СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по предмету "Речевая практика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по речевой практике составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта, Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по речевой практике, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. №4/15).

Рабочая программа ориентирована на учебник: «Речевая практика»  для 1 класса  для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, автор   С.В. Комарова. Москва, «Просвещение» 2018.

 

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по предмету "Речевая практика"»

Пояснительная записка

Программа по речевой практике составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта, Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по речевой практике, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. №4/15).

Рабочая программа ориентирована на учебник: «Речевая практика» для 1 класса для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, автор С.В. Комарова. Москва, «Просвещение» 2018.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения речевой практики, которые определены Федеральным государственным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Введение предмета «Речевая практика» обусловлено несовершенством речевой практики дошкольников с нарушением интеллекта, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные нормы коммуникации.

Цель рабочей программы по предмету «Речевая практика» в первом классе – развитие речевой коммуникации для учащихся первого класса как способности использовать вербальные и невербальные средства для осуществления общения с окружающими людьми в различных ситуациях.

Рабочая программа по предмету «Речевая практика» решает следующие задачи:

• способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся;

• корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;

• формировать выразительную сторону речи;

• учить строить устные связные высказывания;

• воспитывать культуру речевого общения.

В 1 классе предмет «Речевая практика» включает в себя несколько подразделов с постепенным расширением и усложнением программного материала по каждому из них: «аудирование»; «дикция и выразительность речи»; «подготовка речевой ситуации и организация высказывания»; «культура общения».

Подраздел «Аудирование» включён в программу первого класса. Его содержание нацелено на развитие у детей способности воспринимать и понимать обращённую к ним речь. Умение слушать является межпредметным умением, уровень сформированности которого определяет эффективность усвоения информации, заложенной в устном высказывании. Развитие этого умения важно для формирования у школьников выразительности речи, внимательного отношения к слову, правильного восприятия и понимания информации по любому учебному предмету.

Материал, включённый в подраздел «Аудирование», реализуется на каждом уроке устной речи в виде самостоятельных тренировочных упражнений или сопровождает задания других подразделов, например: выбор названной учителем картинки из двух данных (мишка — миска)', выбор картинки по её описанию; выполнение практических заданий по словесной инструкции; слушание и понимание текста, читаемого учителем, рассказов одноклассников, речи артистов в телепередачах и т.

Подраздел «Дикция и выразительность речи» ориентирует учителя на отработку у школьников чёткости произношения, его эмоциональной выразительности. Выбор формы и содержания упражнений определяется темой урока и задачами данного этапа в его структуре.

В процессе обучения дети учатся отчётливо произносить слоги, слова, чистоговорки, стихотворения; тренируются в практическом различении интонационных средств выразительности — силы голоса, темпа, тона речи, в использовании мимики и жестов в процессе речевого общения, так как невербальные средства, наряду с вербальной выразительностью, играют значимую роль в общении, привлекая внимание собеседника к процессу коммуникации.

Подраздел «Подготовка речевой ситуации и организация высказывания» определяется как ведущий в развитии собственно устной разговорной речи. В содержание подраздела входит перечень лексических тем и речевых ситуаций по названным темам, связанных со школьной жизнью и бытом детей, с их играми, взаимоотношениями с окружающими. Учащиеся под руководством учителя «проигрывают» обозначенные ситуации, моделируя тем самым различные варианты речевого поведения.

Недостаточность жизненного опыта, бедность и несовершенство речевых умений учащихся определяют необходимость тщательной и организованной их подготовки к участию в ролевой игре по теме ситуации. В процессе подготовки уточняется и обогащается словарь, отрабатываются варианты предложений, а также отдельные фрагменты речи (микротемы) как части целого связного высказывания. Продуцирование учащимися связного высказывания опирается на наглядные средства в виде мелового рисунка на доске, картинно-символического плана к каждому предложению текста, картинного плана к отдельным микротемам и т. д. В речевом общении формируются и проявляются личностные качества ребёнка: умение правильно оценивать себя в речевой ситуации, уважительно относиться к собеседнику, соблюдать основные требования речевого этикета.

«Культура общения» предполагает организацию специальной работы по обогащению речи учащихся словами, оборотами и другими языковыми и неязыковыми средствами, служащими для выражения благодарности, просьбы, приветствия, помогающими выбрать правильную форму обращения к собеседнику.

Урок «Речевая практика» строится на основе темы, выбранной для создания речевой ситуации. Параллельно отрабатываются программные темы из других подразделов и реализуются в пределах данного урока. Кроме конкретной темы, в него включаются сквозные компоненты, представленные в таких разделах программы, как: аудирование, дикция и выразительность речи, лексико–грамматические упражнения в связи с организацией высказывания, культура общения. Это речевые гимнастики, пение слоговых цепочек, упражнения в изменении темпа речи и др., обеспечивающие формирование произносительных, дыхательных, словообразовательных умений. Введённые в структуру урока, они позволяют переключать детей с одного вида деятельности на другой.

