СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по речевой практике для 4 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

     Адаптированная рабочая программа по предмету «Речевая практика» составлена в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2023-2024 учебный год и на основании следующих нормативно-правовых документов:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.2014.

3. Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.

4.  Учебный план ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» (вариант 1) на 2023-2024 учебный год.

5. СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

    ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по речевой практике для 4 класса»




Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по предмету «Речевая практика» составлена в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2023-2024 учебный год и на основании следующих нормативно-правовых документов:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.2014.

3. Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.

4. Учебный план ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» (вариант 1) на 2023-2024 учебный год.

5. СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.

Учебный предмет «Речевая практика» относится к предметной области «Язык и речевая практика» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» в 4 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).

Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Речевая практика».

Цель учебного предмета развитие речевой коммуникации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для осуществления общения с окружающими людьми.

Задачи обучения:

− совершенствование речевого опыта;

− обогащение языковых средств детей;

− формирование выразительной стороны речи;

− формирование у обучающихся навыков связной речи;

− воспитание культуры речевого общения.

Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» в 4 классе определяет следующие задачи:

− ускорение процесса овладения разговорной речью на основе коррекции всех составляющих речевой акт компонентов;

− улучшение таких качественных характеристик устной речи, как звукопроизношение, темп, ритм, дикция, интонация, выразительность;

− развитие умения составлять рассказ с опорой на иллюстрации, на фиксированную структуру текста, по серии картинок;

− развитие творческой активности обучающихся;

− формирование представлений о необходимости обязательного выполнения правил, обеспечивающих безопасность человека и порядок в обществе.

 Основные направления коррекционно-развивающей работы

1. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

- развитие зрительного восприятия и узнавания;

- развитие зрительной памяти и внимания;

- развитие пространственных представлений ориентации;

- развитие слухового внимания и памяти.

2. Развитие основных мыслительных операций:

- навыков соотносительного анализа;

- навыков группировки и классификации;

- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

- умения планировать деятельность;

- развитие комбинаторных способностей.

3. Развитие различных видов мышления:

развитие наглядно-образного мышления;

- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

4. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы

5. Развитие речи, овладение техникой речи.

6. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

7. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Место реализации адаптированной рабочей программы

по предмету «Речевая практика» в 4 классе

Республика Бурятия, Заиграевский район, с. Новая Брянь, ул. Школьная, д. 5, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат».

Планируемые результаты освоения рабочей программы по учебному предмету «Речевая практика» в 4 классе Личностные результаты:

- способность положительно относиться к окружающей

действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

- представление о различных социальных ролях: собственных и окружающих людей;

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Уровни достижения предметных результатов по учебному предмету «Речевая практика» в 4 классе

Минимальный уровень:

− выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей;

− выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и расставании с детьми и взрослыми;

− знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или дойти до школы (по вопросам учителя участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями);

− слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал;

− выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу учителя;

− участвовать в беседе;

− слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание, опираясь на картинно-символический план.

Достаточный уровень:

− понимать содержание сказок и рассказов, прочитанных артистами в аудиозаписи, уметь отвечать на вопросы по содержанию услышанного; понимать содержание детских радио- и телевизионных передач, уметь отвечать на вопросы по содержанию услышанного;

− уметь выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на образец учителя и анализ речевой ситуации; участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;

− правильно выражать свои просьбы, уметь здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения;

− принимать участие в коллективном составлении рассказа, сказки по темам речевых ситуаций;

− уметь воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинно- символический план.

Формирование базовых учебных действий

Личностные базовые учебные действия

-осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Коммуникативные базовые учебные действия

- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);

- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации;

Регулятивные базовые учебные действия:

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);

- пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);

- работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место;

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные учебные действия:

- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

- устанавливать видо-родовые отношения предметов;

- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

- пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

- читать, писать;

- выполнять арифметические действия; наблюдать;

- работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).

Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью планируемых результатов освоения рабочей программы по учебному предмету «Речевая практика» в 4 классе

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:

- 0 баллов - нет фиксируемой динамики;

- 1 балл - минимальная динамика;

- 2 балла - удовлетворительная динамика;

- 3 балла - значительная динамика.

Критерии оценки предметных результатов

Оценка предметных результатов обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 4-х классов базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов и осуществляется по трехбалльной системе:

«5» - отлично,

«4» - хорошо,

«3» - удовлетворительно.

Оценка «5» ставится, если обучающийся обнаруживает понимание пройденного материала. Самостоятельно или с помощью учителя может сформулировать и обосновать ответ, привести необходимые примеры полученных знаний на практике, в жизни. Допускает незначительные неточности (оговорки), не влияющие на правильность понятий, которые исправляет сам или с помощью учителя. Ученик в основном, последователен в изложении учебного материала.

Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но затрудняется в формулировании отдельных понятий и определений. Исправляет их с помощью учителя. Делает ошибки по практическому применению отдельных положений изучаемых предметов в повседневной жизни. Исправляет их с помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал (вопрос) недостаточно полно и последовательно, с большими затруднениями. Допускает ошибки в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя. Делает ошибки, вызванные недопониманием учебного материала.

Оценка «2» - не ставится.

Содержание обучения

Обучение речевой практике в 4 классе носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию речи в различных ситуациях.

В зависимости от формы организации совместной деятельности учителя и обучающихся выделяются следующие методы обучения: конструирование диалогов, тренировочные упражнения в произнесении с заданной интонацией, проигрывание диалогов, рассматривание иллюстрации, анализ плана, составление предложений, слушание аудиозаписи, ролевые и дидактические игры по теме ситуации и др.


Содержание разделов

Название раздела, темы

Количество часов

1

Аудирование

10

2

Дикция и выразительность речи

22

3

Подготовка речевой ситуации и организация высказывания

28

4

Культура общения

8

Итого:

68









































Календарно-тематическое планирование по предмету «Речевая практика»



Содержание программного материала

Дата по плану

Дата по факту



Делимся новостями – 4 часа



1

Мы снова в школе. Делимся новостями




2

Мы снова в школе




3

Как я провёл лето




4

Урок-игра «Угадай мой рисунок»




Я выбираю книгу. Библиотека 4 часа




5

Я выбираю книгу





6

Мы в библиотеке





7,8

Моя любимая книга





«Подскажите, пожалуйста…» - 4 часа



9

«Подскажите, пожалуйста…»





10

«Подскажите, пожалуйста…»





11

«Подскажите, пожалуйста…»





12

«Подскажите, пожалуйста…»





Я за порогом дома – 3 часа




13

Я - пассажир





14

Я - пассажир





15

Я - пассажир





В гости к сказке -7 часов



16

Русская народная сказка «Петушок – Золотой гребешок»





17

Русская народная сказка «Петушок – Золотой гребешок»





18

Театрализованное представление сказки





19

Театрализованное представление сказки





20

Моя любимая сказка





21

Моя любимая сказка





22

Моя любимая сказка





У телевизора – 4 часа



23,24

У телевизора. Планируем телевизионный досуг





25,26

Мои любимые передачи .





В гости к сказке 3 часа



27

Игра «Лисичка- сестричка»





28

Игра «Лисичка- сестричка»





29

Игра «Лисичка- сестричка»





Новогодние истории – 4 часа


30

Новогодние истории





31

Новогодние истории





32

Новогодние истории





33

Новогодние истории





Знаки-помощники - 4 часа




34

Знаки-помощники





35

Знаки-помощники





36

Я – пассажир





37

Я – пассажир





В гостях у леса – 4 часа



38

В гостях у леса





39

В гостях у леса





40

В гостях у леса





41

В гостях у леса





Задушевный разговор 4 часа


42

Задушевный разговор




43

Задушевный разговор




44

Учимся общаться




45

Учимся общаться




Приглашение 4 часа


46

Я получил приглашение




47

Я получил приглашение




48

Я получил приглашение




Поздравляю! 6 часов



50

Поздравления




51

Поздравления




52

Поздравления




53

Поздравления




54

Мы на Дне рождения




55

Мы на Дне рождения




Жду письма! – 4 часа


56

Жду письма!



57

Жду письма!




58

Жду письма!




59

Жду письма!




«Извините меня…» - 4 часа


60

«Извините меня…»




61

«Извините меня…»




62

«Извините меня…»




63

«Извините меня…»




64

Поздравительная открытка к 9 мая




65

Поздравительная открытка к 9 мая




«Во саду ли в огороде» - 3 часа


66,67,68

«Во саду ли, в огороде»



























Контрольно-измерительный материал

Итоговый тест

1. Когда тебе дарят подарки, ты говоришь:

А) спасибо

В) сколько стоит

С) благодарю за подарок, мне очень приятно

Д) хочу ещё подарок


2. Человек должен относиться к природе так:

А) защищать и охранять природу

В) помогать восстанавливать вырубленные леса

С) беречь и защищать природу

Д) помогать животным заботиться об их потомстве


3. Кто из обитателей природы питается орехами?

А) кедровки и сойки

В) белки и барсуки

С)лисы и волки

Д) кабаны


4. Продолжи предложение: «Зимующими называют птиц, которые …»

А)перебираются на зиму ближе к жилью человека;

В) осенью улетают в тёплые края, а весной возвращаются;

С) зимуют в наших краях.


5. Подумай, как связаны слова в первой паре и допиши подходящее по смыслу слово вместо пропуска.


