1.2 Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Документ с изменениями внесенными: от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. N 1/15)
1. Мотивация к учебной деятельности (2 минуты)
2. Актуализация знаний. (5 минут)
3. Выявление проблемы. (5-7 минут)
4. Решение проблемы. (15 минут)
5. Первичное закрепление. (10 минут)
6. Рефлексия. (5 минут)
Этапы урока, задачи работы (общепедагогические задачи этапа урока, воспитательные, развивающие, образовательные) | Методы и приемы обучения и воспитания | Деятельность учителя | Планируемый результат, в том числе метапредметный, личностный, предметный |
1. Мотивация к учебной деятельности Задача: смотивировать детей на предстоящую деятельность, проверить готовность к уроку. | Методы обучения: | - Здравствуйте ребята. Меня зовут Снежана Анатольевна, и сегодня урок математики проведу у вас я. Давайте проверим вашу готовность к уроку. На столе у вас должны лежать учебник, тетрадь и пенал. У кого всё есть – можете присаживаться. Математика - царица наук! Без нее не плывут корабли, Без нее не поделишь ни акра земли, Даже хлеба не купишь, Рубля не сочтешь, Что по чем не узнаешь, А узнав, не поймешь. - Ребята, я надеюсь, что сегодня на уроке математики вы поймёте и узнаете многое, а тема, которую мы с вами сегодня изучим, будет у вас очень полезная. | Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (осуществляют волевую саморегуляцию), |
2. Актуализация знаний. Задача: актуализировать знания по теме | Методы обучения: Метод организации учебно-познавательной деятельности (метод получения новых знаний: объяснение, демонстрация;). Метод стимулирования учебно-познавательной деятельности (методы развития познавательного интереса: предъявление педагогического требования) Методы воспитания: Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе (создание ситуации успеха). | - Перед началом урока я предлагаю вам открыть тетради, записать дату и прописать в строчку цифры, написанные у вас в тетрадях. Кто закончит, ручку на локоток. - Теперь, перед тем, как начать тему, я предлагаю вам немного размяться. Сейчас на экране я буду показывать вам пример, а вы должны сказать ответ. Примеры: 3+5 10-9 3+4 7+1 6-2 5-4 - Спасибо, я вижу, вы очень внимательно считаете. - А давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке? Какая была тема? Кто хочет сказать, что такое килограмм? - А что помогает нам определить массу? (весы) - Сейчас я буду вам читать задачки, а вам нужно будет ответить на вопрос, что весит больше. Кому не понятно? Тогда начнём. - Что тяжелее 5кг или 3кг? (5кг) - Что весит больше, 2кг арбуза или 6кг картошки? (6кг картошки) - Что тяжелее 1кг ваты или 1кг железа? (одинаково) - В 5 килограммовый мешок с картошкой насыпали ещё один килограмм, сколько килограмм картошки стало? (6кг) - Два арбуза вместе весят 2 килограмма. Известно, что оба они весят одинаково. Сколько весит один арбуз? (1кг) - Ребята, какие вы внимательные! | Личностные: обучающиеся проявляют начальные представления о математических способах познания мира. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (понимают и принимают учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения; выполняют под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме; осуществляют волевую саморегуляцию), познавательные УУД (имеют начальное представление о базовых межпредметных понятиях: величине) |
3. Выявление проблемы. Постановка темы, цели и задач. Задача: создать проблемную ситуацию, поставить цель урока, задачи урока в совместной деятельности с обучающимися. | Методы обучения: Методы развития психических функций, творческих способностей, личностных качеств детей (постановка проблемной ситуации). Методы воспитания: Методы формирования социального опыта детей (пример). Метод осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения (беседа, рассказ). | - Ребята. Сегодня к нам в класс обратились за помощью. К нам, из другой школы обратился мальчик Ваня! Сегодня мама попросила его сходить и купить литр молока и 3 литра воды, а он не знает, сколько это – литр и 3 литра. Он просит нас помочь ему и объяснить, что такое литр. - Ребята, а мы с вами знаем, что такое