№______Дата_________ 9 класс
Тема урока: «Крымская война 1853—1856 гг.»
Цели урока:
изучить причины, ход и последствия Крымской войны;
место Крымской войны в истории России, как повлияла Крымская война на дальнейшую историю России.
воспитывать чувство гордости и любви к России на примере героической обороны родной земли Российскими солдатами, офицерами, медиками;
показать, что война обнажала слабость Российской империи и дала новый толчок последующим изменениям в стране.
Задачи урока:
образовательные:
– познакомить учащихся с основными событиями Крымской войны, рассмотреть особенности Синопского сражения и обороны Севастополя;
– способствовать формированию представления о Крымской войне как особом событии в ряду всех войн России с Турцией;
развивающие:
– развивать интеллектуальные компетенции учащихся (умение извлекать информацию из текста, таблицы, изобразительной наглядности для решения проблемы; умение обобщать и анализировать факты и делать вывод; умение определять причины поступков людей и явлений);
– развивать компетенции, связанные с решением проблем;
– развивать навыки работы с компьютерными информационными технологиями
воспитательные:
– развивать интерес к отечественной истории;
– способствовать развитию у учащихся чувств гордости за героическое прошлое и сопереживания трагическим событиям отечественной истории;
– привлечь внимание к личностям выдающихся российских военачальников XIX в.
Тип урока: комбинированный
Персоналии: П. С. Нахимов, А. С. Меншиков, В. А. Корнилов, Э. И. Тотлебен, П. Кошка, Дарья Севастопольская, Н. И. Пирогов и др.
Оборудование урока: презентация, Интерактивная игра « Кто хочет стать миллионером» https://learningapps.org/display?v=pb62dnefc18
Карта «Крымская война»; раздаточный материал; учебник История России, 9 кл., под редакцией А.В.Торкунова-М., Просвещение,2018
Ход урока
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Обучающимся предлагаю соединить факты и следствия состояния российской армии накануне Крымской войны (как пазлы).
(Выполненное задание выносится на мультимедийную доску, акцентируется внимание на некоторых проблемах состояния армии).
(Слайд 2)
Рекрутская система формирования армии | | Большие расходы государства на содержание армии |
Содержание армии численностью более 1 млн. человек |
Ошибки в разработке стратегических планов ведения войны |
Отсутствие дееспособного генштаба. В. А. Долгоруков: «Единственной мыслью во время войны военного министра было скрывать от государя положение дел, не расстраивать его дурными вестями, не перечить царю». |
Много времени на переброску войск к театру военных действий |
Низкая маневренность войск |
Плохая подготовка сухопутных войск к ведению боевых действий |
Войска рассредоточены по всей территории страны |
Амуниция солдат мало приспособлена к ведению боя |
Отсутствие разветвленной системы железных дорог |
Необходимость вести ближний бой, что повышало уязвимость солдат при наличии у противника более совершенных, дальнобойных орудий |
В армии процветает показная строевая выучка, проведение парадов |
Амуниция солдат весила 2 пуда с четвертью |
Плохое техническое оснащение армии (ружья, поражавшие цель до 100-150 м.; нарезные ружья, поражавшие цель до 800 м. – 1880 единиц на 42 000 солдат; |
Из 21 корабля черноморской эскадры – 7 паровые, остальные – парусные |
- Сегодня на уроке вам предстоит на основании текста учебника, карт, документов, подготовить рассказ о ходе Крымской войны.
(у каждой группы на столах задания, карточки, тексты документов)
1 группа. Причины и этапы Крымской войны.
(работа со стр. учебника 91-92)
1. Назовите причины Крымской войны. Что стало поводом для начала войны против Турции?
2. Сравните готовность к войне России и ее противников. Заполните таблицу «Соотношение готовности к войне России и ее противников».
3. Заполните таблицу «Цели участников Крымской войны»
4. Заполните таблицу «Этапы Крымской войны»
(Слайд 3-4)
Участники | Цель |
Россия | |
Турция | Ослабление России, захват Крыма и Закавказья |
Англия, Франция | |
Этапы войны | Противники России | Основные события |
Октябрь 1853 – апрель 1854 | Турция | |
Апрель 1854 – февраль 1856 | Турция, Франция, Англия, Сардинское королевство (союзники) | |
2 группа. Синопское сражение.
(работа со стр. учебника 92 )
Используя схему, изображенную на мультимедийной доске, расскажите о Синопском сражении.
Прочтите высказывание очевидца и сформулируйте причины победы русского флота в Синопском сражении. (Слайды 5-6)
Документ.
«За залпом последовал батальный огонь. Ставши бортом, мы, не крепя парусов, открыли огонь. Турки, кажется, этого не ожидали. Они воображали, что, бросив якорь, мы пошлем людей по реям убирать паруса, а потому орудия их были наведены по мачтам и первый залп не причинил нам почти никакого вреда. Потом под нашим огнем и при густом дыме им было трудно взять верный прицел».
А. Ф. Сатин, мичман корабля «Три святителя».
3 группа. Альминское сражение.
(работа с учебником стр. 92-93)
Причины поражения русских войск в сражении на р. Альме ?
Какое значение имела Альминская битва? (Слайд 7)
4 группа. Оборона Севастополя. (Слайд 8)
(работа с учебником стр. 94-95)
Используя карту «Крымская война 1853-1856 гг.», расскажите об обороне Севастополя и действиях русской армии во главе с А. С. Меньшиковым в Крыму.
