СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Как быть толерантным в общении"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В выступлении затрагивается проблема толерантного общения. Предлагаются методы и приёмы работы по воспитанию толерантности у школьников.

Просмотр содержимого документа
«"Как быть толерантным в общении"»

Выступление на ШМО «Как быть толерантным в общении»

Благодаря усилиям ЮНЕСКО в последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира. В нашем обществе толерантность должна стать сознательно формируемой моделью взаимоотношений людей, народов и стран. Для этого нужно воспитывать у детей именно такое понимание толерантности, как восприятие единства человечества, взаимозависимости всех от каждого и каждого от всех, уважение прав другого.

Толерантный человек – это человек, имеющий свои ценности и интересы и с уважением относящийся к позициям и ценностям других людей. Современные дети рано включаются во взрослую жизнь, и от того, как они будут относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире, зависит выбор нравственных ориентиров в будущем. Позиция терпимости и доверия – это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов.

Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народов. В нашем понимании, толерантность – это миролюбие, терпимость к этническим, религиозным, политическим, конфессиональным, межличностным разногласиям, признание возможности равноправного существования «другого». На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения в школе. Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого ребёнка таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, коммуникабельность, терпимость.

К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, верованиям, убеждениям всегда существовал и продолжает существовать в наше время. Хочется отметить, что предметом нетерпимости в школе может выступать как национальная, религиозная, этническая, социальная, половая принадлежность ребёнка, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки.      

Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да  и  в обществе  в  целом.  Прекрасно  понимая,  что  мы  все  разные  и  что  надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем  себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг  к  другу,  что очень непросто. Очень часто в основе проблемы межличностных отношений в классе лежат явления нетерпимости. Поэтому я считаю необходимым проведение специальной работы по формированию толерантности в школьной среде.

В педагогической практике накоплено немало методов, форм и приёмов работы по воспитанию толерантности у школьников, связанных с организацией деятельности детей в классе, использованием произведений художественной литературы и кинофильмов, организацией диалоговых форм работы.

Можно выделить три группы приёмов воспитания толерантности.

Первая группа приёмов связана с организацией деятельности детей в классе.

Приём «Эстафета». Классный руководитель так организует деятельность, чтобы в процессе ее организации взаимодействовали бы учащиеся из разных групп.

Приём «Взаимопомощь». Педагог так организует деятельность детей, чтобы от помощи друг другу зависел успех совместно организуемого дела.

Приём «Акцент на лучшее». Педагог в разговоре с детьми старается подчеркнуть лучшие черты каждого. При этом его оценка должна быть объективна и опираться на конкретные факты.

Приём «Ломка стереотипов». Во время беседы педагог стремится к тому, чтобы дети поняли то, что не всегда правильным может быть общественное мнение. Начать такой разговор можно с примера, как ошибается зал, подсказывая во время игры «Хочу быть миллионером».

Приём «Истории про себя». Применяется тогда, когда педагог хочет, чтобы дети больше были информированы друг о друге и лучше поняли друг друга. Каждый может сочинить историю про себя и попросить друзей проиграть ее как маленький спектакль.

Вторая группа связана с организацией диалоговой рефлексии.

Диалоговая рефлексия это диалог педагога и ребенка, способствующий формированию отношения ученика к какой-либо значимой проблеме, вопросу, проявляющегося в соответствующем поведении и поступках. Для воспитания толерантности можно применить следующие приемы в рамках проведения рефлексивной беседы с ребенком.

Приём «Ролевая маска». Детям предлагается войти в роль другого человека и выступить уже не от своего имени, а от его лица.

Приём «Прогнозирование развития ситуации». Во время беседы педагог предлагает высказать предположение о том, как могла развиваться та или иная конфликтная ситуация. При этом как бы ведется поиск выхода из сложившейся ситуации.

Приём «Импровизация на свободную тему», Учащиеся выбирают ту тему, в которой они наиболее сильны и которая вызывает у них определенный интерес, переносят события в новые условия, по-своему интерпретируют смысл происходящего и т. п.

Приём «Встречные вопросы». Учащиеся, разделенные на группы, готовят друг другу определенное количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на них подвергаются затем коллективному обсуждению.

Третья группа связана с использованием художественной литературы, кинофильмов и т. д.

Приём «Сочини конец истории». Детям предлагается завершить предлагаемую историю. Придумать свое завершение проблемы отношений между людьми или животными, которые являются героями литературного произведения.

Приём «Любимые книги товарища». Детям предлагается догадаться, какие книги (кинофильмы, песни) любят их товарищи по классу.

Приём «Добрые слова». Детям предлагается вспомнить добрые слова, которые говорят герои фильмов другим людям (при этом важно, чтобы эти слова были обращены к людям других национальностей, бывшим врагам и т. п.).

Приём «Творчество на заданную тему». Учащиеся свободно импровизируют на обозначенную тему (моделируют, конструируют, инсценируют, делают литературные, музыкальные и иные зарисовки, комментируют, разрабатывают задания и т. п.).

Приём «Киностудия». Дети сочиняют пародию на известный фильм, используя сюжеты из их жизни. Потом пытаются изобразить эту пародию.

Описанные приёмы могут применяться классным руководителем в индивидуальной беседе с ребенком, проявляющим нетерпимость в отношении чего-либо или кого-либо. Отдельные из них могут служить также материалом для проведения классного часа на соответствующую тематику с последующей организацией групповой рефлексии. Однако следует отметить, что применение на практике этих приемов предполагает наличие гуманной позиции классного руководителя по отношению к детям, высокую степень доверительности в отношениях с ними, безусловное их принятие и поддержку.

В заключение хочется сказать, что наиболее эффективным способом формирования толерантности у подрастающего поколения является воспитание. Значит необходимо так организовать воспитательный процесс, чтобы толерантность стала важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы, готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!