литр? - А как вы думаете, будет ли нам полезно узнать об этом вместе с мальчиком Ваней? Я думаю, что очень полезно, потому что все мы покупаем молоко, воду и другие жидкости. - Ребята, кто уже понял, о чём мы с вами будем говорить сегодня? Какая будет тема нашего урока? - Верно, тема нашего урока – литр. А какую цель мы можем поставить к уроку? - Целью нашего урока будет: «Узнать, как можно определять вместимость сосудов в литрах». - Давайте поставим задачи к нашему уроку. Если мы не знаем, что такое литр, значит нам это предстоит узнать? Верно, первая задача – «Узнать, что такое литр». - Ребята, а мы могли складывать или вычитать килограммы? А можем ли мы это делать с литрами? Именно об этом будет наша вторая задача: «Узнать, можно ли складывать и вычитать литры». | Личностные: обучающиеся проявляют начальные представления о математических способах познания мира. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (понимают и принимают учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения; осуществляют волевую саморегуляцию), |
4. Решение проблемы. Задача: найти пути решения проблемы и выбор способов их реализации. | Методы обучения: Метод организации учебно-познавательной деятельности (метод получения новых знаний: объяснение, беседа, демонстрация;). Метод стимулирования учебно-познавательной деятельности (методы развития познавательного интереса: создание ситуации творческого поиска; предъявление педагогического требования) Методы воспитания: Методы формирования социального опыта детей (пример). Метод осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения (беседа, рассказ). Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе (создание ситуации успеха). | - Ребята, а кто-нибудь из вас знает, что такое литр? Литр – это единица измерения жидкости. То есть все жидкости, которые нас окружают, измеряются в литрах, а на письме он обозначается буквой «л». - Давайте с вами поиграем в игру. Я буду называть вам предмет и передавать вам мяч, а вы будете называть, в чём оно измеряется. В килограммах или в литрах. Давайте попробуем. ПРОВОДИТСЯ ИГРА - Ребята, для того, чтобы показать вам, как выглядят банки 1л и 3л, я принесла их. Давайте с вами подумаем, какая из них 1л, а какая 3л? - Ребята, Ваня говорит, что он умеет измерять жидкости только в стаканах. А ему нужно купить 1 литр и 3 литра. Как вы думаете, можем ли мы наполнить 1л и 3л с помощью стаканов? Давайте свами пронаблюдаем, сколько же стаканов входит в банку 1л. Для этого, я предлагаю вам посмотреть видео и посчитать, сколько же стаканов девочка налила в банку 1 литр? - Сколько стаканов воды налила девочка? Верно, 5. - Давайте теперь посмотрим, сколько стаканов вместится в трёхлитровую банку. Я предлагаю выйти сюда одному обучающемуся, и мы будем наполнять, с помощью стакана, эту банку. А мы ребята с вами хором вместе будем считать. - И так, ребята, сколько же стаканов вошло в трёхлитровую банку? Верно, 15. - Ребята, посмотрите, что нам говорит Ваня: (на слайде) – Теперь мне стало на много понятнее, что такое литр и как выглядит 1л и 3л. Теперь я представляю, сколько мне нужно купить молока и воды! - Ребята, а мы с вами узнали, что такое литр? Что же это такое, кто хочет сказать своими словами? Решили мы с вами таким образом первую задачу? Верно, решили. - Ребята, Ваня очень благодарит вас за помощь. Но вот, что ему интересно, а можно ли складывать или вычитать литры? - Ребята, как вы думаете, на что похож вопрос Вани? На нашу вторую задачу? Как она звучала? «Узнать, можно ли складывать и вычитать литры». Ребята, как вы думаете, а если мы с вами сейчас выльем из банки один стакан воды, её станет больше или меньше? Верно, меньше. С каким действием это будет схоже? Верно, на вычитание. А если наоборот – добавим. То её станет больше. На какое действие это будет похоже? Верно, на сложение. Так давайте подумаем, можем ли мы производить эти действия с литрами? Верно, можем. - Для того, чтобы показать это Ване, я предлагаю вам открыть учебник на странице 38-ой и решить задачу 2. Кто желает выйти и решить её у доски? - Ребята, сколько литров входит в ведро? Верно, 10. - Сколько литров нам нужно долить, если в нём уже есть 6 