Психолого-дидактические характеристики урока | Признаки конкретной психолого-дидактической характеристики (технологические показатели) | Данный признак на уроке был выражен ярко | Данный признак на уроке был выражен слабо | Данный признак на уроке отсутствовал |
1. Организационно – деятельностные аспекты ориентированного урока |
1. Ориентация на формирование деятельности (а не на передачу информации) | Раскрытие и обсуждение способов учебной работы, которыми пользовались ученики | | | |
Знакомство учеников с рациональными способами усвоения материала | | | |
Постановка на уроке учебных задач | | | |
Освоение на уроке учебных действий | | | |
Обучение учеников рефлексии, оценке действий, усилий, результатов, контролю за процессом деятельности | | | |
2. Организация развивающего пространства (обеспечение развивающего потенциала урока) | Использование сюжетно-ролевых игр, элементов тренинга, анализа ситуаций и/или их моделей | | | |
Преобладание на уроке учебных заданий продуктивного (творческого) характера (а не репродуктивного) | | | |
Постановка и организация разрешения проблемных ситуаций | | | |
Использование диагностических заданий, приемов, процедур, ориентированных на изучение личностного развития учеников | | | |
Использование нетрадиционных форм урока (семинар, экскурсия, состязание, диспут, деловая игра и др.) | | | |
3. Реализация индивидуального подхода
| Использование приемов внешней и внутренней дифференциации | | | |
Обеспечение дозированной помощи взрослого ученикам (в соответствии с зоной ближайшего развития) | | | |
Создание ситуаций, позволяющих ученикам проявлять свои способности, возможности, интересы (то есть индивидуальность) | | | |
Обеспечение вариативности (свободный выбор средств и форм самовыражения на основе предложенных альтернатив) | | | |
Создание ситуаций успеха (акцентирование внимания на достижениях и успехах учеников) | | | |
2. Создание условий для развития субъектной позиции учеников |
1. Актуализация и обогащение субъектного опыта учеников
| Обращение к ранее накопленным знаниям и умениям учеников | | | |
Стимулирование учеников к самостоятельному выбору и использованию различных способов выполнения задания | | | |
Создание ситуаций нравственного выбора | | | |
Обращение к версиям учеников при поиске вариантов решения познавательной задачи (проблемы) | | | |
Организация познания через переживание, актуализацию чувственного опыта | | | |
2. Развитие активности учащихся в учебной деятельности | Организация исследовательской деятельности на уроке (порученных исследовательских заданий на дом) | | | |
Создание ситуации самостоятельного поиска ответа на поставленный учителем вопрос | | | |
Выявление мнения учащихся об уроке, о характере взаимодействия на уроке | | | |
Поощрение вопросов учеников, обеспечение возможности задавать вопросы | | | |
Поощрение инициативы, самостоятельности в учебном процессе | | | |
3. Создание условий для развития готовности ученика к самоопределению (в т.ч. личной ответственности за результаты учебной деятельности) | Побуждение учеников к самооценке, самоконтролю, самоанализу деятельности | | | |
Создание ситуаций самостоятельного планирования своей деятельности, выбора действий | | | |
Помощь в осознании мотивов собственных действий, поведения,деятельности | | | |
Обучение целеполаганию (приемам, последовательности, классификации) | | | |
Создание ситуаций, обеспечивающих самопознание учащихся | | | |
3. Проявление личностноориентированной (ЛИЧНОСТНО-ГУМАННОЙ) ПОЗИЦИИ ПЕДАГОГА |
1.Проявление ценностного отношения к личности учащихся | Заинтересованная реакция учителя на предложения, пожелания, замечания(мнение) каждого ученика | | | |
«Считывание» учителем эмоционального состояния отдельных учеников и реагирование на него | | | |
Отделение оценки действий ученика от личного отношения к нему педагога | | | |
Акцентирование учителем важности мнения и участия каждого в урочной деятельности | | | |
Акцентирование внимания на позитивных личностных качествах учащихся, их поощрение | | | |
2. Реализация учителем новых педагогических функций(ролей)
| Учитель как собеседник (функция эмоциональной поддержки) | | | |
Учитель как человек, создающий условия для учения (фасилитаторская функция) | | | |
Учитель как исследователь (исследовательская функция) | | | |
Учитель как психотерапевт (функция педагогической поддержки) | | | |
Учитель как эксперт (консультативная, рекомендательная)
| | | |
IV. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНО-ГУМАННЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИИ МЕЖДУ УЧАСТНИКАМИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА |
1. Организация равноправного партнерского общения в ходе учебного взаимодействия | Приоритет диалогических форм общения | | | |
Организация сотрудничества учеников между собой | | | |
Обращение учителя к ученикам по имени | | | |
Свободное и открытое выражение учениками своего мнения без опасения критики | | | |
Учитель стремится постоянно получать от учащихся «обратную связь» | | | |
2. Создание благоприятного психологического климата на уроке, атмосферы доброжелательности и комфорта | Доброжелательность, спокойствие, уравновешенность учителя | | | |
Внимательность к ученику и его проблемам | | | |
Отсутствие демонстрации своего превосходства над учащимися | | | |
Свободное и легкое вступление учеников в диалог с учителем и друг с другом | | | |
Стимулирование положительных эмоций во время урока | | | |
3. Создание атмосферы взаимной заинтересованности в работе друг друга, сотрудничества | Организация ситуаций взаимопомощи между учениками | | | |
Использование таких учебных заданий, где сильна взаимозависимость результатов индивидуальной и групповой работы | | | |
Организация работы учащихся в парах | | | |
Организация групповой работы учащихся | | | |
Подчеркивание значимости достижений (успеха) каждого в решении общей учебной задачи | | | |
г.Видное Московской области__________________________________Мосолова Т.А.