СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Число имен существительных

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Число имен существительных»

Урок русского языка. 3 класс А

Учитель Кокоркина Л. Д.

Тема. «Число имён существительных»

Цели:

научить определять число имён существительных;

развивать «умение учиться»: использование знаний, умений, навыков в учебной деятельности;

воспитывать в учениках уверенность в своих силах;

Предметные:

- определять грамматические признаки имён существительных – единственное и множественное число;

- находить в тексте имена существительные;

-видеть знакомые орфограммы, применять правила правописания;

Личностные:

-формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;

-проводить самооценку на основе критерия успешности;

-прислушиваться к чужому мнению, не бояться собственных ошибок;

Метапредметные:

РУУД:

-определять и формулировать тему и цель урока;

- умение принимать планировать и сохранять учебную задачу;

- оценивать правильность выполнения своих и чужих действий;

ПУУД:

-ориентироваться в системе знаний; отличать новое от раннее изученного;

- проводить сравнение и классификацию, устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждения в форме простых суждений;

-перерабатывать полученную информацию: делать выводы;

КУУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

-стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-использовать речевые средства для решения коммуникативных задач: строить монолог и диалог.

Ход урока.

Ι. Организационный момент.

-Начинается урок,

Он пойдет, конечно, впрок,

Если будете внимательны,

Все поймете обязательно

- Что вы поняли из этого стихотворения? Каким нужно быть, чтобы все понять? (Внимательным)

ΙΙ. Минутка чистописания

- Запишите число, классная работа.

- Посмотрите внимательно на доску. Перед вами цепочка. Определите последовательность написания букв в этой цепочке.

Ггс Ггу Ггщ Гге …. Ггт, Ггв, Гги, Ггт, Гге, Ггл, Ггь, Ггн, Гго, Гге

(Первые две буквы повторяются, а последние буквы, если соединить вместе образуют слово “СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ”)

- Какую букву надо дописать в мою группу? (Ггс)

- Запишите эту цепочку самостоятельно.

- Кто догадался, о чём сегодня мы будем вести речь? (Об имени существительном)

III. Словарная работа.

- Что вы знаете об имени существительном?

- Что обозначает имя существительное в широком смысле слова? (конкретные предметы, живые существа, растения, явления природы, свойства, качества, события, географические названия)

- Какие грамматические признаки имени существительного вы знаете? Какими бывают имена существительные? (собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные)

- Приведите примеры. (ответы детей)

- Запишите слово пчела и на каждую букву напишем словарные слова:

п - пальто

ч- чёрный

е -енот

л - лестница

а - алфавит

- Какие орфограммы есть в этих словах? (непроверяемая безударная гласная, парная согласная, смягчащий ь, непроизносимый согласный звук)

- Найдите слова в которых букв меньше, чем звуков. ЕНОТ

- Найдите слова в которых звуков меньше, чем букв. ПАЛЬТО, ЛЕСТНИЦА

- Какое слово лишнее? (черный – имя прилагательное).

Как вы думаете почему именно слово пчела сегодня я выбрала на урок?

(трудолюбивая, быстрая, медоносная, красивая ). А еще пчёлы дружные, работящие, чего я вам желаю.

Игра «Собери примету». Письмо по памяти.

Пчелы, нет, никого, трудолюбивее.

Мед, да , тягок, труд, сладок.

Знает, где, брать, мед, пчела.

Проверка. Трудолюбивее пчелы никого нет.

Тягок труд, да сладок мед.

Пчела знает, где мед брать.

- Оцените свою работу.

- Подчеркните имена существительные. Определите, какие из них одушевленные, а какие неодушевленные.

IV. Самоопределение деятельности

- Вы уже столько знаете об имени существительном, хотите узнать что-то новое? А зачем? (быть грамотными, пригодится в жизни)

- Прочитайте слова. (записаны на доске)

пчела, пчёлы, озеро, озёра, девочка, девочки, книга, книги.

- Устно разделите на две группы.

- По какому признаку разделили?

- В каком числе стоит имя существительное, если оно обозначает один предмет?

- В каком числе стоит имя существительное, если оно обозначает несколько предметов?

- Определите тему урока.

- Какие цели вы можете перед собой поставить?

- Сформулируйте цели урока с помощью опорных слов:

1. Узнать больше об… (имени существительном).

2. Научиться определять …(число имён существительных).

3. Работать … (активно, быстро, внимательно, творчески и т.д.).

- Работать будем по плану:

1. Узнаем больше об имени существительном

2. Научимся определять число имен существительных

3. выполнять задания на определение числа имени существительного.

