СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Круглый стол для педагогов «Толерантность — дорога к миру».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: осознать толерантность как путь преодоления непонимания между людьми.

Задачи:

1. Сформировать представление о понятии «толерантность»;

2. Формирование чувства уважения и принятия себя и коллег;

3. Осознать необходимость толерантного поведения;

4. Формирование навыков поведения толерантного педагога

Мероприятие прошло в форме чайпития

Вступление.

Уважаемые коллеги, педагоги, сегодня мы с вами поговорим на тему толерантности.

Хотелось бы начать нашу встречу с притчи:

Одному султану приснился страшный сон. Ему приснилось, что у него один за другим выпали все зубы. Обеспокоившись, он позвал толкователя снов. Тот озабоченно выслушал сон и сообщил султану: «Я должен сообщить тебе печальную весть. Так же, как ты потерял все зубы, ты одного за другим потеряешь всех своих родных». Толкование сна разгневало султана. Он повелел бросить прорицателя в темницу. Потом позвал другого толкователя снов. Этот, выслушав сон, сказал: «Я счастлив, сообщить тебе радостную весть: ты станешь старше всех своих родных, ты переживешь их всех». Султан был счастлив и богато наградил толкователя снов.

Как вы понимаете слова толкователей снов? Почему султан поступил именно так? (Обсуждение)

Придворные удивлялись этому: «Ведь ты же не добавил ничего к тому, что сказал твой бедный предшественник, как же случилось, что он был наказан, а ты награжден»?

Толкователь снов отвечал: «Мы оба одинаково растолковали сон. Но дело не только в том, что сказать, но и в том, как сказать».

Что же такое толерантность? Хотелось бы услышать от вас, как вы понимаете, слово, понятие «толерантность».

Слово толерантность я изобразила в виде солнца. Давайте изобразим ваши ответы в виде лучиков. (упражнение «Лучики толерантности»)

Цель: систематизирование знаний о понятии «толерантность».

Перед вами «Солнышко», ему не хватает лучиков, а лучики это наша толерантность, из чего же она состоит? Ваша задача написать на лучике: «Что для Вас означает толерантность?»

(терпение, доверие, умение владеть собой, снисходительность, доброжелательность, умение не осуждать других, терпимость к различиям, способность к сопереживанию, умение слушать, доверие, чуткость, снисходительность, расположение к другим, чувство юмора, терпимость к различиям, гуманизм, любознательность, умение слушать, альтруизм)

Общее обсуждение того, что получилось.

Термин толерантность объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.

Слово толерантность определяется на разных языках:

• в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идей или мнения;

• во французском - отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

• в английском - готовность быть терпимым, снисходительным;

• в китайском - позволять, принимать, быть по отношению к другим велико-душным;

• в арабском - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

• в русском - способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, вы-носливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

В наше время общечеловеческое правило – закон - утверждает, что люди всех рас и всех народов равны между собой. Это очень важный закон. Поэтому в 1995 году Генеральная Ассамблея ООН предложила государствам ежегодно 16 ноября отмечать Международный день толерантности (терпимости).

Люди на свет рождаются разными: непохожими, своеобразными.

Чтобы других ты смог понимать, нужно терпенье в себе воспитать.

1) Представьте ситуацию: на улице бездомный человек упал и сломал руку, как следует к нему относиться и как на это реагировать? Прохожие не обращают внимания на него, брезгливо отворачиваясь. Нужна ли здесь толерантность? (Обсуждение)

А как относиться, если этот человек ещё и пьян? (Обсуждение)

А каков будет итог, если вы поможете или не поможете человеку? В каждом случае что вы и он получите или потеряете?

Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.

Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.

Все мы – разные, все мы – равные!

2) Обсудив эту ситуацию, мы видим, что есть два пути развития личности - толерантный и интолерантный.

Сейчас мы разделимся на 2 группы: I группа будет описывать основные черты, присущие толерантной личности, II группа - черты, присущие интолерантной личности.

- Толерантная личность - уважение мнения других, доброжелательность, желание что-либо делать вместе, понимание и принятие, чуткость, любознательность, снисходительность, доверие, гуманизм.