Прочитайте документы, ответьте на вопросы. (Приложение )
Какую тактику применяли осаждавшие? К каким последствиям она приводила? Приведите примеры героизма русских солдат и матросов.
Раскройте значение Севастопольской обороны. (Слайд 9-11)
Объясните, почему, несмотря на превосходство в силах, врагам не удалось взять Севастополь с ходу? Почему Горчаков сравнивает оставление Севастополя в 1855 году и оставление Москвы в 1812 году? В чем значение героической обороны Севастополя?
Причины поражения России в Крымской войне. (Слайд 12)
Николай I умер 18 февраля 1855 года. Одна из существующих версий говорит о том, что он, испытывая раскаяние и угрызения совести за совершенные во внутренней и внешней политике ошибки, покончил жизнь самоубийством, приняв яд. Эта версия не находит подтверждений. Ознакомьтесь с мнением современника и сделайте собственные выводы о причинах смерти Николая I.
1856 г. подписан Парижский мирный договор.
Закрепление.
Интерактивная игра « Кто хочет стать миллионером»
https://learningapps.org/display?v=pb62dnefc18
Домашнее задание: прочитать §14. В обороне Севастополя участвовали юные жители города, подготовьте рассказ об одном из них.
Рефлексия
Во время урока я...
Узнал(а) много нового
Получил(а) удовлетворение от работы
Научился работать в команде…
Было скучно…
Приложение
Используя карту «Крымская война 1853-1856 гг.», расскажите об обороне Севастополя и действиях русской армии во главе с А. С. Меньшиковым в Крыму.
Прочитайте документы, ответьте на вопросы.
Задание к документам. Какую тактику применяли осаждавшие? К каким последствиям она приводила? Приведите примеры героизма русских солдат и матросов.
Документ 1. Приказ П. С. Нахимова о затоплении кораблей
«Неприятель подступает к городу, в котором весьма мало гарнизона; я в необходимости нахожусь затопить суда вверенной мне эскадры и оставшиеся на них команды с абордажным оружием присоединить к гарнизону. Я уверен в командирах, офицерах и командах, что каждый из них будет драться как герой».
Документ 2. В. А. Корнилов своим подчиненным
«Будем драться до последнего. Отступать нам некуда: сзади нас – море… Если кто из начальников прикажет бить отбой, заколите такого начальника… Если б я приказал ударить отбой, не слушайте, и тот подлец будет из вас, кто не убьет меня…»
Документ 3. Л. Н. Толстой в письме к брату
«Я провел неделю в крепости и до последнего дня блудил, как в лесу, между этими лабиринтами батарей… Дух в войсках выше всякого описания».
Документ 4. Л. Н. Толстой в «Севастопольских рассказах»
«Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский…»
Документ 5. Французский маршал Канробер
«Чтобы понять, что такое были наши противники, вспомните о шестнадцати тысячах моряков, которые, плача, уничтожали свои суда с целью загородить проход и которые заперлись в казематах бастионов со своими пушками под командой своих адмиралов – Корнилова, Нахимова, Истомина. К концу осады от них осталось восемьсот человек, а все остальные и все три адмирала погибли у своих пушек…»
Документ 6. Извлечение из записок участника кампании П. В. Алабина
«Способы ведения войны при защите Севастополя до чрезвычайности разнообразны. Мы боремся с врагами на воде, в поле, посредством земляных работ на поверхности и под землей. Дня почти не проходит, чтобы не было несчастного случая с кем-нибудь из жителей, а между тем остальные не обращают на это никакого внимания, – совершенно привыкли к близости смерти, сдружились с нею… «здесь, говорят, родились мы, здесь и умрем, здесь погибают наши мужья и братья; с ними, если будет угодно Богу, погибнем и мы!». Вся северная и западная стороны Малахова кургана покрыты домиками (мазанками) матросов, наполненными их семействами… Своим присутствием в Севастополе женщины не уменьшают мужества его защитников, нет! Видя твердость женщин в самые опасные мгновенья, укрепляется даже слабейший духом. Мысль, что даже шаг назад перед неприятелем есть шаг к погибели любимой семьи, одушевляем солдата и приковывает его к месту, ему указанному начальством, к месту, которое он не покинет до смерти».
Документ 7. Письмо Н. И. Пирогова жене А. А. Пироговой (извлечение)
«… Неприятель открыл сильную бомбардировку со всех бастионов… и вскоре вся огромная зала начала наполняться ранеными с ужасными ранами: оторванные руки, ноги по колена и по пояс приносились вместе с ранеными на носилках; с лишком 400 раненых нанесли нам в сутки, с лишком 30 ампутаций. … В первый день неприятель выпустил с лишком 30 000 снарядов; считают, что по сей день выпущено до 400 000. Бомбы падают, где ни попало, но вообще вреда изломом бастионов сделали немного. На бастионах считают до 100 подбитых пушек из тысячи; разрушенные амбразуры исправляются ночью, но это стоит людей, и у нас считают в течение этого времени (от 28 марта до 7 апреля) до 6000 выбывших из строя. … На перевязочный пункт, кроме солдат, приносят и женщин и детей с оторванными членами от бомб, которые падают в Корабельную слободку, часть города, где еще, несмотря на видимую опасность, продолжают жить матросские жены и дети».