V. Работа по теме урока.

- Запишите данные имена существительные по столбикам: ед. ч. Мн.ч.

- Какая значимая часть в слове указывает на изменение его числа? (окончания)

- Выделите окончания.

Вывод. При изменении имени существительного по числам изменяется его окончание.

- Изменение имен существительных по числам – это еще один грамматический признак имени существительного.

На стр.20 в учебнике, прочитайте вывод (Вспомните!) Прослушать правило!

Физкультминутка

Теперь давайте немного отдохнем. Я буду называть имена существительные в единственном и множественном числе. Если будет названо существительное в единственном числе, все подпрыгивают и делают хлопок над головой. Если во множественном — приседают, хлопок перед собой.

Работа по вариантам.

- Прочитайте слова, определите число имён существительных.

1 вариант. Даны существительные в единственном числе, преобразовать в существительные множественного числа.

дом - дома

город - города

молоко –

улица - улицы

дружба -

2 вариант. Даны существительные во множественном числе, преобразовать в существительные единственного числа.

Загадки - загадка

Горы - гора

ножницы –

страны – страна

каникулы –

(По одному ученику у доски от каждого варианта, остальные проверяют на местах)

- Что вы заметили? (не все слова можно поставить в форму единственного, множественного числа)

- Наверно, есть еще слова, которые употребляются только в единственном, множественном числе.

- 1 вариант назовите свои слова, которые употребляются только в ед. числе. (Молоко, дружба)

- 2 вариант назовите свои слова, которые употребляются только в о мн. числе. (Ножницы, каникулы)

- Обратите внимание, на какую букву оканчиваются эти слова. (ед. ч. – буквы о, а, согласная; мн. ч. – ы. и)

VI. Закрепление изученного материала

- Чтобы закрепить полученные знания, поработайте в группах. Вспомним правила работы в группах. (Работать сообща, помогать друг другу, выслушиваем мнение каждого)

- Перед вами конверты со словами. Вам нужно разложить слова в таком порядке

1 столбик - имена существительные, которые изменяются по числам, которые употребляются и в ед.ч., и во мн. ч.,

2 столбик – существительные, которые употребляются только в единственном числе,

3 столбик – существительные, которые употребляются только во множественном числе.

- Все группы готовы. Проверим. 1 ряд - прочитайте слова первого столбика, 2 ряд – слова 2 столбика, 2 ряд – 3 столбик. У всех так? Молодцы!

- Оцените свою работу

ед. ч. мн. ч.

рисунок

газета

синица

шофёр

ед. ч.

сахар

молоко

посуда

пальто

мн. ч.

ножницы

санки

сливки

брюки

VII. Проверка полученных знаний.

- Проверим, как вы научились определять число у существительных.

-Самостоятельно выполним задания на карточках. Над существительными укажите число. Подчеркните существительные, которые не изменяются по числам.

Задание 1.

Спиши. Определи число имён существительных.

В Москве есть интересный музей. Выстроились в ряд старинные чугунки, сковородки, кастрюли. На стене висят различные кухонные ножи. Рядом стоят огромная мясорубка и мраморная ступа, сито и деревянный ковш.

Задание 2.

Данные имена существительные напиши во множественном числе.

Группа, девочка, липа, стая, земля, огород, лебедь, юноша, путь, директор, стадо, море, село, задание, облако, кушанье, платье, полотенце.

Задание 3.

Данные имена существительные напиши во множественном числе.

Семья, певунья, судья, скамья, копьё, ружьё, платье, устье, стул, крыло, перо, сук, звено, муравей, соловей, ручей.

- Проверим работу.

Проверка на доске.

-Оцените свою работу.

- У кого все выполнено верно?

- Кто допустил ошибки?

VI. Рефлексивный этап.

- С какой частью речи работали на уроке?

- Что нового об имени существительном вы узнали?

Кто считает, что он понял, как определять число существительного?

-Выберите фразу для своего соседа:

Ты молодец! Я доволен твоей работой! Ты мог бы поработать лучше!

- Давайте оценим работу на уроке.

У вас на столах есть пчелки, сейчас они полетять на наш цветок -сущуствительное, по порядку:

1. Урок полезен, все понятно.

2. Лишь кое-что чуть-чуть не ясно.

3.Ещё придется потрудиться.

4. Да. трудно все-таки учиться.

- Поднимите руку, кто доволен своей работой на уроке.

- Поднимите руку, кто считает, что ему еще надо потрудиться.

-Ребята, считаете ли вы, то что, мы сегодня учили на уроке, вам пригодится в жизни?

VII. Домашнее задание:

Упр. 32 стр. 21
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!