СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация и конспект к уроку в 8 классе "Крымская война"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока

по теме « Крымская война 1853-1856гг. » (слайд 1)  

Цель урока:

  • изучить причины, ход и последствия Крымской войны;
  • место Крымской войны в истории России, как повлияла Крымская война на дальнейшую историю России.
  • воспитывать чувство гордости и любви к России на примере героической обороны родной земли российскими солдатами, офицерами, медиками;
  • показать, что война обнажала слабость  самодержавной власти Российской империи и дала новый толчок последующим изменениям в стране.

Методическая цель урока:

  • развитие навыка самостоятельного решения учебных задач.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний.

Проверка д.з.:    Опрос по изученной на предыдущем уроке теме «Внешняя политика Николая I  в 1826– 1849 гг.»

Учитель: 1)назовите основные направления внешней политики России в годы правления Николая I.

Обучающийся: можно выделить три основных направления:

1)европейское (задачи: сохранить ведущую роль России в Европе; подавление революционного и освободительного движения);

2)кавказское (задачи: утверждение России на Кавказе и закрепление в Закавказье);

3)участие России в решении Восточного вопроса (клубок международных противоречий вокруг ослабевшей Османской империи и установления влияния России на Балканах)

 

 

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока»

Методическая разработка урока

по теме « Крымская война 1853-1856гг. »(слайд 1) (история России - 8 класс)

Цель урока:

  • изучить причины, ход и последствия Крымской войны;

  • место Крымской войны в истории России, как повлияла Крымская война на дальнейшую историю России.

  • воспитывать чувство гордости и любви к России на примере героической обороны родной земли Российскими солдатами, офицерами, медиками;

  • показать, что война обнажала слабость Российской империи и дала новый толчок последующим изменениям в стране.

Методическая цель урока:

  • развитие навыка самостоятельного решения учебных задач.

Задачи урока:

образовательные:

– познакомить учащихся с основными событиями Крымской войны, рассмотреть особенности Синопского сражения и обороны Севастополя;

– способствовать формированию представления о Крымской войне как особом событии в ряду всех войн России с Турцией;

развивающие:

– развивать интеллектуальные компетенции учащихся (умение извлекать информацию из текста, таблицы, изобразительной наглядности для решения проблемы; умение обобщать и анализировать факты и делать вывод; умение определять причины поступков людей и явлений);

– развивать компетенции, связанные с решением проблем;

– развивать навыки работы с компьютерными информационными технологиями

воспитательные:

– развивать интерес к отечественной истории;

– способствовать развитию у учащихся чувств гордости за героическое прошлое и сопереживания трагическим событиям отечественной истории;

– привлечь внимание к личностям выдающихся российских военачальников XIX в.

Тип урока: комбинированный.

Основные понятия: Восточный вопрос, Синопское сражение, оборона Севастополя.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний.

Проверка д.з.: Опрос по изученной на предыдущем уроке теме «Внешняя политика Николая I в 1826– 1849 гг.»

Учитель: 1)назовите основные направления внешней политики России в годы правления Николая I.

Обучающийся: можно выделить три основных направления:

1)европейское (задачи: сохранить ведущую роль России в Европе; подавление революционного и освободительного движения);

2)кавказское (задачи: утверждение России на Кавказе и закрепление в Закавказье);

3)участие России в решении Восточного вопроса (клубок международных противоречий вокруг ослабевшей Османской империи и установления влияния России на Балканах)

Учитель: 2)к чему привело восстание в Польше 1830?

Обучающийся: к русско-польской войне, которая закончилась поражением Польши и отменой польской Конституции.

Учитель: 3) После какого события Николай I прервал дипломатические отношения с Францией?

Обучающийся: после свержения короля Луи-Филиппа и провозглашения во Франции республики(1848)

Учитель: 4) назовите годы русско-иранской войны и кто победил?

Обучающийся: 1826-1828гг. Россия

Учитель: 5) в ходе какой войны был подписан Адрианопольский мирный договор и что он предусматривал?

Обучающийся: русско-турецкая война 1828-1829гг., укрепил влияние России на Балканах, автономию получили Сербия, Молдавия и Валахия, Греция

Учитель: 6) вследствие чего были закрыты проливы Босфор и Дарданеллы для российских судов?

Обучающийся: «торговая война» между Англией и Россией в Ц. Азии и Иране, и ослабление влияния России на Турцию.

Учитель: 7) военные действия Русской императорской армии, связанные с присоединением горных районов Северного Кавказа к России, противостояние с Северо-Кавказским имаматом (религиозным государством) – это….

Обучающийся: Кавказская война 1817-1864гг. закончилась победой России при Александре II и завоеванием Северного Кавказа

Обучающийся:

8) Итоги внешней политики: активная внешняя политика России в 20-50-х гг.19 в., с одной стороны, расширяла границы империи и способствовала росту её влияния, с другой – вызывала раздражение крупнейших европейских держав и их желание ограничить пределы этого влияния. В этих условиях их открытое военное столкновение с Россией становилось неизбежным.