Понедельник — рабочий день, а воскресенье - __________________

Понедельник - первый день недели, а воскресенье - ______________

Январь — первый месяц года, март - __________________________

Февраль — зимний месяц, а август - ___________________________

Январь год начинает, а ____________________________ заканчивает


6. Составление рассказа о праздновании дня рождения

Мы с друзьями водили хоровод (играли в «Каравай»).

У меня был день рождения.

Они принесли много подарков.

День рождения был весёлый!

На день рождения ко мне приходили друзья.

















Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы

Базовый учебник:

Речевая практика. 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/ С.В.Комарова.:- М.: Просвещение, 2018

Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска; экранно-звуковые пособия (презентации, мультфильмы).

В 2021-2022 учебном году ГБОУ Новобрянская СКОШИ в рамках «Национального проекта» реализует возможность максимального использования данных интерактивной доски в обучении детей с интеллектуальными нарушениями.

Для оптимального использования интерактивной доски в работе с обучающимися требуется соблюдение методических рекомендаций:

Интерактивная доска должна использоваться в работе с обучающимися 4 класса при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций.

Применяемые информационно-дидактические пособия должны быть адекватными психическим и психофизиологическим возможностям ребенка.

Организация и методика проведения занятия с ИД соответствует методике проведения традиционных занятий и основным дидактическим принципам коррекционной педагогики. Занятие с применением ИД включает в себя несколько частей. И только одна часть посвящается непосредственно работе с ИД.

При составлении занятий с использованием ИД необходимо учитывать имеющиеся знания, полученные на традиционных занятиях в процессе выполнения основной образовательной программы.

ИД должна быть дидактическим средством, а не самоцелью.

Обязательно использовать на занятиях с ИД традиционную предметно-развивающую среду – игрушки, игры, демонстрационный материал и т.д.

Преимущества работы с интерактивной доской:

Усиливает подачу материала.

Помогает педагогу находиться в постоянном взаимодействии с детьми.

Электронные средства обучения передают информацию быстрее, чем традиционные.

Позволяет увеличить восприятие материал за счет увеличения количества иллюстративного материала.

Развивает мотивацию и делает занятия более интересными для детей. Дети начинают понимать более сложные моменты в результате более ясной и динамичной подачи материала.

В своей работе в первую очередь исходим из перспективного плана, темы и целей занятий. Необходима продуманная предварительная работа: составление дидактических задач, поиск иллюстраций в электронном виде, изготовление самих дидактических игр.

 Литература для учителя:

  1. Развитие речи для дошкольников на логопедических занятиях: Книга для логопеда.- М.: Просвещение, 2001

  2. Речь. Речь. Речь: Книга для учителя/ Т.А.Ладыженская.- М.: Педагогика, 2000

  3. Любимые стихи. Е.А.Благина.- М.: АСТ- ПРЕСС, 2017

  4. Аксенова А. К., Якубовская Э.В., «Дидактические игры», 2011.

  5. Валентина Волина «Праздник Букваря», 2005.

  6. Шипицына Л. М., «Развитие навыков общения у детей», Санкт – Петербург издательство «Союз» 2004 год.

  7. Серия «Я иду на урок в начальную школу», Москва «Первое сентября» 2002 год.

  8. И. Л. Гаркунова, К. Т. Голенкина «Задания по чтению», Москва «Просвещение» 2011 год.

  9. Е. С. Анищенкова «Артикуляционная гимнастика», Москва АСТ «Астрель» 2006 год.

  10. Л. Н. Смирнова «Логопедия», Москва издательство «Мозаика – Синтез» 2007 год.

  11. М. К. Шохор – Троцкая (Бурлакова) «Коррекция сложных речевых расстройств», издательство «ЭКСМО – Пресс», В. Секачев, 2000 год.

  12. Журналы «Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии», ООО издательство «Школьная пресса».

  13. Журналы «Начальная школа», издание Министерства образования Российской Федерации.

  14. Евгения Синицына «Умные загадки», Москва «Лист» 2008 год.

  15. В помощь учителю «Игровые технологии обучения в начальной школе», Москва издательство «АРКТИ» 2007 год.

  16. А. О. Белобрыкина «Речь и общение», Ярославль «Академия развития» «Академия К» 2008 год.

  17. О. В. Узорова, Е. А. Нефедова «Внеклассное чтение», Киров издательство «Аквариум» 2017 год.

Дополнительная литература для учащихся:

  • Серия «Говорим правильно»: Читаем предложения .Читаем слова. Подбери нужный предлог

  • Созонова Н.Н., Куцина Е.В. Фонетические рассказы и сказки. Тетрадь №1,2,3 – Екатеринбург: ООО Издательский дом «Литур», 2009.

