СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Крымская война 1853-1856 гг.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Крымская война 1853—1856 гг.»

Цели урока:

  • изучить причины, ход и последствия Крымской войны;
  • место Крымской войны в истории России, как повлияла Крымская война на дальнейшую историю России.
  • воспитывать чувство гордости и любви к России на примере героической обороны родной земли Российскими солдатами, офицерами, медиками;
  • показать, что война обнажала слабость Российской империи и дала новый толчок последующим изменениям в стране.

Просмотр содержимого документа
«Крымская война 1853-1856 гг.»

№______Дата_________ 9 класс

Тема урока: «Крымская война 1853—1856 гг.»

Цели урока:

  • изучить причины, ход и последствия Крымской войны;

  • место Крымской войны в истории России, как повлияла Крымская война на дальнейшую историю России.

  • воспитывать чувство гордости и любви к России на примере героической обороны родной земли Российскими солдатами, офицерами, медиками;

  • показать, что война обнажала слабость Российской империи и дала новый толчок последующим изменениям в стране.

Задачи урока:

образовательные:

– познакомить учащихся с основными событиями Крымской войны, рассмотреть особенности Синопского сражения и обороны Севастополя;

– способствовать формированию представления о Крымской войне как особом событии в ряду всех войн России с Турцией;

развивающие:

– развивать интеллектуальные компетенции учащихся (умение извлекать информацию из текста, таблицы, изобразительной наглядности для решения проблемы; умение обобщать и анализировать факты и делать вывод; умение определять причины поступков людей и явлений);

– развивать компетенции, связанные с решением проблем;

– развивать навыки работы с компьютерными информационными технологиями

воспитательные:

– развивать интерес к отечественной истории;

– способствовать развитию у учащихся чувств гордости за героическое прошлое и сопереживания трагическим событиям отечественной истории;

– привлечь внимание к личностям выдающихся российских военачальников XIX в.

Тип урока: комбинированный

Персоналии: П. С. Нахимов, А. С. Меншиков, В. А. Корнилов, Э. И. Тотлебен, П. Кошка, Дарья Севастопольская, Н. И. Пирогов и др.

Оборудование урока: презентация, Интерактивная игра « Кто хочет стать миллионером» https://learningapps.org/display?v=pb62dnefc18

Карта «Крымская война»; раздаточный материал; учебник История России, 9 кл., под редакцией А.В.Торкунова-М., Просвещение,2018



Ход урока



  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.

Обучающимся предлагаю соединить факты и следствия состояния российской армии накануне Крымской войны (как пазлы). 

(Выполненное задание выносится на мультимедийную доску, акцентируется внимание на некоторых проблемах состояния армии).

(Слайд 2)

Рекрутская система формирования армии

 

Большие расходы государства на содержание армии

Содержание армии численностью более 1 млн. человек

Ошибки в разработке стратегических планов ведения войны

Отсутствие дееспособного генштаба.
В. А. Долгоруков: «Единственной мыслью во время войны военного министра было скрывать от государя положение дел, не расстраивать его дурными вестями, не перечить царю».

Много времени на переброску войск к театру военных действий

Низкая маневренность войск

Плохая подготовка сухопутных войск к ведению боевых действий

Войска рассредоточены по всей территории страны

Амуниция солдат мало приспособлена к ведению боя

Отсутствие разветвленной системы железных дорог

Необходимость вести ближний бой, что повышало уязвимость солдат при наличии у противника более совершенных, дальнобойных орудий

В армии процветает показная строевая выучка, проведение парадов

Амуниция солдат весила 2 пуда с четвертью

Плохое техническое оснащение армии (ружья, поражавшие цель до 100-150 м.; нарезные ружья, поражавшие цель до 800 м. – 1880 единиц на 42 000 солдат;

Из 21 корабля черноморской эскадры – 7 паровые, остальные – парусные

- Сегодня на уроке вам предстоит на основании текста учебника, карт, документов, подготовить рассказ о ходе Крымской войны.

(у каждой группы на столах задания, карточки, тексты документов)

1 группа. Причины и этапы Крымской войны.

(работа со стр. учебника 91-92)

1. Назовите причины Крымской войны. Что стало поводом для начала войны против Турции?

2. Сравните готовность к войне России и ее противников. Заполните таблицу «Соотношение готовности к войне России и ее противников».

3. Заполните таблицу «Цели участников Крымской войны»

4. Заполните таблицу «Этапы Крымской войны»

(Слайд 3-4)



Участники

Цель

Россия

 

Турция

Ослабление России, захват Крыма и Закавказья

Англия, Франция

 



Этапы войны

Противники России

Основные события

Октябрь 1853 – апрель 1854

Турция

 

Апрель 1854 – февраль 1856

Турция, Франция, Англия, Сардинское королевство (союзники)

 



2 группа. Синопское сражение.

(работа со стр. учебника 92 )

Используя схему, изображенную на мультимедийной доске, расскажите о Синопском сражении.

Прочтите высказывание очевидца и сформулируйте причины победы русского флота в Синопском сражении. (Слайды 5-6)



Документ.

«За залпом последовал батальный огонь. Ставши бортом, мы, не крепя парусов, открыли огонь. Турки, кажется, этого не ожидали. Они воображали, что, бросив якорь, мы пошлем людей по реям убирать паруса, а потому орудия их были наведены по мачтам и первый залп не причинил нам почти никакого вреда. Потом под нашим огнем и при густом дыме им было трудно взять верный прицел».

А. Ф. Сатин, мичман корабля «Три святителя».

3 группа. Альминское сражение.

(работа с учебником стр. 92-93)

Причины поражения русских войск в сражении на р. Альме ?