Учитель: Работа со синквейном

декабристы
умные, справедливые, неравнодушные, искренние
протестуют, возмущаются, призывают
Помнить будет Россия всегда.
патриоты



Политика
Внутренняя, внешняя
Устанавливает, достигает, выполняет
Искусство управления государством
Власть

власть
государственная, законодательная
руководить, организовывать, стимулировать
способность контролировать поведение других людей
ответственность


монархия
единовластная, одиночная
передается, наследует, властвует
форма правления
власть монарха


революция
социальная, буржуазная
свергает, ликвидурует, преобразует
смена одного политического режима другим
переворот

Война.
Беспощадная, захватническая.
Стреляют, убивают, допрашивают.
Война — это зло, позорящее человеческий род.
Смерть


Восстание

Дворянское, смелое.

Выступает, противостоит, требует.

Возможны жертвы.

Мятеж.

  1. Сообщение темы и цели урока. Постановка проблемного вопроса.

(слайд 2) Эпиграф урока: «Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский...» — эти слова были посвящены защитникам города и сказаны великим писателем Л.Н.Толстым, принимавшем участие в обороне Севастополя.

Учащиеся подводятся к формулированию учебного проблемного вопроса урока.

Исходное противоречие:

Учитель: 1. В первой половине XIX в. Россия по праву считалась великой,

могущественной державой, одержав ряд побед; активной и успешной была внешняя политика Николая I в 20-е – 40-е гг. XIX в.

2. Крымская война была уже 10-ой по счёту войной с Османской империей в истории Российского государства, и все предыдущие войны для России были победоносными. В середине ХIX в. Николай I начал Крымскую войну и был полностью уверен в победе.

(слайд 3) Проблемный вопрос урока: Россия проиграла Крымскую войну. Почему?

Учитель: Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо изучить следующие элементы:

1. Каковы события Крымской войны?

2. Что привело к поражению России?


  1. Изучение нового материала.

План урока (слайд 4)

  • Причины и повод, цели участников войны.

  • Ход основных событий.

  • Оборона Севастополя.

  • Герои обороны.

  • Парижский мир.

  • Причины поражения.


Учитель: 1. Причины войны. (слайд 5)

1. Обострение политических и экономических противоречий на Ближнем Востоке и на Балканах между

Англией

Францией и Россией (нет союзников, хотя Николай I

Турцией рассчитывал на поддержку Австрии и

(+ союзник Сардиния) Пруссии)

2. Борьба европейских государств за влияние на ослабевающую и охваченную национально-освободительным движением Османскую империю (Турцию)

У России это была уже 10 –я по счёту русско-турецкая война и во всех предыдущих она одерживала победу над Османской империей


2. Повод к войне. (слайд 6)

Обучающиеся: Передача ключей от Вифлеемского храма в Иерусалиме (одной из святынь христианства) католическому духовенству. Россия потребовала вернуть их православным священникам. Султан Абдул-Меджид отказался. С.94

Учитель: формальным поводом к войне послужил спор из-за ключей от палестинских храмов, находившихся на территории Османской империи. Часть ключей от храмов принадлежала католикам, которым покровительствовала Франция; часть – православной общине, поддерживаемой Россией. На ночь храмы даже не запирались, все верующие могли беспрепятственно молиться там. Но дипломаты превратили спор из-за ключей в неразрешимую проблему: обе стороны хотели обладать всеми ключами.

Учитель: В декабре 1852 г. султан передал ключи от храмов католикам. Министр иностранных дел России Карл Васильевич Нессельроде заявил: «Россия не потерпит такого оскорбления!». В июне 1853 г. Россия ввела войска в зависимые от Турции Дунайские княжества. Николай I был уверен, что Турция уступит, войны удастся избежать. Но в октябре 1853 г. Османская империя объявила России войну.

Учитель: каков характер назревавшей войны?

Обучающийся: Крымская война начиналась как захватническая со стороны всех стремившихся к ней государств.



Учитель: 3. Цели участников войны(слайд 7-8)

Россия

  • пересмотр режима черноморских проливов (Боспор и Дарданеллы)

  • усиление влияние на Балканском полуострове


Османская империя

  • подавление национально-освободительного движения на Балканах

  • возвращение Крыма и черноморского побережья Кавказа


Англия


  • подорвать международный авторитет России

  • ослабить ее позиции на Ближнем Востоке

  • отторгнуть от нее территории Польши, Кавказа, Крыма, Финляндии

Франция


  • укрепить свои позиции Ближнем Востоке, используя его как рынок сбыта

  • Луи Бонапарт, французский император, мечтал об укреплении своей власти через победоносную войну


Учитель: В Крымской войне у России не было союзников. Австрия и Пруссия находились по отношению к России во враждебном нейтралитете. Шансов выиграть войну у России не было.


С.97. 4 абз. Соотношение сил и военно-техническая готовность к войне(слайд 9)


Карта событий(слайд 10)

На Дунае, в Крыму, на Кавказе


4. Ход основных событий войны.