  • Л.Н. Зуева и др. « Логопедия для дошкольников- занимательные упражнения по развитию речи» (четыре альбома).

  • Шанский, Н. М. В мире слов / Н. М. Шанский. – М., 1985.

  • Я познаю мир : детская энциклопедия : Литература. – М. : ООО «Издательство АСТ», 2001.

Литература для родителей:

«Речь, речь, речь» под редакцией Г. А. Ладыженской.

«Развитие речи в начальных классах», «Развитие речи в детском саду». 1. Девина И.А. Управляем эмоциями (6-8). М.:Издательство "Ось - 89", 2004. - 48 с., ил. (Учебное пособие для письменных творческих заданий)

Закрепина, А. В. Трудный ребенок. Пути к сотрудничеству : методическое пособие [Текст] / А. В. Закрепина. – М. : Дрофа, 2007. – 141с.

Бондаренко А.А. Орфография для малышей. // Начальная школа. – 2002. - № 5. – с. 28-41.

Бондаренко А.А. Чуркова И.В. Учим русскому языку по-новому! // Начальная школа. – 2002. - № 11. – с. 44-56.

С.Е. Гаврина и др. «Развиваем руки, чтоб учиться и писать, и красиво рисовать»

Серия «Говорим правильно»

Созонова Н.Н., Куцина Е.В. Рассказы о временах года. Зима. Тетрадь. – Екатеринбург: ООО Издательский дом «Литур», 2009.

Созонова Н.Н., Куцина Е.В. Рассказы о временах года. Осень. Тетрадь. – Екатеринбург: ООО Издательский дом «Литур», 2009.

Созонова Н.Н., Куцина Е.В. Фонетические рассказы и сказки. Тетрадь №1,2,3 – Екатеринбург: ООО Издательский дом «Литур», 2009






















Поурочное планирование по предмету «Речевая практика»



Тема предмета

Кол-во часов


Программное содержание

Дифференциация видов деятельности обучающихся

Минимальный уровень

Достаточный уровень

Делимся новостями – 4 часа

1

Мы снова в школе

Делимся новостями

1

Поздравление с началом учебного года.

Знание и употребление слов приветствия и прощания в школе и дома. Введение в тему (рассматривание картинки, свободные высказывания детей по её содержанию). Беседа с привлечением личного опыта Составление рассказа об интересных

событиях, произошедших летом, показ

фотографий, рисунков. Конструирование диалогов на тему «Как я провёл лето»

Выражают свои просьбы, используют вежливые слова, используют правила этикета при встрече и расставании с детьми и взрослыми.

Составляют рассказы на

основе иллюстраций с

помощью наводящих

вопросов учителя.

Правильно выражают

свои просьбы, умеют

здороваться, прощаться,

просить прощения и

извиняться, используют

соответствующие выражения. Составляют рассказы на основе иллюстраций.

2

Мы снова в школе

1

Составление описания школы по плану

Конструирование диалогов- приветствий из заданных реплик. Знакомство с текстом стихотворения И. Гамазковой «Прошлым летом». Составление рассказов на тему летнего отдыха с использованием карточек- опор с названиями фиксированных частей текста (начало, основная часть, конец).

Использую диалогические формы. Речи в различных

ситуациях общения. Участвуют в диалоге с помощью наводящих вопросов. Составляют рассказы с использованием карточек-опор с помощью наводящих вопросов учителя.

Пользуются словами

этикета, основными правилами культуры речевого общения Участвуют в диалоге

Составляют рассказы на

тему летнего отдыха с

использованием карточек-опор.

3

Как я провёл лето

1

Конструирование диалогов по рисункам на тему «Этим летом…» Игра «Где я был - не расскажу, а что делал - покажу» с использованием рисунков. Составление обучающимися рассказов о самых интересных событиях прошедшего лета с опорой на карточки, называющие фиксированные части текста, и на выполненные рисунки

Используют диалогические формы речи в различных ситуациях общения. Играют в игры, соблюдая правила. Составляют рассказы с опорой на карточки с помощью наводящих вопросов учителя

Пользуются словами этикета, основными правилами культуры речевого общения Играют в игру, соблюдая правила. Участвуют в диалоге. Составляют рассказы с опорой на карточки

4

Урок-игра «Угадай мой рисунок»

1

Рисование по теме летнего отдыха, угадывание темы рисунка, обсуждение Составление рассказов по своим рисункам так, чтобы остальные ученики смогли догадаться, какой рисунок выполнен рассказчиком.