Какое значение имела Альминская битва? (Слайд 7)

4 группа. Оборона Севастополя. (Слайд 8)

(работа с учебником стр. 94-95)

  • Используя карту «Крымская война 1853-1856 гг.», расскажите об обороне Севастополя и действиях русской армии во главе с А. С. Меньшиковым в Крыму.

  • Прочитайте документы, ответьте на вопросы. (Приложение )

  1. Какую тактику применяли осаждавшие? К каким последствиям она приводила? Приведите примеры героизма русских солдат и матросов.

  2. Раскройте значение Севастопольской обороны. (Слайд 9-11)

  3.  Объясните, почему, несмотря на превосходство в силах, врагам не удалось взять Севастополь с ходу? Почему Горчаков сравнивает оставление Севастополя в 1855 году и оставление Москвы в 1812 году? В чем значение героической обороны Севастополя?



Причины поражения России в Крымской войне. (Слайд 12)

Николай I умер 18 февраля 1855 года. Одна из существующих версий говорит о том, что он, испытывая раскаяние и угрызения совести за совершенные во внутренней и внешней политике ошибки, покончил жизнь самоубийством, приняв яд. Эта версия не находит подтверждений. Ознакомьтесь с мнением современника и сделайте собственные выводы о причинах смерти Николая I.

  • Используя полученные знания, выделите причины поражения России в Крымской войне.

1856 г. подписан Парижский мирный договор.



  1. Закрепление.

Интерактивная игра « Кто хочет стать миллионером»

https://learningapps.org/display?v=pb62dnefc18



  1. Домашнее задание: прочитать §14. В обороне Севастополя участвовали юные жители города, подготовьте рассказ об одном из них.

  2. Рефлексия

Во время урока я...

Узнал(а) много нового

Получил(а) удовлетворение от работы

Научился работать в команде…

Было скучно…









































Приложение

Используя карту «Крымская война 1853-1856 гг.», расскажите об обороне Севастополя и действиях русской армии во главе с А. С. Меньшиковым в Крыму.

Прочитайте документы, ответьте на вопросы.

Задание к документам. Какую тактику применяли осаждавшие? К каким последствиям она приводила? Приведите примеры героизма русских солдат и матросов.



Документ 1. Приказ П. С. Нахимова о затоплении кораблей

«Неприятель подступает к городу, в котором весьма мало гарнизона; я в необходимости нахожусь затопить суда вверенной мне эскадры и оставшиеся на них команды с абордажным оружием присоединить к гарнизону. Я уверен в командирах, офицерах и командах, что каждый из них будет драться как герой».

Документ 2. В. А. Корнилов своим подчиненным

«Будем драться до последнего. Отступать нам некуда: сзади нас – море… Если кто из начальников прикажет бить отбой, заколите такого начальника… Если б я приказал ударить отбой, не слушайте, и тот подлец будет из вас, кто не убьет меня…»

Документ 3. Л. Н. Толстой в письме к брату

«Я провел неделю в крепости и до последнего дня блудил, как в лесу, между этими лабиринтами батарей… Дух в войсках выше всякого описания».

Документ 4. Л. Н. Толстой в «Севастопольских рассказах»

«Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский…»

Документ 5. Французский маршал Канробер

«Чтобы понять, что такое были наши противники, вспомните о шестнадцати тысячах моряков, которые, плача, уничтожали свои суда с целью загородить проход и которые заперлись в казематах бастионов со своими пушками под командой своих адмиралов – Корнилова, Нахимова, Истомина. К концу осады от них осталось восемьсот человек, а все остальные и все три адмирала погибли у своих пушек…»





Документ 6. Извлечение из записок участника кампании П. В. Алабина

«Способы ведения войны при защите Севастополя до чрезвычайности разнообразны. Мы боремся с врагами на воде, в поле, посредством земляных работ на поверхности и под землей. Дня почти не проходит, чтобы не было несчастного случая с кем-нибудь из жителей, а между тем остальные не обращают на это никакого внимания, – совершенно привыкли к близости смерти, сдружились с нею… «здесь, говорят, родились мы, здесь и умрем, здесь погибают наши мужья и братья; с ними, если будет угодно Богу, погибнем и мы!». Вся северная и западная стороны Малахова кургана покрыты домиками (мазанками) матросов, наполненными их семействами… Своим присутствием в Севастополе женщины не уменьшают мужества его защитников, нет! Видя твердость женщин в самые опасные мгновенья, укрепляется даже слабейший духом. Мысль, что даже шаг назад перед неприятелем есть шаг к погибели любимой семьи, одушевляем солдата и приковывает его к месту, ему указанному начальством, к месту, которое он не покинет до смерти».

Документ 7. Письмо Н. И. Пирогова жене А. А. Пироговой (извлечение)

«… Неприятель открыл сильную бомбардировку со всех бастионов… и вскоре вся огромная зала начала наполняться ранеными с ужасными ранами: оторванные руки, ноги по колена и по пояс приносились вместе с ранеными на носилках; с лишком 400 раненых нанесли нам в сутки, с лишком 30 ампутаций. … В первый день неприятель выпустил с лишком 30 000 снарядов; считают, что по сей день выпущено до 400 000. Бомбы падают, где ни попало, но вообще вреда изломом бастионов сделали немного. На бастионах считают до 100 подбитых пушек из тысячи; разрушенные амбразуры исправляются ночью, но это стоит людей, и у нас считают в течение этого времени (от 28 марта до 7 апреля) до 6000 выбывших из строя. … На перевязочный пункт, кроме солдат, приносят и женщин и детей с оторванными членами от бомб, которые падают в Корабельную слободку, часть города, где еще, несмотря на видимую опасность, продолжают жить матросские жены и дети».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!