(слайд 11) I этап войны: октябрь 1853 (Османская империя объявила войну России) - март 1854 (Англия и Франция объявили войну России)

- военные действия на Балканском и Кавказском фронтах

- С.95. Синопское сражение – 18 ноября 1853г.- победа русских под командованием вице-адмирала Павла Степановича Нахимова. (слайд 12-карта) (слайд 13-картина) (слайд 14- Нахимиов)


Учитель: Синопское сражение стало последней в мировой истории крупной битвой парусного флота. Победа в Синопской бухте и успехи русских войск на Кавказе обеспокоили европейские державы, лишь Пруссия продолжала сохранять благожелательный авторитет.

Австрия сосредоточила мощные военные силы на восточной границе и потребовала вывести войска с Дуная, угрожая России войной. Россия была вынуждена выполнить это требование.


С.96. Англия и Франция не ограничились дипломатическим нажимом, в январе 1854 года ввели свой флот в Черное море и в марте 1854 года объявили России войну. Несколько позже к ним присоединилось Сардинское королевство.


Учащиеся подводятся к формулированию учебной задачи данного этапа урока:

Исходное противоречие:

1. В Синопском сражении у России было восемь судов (все - парусные), у

Турции –16 кораблей, из них два – паровые.

2. Потери Турции составили более 3 тыс. человек; Россия потеряла 36

человек убитыми и 240 ранеными.

Учитель: почему Россия победила в Синопском сражении?


Обучающийся: Причины победы русского флота:

1. Внезапность нападения на Синопскую бухту. Турки не допускали такой возможности в условиях ожидаемого шторма.

2. Тактический просчет командующего турецким флотом. «Неправильно» расположенные корабли оказались «заперты» в бухте. Возможность действия береговой артиллерии была значительно ограниченна. Турки придерживались традиционной тактики, ожидали, что атакующие русские корабли остановятся и бросят якорь до открытия огня.

3. Полководческий талант П.С. Нахимова. Он проявился в следующем:

вице-адмирал пошел на риск, не зная расположения неприятельских кораблей. Наступая двумя линиями, развернул корабли и блокировал турецкий флот у берега. Отказался от традиционных приемов боя – отдал приказ с ходу, не крепя парусов, не вставая на якорь, открыть огонь.

Обучающийся: о Нахимове

Нахимов Павел Степанович 1802 -1855.
Ученик известного флотоводца и мореплавателя – Лазарева Михаила Петровича. В 1845 году Нахимов был произведен в контр-адмиралы. С декабря 1853 года Нахимов командовал судами на рейде и в бухтах Севастополя. После гибели Корнилова из четырех человек, организовавших защиту Севастополя осталось трое - Нахимов, Тотлебен, Истомин, 28 июня 1855 при очередном приступе осаждавших Севастополь англо-французских войск Нахимов был смертельно ранен пулей в висок и через два дня умер, не приходя в сознание. Погребен в Севастополе рядом с Лазаревым, Корниловым, Истоминым.


Учитель: нельзя не сказать о героизме и бесстрашии российских моряков. Например, когда поврежденный корабль «Три святителя» стало относить ветром на мощную батарею противника, корабль «Ростислав», сам под сильным обстрелом, направил огонь всех своих пушек на эту батарею. «Три святителя» был спасен. «Ростислав» чуть было не взлетел на воздух из-за начавшегося пожара…

«Лебединой песней» эпохи парусного флота называют Синопское сражение. Когда эскадра Нахимова после бурного перехода через Черное море причалила в Севастополе, нескончаемое «Ура, Нахимов!» неслось со всех судов. Николай I дал Нахимову редчайшую награду - орден Святого Георгия II степени и щедро наградил моряков.


Учитель: II этап войны: апрель 1854 – август 1854 (слайд 15) С.96-97 учеб.

- нападение союзников антирусской коалиции на Одессу, Аландские острова Балтики, Кольский залив на Баренцевом море, Соловецкий монастырь и Архангельск на Белом море, Петропавловск-Камчатский на Тихом океане (все нападения были успешно отражены)

- поражение турецкой армии в Закавказье.

Учитель: в январе 1854 г. англо-французская эскадра вошла в Черное море.


Учитель: III этап войны: сентябрь 1854 (высадка армии союзников в Крыму) – март 1856 ( Парижский мирный договор) (слайд 16)

- 2 сентября 1854г. - высадка армии союзников в Крыму в районе Евпатории и начало наступления на Севастополь.

- январь 1855г. – к союзу против России присоединилось королевство Сардиния (государство, существовавшее в Италии с 1720 по 1861)

- 8 сентября 1854г. – поражение России на реке Альма

- 13 сентября (начало осады), 5 октября (первая атака) 1854 – 25 августа 1855г. – героическая оборона Севастополя (11 месяцев, 349 дней)

5. Оборона Севастополя.

Учитель: – Какое событие стало главным на третьем этапе войны?

Почему целью союзников Турции стали Крымский полуостров и Севастополь?