литров? Как вы это поняли? Нужно 10-6=4, верно. - Если в нём уже 9л? 10-9=1 - Если в нём 7л? 10-7=3 - Я предлагаю вам открыть тетради и записать «Задача 2», приступить к решению. Не забывайте, что в конце мы обязательно пишем в скобочках пояснения. В данном случае у нас будет (л). -*Имя*, решает у доски, а вы ребята, в тетради, но внимательно смотрим, чтобы *имя*, не ошибся и сверяемся. Кто закончит решение, задачи, ручку на локоток, чтобы я видела. Не забывайте написать ответ. Решение: 10-6=4 (л) 10-9=1 (л) 10-7=3 (л) Ответ: Нужно долить 4(л), 1(л) и 3(л) - Теперь давайте поменяемся тетрадями. Возьмите в руки простой карандаш или ручку другого цвета. Поставьте + если ваш сосед верно решил задачу. Поставьте -, если ваш сосед допустил ошибку. Можете снова поменяться тетрадями. - Ребята, кто ещё не понял, как мы получили эти ответы? | Личностные: обучающиеся проявляют начальные представления о математических способах познания мира. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (понимают и принимают учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения; понимают и применяют предложенные учителем способы решения учебной задачи; выполняют под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме; осуществляют волевую саморегуляцию), познавательные УУД (имеют начальное представление о базовых межпредметных понятиях: величине; находят и читают информацию, представленную разными способами (учебник, видеоматериалы)). коммуникативные УУД (задают вопросы и отвечают на вопросы партнёра; воспринимают и обсуждают различные точки зрения и подходы к выполнению задания, оценивают их;). Предметные: обучающиеся знают понятие литр; умеют определять вместимость сосудов в литрах; используют вычислительные навыки в решении задач о единицах измерения. Читают и записывают значения величины вместимость, используя изученные единицы измерения этой величины – литр. |
Физминутка | Методы обучения: Метод организации учебно-познавательной деятельности (объяснение) Метод стимулирования учебно-познавательной деятельности ( предъявление педагогического требования) Методы воспитания: Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе (создание ситуации успеха). | Ребята, я вижу, что вы устали. Давайте поднимемся со своих мест и разойдёмся так, чтобы никому не мешать. Мы проведём с вами разминку. Сейчас я буду совершать движение и проговаривать его, а вы – повторяйте за мной. Руки вверх. Руки вниз. Руки к плечам. Руки на пояс. Правая нога вверх Левая нога вверх. Молодцы. А сейчас я начну вас путать. Буду говорить одно движение, а показывать другое. Вам нужно показать только то движение, которое я назвала. Кому не понятно? Хорошо, начинаем… Ребята, я вижу, что многие из вас были внимательны, вы все большие молодцы. Присаживайтесь на места. -Какие вы молодцы! Можем приступать к работе! | Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (понимают и принимают учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения; осуществляют волевую саморегуляцию), |
5. Первичное закрепление. Задача: организовать усвоение нового способа действия при решении типовых задач. | Методы обучения: Метод организации учебно-познавательной деятельности (метод получения новых знаний: объяснение, беседа, демонстрация;). Метод стимулирования учебно-познавательной деятельности (методы развития познавательного интереса: предъявление педагогического требования) Методы воспитания: Методы формирования социального опыта детей (пример). Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе (создание ситуации успеха). | - Ребята, Ваня теперь тоже понял, как можно складывать и вычитать литры. Он предлагает теперь нам вместе с ним решить задачи 3 и 4 из учебника. Начнём с задачи 3. - Ребята, что нам известно? Что в банке 3л, а в бидоне на 4л больше. Что нам надо сначала узнать? Верно, сколько л в бидоне. Как мы можем это делать? Верно, 3+4. - А что нам нужно узнать потом? Верно, узнать, сколько в банке и в бидоне вместе? Что мы для этого сделаем? Верно, нужно будет сложить 3л в банке и полученный ответ в бидоне. - Я предлагаю выйти к доске и записать решение задачи. А вы, ребята, решайте у себя в тетради и проверяете, как на доске