Участвуют в обсуждении. Составляют рассказ по рисунку с помощью наводящих

вопросов учителя

Участвуют в обсуждении Составляют рассказ по рисунку

Я выбираю книгу. Библиотека – 4 часа

5

Я выбираю книгу

1

Чтение стихотворения учителем, обсуждение прочитанного, коллективный ответ на поставленный в стихотворении вопрос. Знание назначения библиотеки, правил поведения в библиотеке. Умение выбирать книгу в библиотеке.

Участвуют в беседе. Знакомятся с правилами поведения в библиотеке Умеют выбирать книгу в библиотеке с помощью учителя

Умеют отвечать на вопросы по содержанию услышанного. Соблюдают правила поведения в библиотеке. Умеют выбирать книгу в библиотеке

6

Мы в библиотеке

1

Экскурсия в школьную библиотеку Использование в речи и поведении ранее усвоенных правил поведения. Участие в диалоге с библиотекарем Отгадывание загадок, беседа по картинке. Составление предложений с опорой на картину и собственные высказывания Составление рассказов «Моя любимая книга» с опорой на план. Игра «Рассказ по кругу». Обмен первыми впечатлениями о книгах, принесённых обучающимися и учителем

Участвуют в беседе с библиотекарем. Составляют предложения с опорой на картинку с помощью наводящих вопросов учителя.

Составляют рассказы

«Моя любимая книга» с опорой на план, с помощью наводящих вопросов учителя

Играют в игры, соблюдая правила.

Умеют отвечать на вопросы по содержанию услышанного. Отгадывают загадки. Составляют предложения с опорой на картинку и собственные высказывания. Составляют рассказ «Моя любимая книга» с опорой на план. Играют в игры, соблюдая правила.

7,8

Моя любимая книга

1

«Подскажите, пожалуйста…» - 4 часа

9

«Подскажите, пожалуйста…»

1

Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса). Знакомство с темой (беседа на основе личного опыта о том, когда может быть использована фраза «Подскажите пожалуйста...»). Конструирование возможных диалогов обращения за помощью: к знакомому и незнакомому человеку. Ролевые игры по теме ситуации

Отвечают на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал. Обсуждают ситуацию с помощью учителя. Используют

диалогические формы речи

в различных ситуациях общения. Играют в игры, соблюдая правила.

Воспроизводят составленные рассказы с опорой на иллюстративный материал.

Обсуждают ситуацию Пользуются словами этикета, основными правилами культуры речевого общения Играют в игры, соблюдая правила.

10

«Подскажите, пожалуйста…»

1

11

«Подскажите, пожалуйста…»

1

12

«Подскажите, пожалуйста…»

1

Я за порогом дома – 3 часа

13

Я - пассажир

1

Знакомство с темой (беседа на основе личного опыта). Актуализация имеющихся знаний о правилах поведения в общественном транспорте. Конструирование возможных диалогов в общественном транспорте Ролевая игра «В автобусе»

Используют правила поведения в общественном транспорте. Используют вежливые слова. Конструируют возможные диалоги в общественном транспорте с помощью учителя. Играют в игры, соблюдая правила.

Умеют пользоваться правилами поведения в общественном транспорте . Используют вежливые слова конструируют возможные диалоги

в общественном транспорте

Играют в игры, соблюдая правила.

14

Я - пассажир

1

15

Я - пассажир

1

В гости к сказке -7 часов

16

Русская народная сказка «Петушок – Золотой гребешок»

1

Прослушивание аудиозаписи сказки

«Петушок — Золотой гребешок» с опорой на иллюстрации к уроку.

Тренировочные упражнения в передаче характера и переживаний героев Умение изменять силу голоса, тон и тема речи в зависимости от эпизода сказки.

Проигрывание эпизодов сказки с использованием элементов костюмов, кукол или фигур героев.

Слушают сказку, умеют отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал. Участвуют в проигрывании эпизодов сказки с помощью учителя.

Понимают содержание сказки, прослушанной в аудиозаписи, отвечают на вопросы учителя. Участвуют в проигрывании эпизодов сказки

17

Русская народная сказка «Петушок – Золотой гребешок»

1

18

Театрализованное представление сказки

1

Участие в театрализованном представлении сказки с использованием элементов костюмов, кукол или фигур героев.

Участвуют в проигрывании эпизодов сказки с помощью учителя.

Принимают участие в театрализованном представлении.

19

Театрализованное представление сказки

1

20

Моя любимая сказка

1

Участие в викторине «Сказка ложь, да в ней намёк». Представление любимой сказки в виде рассказа, пересказа, иллюстраций

Воспринимают на слух рассказы одноклассников Отвечают на вопросы учителя с опорой на иллюстративный материал. Пересказывают сказку с опорой на

иллюстративный материал.

Воспринимают на слух рассказы одноклассников Отвечают на вопросы учителя. Пересказывают сказку.

