажова и многих других авторов, в чьих произведениях верность общечеловеческим идеалам, утверждение истинного добра и красоты реальной жизни занимало одно из ведущих мест. По-разному чувствуя и художественно осмысляя своё время и себя в нём, они отражают его противоречивое движение в различных по творческой манере, стилю, жанрам произведениях, которые до сих пор не оставляют читателя равнодушным. В истории русской литературы 30-х начала 40-х гг. XX в.— период сложный и противоречивый. Только сейчас мы открываем многие его страницы, которые были неизвестны нам ранее.

 

5.Закрепление изученного материала.

 

  1. О чем говорят 30 годы в народе? (Это годы массовых репрессий и голод, годы невыплаканных слёз и страданий миллионов.)
  2. Каким писателям было сложнее всего в 30 годы? (В. В. Вересаев, М. М. Пришвин, О. Э. Мандельштам, Л. Л. Ахматова, Б. Л. Пастернак и другие.)
  3. Какие года считаются сложными и противоречивыми в истории русской литературы? (30-х начала 40-х гг. XX в.)

 

 

 

6. Подведение итогов урока: вывод о достижении цели занятия.

7. Домашнее задание:.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
««Становление новой культуры в 30-е годы.».»

План урока


Предмет: ОУД 02. Русская литература

Преподаватель: Шапиева Д. Ш.

Группа № ______________

Тема урока: «Становление новой культуры в 30-е годы.».

Тип урока: комбинированный

Цели:

а) образовательная: развитие речи, мышления.

б) развивающая: формирование у обучающихся самостоятельности, наблюдательности, трудолюбия, умения сравнивать, делать вывод;

в) воспитательная: прививать чувства ответственности и сознательного отношения к изучаемому материалу.

Оборудование урока: персональный компьютер, мультимедийный проектор конспект, учебник

Литература: Русская литература, учебник для СПО, Г.А. Обернихина.

Электронные образовательные ресурсы: ресурсы федеральных образовательных порталов.

Ход урока

  1. Организационный момент: Приветствие группы, проверка дежурства, состояние кабинета, наличие студентов, готовность к занятиям.

  2. Проверка знаний студентов: Проверка наличия и ведения конспектов; проверка домашнего задания; опрос.

  3. Сообщение темы урока, постановка цели задачи: Актуализация и мотивация познавательной деятельности студентов.

Вопросы для самоконтроля:

1.Какая тема является главной в творчестве Есенина? (тема Родины)

2. В каком стихотворении Есенин заявляет о себе как настоящий поэт? (“Гой ты, Русь моя родная”)

3. С чем связаны любимые образы поэта? (с природой)

4. Какие образы использует в изображении природы Есенин? (использует образы народной поэзии, часто прибегает к приему олицетворения.)

5. С чем он сопоставляет явления природы? (с событиями человеческой жизни)

4. Изложение нового материала. Методика: Лекция с элементами беседы


Становление новой культуры в 1930-е годы.

Это годы массовых репрессий и голод, годы невыплаканных слёз и страданий миллионов. Годы, в которые, казалось бы, писать было невозможно вообще. Но и не писать было нельзя. Другой вопрос — как писать и почему.

Многие писатели слова свято верили в идеалы победившей революции, отождествляя их с идеалами всеобщего равенства и счастья, и не замечали или не хотели замечать, что это «счастье» строится на крови, смертях миллионов.

Литература должна была стать «колесиком и винтиком» в гигантском механизме переделки сознания масс и подчинения их идеям тоталитаризма. Механизм этот не коснулся тех, кто успел эмигрировать и продолжал развивать отечественную культуру, уже находясь за границами новой империи. Те же, кто остался на родине, кто хотел заниматься литературным творчеством и иметь своего читателя, не могли оставаться полностью независимыми.

Сложнее всего было тем писателям, которые уже имели собственный художественный опыт. Это такие мастера слова, как В. В. Вересаев, М. М. Пришвин, О. Э. Мандельштам, Л. Л. Ахматова, Б. Л. Пастернак и другие. Высокий культурный уровень и элементарная честность не позволяли им, даже идя на какие-то вынужденные компромиссы, изменять себе и своему мастерству в главном.

Утрата нравственных ценностей и духовности были той плодотворной почвой, на которой формировался и рос так называемый «новый человек, который вынужден был жить, повинуясь инстинкту самосохранения. И именно его, только ещё более упрощённого и канонизированного в соответствии с самим духом эпохи, пыталась отразить литература официальная.

Конечно, в эти десятилетия появляются и такие сложнейшие произведения, как «Жизнь Клима Самгина» Максима Горького, «Тихий Дон» М. А. Шолохова. Пишут М. А. Булгаков, А. II. Платонов, Б. Л. Пастернак, М. М. Зощенко, М. М. Пришвин, К. Г. Паустовский, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам и другие. Однако в 1930-е гг. в литературу приходят сотни молодых авторов, жаждущих отразить своё видение мира.

Вдохновляемые гигантскими темпами развернувшейся в стране индустриализации и направляемые Союзом писателей, литераторы едут на крупнейшие стройки, чтобы, приобщившись к труду миллионов, запечатлеть его в своих художественных полотнах.