Толерантный путь - это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным людям, культурам, взглядам, традициям.

- Интолерантная личность - непонимание, игнорирование, эгоизм, нетерпимость, выражение пренебрежения, раздражительность, равнодушие, цинизм, немотивированная агрессивность.

Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, не принятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.

3) Толерантность имеет место и в отношениях с детьми. Вы педагоги! Представьте, что в вашей группе появился ребенок, который не разговаривает, все время требует к себе внимания, не понимает вас, неадекватно ведет себя на занятиях, назойлив по отношению к вам и детям в группе.

Как вы будете вести себя? Как объясните другим детям факт его поведения? Что будете говорить его родителям, которые тоже устали от него, он заниматься им не хотят или не могут? (Обсуждение)

Что в этой ситуации важнее – сказать родителям правду или не расстраивать их, чтобы они предприняли более серьезные меры? Например сменили организацию, изолировали его от общества и т. д.

5) Игра «Пойми без слов»

Оборудование: листок бумаги с написанным для показа заданием. Педагоги делятся на 2 команды.

Задание:

Толерантность предполагает умение терпеливо выслушать и понять другого человека. В то же время - умение терпеливо и спокойно объясниться, даже если тебя с трудом понимают.

Ситуация 1 (2 человека – муж и жена):

- Вы муж, который смотрит в окно на жену с 10 этажа, нужно ему понять, что она пытается ему показать и объяснить.

- Вы жена, вы опаздываете на работу, Наспех собираете сумку, надеваете пальто, прощаетесь с мужем и спускаетесь с 10 этажа во двор. Здесь, заглянув в сумку, вы обнаруживаете, что оставили дома ключ в кармане куртки и телефон. Позвонить вы не можете. И чтобы не возвращаться, жестами и мимикой объясняете ситуацию мужу, который смотрит сверху через стекло, что вы:

1. забыли дома ключ,

2. закончите работу в 4 часа,

3. зайдете после работы в магазин за молоком,

4. а потом придете домой.

5. пускай он оставит ключ от дома соседке по площадке.

Ситуация 2 (2 человека – девушка и бабушка):

- Вы бабушка, вы развешиваете белье, увидели девушку, жестикулирующую и которая пытается понять, что та ей показывает.

- Вы молодая мама (девушка) вышли на балкон повесить белье. Ваш малолетний малыш повернул ключ в балконной двери и Вы с ребенком остались по разные стороны. Во дворе никого нет. Позвать помощь вам неоткуда. Только в доме напротив полуглухая бабушка вешает на балконе белье. Вы жестами:

1. объясняете ей ситуацию,

2. просите вызвать службу спасения

3. позвонить на работу мужу и попросить его прийти домой.

Обсуждение

- Какие чувства вы испытывали, когда видели, что вас не понимают?

- Легко ли вам было понять вашего партнера? Почему?

Быть услышанным и понятым - это очень важно для каждого. Не всегда мы понимаем друг - друга. Потому что каждый видит и понимает мир по-своему. Но если быть внимательным и терпеливым, то даже без языка можно понять другого и помочь ему.

Заключение:

Подведём итоги: Тема толерантность на сегодняшний день актуальная и важная. В современном мире происходит значительное количество конфликтов между людьми по множеству разных вопросов и ситуаций. Отдельной проблемой стоит непонимание, неприятие людей по поводу их различия, непохожести друг на друга по каким-либо признакам. Это могут быть различия по внешности, положению в обществе, образу жизни, взглядам. Избежать конфликтов на этой почве позволяет такое качество человека, как толерантность.

- Как вы считаете, где грань между толерантностью и излишней уступчивостью? И как найти баланс между толерантностью и отстаиванием своего мнения?

- Как воспитать толерантность в ребёнке, и необходимо ли это? А как вы приучаете детей группы уважать других людей, не похожих на них?

- Можно ли сказать, что с помощью толерантного поведения можно преодолеть множество конфликтов? Чего можно добиться толерантностью?

Просмотр содержимого документа
«Круглый стол для педагогов «Толерантность — дорога к миру».»




Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Селятинская СОШ № 2

















Круглый стол

для педагогов

«Толерантность- дорога к миру»







Подготовила:

воспитатель Минаева Н.А.