у доски решает *Имя*. Не забываем в скобках указывать литры и записать ответ. Решение: 3+4=5 (л) 3+5=8 (л) Ответ: в бидоне 5(л), в бидоне и банке вместе – 8(л) - Ребята, давайте проверим, какой ответ получился у Вани? (на слайде ответ) У кого также покажите класс? - Хорошо, теперь давайте теперь решим последнюю, 4 задачу. - Ребята, что нам известно? Верно, что в 1л 5 стаканов сока. Сколько Ваня выпил утром? Верно, 2. А сколько вечером? Верно, 1 стакан. - Что нам нужно узнать? Сколько всего стаканов он выпил. Как мы это сделаем? Верно, 2+1. - А что нужно узнать, чтобы узнать, сколько стаканов сока осталось? Верно, нам нужно из 5 стаканов вычесть столько стаканов, сколько впил Ваня. - Ребята, я предлагаю вам посовещаться в парах и решить эту задачу самостоятельно. Не забываем писать в конце решения пояснения. А в конце задачи обязательно нужен ответ. - Чья пара закончит решать задачу, пусть возьмутся за руки и поднимут их. - Ребята, давайте проверим, что у вас получилось? (спрашиваю несколько пар) - Давайте посмотрим на слайд и сверим ваше решение. У кого также, покажите класс? - Молодцы! - Теперь давайте посмотрим, правильно ли эту задачу решил Ваня? (на экране решение Вани, но нет пояснений в скобочках) - Ребята, а что Ваня забыл написать? Верно, пояснения. А как ребята, их нужно было записать? А у вас ребята, есть в тетради пояснения? У кого есть, покажите класс? (На экране появляется вариант с пояснениями и слова Вани: Спасибо, ребята, что напомнили мне про пояснения!) | Личностные: обучающиеся проявляют начальные представления о математических способах познания мира. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (понимают и принимают учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения; понимают и применяют предложенные учителем способы решения учебной задачи; выполняют под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме; осуществляют волевую саморегуляцию), познавательные УУД (имеют начальное представление о базовых межпредметных понятиях: величине; находят и читают информацию, представленную разными способами (учебник)). коммуникативные УУД (задают вопросы и отвечают на вопросы партнёра; воспринимают и обсуждают различные точки зрения и подходы к выполнению задания, оценивают их;). Предметные: обучающиеся знают понятие литр; умеют определять вместимость сосудов в литрах; используют вычислительные навыки в решении задач о единицах измерения. Читают и записывают значения величины вместимость, используя изученные единицы измерения этой величины – литр. |
6. Рефлексия. Задача: оценить результаты деятельности. | Методы обучения: Методы воспитания: Методы формирования социального опыта детей (пример). Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе (создание ситуации успеха). | - Ребята, какая у нас сегодня была тема? Верно, тема литр. А кто приходил к нам в гости? Какая у него была трудность? (мальчик Ваня. Он не знал, сколько это 1 и 3 литра) - А какие задачи мы поставили, чтобы помочь ему? «Узнать, что такое литр». «Узнать, можно ли складывать и вычитать литры» - А кто хочет сказать своими словами, что такое литр? - Ребята, а что мы делали, чтобы решить вторую задачу? Верно, решали задачи из учебника. - Ребята, Ваня очень благодарит Вас за помощь. Теперь он знает, что такое литр и точно не запутается, когда будет покупать молоко и воду. Попрощаемся с Ваней? Три-четыре: до свидания, Ваня! - Ребята, я предлагаю вам подвести итог нашего занятия. Послушайте, что нужно будет сделать. Если урок для вас был интересным, вы с удовольствием помогали Ване, и у вас было мало трудностей, выберете + Если вам было не интересно, вы не хотели помогать Ване и у вас были трудности, то выберете – - Спасибо за ваши ответы. Ну а мне было приятно с вами работать и приятно наблюдать за тем, как вы помогаете Ване, поэтому я выберу +. - Спасибо вам за урок. Урок математики закончен, можете идти на перемену. | Личностные: обучающиеся проявляют начальные представления о математических способах познания мира. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (понимают и принимают учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения осуществляют волевую саморегуляцию), |