СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по речевой практике для обучающихся 1 класса СКОШИ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Введение предмета "Речевая практика" обусловлено несовершенством речевой практики обучающихся с нарушением интеллекта, что задерживает речевое развитие их речи и затрудняет включение детей в разнообразные формы коммуникации.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по речевой практике для обучающихся 1 класса СКОШИ»

ГБОУ «Новобрянская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа — интернат»




УТВЕРЖДЕНО:

Протокол педсовета

от «___» ________ 2017 г.

Приказ № _________

Директор

_______________ Будаев С.О.

«_____ »______________2017 г







Адаптированная рабочая программа


по предмету «Речевая практика»

для 1 класса

на 2017-2018 учебный год







Учитель: Москвитина О.С.















с. Новая Брянь


2017 г.

1.Пояснительная записка.

Адаптированная образовательная рабочая программа по предмету «Речевая практика» составлена в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью на 2017-2018 учебный год и следующих нормативно - правовых документов:

1.Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы», под ред. И.М. Бгажноковой - Москва «Просвещение», 2011 год, (программа «Русский язык», автор А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, Э.В. Якубовская)

4. СанПиН 2.4.2.3286-15"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".

Введение в программу «Русский язык» предмета «Речевая практика» обусловлено несовершенством речевой практики обучающихся с нарушением интеллекта, что задерживает речевое развитие их речи как средства общения и затрудняет включение детей в разнообразные нормы коммуникации.

Основная цель предмета: развитие речевой коммуникации обучающихся, способствующей использованию ими вербальных и невербальных средств общения с окружающими людьми в различных ситуациях.

Задачи:

1. Совершенствование речевого опыта обучающихся.

2.Коррекция обогащение языковой базы устных высказываний обучающихся.

3. Формирование выразительной стороны речи.

4.Развитие у обучающихся умений строить устные связные высказывания.

5.Воспитание культуры речевого общения.

Программа состоит из подразделов: «Аудирование и дикция», «Выразительность речи», «Подготовка речевой ситуации и организация высказывания», «Культура общения», материал которых постепенно расширяется и усложняется

2.Общая характеристика учебного предмета.

Предмет «Речевая практика» имеет практическую направленность и способствует формированию социально значимых умений обучающихся с нарушением интеллекта: развитие речи как средства общения, умения налаживать деловые и межличностные контакты.

Содержание раздела «Аудирование и дикция» предполагает развитие у обучающихся способностей воспринимать и понимать обращенную к ним речь, выработку навыков четкости произношения и эмоциональной выразительности. В содержание работы включены упражнения на слушание речи, записанной на магнитофон. Они помогают обучающимся понимать запись информации на автоответчике в справочной службе, речь дикторов. Обучающиеся под руководством учителя «проигрывают» речевые ситуации в соответствии с лексической темой, учатся отчетливо произносить слоги, слова, чистоговорки, стихотворения; тренируются в практическом использовании мимики и жестов в процессе речевого общения, так как они привлекают собеседника к процессу коммуникации; тренируются в практическом различении интонационных средств выразительности – силы голоса, темпа, тона речи.

Урок строится на основе темы, выбранной для создания речевой ситуации, и параллельно отрабатываются темы из других разделов. Материал раздела «Аудирование и дикция» реализуется на каждом уроке в виде самостоятельных тренировочных упражнений или сопровождает задания других разделов. Работа по совершенствованию невербальных компонентов речи обучающихся продолжается в разделе «Выразительность (эмоциональность) речи». Темы раздела «Сила голоса», «Темп речи», «Интонация», «Мимика и жесты» соответствуют основной теме урока и являются предметом отдельного разговора на нем. Для работы над каждой темой отводится несколько уроков, как в начале четверти, так и в течение её. На этих уроках идет знакомство и тренировка в использовании того или иного средства выразительности, а во время работы над речевой ситуацией проводится закрепление полученных интонационных или мимических умений. Ведущим является раздел «Подготовка к речевой ситуации и организация высказывания». На уроках обучающиеся под руководством учителя «проигрывают» обозначенные речевые ситуации, моделируя различные варианты речевого поведения. Раздел «Культура общения» предполагает формирование у обучающих знаний основ речевого этикета и умений соблюдать их в определенной ситуации общения. Его содержание реализуется в процессе работы над речевыми ситуациями.

3. Описание места учебного предмета в учебном плане.

Программа рассчитана на 66 ч. в год (2ч. в неделю).

4.Планируемые результаты.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социально-культурным опытом.

Личностные результаты должны отражать:

-овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

-владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

-формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

-осознание языка как основного средства человеческого общения;

-понимание того, что правильная устная речь – это показатель индивидуальной культуры человека;

-способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету «Речевая практика» на конец обучения в 1 классе:

Минимальный уровень:


Достаточный уровень:


  • выполнять по словесной инструкции учителя действия, повторяющиеся каждый день;

  • называть предметы и соотносить их с картинками;

  • употреблять «вежливые» слова при обращении к другим людям;

  • правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании;

  • сообщать своё имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей, имена ближайших родственников.


