СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Число имен существительных

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-конспект для 3 класса ФГОС по родному(ханты)языку. На основе темы имён существительного. Работа учеников как можно больше слов составлять на родном языке на основе русского языка.

учитель родного (ханты) языка: Сметанина Лидия Анатольевна

Тема: Число имен существительных. (Закрепление) 3кл фгос

Цели:

Обучающая  Научить изменять существительные по числам, определять начальную форму имен существительных

Развивающая Развитие орфографической зоркости, логического мышления, познавательных способностей, самостоятельности, воли.

Воспитательная Воспитывать культуру поведения, привитие любви к родному языку;  прививать любовь к природе, беречь и охранять природу, знать традиции своего народа.

Оборудование: Карточки с опорными словами по теме “Имя существительное”; презентация к уроку, экран, проектор.  

Ход урока:

I. Организационный момент.

Но сначала повернись, друг другу улыбнись,  Оланна лын куталн ванталн

Пожелайте друг другу успехов в работе на уроке! Яма урокн  рупитаты

Подумайте, какие качества нужны для успешной  работы, чтобы для всех урок стал полезным? (внимание, активность, старание, сообразительность …)

Возьмите карточку личных достижений и отметьте знаком "+" , чего бы ты хотел достичь на уроке.

Я  хотел бы  достичь     Ма ялап  номас верлам                                             

У меня получилось       Ямас тыял рупатаям

Работать старательно и активно  Яма япсыя рупитлам

Выполнить записи в тетради аккуратно и без ошибок  Тетрадьна яма хашлам ат сюратлам

Узнать что – то новое самостоятельно  Ялап номас верлам

Порадоваться за товарища   Пилем рупатаем аматлам

Получить «5»     Оценка «5» шитлам

II. Повторение изученного материала. Актуализация знаний.

1.Презентация о нашем крае в слайдах . Какой праздник у нас приближается? 85 лет Ямало-Ненецкому округу. На нашей северной земле есть поэты   ( 2 слайда)Урок  начнём со стихотворения северного поэта Р.Р.Ругина  «Берёза»

Всех деревьев ты нарядней                              Мет хорасан хорам юхат кутан, В шали нежно-золотой,                                     Сорнен  ернас  лумтман  нох. Всех красивей, всех приглядней                     Мет хорасан, лойлан  унтан, На ветру шумишь листвой.                               Нёхтаманшак  нохлы  ох. Ведь недаром, в самом деле,                         Тунты  эвалт онтап  верман, Предки наши столь мудры –                              Хантэт, танха,тайсат аш. Стали делать колыбели                                       Матты сумтэн хорам кертам Из березовой коры.                                              Сита  потса, ватты  каш. Я б тебя укрыл, береза,                                        Си урана, мосан,похал Белоствольная сестра,                                          Сумтат пела, умсьман ин, От метели, от мороза,                                          Ат нёхталлы нови  сохал, От шального топора.                                             Тутан  нёл  ат китал  ил.

Ин па число хаслув Девятое декабря. Классна рупата.

2. Эвие нынын  задание тус Первое задание.Повторение словарных слов (работа с классом) У доски: (1 человек)

Прочитайте слова. На какие вопросы они отвечают? (Кто? Что?)

Скамейка,чайник,кофта,шапка,кровать,чашка,мальчик,шубка,отец,девочка,олень,собака.

В первый столбик запишите слова, отвечающие на вопрос Кто?, во второй – что?

                Кто?                                 Что?                          Хой? Кто?         Муй? Мола? Что?                                                                                   

        Мальчик                         Скамейка                         Няврем                      Калан                                 

         Человек                             Чайник                            Хоят                        Апсии                                    

          Отец                                     Кофта                            Аси                          Амп                                      

          Девочка                           Шапка                              Эви                             Порах                                  

          Олень                               Кровать                                                                 Мил                                  

          Медведь                                                                                                        Норы                                   

           Собака               

Лаваты мола вопрос таял имя сущ-ое?

Рус.яз.                                                                  Ханты яс.

Кто? Что?                                                     Хой? Мола?(муй?)

2 числа ед.ч,мн.ч.                                     3 числа –ед.ч. и мн.ч.