Обучающийся: в Севастополе находилась главная военно-морская база черноморского флота. Уничтожение севастопольской базы лишило бы Россию возможности вести активные действия как на Черном море, так и на других фронтах – на Балканах и в Закавказье.

Учитель: Севастополь был первоклассной военно-морской базой, неприступной с моря. Но он почти не имел сухопутных укреплений. Командующий силами России в Крыму А.С. Меншиков действовал странно: он отвел сухопутную армию от Севастополя, «чтоб сохранить связь с внутренними губерниями»…

Учащиеся подводятся к формулированию учебной задачи данного этапа урока:

Исходное противоречие:

1. Узнав о разделении наших сил, командующий французским корпусом Сент-Арно заявил: «В условиях штиля я покончу и с Севастополем, и с Крымом за несколько часов».

2. Но оборона Севастополя продолжалась 349 дней (11 месяцев)

Учебная задача: почему противники так долго не могли овладеть Севастополем? И почему Севастополь все-таки пал?

Ученики и приходят к следующему выводу:

- несмотря на хвастливые заявления, союзники не решились начать штурм Севастополя немедленно. Они пошли в обход Севастопольской бухты, чтобы обеспечить себе базу в Балаклаве и действовать против Севастополя с юга.

Учитель: защитники Севастополя использовали передышку и укрепляли город. 5 линейных кораблей были затоплены перед входом в Севастопольскую бухту.

Почему были затоплены корабли?

Ученик: это ещѐ больше укрепило город с моря. Сошедшие на берег моряки встали в ряды защитников города, корабельные пушки перевезли на берег.

С. 97. Учитель: Оборону Севастополя возглавил адмирал Корнилов. Также героями обороны стали Нахимов и Истомин. Руководил сооружением оборонительных укреплений военный инженер Тотлебен.

Ученик: С.97-98 соорудили наскоро сделанные укрепления из мешков с песком, корзин с землей, земляные валы, траншеи. Вокруг Севастополя были возведены несколько линий укреплений. В ход шло все, что было под рукой: земля, доски, домашняя утварь. Город превратился в неприступную крепость.

Этому событию было посвящено написание картины Ивана Алексеевича Владимирова «Затопление кораблей Черноморского флота на Севастопольском рейде». (слайд 17)

Памятник затопленным кораблям в Севастополе(слайд 18)

История
Монумент был возведен в 1905 году, в честь 50-летия первой обороны Севастополя. Чтобы вражеские суда не смогли подойти к берегам Северной бухты, командование принимает решение затопить устаревшие парусные корабли, «чтобы заградить вход неприятельским судам на рейд и тем самым спасти Севастополь» Это было трагическое решение, правильность которого оспаривается до сих пор. Его инициатором был князь, адмирал Александр Сергеевич Меншиков, но Корнилов, бывший тогда старшим флотским начальником в Севастополе, жестко ему воспротивился.. Однако, военный совет флота, в том числе и Нахимов, настояли на правильности приказа главнокомандующего.
Приказ был исполнен 11 сентября 1854 года. Корабельные команды сошли на берег и продолжали защищать город на бастионах. Зимой 1855 года для укрепления подводной преграды пришлось затопить еще несколько старых кораблей. По одной из легенд корабль «Три Святителя» не получалось затопить несмотря на активную стрельбу. Тогда матросы вспомнили о забытой там иконе, поплыли на корабль и забрали её, после чего корабль сам пошёл на дно.


Памятник затопленным кораблям в Севастополе

Символическая колонна
Памятник затопленным кораблям в Севастополе (высота — 16,7 метров) находится в 23 метрах от береговой линии набережной. Это искусственно возведенная гранитная скала с многогранным постаментом, на вершине которого высится колонна, увенчанная капителью с бронзовым орлом.
Гордая двуглавая птица с расправленными крыльями держит в клюве лавровый венок с якорем, а на груди ее можно рассмотреть щит с изображением Георгия Победоносца. Чуть ниже барельефа высечены священные для каждого жителя города строки: «В память кораблей затопленных в 1854 и 1855 г.г. для заграждения входа на рейд». Автором проекта стал эстонский скульптор Адамус Адамсон, но в работе принимали также участие архитектор Валентин Августович Фельдман и военный инженер Фридрих Оскар Энберг.

6. Герои обороны Севастополя

(слайд 19-карта)

(слайд 20- панорама Франца Рубо)

Учитель: Враги не решились на штурм и решили предварительно разрушить укрепления артиллерийским огнем. 5 октября 1854 г. состоялась первая бомбардировка Севастополя. Всего город пережил шесть бомбардировок. Наши потери составляли по 900 – 1000 человек в день; в августе 1855 г. – до 2 – 3 тыс.

25 августа союзники предприняли штурм и захватили Малахов курган – главную высоту города. Это означало окончание героической обороны. Начался планомерный отход русской армии. Были затоплены последние корабли…

Какие ещё герои были?

