СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по предмету "Речевая практика" 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Рабочая программа по предмету «Речевая практика» составлена в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2021-2022 учебный год; требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и на основании следующих нормативно-правовых документов:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2. Приказ  Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599  –  «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

3. СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по предмету "Речевая практика" 4 класс»


Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат»

671325 Заиграевский район с. Новая Брянь тел/факс 8(30136)53-3-02 ул. Школьная, 5 эл.адрес: nbskoshi@yandex.ru



«Рассмотрено»



на заседании методического объединения

протокол №________

от________________


«Согласовано»



Зам. директора по УМР

_______ Е.Г. Сапожникова

от___________________

«Утверждено»



Директор школы

_________С.О. Будаев

от_________________





Адаптированная рабочая программа



Предмет: Речевая практика

Класс: 4

Учебный год: 2021-2022

Учитель: Финаева Ольга Сергеевна

Квалификационная категория: первая











с. Новая Брянь




Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Речевая практика» составлена в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2021-2022 учебный год; требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и на основании следующих нормативно-правовых документов:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2. Приказ  Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 – «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

3. СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".

Программа ориентирована на учебник: «Речевая практика. 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/ С.В. Комарова: - М.: Просвещение, 2019»

Основная цель курса «Речевая практика» - развитие речевой коммуникации обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, как способности использовать вербальные и невербальные средства для общения с окружающими людьми в различных ситуациях.

   Задачи:

  • Уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);  

  • Формирование первоначальными «дограмматическими» понятиями и развитие коммуникативно-речевых навыков;     

  • Коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;    

  • Формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;

  • Развитие навыков устной коммуникации;                                

  • Формирование положительных нравственных качеств и свойств личности;    

  • Способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся;        

  • Корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;   

  • Формировать выразительную сторону речи;

  • Учить строить устные связные высказывания;   

  • Воспитывать культуру речевого общения.     

 Основные направления коррекционно-развивающей работы

1. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

- развитие зрительного восприятия и узнавания;

- развитие зрительной памяти и внимания;

- развитие пространственных представлений ориентации;

- развитие слухового внимания и памяти.

2. Развитие основных мыслительных операций:

- навыков соотносительного анализа;

- навыков группировки и классификации;

- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

- умения планировать деятельность;

- развитие комбинаторных способностей.

3. Развитие различных видов мышления:

развитие наглядно-образного мышления;

- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

4. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы

5. Развитие речи, овладение техникой речи.

6. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

7. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.


Описание места учебного предмета в учебном плане

Предмет «Речевая практика» входит в образовательную область «Язык и речевая практика». В соответствии с Учебным планом ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» рабочая программа в 4 классе рассчитана на 68 ч. в год (2ч. в неделю).


Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

«Речевая практика»

Личностные результаты:

  • расширение представлений о праздниках — личных и государственных, связанных с историей страны;                                                                

  • закрепление представлений о различных социальных ролях - собственных и окружающих людей;                                                                   

  • соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через расширение представлений о нормах этикета и правилах культурного поведения;

  • закрепление навыков коммуникации и умений использовать принятые нормы социального взаимодействия (в рамках предметных результатов начального обучения);

  • закрепление социально-бытовых навыков, используемых в повседневной жизни (в рамках предметных результатов начального обучения).


Предметные результаты обучения


Минимальный уровень: 

Достаточный уровень

  • выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей;       

  • выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и расставании с детьми и взрослыми;           

  • знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или дойти до школы (по вопросам учителя); 

  • участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями; 

  • слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал; 

  • выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу учителя; 

  • участвовать в беседе;      

  • слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание, опираясь на картинно-символический план.

  • понимать содержание сказок и рассказов, прочитанных артистами в аудиозаписи, уметь отвечать на вопросы по содержанию услышанного; понимать содержание детских радио- и телевизионных передач, уметь отвечать на вопросы по содержанию услышанного;                 

  • уметь выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на образец учителя и анализ речевой ситуации; участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций; 

  • правильно   выражать   свои   просьбы,   уметь   здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения;  

  • принимать участие в коллективном составлении рассказа, сказки по темам речевых ситуаций;                     

  • уметь воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинно-символический план. 

                                


Формирование базовых учебных действий

Личностные базовые учебные действия

-осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Коммуникативные базовые учебные действия

- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);

- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации;

Регулятивные базовые учебные действия:

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);

- пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);

- работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место;

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные учебные действия:

- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

- устанавливать видо-родовые отношения предметов;

- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

- пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

- читать, писать;

- выполнять арифметические действия; наблюдать;

- работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).


