СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час на тему: "Толерантность и мы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час на тему: «Толерантность и мы».  7 класс   

 

Цели: Развитие умения понимать чувства, настроения, мотивы поведения других людей; усвоение стандартных приёмов этических форм общения и творческого их использования с учётом обстановки, эмоционального состояния партнёров по общению; раскрытие причин отсутствия взаимопонимания; воспитание толерантности среди подростков.

Оборудование:

а) Цитаты на классную доску:

«В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить» (Сократ);

 «Смотрите на людей с мыслью, что вам их обязательно надо написать красками… Скоро вы заметите, что люди оказываются гораздо интереснее, чем раньше, когда вы смотрели на них бегло и торопливо» (К. Г. Паустовский);

 «Введи в жизнь серьёзные интересы, прочное занятие и наблюдай над собой, как натуралист и как медик, и старайся разумом исправить то, что было запущено»

(А. И. Герцен);

 

  Ученик.

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы – как истории планет.

У каждой всё особое, своё,

И нет планет, похожих на неё.

А если кто-то незаметно жил,

И с этой незаметностью дружил,

Он интересен был среди людей

Самой не интересностью своей.

У каждого свой тайный личный мир.

Есть в мире этом самый лучший миг.

Есть в мире этом самый страшный час,

Но это всё неведомо для нас.

И если умирает человек,

С ним умирает первый его снег,

И первый поцелуй; и первый бой…

Всё это забирает он с собой.

Да, остаются книги и мосты,

Машины и художников холсты,

Ученик.

Да, многому остаться суждено,

Но что-то ведь уходит всё равно!

Таков закон безжалостный игры:

Не люди умирают, а миры.

Людей мы помним, грешных и земных,

А что мы знаем, в сущности, о них?

Что знаем мы про братьев, про друзей,

Что знаем о единственной своей?

И про отца родного своего мы,

Зная всё, не знаем ничего.

Уходят люди. Их не возвратить.

Их тайные миры не возродить.

И каждый раз мне хочется опять

От этой невозвратности кричать.

(Е. Евтушенко)

   Классный руководитель : Какое пронзительное стихотворение! Надеюсь, вам, ребята, понятна, его основная мысль. Поэт говорит о самоценности личности каждого человека и о том, как часто нам не хватает внимания и понимания со стороны окружающих. Нам не хватает терпимости и уважения по отношению друг к другу. Теперь это понятие носит название «толерантность».

В жизни нам часто приходится страдать, обижаться на окружающих за то, что нас неправильно поняли, незаслуженно обидели. Счастье – это когда тебя понимают.

Что нужно для того, чтобы установить взаимопонимание? Ведь без этого не может быть ни полноценной любви, ни дружбы, ни творческого содружества, ни просто нормального общения.

Упражнение «Как быть толерантным в общении»

Цель: обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций.

Ведущий:    Каждый из нас время от времени попадает в конфликтные ситуации: с кем-то ссорится, получает незаслуженные обвинения. Каждый по-своему выходит из подобных ситуаций: кто-то обижается, кто-то «даёт сдачи», кто-то пытается найти конструктивное решение. Можно ли выйти из конфликтной ситуации с помощью толерантного поведения, сохранив собственное достоинство и не унизив другого?

Ведущий предлагает кому-нибудь из участников группы вспомнить и рассказать ситуацию, когда его или кого-нибудь из его знакомых обидели. Этот участник выступит в роли того, кого обидели, а другой в роли обидчика. Участники должны разыграть эту сцену. Используя предложенную ниже схему, «обиженный» попытается достойно выйти из ситуации. Например, мама отчитала сына при друзьях за то, что он не вымыл посуду.

Схема достойного выхода из ситуации:

Начни разговор с конкретного и точного описания ситуации, которая тебя не устраивает: «Когда ты накричала на меня при ребятах…» Вырази чувства, возникшие у тебя в связи с этой ситуацией и поведением человека по отношению к тебе: «…я почувствовал себя неудобно…» Скажи человеку, как бы тебе хотелось, чтобы он поступил. Предложи ему другой вариант поведения, устраивающий тебя: «…поэтому в следующий раз я прошу тебя высказывать свои замечания не в присутствии моих друзей…» Скажи, как ты себя поведёшь в случае, если человек изменит своё поведение: «…тогда я буду прислушиваться к твоим замечаниям».