21

Моя любимая сказка

1

22

Моя любимая сказка

1

У телевизора – 4 часа

23

24

У телевизора. Планируем телевизионный досуг


2


Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса). Знакомство с темой (беседа на основе личного опыта). Актуализация, уточнение и расширение имеющихся знаний по теме: предпочтения обучающихся в телеэфире, умение ориентироваться в программе телепередач, умение пользоваться пультом от телевизора

Отвечают на вопросы учителя по содержанию просмотренных и видеофильмов.

Понимают содержание детских видеофильмов, отвечать на вопросы учителя.

25

26

Мои любимые передачи .

2


Актуализация, уточнение и расширение имеющихся знаний по теме: предпочтения обучающихся в телеэфире, умение ориентироваться в программе телепередач, умение пользоваться пультом от телевизора.

Коллективное обсуждение «Моя любимая программа» с элементами рассказов обучающихся, выполненных с опорой на план.

Отвечают на вопросы учителя по содержанию просмотренных и видеофильмов. Участвуют в

коллективном обсуждении «Моя любимая книга» с помощью учителя, с опорой на план.

Понимают содержание детских видеофильмов, отвечать на вопросы учителя. Коллективно обсуждают «Моя любимая книга» с опорой на план.

В гости к сказке 3 часа

27

Игра «Лисичка- сестричка»

1

Введение в тему (беседа с опорой на иллюстрацию) Знакомство со сказкой (слушание аудиозаписи сказки с опорой на иллюстрации). Закрепление содержания сказки (пересказ с опорой на иллюстрации, по вопросам учителя, игра «Рассказ по кругу» и др.). Инсценирование сказки.

Слушают сказку, умеют отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал. Пересказывают сказку с опорой на иллюстрации. Участвуют в

проигрывании эпизодов сказки. Играют в игры, соблюдая правила

Понимают содержание сказки, прослушанной в аудиозаписи, отвечают на вопросы учителя Инсценируют сказку. Играют в игры, соблюдая правила

28

Игра «Лисичка- сестричка»

1

29

Игра «Лисичка- сестричка»

1

Новогодние истории – 4 часа

30

Новогодние истории

1

Введение в тему (беседа с опорой на иллюстрации). Актуализация знаний о новогодних сказках, мультфильмах

Обсуждение замысла истории Составление предложений к каждой части придумываемой истории с опорой на опросный план. Иллюстрирование истории согласно замыслу. Рассказывание вариантов истории, получившихся у школьников.

Представление истории на новогоднем празднике (инсценирование).

Отвечают на вопросы учителя по содержанию просмотренных и видеофильмов. Обсуждают замысел истории с помощью наводящих вопросов. Составляют простые предложения с опорой на вопросный план и с помощью учителя. Участвуют в

проигрывании эпизодов сказки с помощью учителя.

Понимают содержание детских видеофильмов, отвечать на вопросы учителя. Обсуждают замысел истории. Составляют распространенные

предложения с опорой на вопросный план. Рассказывают получившие истории. Принимают участие в театрализованном представлении.

31

Новогодние истории

1

32

Новогодние истории

1

33

Новогодние истории

1

Знаки-помощники - 4 часа

34

Знаки-помощники

1

Введение в тему (рассматривание

Картинок по теме «Знаки- помощники»). Актуализация знаний обучающихся по теме на основе рассматривании условных знаков, встречающихся в повседневной жизни. Моделирование и проигрывание возможных диалогов на улице, предполагающих обсуждение значения дорожных знаков.

Повторяют правила ПДД. Моделируют и проигрывают возможные диалоги на улице, предполагающие обсуждение значения дорожных знаков с

помощью учителя.

Называют дорожные знаки и виды переходов, рисуют знаки. Моделируют и проигрывают возможные диалоги на улице,

Предполагающие обсуждение значения дорожных знаков.

35

Знаки-помощники

1

36

Я – пассажир

1

Актуализация информации о предупреждающих и информационных знаках. Участие в викторине «О чём мне говорят знаки?». Повторение правил поведения в общественном транспорте.

Ролевая игра «Я – пассажир».

Составляют правила дорожного движения. Участвуют в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями

Выражают свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользуясь правилами этикета.

Пользуются правилами дорожного движения. Участвуют в ролевых играх. Выражают свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользуясь правилами

этикета.

37

Я – пассажир

1

В гостях у леса – 4 часа

38

В гостях у леса

1

Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса). Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций). Актуализация, уточнение и расширение имеющихся знаний о правилах поведения в лесу. Творческая работа «Что может

нанести вред лесу?». Представление работ обучающимися (составление рассказов). Составление «Правил вежливого поведения в лесу».

Используют диалогические формы речи в различных ситуациях общения. Отвечают на вопросы учителя по их

содержанию с опорой на иллюстративный материал. Участвуют в представлении работ в соответствии с речевыми возможностями.