Содержание учебного предмета «Речевая практика»

Аудирование и понимание речи  

Повторение предложений (6—8 слов), разных по структуре, вслед за учителем. 

Прослушивание аудиозаписей чтения артистами коротких сказок или рассказов с последующим пересказом прослушанного.

Дикция и выразительность речи                                                                                         

Практическое использование силы голоса, тона и темпа речи в различных речевых ситуациях.                                                                                                                  

Практическое осмысление многообразия тона речи, выражающего человеческие чувства. Тренировочные упражнения в передаче восторга, ужаса, радости, горя, удивления, испуга и др. Соотнесение произнесённых фраз с пиктограммами.                                               

Мимика и жесты. Упражнения в передаче чувств, эмоций с помощью мимики и жестов в сочетании с речью и без неё, с опорой на пиктограммы и без них.

Общение и его значение в жизни    

Передача мыслей, чувств, знаний на расстоянии. Для чего люди создали радио, кино, телевидение? Кто говорит с нами по радио или с телеэкрана? Что мы понимаем из такого устного общения с нами? Важно ли для нас это общение? Почему книгу называют собеседником? Какой это собеседник — устный или письменный? Что мы узнаем из книги? Важно ли для нас это общение?         Влияние речи на поступки людей. «Свойства» слов: радовать, огорчать, утешать, сердить, мирить и т. д.; подбор соответствующих слов. Общепринятые знаки в общении людей: «Не курить», «Переход», «Метро», «Мужской и женский туалет», «Нельзя фотографировать» и т. д.

Подготовка речевой ситуации и организация высказывания.

Лексические темы: «Игры с друзьями», «Играем в сказку», «Мы писатели», «Я дома», «Я за порогом дома», «Я в мире природы». Определение темы ситуации, обсуждение того, что именно сказать по этой теме. Обсуждение и подготовка атрибутов речевой ситуации. Подбор слов и составление предложений по теме речевой ситуации. Совершенствование умения участвовать в диалогах различного типа (вопрос – ответ, вопрос - сообщение). Составление связного высказывания на основе серии сюжетных картинок, с использованием отработанной лексики по теме и с учетом фиксированной структуры высказывания. 

Культура общения. Устное и письменное приглашение, поздравление. Упражнения в составлении устного и письменного приглашения, поздравления. Извинение. Вежливый отказ от предложения, приглашения. Использование этикетных форм общения в различных речевых ситуациях.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся.


Как показывает практика, работа учащихся на уроках разговорной речи не может оцениваться по традиционной 5-ти бальной системе в связи с отрицательной эмоциональной реакцией детей на низкую оценку их речи. Для поощрения речевых достижений предпочтительнее использовать мотивационную шкалу "хорошо - очень хорошо - отлично". При этом принимается во внимание не конечный результат работы, а продвижение ребёнка в речевых умениях на данный момент, тем самым мотивируется любая его попытка участвовать в общении.

Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

Оценка «4» ставится ученику, если он дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает одну-две ошибки, которые исправляет при помощи учителя.

Оценка «3» ставится ученику, если он обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; нуждается в постоянной помощи учителя.






























Поурочное планирование по предмету «Речевая практика» для 4 класса

п/п

Кол-во часов

Тема раздела и серии уроков

Основные виды

учебной

деятельности

Планируемые предметные результаты


1.

4

Я дома: «Делимся новостями»


Выявление представлений по теме ситуации с опорой на наглядный материал. Обсуждение темы. Рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса. Приветствия друг другу, поздравления с праздником знаний.

Уметь слушать учителя, отвечать на вопросы. Давать характеристику предметам и различным действиям с ними.

2.

5

Я дома: «Я выбираю книгу»

Упражнения в различении и соотнесении ситуационными картинками предложений. Упражнения в составлении разных по содержанию предложений по теме с опорой на картинки и на заданную синтаксическую конструкцию.

Уметь составлять предложения по определенной теме, внимательно слушать собеседника. Задавать вопросы и отвечать.

3.

4

Играем в сказку: «Петушок-золотой гребешок»

Беседа с опорой на иллюстрацию. Упражнения в составлении разных по содержанию предложений по теме с опорой на картинки и на заданную синтаксическую конструкцию. Рассматривание атрибутов к ролевой игре, выбор ролей, атрибутов к ней.