Предложите выполнить это задание нескольким парам участников.

Участники группы высказывают своё мнение о том, чей выход из ситуации оказался наиболее удачным и почему.

Упражнение «Я» - высказывание / «Ты» - высказывание»

Данное упражнение является продолжением и закреплением предыдущего.

Цели: научиться толерантно (в неагрессивной, безоценочной манере) выражать свои негативные чувства (недовольство, обида, огорчение); сделать общение более непосредственным и свободным.

Ведущий: Существует определённая разница между «Я»-высказыванием и «Ты»-высказыванием. Например, использование в речи «Я»- высказываний делает общение более непосредственным, помогает выразить свои чувства, не унижая другого человека. «Я»-высказывание предполагает ответственность говорящего за свои мысли и чувства («Я» очень беспокоюсь, если тебя нет дома к 10 часам вечера»), а не нацелено, как «Ты»- высказывание, на то, чтобы обвинить другого человека («Ты опять пришёл домой в 11 часов вечера!»). если мы используем «Ты»- высказывания, то человек, к которому мы обращаемся, испытывает негативные эмоции: гнев, раздражение, обиду. Использование «Я»-высказываний позволяет человеку выслушать вас и спокойно ответить. Ведущий просит составить «Я»-высказывания для предложенных ситуаций:

Твой друг (твоя подруга) попросил(а) у тебя одежду и порвал(а) её. Твой младший брат изрисовал ручкой твои учебники. Твои друзья пошли в кино, а тебя не позвали. Твой учитель незаслуженно обвинил тебя в том, что ты списал(а) контрольную у соседа. Вы с другом договорились встретиться на улице. Ты прождал(а) его полчаса, а он так и не пришёл. Тренер сказал, что ты пропускаешь тренировки, поэтому он отчисляет тебя из команды.

Анализ эпиграфов

Учитель (обращает внимание обучающихся на доску): Давайте обсудим эти высказывания. Согласны ли вы с подобными мнениями? В чём смысл каждого высказывания в отдельности? Есть ли среди высказываний то, с которым вы не согласны? Почему?

Работа в группе

Учитель: Взаимопонимание во многом зависит от того, насколько правильно мы оцениваем своих товарищей, насколько хорошо знаем их.

Попробуем выяснить, владеем ли мы умением правильно оценивать людей. Задание будет следующим. Необходимо дать словесный портрет одного ученика из своего класса. В характеристике отразить физические данные; внешность, особенности поведения, темперамент, положительные черты характера, увлечения, преобладающие интересы, привычки и слабости. Одноклассники должны знать, о ком идёт речь, и оценить, насколько словесный портрет соответствует действительному облику ученика.

Анализ ситуаций

Двум-трём ученикам класса предлагается выйти за дверь. В их отсутствие зачитываются ситуации.

Ситуация 1. На улице или в транспорте вам наступили на ногу. Ваша реакция…

1)  с возмущением посмотрю на обидчика;

2)  сухо, без эмоций сделаю замечание;

3)  выскажусь, не стесняясь в выражениях.

Ситуация 2. В классе начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция…

1)  не приму участия;

2)  лишь кратко выскажусь в пользу той точки зрения, которую считаю правильной;

3)  активно вмешаюсь в спор и «вызову огонь на себя».

Обучающимся предлагается высказать предположения о том, как бы поступили в этой ситуации испытуемые. Затем спрашивают самих испытуемых.

Подведение итогов. Рефлексия занятия.

Учитель: О каких способах толерантного общения вы сегодня узнали? Как вы считаете, какое поведение характерно для вас при разрешении конфликтных ситуаций? Каковы преимущества толерантного общения?

Ты живёшь среди людей. Не забывай, что каждое твоё слово, каждый поступок, желание отражаются на окружающих тебя людях. Проверяй свою жизнь вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай всё для того, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо.