  • выполнять задания по словесной инструкции;

  • называть предметы и действия, соотносить их с картинками;

  • внятно выражать просьбы, употреблять «вежливые» слова;

  • соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании;

  • сообщать своё имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей, имена ближайших родственников.


Состав базовых учебных действий обучающихся

Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой — составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.

Личностные базовые учебные действия:

- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы;

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- самостоятельность в выполнении учебных заданий;

- понимание личной ответственности за свои поступки на основе правил поведения в классе, детском коллективе, образовательном учреждении;

-стремление к безопасному поведению в природе и обществе.

Регулятивные базовые учебные действия:

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);

- пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)

- работать с учебными принадлежностями (инструментами);

- организовывать рабочее место;

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

- активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия;

- оценивать действия одноклассников;

- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные базовые учебные действия:

-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

-устанавливать видо - родовые отношения предметов;

- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

-пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;

-уметь читать и писать;

-наблюдать;

-правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании;

-употреблять «вежливые» слова при обращении к другим людям;

-называть предметы и соотносить их с картинками;

-работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.

Коммуникативные базовые учебные действия:

-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);

-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

- обращаться за помощью и принимать помощь;

-слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

-договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.

5. Содержание учебного предмета.

Аудирование и дикция.

Выполнение одночленных и двучленных инструкций учителя: «Сядь за парту и достань книгу», «Возьми тетради и раздай их»

Слушание, запоминание и отчетливое воспроизведение ряда слоговых комплексов (2-3 слога), близких по звучанию и данных в рифмованной форме: Жа-жа-жа – есть иголки у ежа. Ша-ша-ша – мам моет малыша.

Выбор из двух близких по содержанию картинок той, которая соответствует услышанному предложению: Шура вытирает пыль. Шура вытирал пыль. Шура вытирала пыль; Лена поднималась на горку. Лена спускалась с горки.

Слушание сказок и рассказов в устном изложении учителя, выбор учащимися картинок по мере изложения текста.

Выразительность речи.

Игры и упражнения на подвижность и четкость движений органов артикуляционного аппарата. Заучивание чистоговорок с голоса учителя, четкое и выразительное их произношение.

Упражнения на развитие речевого дыхания. Перечисление (2-3) предметов на одном выдохе с указанием на эти предметы. Произношение небольших стихотворений в сопровождении движений.

Различение тихой и громкой речи в игре. Выбор и использование правильной силы голоса в индивидуальных и хоровых упражнениях.

Быстрое и медленное произнесение ряда звуков, слогов и слов. Упражнение на изменение темпа речи (медленно спрашивает, быстро отвечает).

Вопросительная и восклицательная интонация в стихотворениях, разучиваемая с голоса учителя (по подражанию). Практическое использование вопросительной и восклицательной интонации в речевых ситуациях (самостоятельно или с помощью учителя).

Выражение лица: веселое, сердитое, грустное, удивленное. Соотнесение соответствующего выражения лица с символическим рисунком.

Подготовка речевой ситуации и организация высказывания.

Лексические темы: «Школьная жизнь», «Игры и игрушки», «Играем в сказку», «Я дома», «Я за порогом дома», «Я и мои товарищи».

Примерная тематика речевых ситуаций: «Давайте познакомимся», «Терем-теремок», «Репка», «Колобок» «Покупаем школьные принадлежности», «В магазине игрушек», «Готовимся к празднику», «Новогодние чудеса», «Зимняя прогулка», «Помощники», «Спокойной ночи», «Доброе утро», «Мой адрес».

Выявление представлений детей по теме ситуации с помощью вопросов учителя и с опорой на иллюстративный материал.

Называние предметов и действий с ними, характеристика предметов по цвету, величине, форме, вкусу. Составление предложений по вопросам учителя с включением в ответы отработанной лексики. Сравнение двух предметов или изображений по заданному признаку.

Рассматривание атрибутов к ролевой игре и распределение ролей. Использование новых слов и предложений в ролевой игре по теме речевой ситуации.

Внятное выражение просьбы и желания, обращенных к учителю или товарищу.

Коллективное составление рассказа по теме речевой ситуации с одновременным использованием картинно-символической схемы к каждому предложению, мелового рисунка на доске, макетного тетра.

Культура общения.

Приветствие и прощание в школе и дома. Употребление слов здравствуйте, доброе утро, до свидания. Пока. Использование выразительных средств речи и невербальных средств, выражающие внимание к партнеру.

Употребление «вежливых» слов пожалуйста, спасибо в соответствии с речевой ситуацией.

6. Тематическое планирование.