Корнилов Владимир Алексеевич 1806 -1854. (слайд 21)
Вице-адмирал. С 1851 г. фактический командующий Черноморским флотом. Выступал за перевооружение кораблей и замену парусного флота паровым. В Крымскую войну один из руководителей Севастопольской обороны. Владимир Алексеевич был смертельно ранен в голову на Малаховом кургане. "Отстаивайте же Севастополь", - были его последние слова.
Владимир Алексеевич был похоронен в склепе Морского собора святого Владимира рядом со своим учителем - адмиралом Лазаревым.

Истомин Владимир Иванович 1809-1855. (слайд 22)
Контр-адмирал, герой Крымской войны и защиты Севастополя происходил из дворянского рода. Также был учеником Михаила Петровича. Лазарева. Участвовал в Синопском морском сражении 1853г. За доблесть при Синопе 28 ноября 1853 г. Истомин был произведен в контр-адмиралы. Истомин погиб 7 марта 1855 г. на Малаховом кургане.

Тотлебен Эдуард Иванович 1818 -1884. (слайд 23)
Известнейший российский военный инженер-генерал, граф, был потомком древнего дворянского рода Тюрингии германского происхождения. В 1854-1855 во время Крымской войны Тотлебен проявил выдающийся инженерный талант при строительстве укреплений, не позволивших взять город атакой и заставивших противника перейти к осаде. Малахов курган - главный объект атак противника. Попытки взорвать севастопольские укрепления натолкнулись на подготовленные Тотлебеном сети минных галерей. Был похоронен в Риге, но через несколько месяцев, с согласия семьи, его прах был перевезен в Севастополь и захоронен на Братском кладбище.

Пирогов Николай Иванович 1810-1881. (слайд 24)
В 1828 г. окончил медицинский факультет Московского университета. Российский хирург и анатом, педагог, общественный деятель, основоположник военно-полевой хирургии и анатомо-экспериментального направления в хирургии. Участник Севастопольской обороны 1854-1855, франко-прусской 1870-1871 и русско-турецких 1877-1878 войн. Впервые произвел операцию под наркозом на поле боя в1847г(Кавказская война), ввел неподвижную гипсовую повязку, предложил ряд хирургических операций, открыл новый способ бальзамирования . До наших дней в церкви села Вишни Подольской губернии хранится тело самого Пирогова набальзамированное этим способом .

Кошка Петр Маркович 1828 - 1882. (слайд 26)
Русский матрос, герой Севастопольской обороны 1854 - 1855. Родился. в семье крепостного крестьянина. Помещик, заподозрив Кошку в связях с участниками восстания крестьян, отдал его в матросы. Отличался выдающейся храбростью, военной смелостью на вылазках, при разведке во вражеском тылу, захвате языков, разрушении неприятельских траншей. В исторической литературе имя Кошки олицетворяет подвиги тысяч безвестных героев - русских солдат и матросов, участников обороны Севастополя. На памятнике адмиралу Корнилову в Севастополе Кошка. изображен выбрасывающим из окопа попавшую туда бомбу. Спасая двух девочек, провалившихся под лёд, подорвал здоровье и 25 февраля 1882 года скончался от горячки. Похоронен на кладбище родного села Ометинцы (Винницкой области)

Даша Севастопольская 1836 - 1910(слайд 25)
Даша Севастопольская (Дарья Лаврентьевна Михайлова, дочь матроса Лаврентия Михайлова, убитого при Синопском сражении ) - сестра милосердия, героиня обороны Севастополя в Крымскую войну. Даша спасала людей не по долгу медика, а по велению сердца, движимая милосердием. Именно отсюда и появилось в русской речи устойчивое словосочетание «сестра милосердия». Гражданским подвигом дочери матроса был потрясен сам император Николай I, который пожаловал ей золотую медаль с надписью «За усердие». После войны, летом 1855 года Дарья вышла замуж за рядового Максима Хворостова и получила тысячу рублей серебром на обустройство быта, обещанные императором Николаем I. Но вскоре, продав имущество, поселилась с мужем в Николаеве, вблизи моря. Вскоре они расстались (по одной версии — по причине пьянства мужа, по другой — овдовела), и Дарья вернулась в Севастополь. На Корабельной стороне города она прожила до конца дней. По воспоминаниям старожилов, Дарья Лаврентьевна Хворостова умерла около 1910 года и похоронена на кладбище в Доковом овраге. Со временем могила была утрачена, в настоящее время на этом месте расположен сквер.

По другим данным, в 1892 году она вернулась в родное село, где никого из родных уже не осталось. Пожертвовав местному храму икону Николая Чудотворца, которая была с ней в Севастополе, она уехала в село Шеланга (Верхнеуслонский район Татарстана) и через полгода скончалась. Её могила на местном кладбище не сохранилась.

С.98-99

- ноябрь 1855г. – взятие русскими войсками крепости Карс на Кавказе.

В ноябре 1855 г. русская армия одержала крупную победу в Закавказье – взятие крепости Карс. Но она уже не могла изменить положение России. Россия потеряла к тому времени около 500 тыс. человек убитыми, ранеными, пленными. Потери противников составили около 250 тыс. человек. Обе стороны искали путь к миру… .