Понимать значение сказок. Уметь выполнять задания по словесной инструкции учителя. Участвовать в ролевой игре, внимательно слушать собеседника. Задавать вопросы и отвечать

4.

5

Мы - писатели: «Сочиняем сказку»

Обсуждение замысла сказки. Составление предложений к каждой части придумываемой сказки с опорой на вопросный план. Иллюстрирование сказки согласно замыслу. Рассказывание получившихся вариантов сказки.

Уметь слушать учителя, отвечать на вопросы. Давать характеристику предметам и различным действиям с ними.

Уметь четко и выразительно произносить слова.

5.

6

Я дома: «У телевизора»


Упражнения в составлении разных по содержанию предложений по теме с опорой на картинки и на заданную синтаксическую конструкцию.

Называть предметы и действия с ними по теме. Обогащение и активизация словарного запаса. Уметь составлять предложения по определенной теме.

6.

3

Я за порогом дома: «Знаки-помощники»

Беседа по теме на основе рассматривания картинок с условными знаками,

встречающимися в повседневной жизни.

Моделирование и проигрывание возможных диалогов на улице, обсуждение значения дорожных знаков. Экскурсия «Знаки-помощники в нашем посёлке, на нашей улице.

Уметь понимать речь.

Умение составлять рассказ с опорой на серию картинок. Уметь составлять предложения по определенной теме.

7.

5

Мы - писатели: «Новогодние истории»

Беседа с опорой на иллюстрацию о новогодних сказках, мультфильмах. Составление предложений к каждой части придумываемой истории с опорой на вопросный план. Иллюстрирование истории согласно замыслу. Рассказывание получившихся вариантов истории. Письменные высказывания.

Уметь составлять предложения по определенной теме, внимательно слушать собеседника. Задавать вопросы и отвечать. Уметь составлять предложения по определенной теме.

8.

5

Я в мире природы: «В гостях у леса»

Беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций. Беседа o правилах поведения в лесу. Творческая работа «Что может нанести вред лесу?» (составление рассказов). Составление «Правил вежливого поведения в лесу».

Уметь понимать речь. Умение составлять рассказ с опорой на серию картинок. Уметь составлять предложения по определенной теме к каждой части придумываемой истории с опорой на вопросный план.

9.

6

Я и мои товарищи: «Задушевный разговор»

Работа с картинками по теме, работа со «словарём» эмоций. Моделирование диалогов утешения, сочувствия, предостережения на основе иллюстраций. Игра «Свои чувства не скажу, а без слов вам покажу». Обсуждение рассказов В. Осеевой «Волшебное слово», «Что легче?», «На катке» после аудиозаписи. Иллюстрирование истории согласно замыслу.

Уметь понимать речь. Умение составлять рассказ с опорой на серию картинок. Уметь составлять предложения по определенной теме.

10.

3

Я за порогом дома: «Я-пассажир»

Беседа на основе личного опыта. Повторение правил поведения в транспорте. Конструирование возможных диалогов. Ролевая игра «В автобусе».

Умение рассказывать получившиеся варианты историй.

11

5

Я за порогом дома: «Приглашение»

Беседа с опорой на иллюстрацию, на основе личного опыта. Конструирование устных приглашений с опорой на план. Моделирование диалогов, содержащих приглашение и вежливый отказ. Составление текстов письменных приглашений.

Принимать участие в коллективном составлении речевых ситуаций.

12.

5

Я за порогом дома: «Поздравляю!»

Знакомство с правилами оформления письменного поздравления на открытке.

Принимать участие в коллективном составлении речевых ситуаций. Обогащение и активизация словарного запаса.

13.

3

Я за порогом дома: «Подскажите, пожалуйста…»

Конструирование возможных диалогов обращения за помощью: к знакомому и незнакомому человеку. Беседа на основе личного опыта о том, когда может быть использована фраза «Подскажите, пожалуйста...».

Уметь правильно   выражать   свои   просьбы,   уметь   здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения.

14

5

Я за порогом дома: «Поздравительная открытка»

Конструирование поздравлений с Днём Победы различным адресатам (ветеранам, учителям, родным). Подписывание открыток поздравлениями.

Принимать участие в коллективном составлении речевых ситуаций. Обогащение и активизация словарного запаса.

15

5

Я в мире природы: «Во саду ли, в огороде»

Беседа на темы: работа летом в саду и в огороде, овощи, фрукты и ягоды, растущие в нашей местности. Творческие работы (рисунки, аппликации) по теме, представление их классу.