2022

Цель: осознать толерантность как путь преодоления непонимания между людьми.


Задачи:


  1. Сформировать представление о понятии «толерантность»;

  2. Формирование чувства уважения и принятия себя и коллег;

  3. Осознать необходимость толерантного поведения;

  4. Формирование навыков поведения толерантного педагога



Вступление.

Уважаемые коллеги, педагоги, сегодня мы с вами поговорим на тему толерантности.

Хотелось бы начать нашу встречу с притчи:

Одному султану приснился страшный сон. Ему приснилось, что у него один за другим выпали все зубы. Обеспокоившись, он позвал толкователя снов. Тот озабоченно выслушал сон и сообщил султану: «Я должен сообщить тебе печальную весть. Так же, как ты потерял все зубы, ты одного за другим потеряешь всех своих родных». Толкование сна разгневало султана. Он повелел бросить прорицателя в темницу. Потом позвал другого толкователя снов. Этот, выслушав сон, сказал: «Я счастлив, сообщить тебе радостную весть: ты станешь старше всех своих родных, ты переживешь их всех». Султан был счастлив и богато наградил толкователя снов. 


Как вы понимаете слова толкователей снов? Почему султан поступил именно так? (Обсуждение)


Придворные удивлялись этому: «Ведь ты же не добавил ничего к тому, что сказал твой бедный предшественник, как же случилось, что он был наказан, а ты награжден»?

Толкователь снов отвечал: «Мы оба одинаково растолковали сон. Но дело не только в том, что сказать, но и в том, как сказать».


Что же такое толерантность? Хотелось бы услышать от вас, как вы понимаете, слово, понятие «толерантность».


Слово толерантность я изобразила в виде солнца. Давайте изобразим ваши ответы в виде лучиков. (упражнение «Лучики толерантности»)

Цель: систематизирование знаний о понятии «толерантность».

Перед вами «Солнышко», ему не хватает лучиков, а лучики это наша толерантность, из чего же она состоит? Ваша задача написать на лучике: «Что для Вас означает толерантность?»

(терпение, доверие, умение владеть собой, снисходительность, доброжелательность, умение не осуждать других, терпимость к различиям, способность к сопереживанию, умение слушать, доверие, чуткость, снисходительность, расположение к другим, чувство юмора, терпимость к различиям, гуманизм, любознательность, умение слушать, альтруизм)


Общее обсуждение того, что получилось.



Термин толерантность объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.

Слово толерантность определяется на разных язы­ках:

  • в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идей или мнения;

  • во французском - отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

  • в английском - готовность быть терпимым, снисходительным;

  • в китайском - позволять, принимать, быть по отношению к другим велико­душным;

  • в арабском - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострада­ние, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

  • в русском - способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, вы­носливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).


В наше время общечеловеческое правило – закон - утверждает, что люди всех рас и всех народов равны между собой. Это очень важный закон. Поэтому в 1995 году Генеральная Ассамблея ООН предложила государствам ежегодно 16 ноября отмечать Международный день толерантности (терпимости).


Люди на свет рождаются разными: непохожими, своеобразными.

Чтобы других ты смог понимать, нужно терпенье в себе воспитать.



  • Представьте ситуацию: на улице бездомный человек упал и сломал руку, как следует к нему относиться и как на это реагировать? Прохожие не обращают внимания на него, брезгливо отворачиваясь. Нужна ли здесь толерантность?


Обсуждение.


А как относиться, если этот человек ещё и пьян?


Обсуждение.


А каков будет итог, если вы поможете или не поможете человеку? В каждом случае что вы и он получите или потеряете?




Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.

Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.

Все мы – разные, все мы – равные!

Обсудив эту ситуацию, мы видим, что есть два пути развития личности - толерантный и интолерантный.



Сейчас мы разделимся на 2 группы: I группа будет описывать основные чер­ты, присущие толерантной личности, II группа - черты, присущие интолерантной личности.



Толерантная личность

Интолерантная личность

Уважение мнения других

Непонимание

Доброжелательность

Игнорирование

Желание что-либо делать вместе

Эгоизм

Понимание и принятие

Нетерпимость

Чуткость, любознательность

Выражение пренебрежения

Снисходительность

Раздражительность

Доверие, гуманизм

Равнодушие


Цинизм


Немотивированная агрессивность



Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, не принятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.