Выполнив основную задачу, подрыв военной мощи России на юге, Англия и Франция стали склоняться к миру. К этому же стремился и Александр 2, сменивший на престоле Николая 1, который умер в феврале 1855 года.

7. Парижский мир (слайд 27)

18 марта 1856 года в Париже был подписан Парижский мирный договор


Учитель: Ознакомьтесь с условиями Парижского мира.

  • Россия отдаёт Турции Карс в обмен на Крым и Севастополь

  • Черное море – нейтральное (открытое для судов всех стран)

  • Россия и Турция не могут иметь военного флота и укреплений на Черном море

  • Россия теряет Южную Бессарабию и право защитницы балканских народов.

– Какое условие было самым тяжелым для России?

С.99 Ученик: самым тяжелым условием для России являлось запрещение иметь флот и военно-морские базы на Черном море. Граница России оказалась незащищенной.

Учитель: тем не менее, территориальные потери России были минимальными в сложившейся ситуации. Мы сохранили Севастополь! Не случайно поговаривали, что за спиной российской делегации на Парижском конгрессе стояла тень адмирала Нахимова.


8.Причины поражения.


Отвечаем на проблемный вопрос

Поражение России в Крымской войне для русского общества стало шоком, поскольку русские уже давно не проигрывали войн, гордились своей армией. Парижский договор отбрасывал Россию в 18 век, в доекатерининские времена, когда Россия не имела выхода в Черное море. Как вы думаете, каковы были причины поражения России в этой войне?

Причины поражения(слайд 28)

Главной причиной явилось социально-экономическая отсталость

крепостной России от стран Западной Европы:

  • Отсутствие хороших дорог

  • Неразвитость военной промышленности

  • Отсталость вооружения (паровой флот, гладкоствольное оружие)

А также поддержка Турции странами-союзниками

Война показала необходимость немедленного и решительного реформирования всех сторон жизни российского общества


Заключительное слово учителя.

Итак, Россия проиграла Крымскую войну, но героическая оборона Севастополя осталась в народной памяти как подвиг огромной моральной силы. Русский писатель и философ Александр Иванович Герцен писал, что все безобразия Крымской войны, вся бездарность командования принадлежит царизму, а богатырская защита Севастополя – русскому народу.

О героях Крымской войны всегда будут помнить в России. В Севастополе о них напоминают памятники выдающимся героям обороны: военачальникам вице-адмиралу Корнилову, контр-адмиралу Истомину, вице-адмиралу Нахимову, простому матросу Петру Кошке и даже памятник затопленнным кораблям.

Подвиг защитников Севастополя не был забыт. В тяжёлые годы Великой Отечественной Войны был учреждён орден Нахимова, которым награждались офицеры военно-морского флота Советской армии.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О Днях воинской славы (победных днях) России», принятым Государственной Думой 10 февраля 1995 г., 1 декабря – День победы русской эскадры под командованием П. С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853 г.) отмечается как «День воинской славы России».











Домашнее задание: (слайд 29)

  • §14, пересказ

  • подготовка докладов о героях Крымской войны. Темы:

         П.С.Нахимов: от Синопа до Севастополя.

         В.А.Корнилов – организатор обороны Севастополя.

         Э.И.Тотлебен – гениальный военный инженер.

         В.И.Истомин: путь русского офицера.

         Н.И.Пирогов – новатор военной медицины.

         Герои Севастопольской обороны (матрос Петр Кошка, Дарья Севастопольская и др.)

         Ф.А.Рубо. Создание панорамы «Оборона Севастополя».


  • Л.Н. Толстой и его «Севастопольские рассказы».







Просмотр содержимого презентации
«КРЫМСКАЯ (ВОСТОЧНАЯ) ВОЙНА»

КРЫМСКАЯ (ВОСТОЧНАЯ) ВОЙНА  1853-1856  Подготовила: учитель истории и обществознания Чекос Т.В.

КРЫМСКАЯ (ВОСТОЧНАЯ) ВОЙНА 1853-1856

Подготовила: учитель истории и обществознания Чекос Т.В.

ЭПИГРАФ УРоКА:   «Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, в которой героем был народ русский...»  Л.Н.Толстой

ЭПИГРАФ УРоКА:

«Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, в которой героем был народ русский...»

Л.Н.Толстой

Проблемный вопрос урока: Россия проиграла Крымскую войну. Почему?

Проблемный вопрос урока:

Россия проиграла Крымскую войну. Почему?