- Русь ясанна сущ-ой таял окончания, а ханты ясанна?

- Ханты ясанна  существительной таял суффиксат.

3.Физминутка. Физминутка.  Юхат уллат  унат, Юхат уллат  айит.Юхат уллат унат,унат.  (слайды с картинками деревьев)

 

4.Игра «Угадай»    Ма предмет лавлам нын туна лавалан. па яснат в Ед.ч. Дв.ч. и Мн.ч. хансалан.  Лув хоятна тайла, лув хот савиял.  (Амп)

Ма тата урок верлам.(Пасан).Лув хоятна тайла ,ур хотна.(Пеши)

Вопрос: Там яснат мола хорпет? В чём различие? Мола суффикс?  Какая часть слова изменяется в х.яз.,когда изменяем сущ-ые по числам? А в родном языке?

Хой правило лавал ? И гласной соханты сущ-ой лаваты. Ы  гласной соханты сущ-ой. Твёрдой согласной сущ-оит суффикс ат.

5. Обобщение.

У. Мола сущ-ое уллат х.ясанна?

Д. Имя существительное – это часть речи.

– Отвечает на вопросы Хой? Мола? Сит предмет назовите – Х.яс.сущ-ое изменяются по числам: бывают ед. дв. и мн. числа.

III. Работа по теме.

1. Проблемная ситуация.

Сегодня потренируемся в изменении имен существительных по числам.

Второе задание эвие тус.Проблемный вопрос Как изменяются имена сущ-ые в х.яс. Перевести слова с русского на родной язык и изменять по числам.  Сумат, юх,ернас,онтап,нёл.

IV. Итог урока.

У. Услышим скоро мы звонок,

Пора заканчивать урок.

– Что было главным на уроке?

Подведем  итог  урока.

Вспомните цели, которые  ставили в начале урока. Достигли мы этих целей?

Какое задание было самым трудным?

V .Рефлексия.

Возьмите карточку личных достижений и отметьте знаком "+" (в графе у меня  получилось). Расскажи, что   его тебе   удалось достичь за урок. Что не получилось?

Д.З  на выбор:. Можно сделать карточки рус. и х.яз. или нарисовать рисунок по изменениям числительных. Н: одна бабочка, две бабочки, и много бабочек. но вы делаете свой рисунок. Ребята теперь Вы , закончите  наш урок словами хантыйского поэта, Алексей  Сенгепов «Родной язык»

 

Просмотр содержимого документа
«Число имен существительных»

учитель родного (ханты) языка: Сметанина Лидия Анатольевна

Тема: Число имен существительных. (Закрепление) 3кл фгос

Цели:

Обучающая Научить изменять существительные по числам, определять начальную форму имен существительных

Развивающая Развитие орфографической зоркости, логического мышления, познавательных способностей, самостоятельности, воли.

Воспитательная Воспитывать культуру поведения, привитие любви к родному языку; прививать любовь к природе, беречь и охранять природу, знать традиции своего народа.

Оборудование: Карточки с опорными словами по теме “Имя существительное”; презентация к уроку, экран, проектор.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Но сначала повернись, друг другу улыбнись, Оланна лын куталн ванталн

Пожелайте друг другу успехов в работе на уроке! Яма урокн рупитаты

Подумайте, какие качества нужны для успешной  работы, чтобы для всех урок стал полезным? (внимание, активность, старание, сообразительность …)

Возьмите карточку личных достижений и отметьте знаком "+" , чего бы ты хотел достичь на уроке.

Я  хотел бы  достичь  Ма ялап номас верлам                                             

У меня получилось Ямас тыял рупатаям

Работать старательно и активно Яма япсыя рупитлам

Выполнить записи в тетради аккуратно и без ошибок Тетрадьна яма хашлам ат сюратлам

Узнать что – то новое самостоятельно Ялап номас верлам

Порадоваться за товарища Пилем рупатаем аматлам

Получить «5» Оценка «5» шитлам

II. Повторение изученного материала. Актуализация знаний.

1.Презентация о нашем крае в слайдах . Какой праздник у нас приближается? 85 лет Ямало-Ненецкому округу. На нашей северной земле есть поэты ( 2 слайда)Урок начнём со стихотворения северного поэта Р.Р.Ругина «Берёза»