Составляют «Правила вежливого поведения в лесу» с помощью учителя.

Активно участвуют в диалогах по темам речевых ситуаций

Умеют воспроизводить

составленные рассказы с

опорой на иллюстративный

материал. Представляют работы. Составляют «Правила вежливого поведения в лесу».

39

В гостях у леса

1

40

В гостях у леса

1

41

В гостях у леса

1

Задушевный разговор 4 часа

42

Задушевный разговор

1

Введение в тему ситуации (работа с

иллюстрацией, обсуждение проблемного вопроса). Обсуждение проблемной ситуации (девочка расстроена, ей необходимо утешение). Актуализация и уточнение словаря эмоций у школьников. Введение в контекст разговора словосочетания «задушевный разговор» (добрый, между друзьями или близкими людьми, негромкий) Моделирование диалогов утешения,

сочувствия, предостережения на основе иллюстраций. Игра «Свои чувства не скажу, а без слов вам покажу».

Выбирают правильные

Средства интонации, ориентируясь на образец учителя и анализ речевой ситуации. Используют диалогические формы речи в различных ситуациях общения.

Играют в игру «Свои чувства не скажу, а без слов вам покажу», соблюдая правила.

Моделируют диалоги утешения, сочувствия, предостережения на

основе иллюстраций и с помощью учителя.

Выбираю правильные средства интонации, ориентируясь на образец учителя и анализ речевой ситуации. Участвуют в диалогах по темам речевых ситуаций. Играют в игру «Свои

чувства не скажу, а без слов вам покажу». Моделируют диалоги утешения, сочувствия, предостережения на основе иллюстраций.

43

Задушевный разговор

1

44

Учимся общаться

1

Знакомство с рассказами В. Осеевой

«Волшебное слово», «Что легче?»,

«На катке» в аудиозаписи. Совместное рассматривание картинки, обсуждение первых впечатлений. Тренировочные упражнения в изображении различных эмоций. Соотнесение рассказов с личным опытом детей.

Слушают рассказы В. Осеевой «Волшебное слово», «Что легче?», «На катке». Рассматривают картинки, принимают участие в обсуждении. Отвечают на вопросы. Выбирают правильные средства интонации, ориентируясь на образец учителя и анализ речевой ситуации. Участвуют в диалогах по темам речевых

ситуаций.

Понимают содержание рассказов, прослушанной

в аудиозаписи, отвечают

на вопросы учителя. Рассматривают картинки,

принимают участие в обсуждении. Отвечают на вопросы. Выбирают правильные средства интонации, ориентируясь на образец учителя и анализ речевой ситуации. Участвуют в диалогах по темам речевых ситуаций. Соотносят составленные рассказы с о своим личным опытом с помощью учителя.

45

Учимся общаться

1

Приглашение 4 часа

46

Я получил приглашение

1

Введение в ситуацию (беседа с

опорой на иллюстрацию, обсуждение

проблемного вопроса). Актуализация имеющихся знаний по теме (беседа на основе личного опыта) Конструирование устных приглашений с опорой на план

Дифференциация в зависимости от адресата. Моделирование диалогов, содержащих приглашение и вежливый отказ. Составление текстов письменных приглашений.

Используют диалогические формы речи в различных

ситуациях общения. Составляют устные приглашения с опорой на план в соответствии с речевыми возможностями. Составляют текстовые письменные приглашения с помощью учителя. Моделируют диалоги с помощью наводящих вопросов.

Используют диалогические формы речи в различных

Ситуациях общения Конструируют устные приглашения с опорой на план. Составляют текстовые письменные приглашения. Моделируют диалоги

47

Я получил приглашение

1

48

Я получил приглашение

1

Поздравляю! 6 часов

50

Поздравления

1

Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, обсуждение проблемного вопроса). Конструирование поздравлений. Дифференциация в зависимости от адресата. Знакомство с правилами оформления письменного поздравления на открытке. Тренировочные упражнения в подписывании поздравительных открыток. Подготовка поздравительной открытки и подписи к ней.

Используют диалогические формы речи в различных ситуациях общения. Составляют поздравление в соответствии с речевыми возможностями с помощью учителя. Подписывают поздравительные открытки по образцу. Оформляют

поздравительную открытку с помощью учителя.

Активно участвуют в диалогах по темам речевых ситуаций Составляют поздравление в соответствии с речевыми возможностями. Подписывают поздравительные открытки по образцу. Оформляют

поздравительную открытку

51

Поздравления

1

52

Поздравления

1

53

Поздравления

1

54

Мы на Дне рождения

1

Составление предложений с опорой

на схемы. Повторение правил поведения в гостях. Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений. Обсуждение и проигрывание возможных конкурсов и развлечений, которые могут быть предложены в гостях.