В романах и повестях «Соть» Л. М. Леонова, «Гидроцентраль» М. С. Шагинян, «Время, вперёд!» В. Г1. Катаева, «Педагогическая поэма» А. С. Макаренко и многих других нашёл широкое отражение героизм труда . Интерес к психологии человека в революционные годы и в период послереволюционных преобразований активизировал в литературе жанр романа воспитания. Именно к этому жанру относятся произведения Николая Островского «Как закалялась сталь» и выдающегося педагога Антона Макаренко «Педагогическая поэма».

Так, роман-исповедь «Как закалялась сталь» стал своего рода «учебником жизни» для нескольких поколений советской молодёжи. Цитата из этого произведения «Самое дорогое у человека — это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы...» — стала одной из самых популярных в советское время. Однако главный образ этого произведения Павки Корчагина был испорчен толкованием его как образца для слепого подражания. Только недавно стало известно, что редакторы этой книги намеренно сократили в ней фрагменты, раскрывающие трагедию одиночества этого мужественного бойца революции.

Особую роль в литературе этого времени приобрёл исторический роман Алексея Толстого «Пётр Первый», в котором воссоздана широкая картина жизни России конца XVII — начала XVIII века. «Чтобы понять тайну русского народа, его величие, нужно хорошо и глубоко узнать его прошлое, нашу историю, коренные узлы её, трагические и творческие эпохи, в которых завязывался русский характер», — так определил свою задачу А.Н. Толстой в этом романе, поэтому и обратился к Петровской эпохе в поисках разгадки русского характера.

Образы русских умельцев, творцов и носителей многовековой народной культуры находит читатель в сказах П. П. Бажова «Малахитовая шкатулка», насыщенных образами и интонациями уральского фольклора. Осмыслению проблемы «человек и природа», взаимозависимости, единства мира человека и мира природы посвящена повесть М. М. Пришвина «Женьшень». Утверждение красоты, светлых начал в душе человека, любви, силы творческой энергии и подвига находим мы в «Северной повести», многочисленных рассказах и маленьких повестях «Созвездие Гончих Псов», «Тарас Шевченко» К. Г. Паустовского.

Особенно непросто развивается в этот период поэзия. Массовая песня несла печать «социального заказа».

По-разному сложилась жизненная и творческая судьба у нового поколения авторов Бориса Корнилова, Павла Васильева, Михаила Исаковского, Александра Прокофьева, Михаила Светлова и др., посвятивших поэзию осмыслению послереволюционных преобразований. Так, песня на слова Б. Корнилова и музыку Д. Шостаковича из кинофильма «Встречный» («Нас утро встречает прохладой») стала одним из символов советской эпохи.

Однако 20 лет она звучала по всей стране без упоминания имени поэта, поскольку в 1937 году он по обвинению в написании и распространении «контрреволюционных произведений» был арестован и расстрелян.

Таким образом, в 30- 40-е годы продолжаются начатые ещё в годы революции и гражданской войны процессы физического уничтожения неугодных писателей, их публичного преследования, беспощадной критики и нравственного уничтожения в прессе.

Эпоха сталинизма, тоталитарная система накладывали свой отпечаток на всё. Однако и в это время, хотя и не без его влияния, а нередко — и вопреки ему, в русской литературе создавали и подлинно художественные произведения, по праву вошедшие в сокровищницу мирового искусства. Не все из них пришли к читателю при жизни авторов, многие так и остались незавершёнными, а иные опубликованы впервые лишь в последние десятилетия. Некоторые произведения, хотя и были широко известны, слишком упрощённо, явно в угоду времени трактовались критикой (что, впрочем, в ряде случаев было спасительным для их авторов).

И, конечно же, литературу 1930-х-начала 40-х гг. нельзя себе представить без творчества М. Л. Булгакова, М. М. Зощенко, А. П. Платонова, К. Г. Паустовского, М. М. Пришвина, Л. М. Леонова, II. II. Бажова и многих других авторов, в чьих произведениях верность общечеловеческим идеалам, утверждение истинного добра и красоты реальной жизни занимало одно из ведущих мест. По-разному чувствуя и художественно осмысляя своё время и себя в нём, они отражают его противоречивое движение в различных по творческой манере, стилю, жанрам произведениях, которые до сих пор не оставляют читателя равнодушным. В истории русской литературы 30-х начала 40-х гг. XX в.— период сложный и противоречивый. Только сейчас мы открываем многие его страницы, которые были неизвестны нам ранее.


5.Закрепление изученного материала.



  1. О чем говорят 30 годы в народе? (Это годы массовых репрессий и голод, годы невыплаканных слёз и страданий миллионов.)

  2. Каким писателям было сложнее всего в 30 годы? (В. В. Вересаев, М. М. Пришвин, О. Э. Мандельштам, Л. Л. Ахматова, Б. Л. Пастернак и другие.)

  3. Какие года считаются сложными и противоречивыми в истории русской литературы? (30-х начала 40-х гг. XX в.)







6. Подведение итогов урока: вывод о достижении цели занятия.

7. Домашнее задание:.



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!