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Классный час на тему: "Толерантность и мы"»

Классный час на тему: «Толерантность и мы». 7 класс



Цели: Развитие умения понимать чувства, настроения, мотивы поведения других людей; усвоение стандартных приёмов этических форм общения и творческого их использования с учётом обстановки, эмоционального состояния партнёров по общению; раскрытие причин отсутствия взаимопонимания; воспитание толерантности среди подростков.

Оборудование:

а) Цитаты на классную доску:

«В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить» (Сократ);

«Смотрите на людей с мыслью, что вам их обязательно надо написать красками… Скоро вы заметите, что люди оказываются гораздо интереснее, чем раньше, когда вы смотрели на них бегло и торопливо» (К. Г. Паустовский);

«Введи в жизнь серьёзные интересы, прочное занятие и наблюдай над собой, как натуралист и как медик, и старайся разумом исправить то, что было запущено»

(А. И. Герцен);


Ученик.

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы – как истории планет.

У каждой всё особое, своё,

И нет планет, похожих на неё.

А если кто-то незаметно жил,

И с этой незаметностью дружил,

Он интересен был среди людей

Самой не интересностью своей.

У каждого свой тайный личный мир.

Есть в мире этом самый лучший миг.

Есть в мире этом самый страшный час,

Но это всё неведомо для нас.

И если умирает человек,

С ним умирает первый его снег,

И первый поцелуй; и первый бой…

Всё это забирает он с собой.

Да, остаются книги и мосты,

Машины и художников холсты,

Ученик.

Да, многому остаться суждено,

Но что-то ведь уходит всё равно!

Таков закон безжалостный игры:

Не люди умирают, а миры.

Людей мы помним, грешных и земных,

А что мы знаем, в сущности, о них?

Что знаем мы про братьев, про друзей,

Что знаем о единственной своей?

И про отца родного своего мы,

Зная всё, не знаем ничего.

Уходят люди. Их не возвратить.

Их тайные миры не возродить.

И каждый раз мне хочется опять

От этой невозвратности кричать.

(Е. Евтушенко)

Классный руководитель : Какое пронзительное стихотворение! Надеюсь, вам, ребята, понятна, его основная мысль. Поэт говорит о самоценности личности каждого человека и о том, как часто нам не хватает внимания и понимания со стороны окружающих. Нам не хватает терпимости и уважения по отношению друг к другу. Теперь это понятие носит название «толерантность».

В жизни нам часто приходится страдать, обижаться на окружающих за то, что нас неправильно поняли, незаслуженно обидели. Счастье – это когда тебя понимают.

Что нужно для того, чтобы установить взаимопонимание? Ведь без этого не может быть ни полноценной любви, ни дружбы, ни творческого содружества, ни просто нормального общения.

Упражнение «Как быть толерантным в общении»

Цель: обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций.

Ведущий:  Каждый из нас время от времени попадает в конфликтные ситуации: с кем-то ссорится, получает незаслуженные обвинения. Каждый по-своему выходит из подобных ситуаций: кто-то обижается, кто-то «даёт сдачи», кто-то пытается найти конструктивное решение. Можно ли выйти из конфликтной ситуации с помощью толерантного поведения, сохранив собственное достоинство и не унизив другого?

Ведущий предлагает кому-нибудь из участников группы вспомнить и рассказать ситуацию, когда его или кого-нибудь из его знакомых обидели. Этот участник выступит в роли того, кого обидели, а другой в роли обидчика. Участники должны разыграть эту сцену. Используя предложенную ниже схему, «обиженный» попытается достойно выйти из ситуации. Например, мама отчитала сына при друзьях за то, что он не вымыл посуду.

Схема достойного выхода из ситуации:

Начни разговор с конкретного и точного описания ситуации, которая тебя не устраивает: «Когда ты накричала на меня при ребятах…» Вырази чувства, возникшие у тебя в связи с этой ситуацией и поведением человека по отношению к тебе: «…я почувствовал себя неудобно…» Скажи человеку, как бы тебе хотелось, чтобы он поступил. Предложи ему другой вариант поведения, устраивающий тебя: «…поэтому в следующий раз я прошу тебя высказывать свои замечания не в присутствии моих друзей…» Скажи, как ты себя поведёшь в случае, если человек изменит своё поведение: «…тогда я буду прислушиваться к твоим замечаниям».