План урока:

План урока:

  • Причины и повод, цели участников войны.
  • Ход основных событий.
  • Оборона Севастополя.
  • Герои обороны.
  • Парижский мир.
  • Причины поражения.
Причины Крымской войны 1. Обострение политических и экономических противоречий на Ближнем Востоке и на Балканах между: Англией Францией и Россией Турцией (нет союзников) (+ союзник Сардиния) 2. Борьба европейских государств за влияние на ослабевающую и охваченную национально-освободительным движением Османскую империю (Турцию)

Причины Крымской войны

1. Обострение политических и экономических противоречий на Ближнем Востоке и на Балканах между:

Англией

Францией и Россией

Турцией (нет союзников)

(+ союзник Сардиния)

2. Борьба европейских государств за влияние на ослабевающую и охваченную национально-освободительным движением Османскую империю (Турцию)

Повод к войне Передача ключей от Вифлеемского храма в Иерусалиме (одной из святынь христианства) католическому духовенству. Россия потребовала вернуть их православным священникам. Султан Абдул-Меджид отказался.

Повод к войне

Передача ключей от Вифлеемского храма в Иерусалиме (одной из святынь христианства) католическому духовенству. Россия потребовала вернуть

их православным священникам.

Султан Абдул-Меджид

отказался.

Цели участников войны:   Россия пересмотр режима проливов Босфор и Дарданеллы  усиление влияния на Балканском полуострове Османская империя подавление национально-освободительного движения на Балканах  возвращение Крыма и черноморского  побережья Кавказа

Цели участников войны:

  • Россия
  • пересмотр режима проливов Босфор и Дарданеллы
  • усиление влияния на Балканском полуострове
  • Османская империя
  • подавление национально-освободительного движения на Балканах
  • возвращение Крыма и черноморского

побережья Кавказа

Цели участников войны: Англия подорвать международный авторитет России  ослабить ее позиции на Ближнем Востоке  отторгнуть от нее территории Польши, Кавказа,  Крыма, Финляндии Франция укрепить свои позиции на Ближнем Востоке,  используя его как рынок сбыта

Цели участников войны:

  • Англия
  • подорвать международный авторитет России
  • ослабить ее позиции на Ближнем Востоке
  • отторгнуть от нее территории Польши, Кавказа,

Крыма, Финляндии

  • Франция
  • укрепить свои позиции на Ближнем Востоке,

используя его как рынок сбыта

  • Луи Наполеон III Бонапарт, французский император, мечтал об укреплении своей власти через победоносную войну
Соотношение сил и военно-техническая готовность к войне

Соотношение сил и военно-техническая готовность к войне

Карта событий

Карта событий

Ход основных событий войны

Ход основных событий войны

  • I этап войны: октябрь 1853 (Османская империя объявила войну России) - март 1854 (Англия и Франция объявили войну России)
  • - военные действия на Балканском и Кавказском фронтах
  • - Синопское сражение – 18 ноября 1853г.- победа русских под командованием вице-адмирала Павла Степановича Нахимова
Синопское сражение  18 ноября 1853

Синопское сражение 18 ноября 1853

Синопский бой. Ночь после боя. Картина И.К.Айвазовского

Синопский бой. Ночь после боя. Картина И.К.Айвазовского

Нахимов  Павел Степанович  (1802–1855)   Русский флотоводец, адмирал (с 1855 г.). В Крымскую войну, командуя эскадрой, одержал победу в Синопском бою (1853).

Нахимов Павел Степанович (1802–1855)

Русский флотоводец,

адмирал (с 1855 г.).

  • В Крымскую войну,

командуя эскадрой,

одержал победу в Синопском бою (1853).

  • В 1854–1855 гг. руководил обороной Севастополя после гибели Корнилова. Смертельно ранен при обстреле города.
Ход основных событий войны  II этап войны: апрель 1854 – август 1854  - нападение союзников антирусской коалиции на Одессу, Аландские острова Балтики, Кольский залив на Баренцевом море, Соловецкий монастырь и Архангельск на Белом море, Петропавловск-Камчатский на Тихом океане (все нападения были успешно отражены)

Ход основных событий войны

  • II этап войны: апрель 1854 – август 1854

- нападение союзников антирусской коалиции на Одессу, Аландские острова Балтики, Кольский залив на Баренцевом море, Соловецкий монастырь и Архангельск на Белом море, Петропавловск-Камчатский на Тихом океане (все нападения были успешно отражены)

  • - поражение турецкой армии в Закавказье.
Ход основных событий войны

Ход основных событий войны

  • III этап войны: сентябрь 1854 (высадка армии союзников в Крыму) – март 1856 ( Парижский мирный договор)
  • - 2 сентября 1854г . - высадка армии союзников в Крыму в районе Евпатории и начало наступления на Севастополь.
  • - январь 1855г. – к союзу против России присоединилось королевство Сардиния
  • 8 сентября 1854г. – поражение России на реке Альма
  • - 13 сентября (начало осады), 5 октября (первая атака) 1854 – 25 августа 1855г . – героическая оборона Севастополя (11 месяцев, 349 дней)
  • - ноябрь 1855г. – взятие русскими войсками крепости Карс на Кавказе.
  • - 18 марта 1856г . – Парижский мирный договор
Иван Алексеевич Владимиров «Затопление кораблей Черноморского флота на Севастопольском рейде»  11 сентября 1853

Иван Алексеевич Владимиров «Затопление кораблей Черноморского флота на Севастопольском рейде» 11 сентября 1853