Разучивают и рассказывают

стихотворения в соответствии с речевыми возможностями.

Составляют предложения с опорой на схемы и с помощью учителя. Произносят простые

поздравления. Принимают участие в играх, соблюдая правила.

Разучивают и рассказывают стихотворения. Составляют предложения с опорой на схемы

Составляют и воспроизводят простые поздравления. Принимают участие в играх, соблюдая правила.

55

Мы на Дне рождения

1

Жду письма! – 4 часа

56

Жду письма!

1

Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта). Актуализация опыта обучающихся по теме, знакомство со структурой письма. Составление коллективного письма литературному герою по теме с опорой на план из ключевых слов. Самостоятельная работа с дифференцированной помощью учителя «Письмо …» (в зависимости от интересов обучающихся могут быть предложены задания написать письмо другу, родственнику и др.).

Используют диалогические формы речи в различных

ситуациях общения. Отвечают на вопросы. Используют структуру письма и участвуют в составлении коллективного письма. Составляют письма с помощью учителя. Участвуют в самостоятельной работе с дифференцированной помощью учителя.

Активно участвуют в диалогах по темам речевых ситуаций.

Отвечают на вопросы. Пользуются структурой письма, опираются на план из ключевых слов при составлении коллективного письма. Составляют письма. Самостоятельно работают с дифференцированной помощью учителя.

57

Жду письма!

1

58

Жду письма!

1

59

Жду письма!

1

«Извините меня…» - 4 часа

60

«Извините меня…»

1

Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса). Знакомство с темой (беседа на основе личного опыта о том, когда может быть использована фраза «Извините меня»). Конструирование возможных диалогов, содержащих извинения. Ролевые игры по теме ситуации

Рассматривают картинки

Используют диалогические формы речи в различных ситуациях общения. Конструируют возможные диалоги, содержащие извинения с помощью наводящих вопросов. Участвуют в ролевых играх в соответствии с речевыми

возможностями.

Рассматривают картинки. Активно участвуют в диалогах по темам речевых ситуаций

Конструируют возможные диалоги, содержащие извинения. Участвуют в диалогах по темам речевых ситуаций, в ролевых играх.

61

«Извините меня…»

1

62

«Извините меня…»

1

63

«Извините меня…»

1

64

Поздравительная

открытка к 9 мая

1

Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций). Прослушивание песен, стихов, рассказов о Великой Отечественной

войне. Рисование праздничных открыток

Конструирование поздравлений с Днём Победы различным адресатам (ветеранам, учителям, родным) . Подписывание открыток. Доставка открыток адресатам (отправление письмом, доставка лично в руки).

Используют диалогические формы речи в различных ситуациях общения. Отвечают на вопросы. Слушают песни, стихи, рассказы о Великой Отечественной войне разучивают и рассказывают стихотворения в соответствии с речевыми возможностями. Составляют поздравления с праздником с помощью наводящих вопросов и учителя. Подписывают открытки с опорой на образец.

Активно участвуют в диалогах по темам речевых ситуаций.

Отвечают на вопросы.

Понимают содержание стихов, песен, рассказов о ВОВ прослушанной в аудиозаписи, отвечают на вопросы учителя. Разучивают и рассказывают

стихотворения. Составляют поздравленияс праздником различным адресатам с помощью учителя. Подписывают открытки

65

Поздравительная открытка к 9 мая

1

«Во саду ли в огороде» - 3 часа

66

«Во саду ли, в огороде»

1

Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса). Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта, ответы

на вопросы на основе иллюстраций,

основная линия беседы - работа летом в саду и в огороде, овощи, фрукты и ягоды, растущие в нашей местности). Подготовка обучающимися творческих работ по теме (обсуждение замыслов, порядка выполнения). Выполнение и представление творческих работ классу— составление рассказов на основе выполненных рисунков. Обсуждение планов обучающихся на каникулы: свободные высказывания,

взаимные вопросы, уточнения.

Рассматривают картинки

Используют диалогические формы речи в различных

ситуациях общения. Участвуют в беседе; отвечают на вопросы

учителя. Выполняют и

представляют творческие работы классу в соответствии с речевыми возможностями

Обсуждают планы на

каникулы с помощью

наводящих вопросов.

Рассматривают картинки.

Активно участвуют в диалогах по темам речевых ситуаций Участвуют в беседе; отвечают на вопросы учителя. Выполняют и представляют творческие работы классу. Обсуждают планы на каникулы с помощью наводящих вопросов. Задают вопросы учителю и одноклассникам

Составляют простой рассказ на тему «Как я буду проводить каникулы».

67

«Во саду ли, в огороде»

1

68

«Во саду ли, в огороде»

1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!