Предложите выполнить это задание нескольким парам участников.

Участники группы высказывают своё мнение о том, чей выход из ситуации оказался наиболее удачным и почему.

Упражнение «Я» - высказывание / «Ты» - высказывание»

Данное упражнение является продолжением и закреплением предыдущего.

Цели: научиться толерантно (в неагрессивной, безоценочной манере) выражать свои негативные чувства (недовольство, обида, огорчение); сделать общение более непосредственным и свободным.

Ведущий: Существует определённая разница между «Я»-высказыванием и «Ты»-высказыванием. Например, использование в речи «Я»- высказываний делает общение более непосредственным, помогает выразить свои чувства, не унижая другого человека. «Я»-высказывание предполагает ответственность говорящего за свои мысли и чувства («Я» очень беспокоюсь, если тебя нет дома к 10 часам вечера»), а не нацелено, как «Ты»- высказывание, на то, чтобы обвинить другого человека («Ты опять пришёл домой в 11 часов вечера!»). если мы используем «Ты»- высказывания, то человек, к которому мы обращаемся, испытывает негативные эмоции: гнев, раздражение, обиду. Использование «Я»-высказываний позволяет человеку выслушать вас и спокойно ответить. Ведущий просит составить «Я»-высказывания для предложенных ситуаций:

Твой друг (твоя подруга) попросил(а) у тебя одежду и порвал(а) её. Твой младший брат изрисовал ручкой твои учебники. Твои друзья пошли в кино, а тебя не позвали. Твой учитель незаслуженно обвинил тебя в том, что ты списал(а) контрольную у соседа. Вы с другом договорились встретиться на улице. Ты прождал(а) его полчаса, а он так и не пришёл. Тренер сказал, что ты пропускаешь тренировки, поэтому он отчисляет тебя из команды.

Анализ эпиграфов

Учитель (обращает внимание обучающихся на доску): Давайте обсудим эти высказывания. Согласны ли вы с подобными мнениями? В чём смысл каждого высказывания в отдельности? Есть ли среди высказываний то, с которым вы не согласны? Почему?

Работа в группе

Учитель: Взаимопонимание во многом зависит от того, насколько правильно мы оцениваем своих товарищей, насколько хорошо знаем их.

Попробуем выяснить, владеем ли мы умением правильно оценивать людей. Задание будет следующим. Необходимо дать словесный портрет одного ученика из своего класса. В характеристике отразить физические данные; внешность, особенности поведения, темперамент, положительные черты характера, увлечения, преобладающие интересы, привычки и слабости. Одноклассники должны знать, о ком идёт речь, и оценить, насколько словесный портрет соответствует действительному облику ученика.

Анализ ситуаций

Двум-трём ученикам класса предлагается выйти за дверь. В их отсутствие зачитываются ситуации.

Ситуация 1. На улице или в транспорте вам наступили на ногу. Ваша реакция…

1)  с возмущением посмотрю на обидчика;

2)  сухо, без эмоций сделаю замечание;

3)  выскажусь, не стесняясь в выражениях.

Ситуация 2. В классе начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция…

1)  не приму участия;

2)  лишь кратко выскажусь в пользу той точки зрения, которую считаю правильной;

3)  активно вмешаюсь в спор и «вызову огонь на себя».

Обучающимся предлагается высказать предположения о том, как бы поступили в этой ситуации испытуемые. Затем спрашивают самих испытуемых.

Подведение итогов. Рефлексия занятия.

Учитель: О каких способах толерантного общения вы сегодня узнали? Как вы считаете, какое поведение характерно для вас при разрешении конфликтных ситуаций? Каковы преимущества толерантного общения?

Ты живёшь среди людей. Не забывай, что каждое твоё слово, каждый поступок, желание отражаются на окружающих тебя людях. Проверяй свою жизнь вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай всё для того, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!