Памятник затопленным кораблям в Севастополе

Памятник затопленным кораблям в Севастополе

Оборона Севастополя  1854-1855

Оборона Севастополя 1854-1855

Фрагмент панорамы франца рубо «оборона севастополя»

Фрагмент панорамы франца рубо «оборона севастополя»

Корнилов  Владимир Алексеевич  (1806–1854)

Корнилов Владимир Алексеевич (1806–1854)

  • Флотоводец, вице-адмирал (с 1852 г.).
  • с 1849 г. – начальник штаба Черноморского флота, с 1851 г. фактически командовал флотом.
  • В 1854 г., будучи начальником штаба гарнизона, возглавлял оборону Севастополя.
  • Погиб при первой бомбардировке города.
Истомин  Владимир Иванович   (1809–1855)   Контр-адмирал (с 1853 г.) Участник Синопского сражения 1853 г.  В 1854–1855 гг. командовал  4-й дистанцией Малахова кургана.

Истомин Владимир Иванович (1809–1855)

  • Контр-адмирал (с 1853 г.)
  • Участник Синопского

сражения 1853 г.

  • В 1854–1855 гг. командовал

4-й дистанцией Малахова кургана.

  • Погиб при артиллерийском обстреле.
Тотлебен  Эдуард Иванович   (1818–1884)   Русский генерал-инженер (с 1869 г.), граф (с 1879 г.) Руководил инженерными работами (окопы, подземно-минная война, плавучий мост через бухту) при обороне Севастополя в 1854–1855 гг. В 1863–1877 гг. фактически возглавлял военно-инженерное ведомство.

Тотлебен Эдуард Иванович (1818–1884)

  • Русский генерал-инженер

(с 1869 г.), граф (с 1879 г.) Руководил инженерными

работами (окопы, подземно-минная война, плавучий мост через бухту) при обороне Севастополя в 1854–1855 гг. В 1863–1877 гг. фактически возглавлял военно-инженерное ведомство.

Пирогов  Николай Иванович  (1810-1881)  один из величайших врачей, участник Крымской войны

Пирогов Николай Иванович (1810-1881)

  • один из величайших

врачей, участник Крымской войны

  • Основоположник военно-полевой хирургии
  • Ввел в практику гипс и применял наркоз
Даша Севастопольская  ( Дарья Лаврентьевна Михайлова)  (1836 – 1910)  одна из первых военных  медицинских сестёр милосердия, героиня обороны Севастополя

Даша Севастопольская  ( Дарья Лаврентьевна Михайлова) (1836 – 1910)

одна из первых военных 

медицинских сестёр милосердия, героиня обороны Севастополя

Кошка Петр Маркович   (1828 – 1882) участник-герой севастопольской обороны получил легендарную известность своей храбростью  во время вылазок в расположение вражеских войск и захвата пленных

Кошка Петр Маркович  (1828 – 1882)

  • участник-герой

севастопольской обороны

  • получил легендарную

известность своей храбростью

во время вылазок

в расположение вражеских войск

и захвата пленных

Условия Парижского мирного договора  (18 марта 1856 года)

Условия Парижского мирного договора (18 марта 1856 года)

  • Россия отдаёт Турции Карс в обмен на Крым и Севастополь
  • Черное море – нейтральное (открытое для судов всех стран)
  • Россия и Турция не могут иметь военного флота и укреплений на Черном море
  • Россия теряет Южную Бессарабию и право защитницы балканских народов.
Причины поражения Главной причиной явилось социально-экономическая отсталость крепостной России от стран Западной Европы: Отсутствие хороших дорог Неразвитость военной промышленности Отсталость вооружения (паровой флот, гладкоствольное оружие) А также поддержка Турции странами-союзниками. Война показала необходимость немедленного и решительного реформирования всех сторон жизни российского общества

Причины поражения

Главной причиной явилось социально-экономическая отсталость

крепостной России от стран

Западной Европы:

  • Отсутствие хороших дорог
  • Неразвитость военной

промышленности

  • Отсталость вооружения

(паровой флот,

гладкоствольное оружие)

А также поддержка Турции

странами-союзниками.

Война показала необходимость немедленного и решительного реформирования всех сторон

жизни российского общества

Домашнее задание §14, пересказ, выучить даты подготовка сообщений Темы:

Домашнее задание

  • §14, пересказ, выучить даты
  • подготовка сообщений

Темы:

  • ·         П.С.Нахимов: от Синопа до Севастополя.
  • ·         В.А.Корнилов – организатор обороны Севастополя.
  • ·         Э.И.Тотлебен – гениальный военный инженер.
  • ·         В.И.Истомин: путь русского офицера.
  • ·         Н.И.Пирогов – новатор военной медицины.
  • ·         Герои Севастопольской обороны(матрос Петр Кошка, Дарья Севастопольская и др.)
  • ·          Ф.А.Рубо. Создание панорамы «Оборона Севастополя».
  • Л.Н. Толстой и его «Севастопольские рассказы».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!