Тема урока

Основные виды учебной деятельности (на уровне БУД)

1

Практическое знакомство с понятиями: мимика, жесты, выражение лица.


соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности;

слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других сообщать своё имя и фамилию, имена и отчества учителей; употреблять «вежливые» слова при обращении к другим людям;


2

Использование мимики и жестов при общении в различных речевых ситуациях.

3

Практическое знакомство с понятиями: громкая речь, тихая речь

4


Громкая и тихая речь в различных речевых ситуациях.

5

Громкая и тихая речь в различных речевых ситуациях.

6

Давайте познакомимся! Наши имена.

7

Давайте познакомимся! Экскурсия в школьные кабинеты.

ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);

правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании;

вступать в контакт и работать в коллективе;

8

Давайте познакомимся! Экскурсия в спортивный зал.

9

Школьный двор

10

Знакомство во дворе.

11

Знакомство во дворе.

12

«Терем – Теремок». Рассказывание сказки.

13

«Терем – Теремок». Инсценировка сказки.

14

Играем сказку «Теремок»

15

Практическое знакомство с вопросительной и восклицательной интонацией.

выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;


делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями

16


Использование интонации при общении в различных речевых ситуациях.

17

Использование интонации при общении в различных речевых ситуациях.

18

Практическое знакомство с понятием «тон речи»

19


Использование тона речи для выражения эмоциональных состояний.

20

Использование тона речи для выражения эмоциональных состояний.

правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании;

вступать в контакт и работать в коллективе;

использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

обращаться за помощью и принимать помощь;

договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации;



активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;

21

Правила знакомства в гостях

22

Ролевая игра «Кукла встречает гостей»

23

Мы встречаем гостей.

24

Правила поведения и общения в магазине.

25

Покупка школьных принадлежностей.

26

Ролевая игра «Магазин «Школьник».

27

Готовимся к празднику. Составление письма Деду Морозу.

28

Новогодние подарки.

29

Украшаем елку.

30

Практическое знакомство с понятиями быстрая речь, медленная речь.

31

Использование темпа речи при общении в различных речевых ситуациях

32

Упражнения на изменение темпа речи.

33

Упражнения в передаче чувств с помощью темпа и тона речи.

34

Что мне запомнилось на новогоднем празднике.

35

В магазине игрушек. Правила поведения и общения.

36

Игры с игрушками из магазина.

принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия;

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;



стремление к безопасному поведению в природе и обществе;

37

Ролевая игра «В магазине «Игрушки».

38

Зимняя прогулка. «Одежда зимой».

39

Ролевая игра «Кукла одевается на прогулку».

40

Зимняя прогулка. «На катке».

41

Зимняя прогулка. «Лепим снеговика».

42

Зимняя прогулка. «Мы на горке».

43

«Репка». Рассказывание сказки.

44

Инсценировка сказки «Репка»

45

Играем сказку «Репка».

46

«Колобок». Рассказывание сказки.

47

Инсценировка сказки «Колобок»

48

Играем сказку «Колобок»

49

Упражнения на изменение силы голоса.

50

Упражнения на изменение силы голоса.

понимание личной ответственности за свои поступки на основе правил поведения в классе, детском коллективе, образовательном учреждении;

наблюдать;

-правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании;

-называть предметы и соотносить их с картинками, употреблять «вежливые» слова при обращении к другим людям; сообщать своё имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей, имена ближайших родственников.


51

Упражнения на изменение темпа речи.

52

Упражнения на использование вопросительной и восклицательной интонации речи.

53

Упражнения в передаче чувств с помощью тона речи.

54

Упражнения в передаче эмоциональных состояний мимикой и жестами.

55

Помощники. Разучивание стихотворения А. Барто «Помощница».

56

Разучивание стихотворения А. Барто «Помощница».

57

Я помогаю маме прибираться по дому.

58

Я помогаю маме прибираться по дому.

59

Содержу одежду в чистоте.

60

Спокойной ночи! Отрывок «Сказка о глупом мышонке».

61

Ролевая игра «Кукла хочет спать».

62

Перед сном. «Как я ложусь спать».

63

Как начинается твоё утро.

64

Утро в школе.

65

Доброе утро. Проигрывание диалогов.

66

Мой адрес




7. Материально – техническое обеспечение.

Учебно-методический комплект:

1.Комарова С.В. Устная речь. 1 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид)- М.: Просвещение, 2011.

2.Комарова С.В., Головкина Т.М., Саакян С.В. Устная речь. Рабочая тетрадь. 1 класс. Пособие для учащихся специальных  (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид) – М.: Просвещение, 2014.

Печатное оборудование: наборы предметных и сюжетных картинок в соответствии с изучаемыми темами;

Наборы игрушек; настольный театр, плоскостные игрушки, настольные игры в соответствии с изучаемыми темами;

Технические средства обучения –компьютер, интерактивная доска; экранно-звуковые пособия.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!