Уметь понимать речь. Умение составлять рассказ с опорой на серию картинок. Уметь составлять предложения по определенной теме к каждой части придумываемой истории с опорой на вопросный план.

Итого

68














Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы

Базовый учебник:

  1. Речевая практика. 4 класс: учебник для общеобразоват. организаций, реализующих адапт.основные общеобразоват.программы/ С.В.Комарова.:- М.: Просвещение, 2018

 Литература для учителя:

  1. Развитие речи для дошкольников на логопедических занятиях: Книга для логопеда.- М.: Просвещение, 2001

  2. Речь. Речь. Речь: Книга для учителя/ Т.А.Ладыженская.- М.: Педагогика, 2000

  3. Любимые стихи. Е.А.Благина.- М.: АСТ- ПРЕСС, 2017

  4. Аксенова А. К., Якубовская Э.В., «Дидактические игры», 2011.

  5. Валентина Волина «Праздник Букваря», 2005.

  6. Шипицына Л. М., «Развитие навыков общения у детей», Санкт – Петербург издательство «Союз» 2004 год.

  7. Серия «Я иду на урок в начальную школу», Москва «Первое сентября» 2002 год.

  8. И. Л. Гаркунова, К. Т. Голенкина «Задания по чтению», Москва «Просвещение» 2011 год.

  9. Е. С. Анищенкова «Артикуляционная гимнастика», Москва АСТ «Астрель» 2006 год.

  10. Л. Н. Смирнова «Логопедия», Москва издательство «Мозаика – Синтез» 2007 год.

  11. М. К. Шохор – Троцкая (Бурлакова) «Коррекция сложных речевых расстройств», издательство «ЭКСМО – Пресс», В. Секачев, 2000 год.

  12. Журналы «Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии», ООО издательство «Школьная пресса».

  13. Журналы «Начальная школа», издание Министерства образования Российской Федерации.

  14. Евгения Синицына «Умные загадки», Москва «Лист» 2008 год.

  15. В помощь учителю «Игровые технологии обучения в начальной школе», Москва издательство «АРКТИ» 2007 год.

  16. А. О. Белобрыкина «Речь и общение», Ярославль «Академия развития» «Академия К» 2008 год.

  17. О. В. Узорова, Е. А. Нефедова «Внеклассное чтение», Киров издательство «Аквариум» 2017 год.

Интернет ресурсы.

Дополнительная литература для учащихся:

  • Серия «Говорим правильно»: Читаем предложения .Читаем слова. Подбери нужный предлог

  • Созонова Н.Н., Куцина Е.В. Фонетические рассказы и сказки. Тетрадь №1,2,3 – Екатеринбург: ООО Издательский дом «Литур», 2009.

  • Л.Н. Зуева и др. « Логопедия для дошкольников- занимательные упражнения по развитию речи» (четыре альбома).

  • Шанский, Н. М. В мире слов / Н. М. Шанский. – М., 1985.

  • Я познаю мир : детская энциклопедия : Литература. – М. : ООО «Издательство АСТ», 2001.

Литература для родителей:

«Речь, речь, речь» под редакцией Г. А. Ладыженской.

«Развитие речи в начальных классах», «Развитие речи в детском саду». 1. Девина И.А. Управляем эмоциями (6-8). М.:Издательство "Ось - 89", 2004. - 48 с., ил. (Учебное пособие для письменных творческих заданий)

Закрепина, А. В. Трудный ребенок. Пути к сотрудничеству : методическое пособие [Текст] / А. В. Закрепина. – М. : Дрофа, 2007. – 141с.

Бондаренко А.А. Орфография для малышей. // Начальная школа. – 2002. - № 5. – с. 28-41.

Бондаренко А.А. Чуркова И.В. Учим русскому языку по-новому! // Начальная школа. – 2002. - № 11. – с. 44-56.

С.Е. Гаврина и др. «Развиваем руки, чтоб учиться и писать, и красиво рисовать»

Серия «Говорим правильно»

Созонова Н.Н., Куцина Е.В. Рассказы о временах года. Зима. Тетрадь. – Екатеринбург: ООО Издательский дом «Литур», 2009.

Созонова Н.Н., Куцина Е.В. Рассказы о временах года. Осень. Тетрадь. – Екатеринбург: ООО Издательский дом «Литур», 2009.

Созонова Н.Н., Куцина Е.В. Фонетические рассказы и сказки. Тетрадь №1,2,3 – Екатеринбург: ООО Издательский дом «Литур», 2009




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!