Толерантный путь - это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным людям, культурам, взглядам, традициям.


  • Толерантность имеет место и в отношениях с детьми. Вы педагоги! Представьте, что в вашей группе появился ребенок, который не разговаривает, все время требует к себе внимания, не понимает вас, неадекватно ведет себя на занятиях, назойлив по отношению к вам и детям в группе.

Как вы будете вести себя? Как объясните другим детям факт его поведения? Что будете говорить его родителям, которые тоже устали от него, он заниматься им не хотят или не могут?


Обсуждение.


Что в этой ситуации важнее – сказать родителям правду или не расстраивать их, чтобы они предприняли более серьезные меры? Например сменили организацию, изолировали его от общества и т.д.



  • Игра «Пойми без слов»


Оборудование: листок бумаги с написанным для показа заданием. Педагоги делятся на 2 команды, в каждой команде одного ведущего (который будет угадывать ситуацию, он выходит за дверь)


Задание:

Толерантность предполагает умение терпеливо выслушать и понять другого человека. В то же время - умение терпеливо и спокойно объясниться, даже если тебя с трудом понимают.

 

Ситуация 1 (2 человека – муж и жена):


Вы муж, который смотрит в окно на жену с 10 этажа, нужно ему понять, что она пытается ему показать и объяснить.


Остальным участникам зачитывается следующая ситуация.


Вы жена, вы опаздываете на работу, Наспех собираете сумку, надеваете пальто, прощаетесь с мужем и спускаетесь с 10 этажа во двор. Здесь, заглянув в сумку, вы обнаруживаете, что  оставили дома ключ в кармане куртки и телефон. Позвонить вы не можете. И чтобы не возвращаться, жестами и мимикой объясняете ситуацию мужу, который смотрит сверху через стекло, что вы:

забыли дома ключ,

закончите работу в 4 часа,

зайдете после работы в магазин за молоком,

а потом придете домой.

пускай он оставит ключ от дома соседке по площадке.







Ситуация 2 (2 человека – девушка и бабушка):

Вы бабушка, вы развешиваете белье, увидели девушку, жестикулирующую и которая пытается понять, что та ей показывает. 


Остальным участникам зачитывается следующая ситуация.


Вы молодая мама (девушка) вышли на балкон повесить белье. Ваш малолетний малыш повернул ключ в балконной двери и Вы с ребенком остались по разные стороны. Во дворе никого нет. Позвать помощь вам неоткуда. Только в доме напротив полуглухая бабушка вешает на балконе белье. Вы жестами:

объясняете ей ситуацию,

просите вызвать службу спасения или позвонить на работу мужу и попросить его прийти домой.



Обсуждение

- Какие чувства вы испытывали, когда видели, что вас не понимают?

- Легко ли вам было понять вашего партнера? Почему?


Быть услышанным и понятым - это очень важно для каждого. Не всегда мы понимаем друг - друга. Потому что каждый видит и понимает мир по-своему. Но если быть внимательным и терпеливым, то даже без языка можно понять другого и помочь ему.



Заключение:

Подведём итоги: Тема толерантность на сегодняшний день актуальная и важная. В современном мире происходит значительное количество конфликтов между людьми по множеству разных вопросов и ситуаций. Отдельной проблемой стоит непонимание, неприятие людей по поводу их различия, непохожести друг на друга по каким-либо признакам. Это могут быть различия по внешности, положению в обществе, образу жизни, взглядам. Избежать конфликтов на этой почве позволяет такое качество человека, как толерантность.


  • Как вы считаете, где грань между толерантностью и излишней уступчивостью? И как найти баланс между толерантностью и отстаиванием своего мнения?

  • Как воспитать толерантность в ребёнке, и необходимо ли это? А как вы приучаете детей группы уважать других людей, не похожих на них?

  • Можно ли сказать, что с помощью толерантного поведения можно преодолеть множество конфликтов? Чего можно добиться толерантностью?


Пусть выскажется каждый.


Показ мультфильма «Еж»






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!