Предмет: Математика
Класс: 2
Тема: «Литр».
Цель: создать условия для осознания новой величины – вместимости и ее единицы измерения – литра.
.Задачи:
- Формировать первичные навыки работы с новой величиной и ее единицей измерения.
- Способствовать развитию умения осмысленно работать с математическим текстом.
- Воспитывать толерантное отношение друг к другу при работе в группах и парах.
Планируемые результаты:
Личностные: умение оценивать собственные и чужие результаты.
Метапредметные: умение работать с информационным математическим текстом; умение анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать; умение работать в группах и парах сменного состава.
Предметные: умение оперировать новыми математическими понятиями «вместимость» и «литр»;
умение пользоваться новой единицей измерения.
Оборудование: сосуды для измерения разной ёмкости: трёхлитровая и литровые банки, трёхлитровая кастрюля, стакан, чашка, разные сосуды литровой ёмкости (бутылки, мензурка, коробка из-под сока), вёдра с водой, карточки для физкультминутки, листочки с практическими заданиями.
Тип урока: урок открытия нового знания
Ход урока:
Организационный момент.
- Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
Тихо сели. Настраиваемся на урок.
- Давайте с вами вспомним правила поведения на уроке. (не выкрикивать с места; хочешь ответить – подними руку; слушай внимательно учителя; будь активным на уроке)
- Почему нужно соблюдать эти правила каждому из вас?
Актуализация знаний.
Ну, а теперь, соблюдая правила, будем активно работать.
Задачи-шутки.
У младенца Кузи еще только 4 зуба, а у его бабушки уже только 3. Сколько всего зубов у бабушки и внука? (7)
С первого куста смородины собрали 5 стаканов садовых вредителей, а со второго – на 4 стакана меньше. Сколько садовых вредителей собрали со второго куста смородины? (1)
Шесть орешков мама-свинка
Для детей несла в корзинке.
Свинку ёжик повстречал
И ещё четыре дал.
Сколько орехов свинка
Деткам принесла в корзинке?
Три зайчонка, пять ежат
Ходят вместе в детский сад.
Посчитать мы вас попросим,
Сколько малышей в саду?
Устный счет
Таблица (уменьшаемое, вычитаемое, разность)
Вспомните и ответьте на вопросы:
- Как называется единица измерения длины, с которой мы уже знакомы? (сантиметр)
-Как определить массу предметов? (взвесить)
-Каким прибором измеряют массу предметов? (весами)
- С какой единицей измерения массы, мы познакомились на прошлом уроке? (килограмм)
Изучение новых знаний. Постановка проблемы.
– Что у нас в ведерке? (Вода)
– Что произойдет, если ведерко вдруг исчезнет, а вода останется? (Вода разольется, растечется по полу)
– Почему? (Вода – это жидкость)
– Какие еще жидкости бывают? (Молоко, сок, кефир, бензин и т.д.)
– Что нужно, чтобы жидкость не растекалась? (Емкость)
– Приведите примеры емкостей. (Банка, ведро, стакан, кастрюля, …)
- Посмотрите, перед вами кастрюля и банка. Определите, куда больше вместится воды? (ёмкости одинаковой вместимости)
Выслушиваются ответы учеников. Ответы звучат по-разному.
- Как же определить точно? Надо измерить вместимость кастрюли и банки.
- Давайте измерим ёмкости, наливая в них воду литровыми банками.
- Какой можно сделать вывод? (Ёмкости по размеру разные, а вмещают одинаковое количество воды).
-А теперь эти же ёмкости наполним водой по-другому: кастрюлю банкой, а банку стаканами.
Разрешить проблемную ситуацию.
-Получается, что кастрюля и банка сначала вмещали одинаковое количество воды, а теперь – разное.
- Почему так произошло?
- Что надо делать, чтобы определить вместимость сосудов? ( Измерять одинаковой меркой, а не разной).
- Измеряют вместимость сосудов литрами – единой международной единицей.
- Где вы встречали эту единицу измерения? (В магазине, на автозаправке).
- Посмотрите, какие ещё бывают ёмкости вместимостью 1 литр.
Показ различных сосудов вместимостью 1 литр: мензурка, бутылка, кружка, коробка.
- Сколько же литров вмещает наша банка? (3 литра).
-Посмотрите, как это надо записывать: 3 л.
– Слово ЛИТР сокращенно пишут так: л.
(Учитель вывешивает на доску карточку: ЛИТР – Л.)
- Так мы узнали, какой величиной измеряют вместимость сосудов, куда наливают жидкость? (литр)
- Как узнать количество жидкости? Сделаем вывод: чтобы узнать количество жидкости нужно её наливать в ёмкость литрами
- Сформулируем тему нашего урока. (Литр )
4. Физминутка.
- Я буду показывать вам карточки с разными единицами измерения, если число на карточке обозначает массу, то вы должны попрыгать, обозначает длину – вы шагаете, а если обозначает объём, то вы приседаете.
Будьте внимательны!
4 см, 8кг, 5л, 3см, 7кг, 9см, 1л, 6кг, 2л.
Первичное закрепление нового материала.
НА ДОСКЕ:
- Вставьте пропущенные числа.
9л -...= Зл ...л +2л = 8л
..л - 4л = 4л 4л + Зл - 5л =...л
7 л- 6л =...л 6л - 5л + 8л =...л
- Решите задачу: (устно)
Миша принёс для поливки огорода 3 ведра воды, а Петя - 5 вёдер. Сколько вёдер воды они принесли вместе?
- Почему задачу решали сложением?
- Ответьте на вопрос задачи.
- Какая единица измерения встретилась в этой задаче? В каких единицах измеряется объём жидкости? (литр)
6. Работа по странице учебника (с. 38)
Рассмотрите рисунки. Что хотите сказать?
Сколько литров сока в пачке?
Сколько литров молока в банке?
Что можно сказать о емкости пачки и бакни? (одинаковые)
Задача 2.
Задача 3.
О чем говорится в задаче?
Сколько ? в задаче?
7. Практическая работа.
( Детям раздаются листочки с заданиями).
Рефлексия.
- Наш урок подходит к концу. Вы активно и дружно работали на уроке. Хочу услышать ваше мнение об уроке.
- Что сегодня на уроке мы нового узнали? (как измерить количество жидкости)
- Почему это необходимо знать? Где в жизни применяется эта величина?
- Что такое ёмкость? (сосуд, куда наливают жидкость)
- А в природе существуют «ёмкости» для воды? (водоёмы)
- А можно измерить, например, в реке, в озере количество воды в литрах? (нет) Почему?
9. Домашнее задание.
№4,5 с. 38