Всех деревьев ты нарядней Мет хорасан хорам юхат кутан,
В шали нежно-золотой, Сорнен ернас лумтман нох.
Всех красивей, всех приглядней Мет хорасан, лойлан унтан,
На ветру шумишь листвой. Нёхтаманшак нохлы ох.
Ведь недаром, в самом деле, Тунты эвалт онтап верман,
Предки наши столь мудры – Хантэт, танха,тайсат аш.
Стали делать колыбели Матты сумтэн хорам кертам
Из березовой коры. Сита потса, ватты каш.
Я б тебя укрыл, береза, Си урана, мосан,похал
Белоствольная сестра, Сумтат пела, умсьман ин,
От метели, от мороза, Ат нёхталлы нови сохал,
От шального топора. Тутан нёл ат китал ил.

Ин па число хаслув Девятое декабря. Классна рупата.

2. Эвие нынын задание тус Первое задание.Повторение словарных слов (работа с классом) У доски: (1 человек)

Прочитайте слова. На какие вопросы они отвечают? (Кто? Что?)

Скамейка,чайник,кофта,шапка,кровать,чашка,мальчик,шубка,отец,девочка,олень,собака.

В первый столбик запишите слова, отвечающие на вопрос Кто?, во второй – что?

Кто? Что? Хой? Кто? Муй? Мола? Что?

Мальчик Скамейка Няврем Калан

Человек Чайник Хоят Апсии

Отец Кофта Аси Амп

Девочка Шапка Эви Порах

Олень Кровать Мил

Медведь Норы

Собака

Лаваты мола вопрос таял имя сущ-ое?

Рус.яз. Ханты яс.

Кто? Что? Хой? Мола?(муй?)

2 числа ед.ч,мн.ч. 3 числа –ед.ч. и мн.ч.

- Русь ясанна сущ-ой таял окончания, а ханты ясанна?

- Ханты ясанна существительной таял суффиксат.

3.Физминутка. Физминутка. Юхат уллат унат, Юхат уллат айит.Юхат уллат унат,унат. (слайды с картинками деревьев)

4.Игра «Угадай» Ма предмет лавлам нын туна лавалан. па яснат в Ед.ч. Дв.ч. и Мн.ч. хансалан. Лув хоятна тайла, лув хот савиял. (Амп)

Ма тата урок верлам.(Пасан).Лув хоятна тайла ,ур хотна.(Пеши)

Вопрос: Там яснат мола хорпет? В чём различие? Мола суффикс? Какая часть слова изменяется в х.яз.,когда изменяем сущ-ые по числам? А в родном языке?

Хой правило лавал ? И гласной соханты сущ-ой лаваты. Ы гласной соханты сущ-ой. Твёрдой согласной сущ-оит суффикс ат.

5. Обобщение.

У. Мола сущ-ое уллат х.ясанна?

Д. Имя существительное – это часть речи.

– Отвечает на вопросы Хой? Мола? Сит предмет назовите – Х.яс.сущ-ое изменяются по числам: бывают ед. дв. и мн. числа.

III. Работа по теме.

1. Проблемная ситуация.

Сегодня потренируемся в изменении имен существительных по числам.

Второе задание эвие тус.Проблемный вопрос Как изменяются имена сущ-ые в х.яс. Перевести слова с русского на родной язык и изменять по числам. Сумат, юх,ернас,онтап,нёл.

IV. Итог урока.

У. Услышим скоро мы звонок,

Пора заканчивать урок.

– Что было главным на уроке?

Подведем  итог  урока.

Вспомните цели, которые  ставили в начале урока. Достигли мы этих целей?

Какое задание было самым трудным?

V .Рефлексия.

Возьмите карточку личных достижений и отметьте знаком "+" (в графе у меня  получилось). Расскажи, что   его тебе   удалось достичь за урок. Что не получилось?

Д.З на выбор:. Можно сделать карточки рус. и х.яз. или нарисовать рисунок по изменениям числительных. Н: одна бабочка, две бабочки, и много бабочек. но вы делаете свой рисунок. Ребята теперь Вы , закончите наш урок словами хантыйского поэта, Алексей Сенгепов «Родной язык»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!