Изучение предмета «Речевая практика» в первом классе направленно на получение следующихличностных результатов:

  • осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

  • положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней, и эстетическому её восприятию;

  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

  • понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

  • готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Базовые учебные действия, формируемые в 1 классе:

Коммуникативные учебные действия:

• использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

• вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель – класс);

• договариваться и изменять своё поведение с учётом поведения других участников спорной ситуации;

Регулятивные учебные действия:

• входить и выходить из учебного помещения со звонком;

• ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);

• пользоваться учебной мебелью;

• адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из – за парты и т.д.);

• работать с учебными принадлежностями (инструментами) и организовывать своё рабочее место;

• принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

• активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

• соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать её с учётом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов;

Познавательные учебные действия:

• выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

• устанавливать видо – родовые отношения предметов;

•делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

• пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;

• наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, устное высказывание, предъявленное на бумажных и электронных носителях);

В рабочей программе для первого класса по предмету «Речевая практика» предусмотрено два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Критерии оценивания

В соответствии с требования ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью оценке подлежат личностные и предметные результаты.

Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.

В 1 классе система оценивания – безотметочная. Результат продвижения первоклассников в развитии определяется на основе анализа их продуктивной деятельности: поделок, рисунков, уровня формирования учебных навыков, речи.


Содержание программы


Аудирование и понимание речи. Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде.

Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению).

Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений.

Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.

Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.

Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и др.). Условные знаки в общении людей.

Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио».

Виртуальное общение. Общение в социальных сетях.

Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.

Организация речевого общения

Базовые формулы речевого общения

Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в письме, в поздравительной открытке.

Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это …», «Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).

Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.

Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.

Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те», «Звони(те)».

Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.

Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.

Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.

Поздравительные открытки.

Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе …» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.

Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как хорошо ты …», «Как красиво!» и др.

Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста …», «Попросите пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю».

Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям.

Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно мне …», «Можно я …».

Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …».

Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).

Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.

Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.

Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!»

Примерные темы речевых ситуаций

«Я – дома» (общение с близкими людьми, прием гостей)

«Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в секции, в творческой студии)

«Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в т. ч. в экстренной ситуации), поведение в общественных местах (кино, кафе и др.)

«Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу)

Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития коммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной ситуации их жизни. Например, в рамках лексической темы «Я за порогом дома» для отработки этикетных форм знакомства на уроках могут быть организованы речевые ситуации «Давайте познакомимся!», «Знакомство во дворе», «Знакомство в гостях».

Алгоритм работы над темой речевой ситуации

Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.

Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.

Составление предложений по теме ситуации, в т. ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам.

Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.

Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности.

Моделирование речевой ситуации.

Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме ситуации.









Учебно – тематический план

п/п

Тема раздела

Количество часов

1

Школьная жизнь.

11

2

Игры и игрушки.

8

3

Играем в сказку.

11

4

Я дома.

10

5

Я за порогом дома.

8

6

Я и мои товарищи.

18


Всего

66


Контроль знаний

Формы и средства контроля

Рабочая программа учебного курса «Речевая практика» в 1 классе не предусматривает проведение контрольных работ. Основные формы текущего контроля: устный опрос, оценивание письменных работ учащихся.


Требования к уровню подготовки учащихся


Предметными результатами изучения курса «Речевая практика» в 1-м классе является формирование следующих умений:

Минимальный уровень:

- выполнять по словесной инструкции учителя действия, повторяющиеся каждый день;

- называть предметы и соотносить их с картинками;

- употреблять «вежливые» слова при обращении к другим людям;

- участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребенка;

- правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании;

- сообщать своё имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей, имена ближайших родственников;

- понимать содержание детских радио- и телепередач, отвечать на вопросы по поводу услышанного;

- высказывать свои просьбы и желания;

- воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинный или картинно-символический план.

Достаточный уровень:

- выполнять задания по словесной инструкции;

- участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;

- называть предметы и действия, соотносить их с картинками;

- слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал;

- внятно выражать просьбы, употреблять «вежливые» слова;

- соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании;

- объяснять, как можно доехать или дойти до школы;

- сообщать своё имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей, имена ближайших родственников;

- слушать радио, смотреть телепередачи, отвечать на вопросы учителя по их содержанию.




Список литературы


1.Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).


2.Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для 1 класса С.В. Комарова. Москва, «Просвещение», 2018

3.Методика обучения русскому языку в коррекционной школе А.К.Аксёнова « ВЛАДОС», 1999

4.«Весёлая грамматика » В.В.Волина издательство « Знание», 1993

5.«Развитие фонематического слуха» Е.В.Колесникова Москва 1999



















Календарно- тематическое планирование по речевой практике.

Количество часов на год: в неделю 2ч, всего 66ч.

1 четверть (16ч)

п/п

Программный материал

Количество часов

Дата проведения

по плану

по факту

1

Давайте познакомимся! Как нужно вести себя во время знакомства.

1

3.09


2

Экскурсия в кабинет музыки, знакомство с учителем музыки.

1

7.09


3

Экскурсия в спортивный зал. Знакомство с учителем физкультуры.

1

10.09


4

Знакомство обучающихся с логопедом.

1

14.09


5

Знакомство во дворе.

1

17.09


6

Как познакомится во дворе с ровесником.

1

21.09


7

Составление коллективного рассказа по серии картинок в учебнике.

1

24.09


8

Проигрывание диалогов между мальчиками с использованием адекватной мимики, силы голоса и жестов.

1

28.09


9

Дорога домой.

1

1.10


10

Домашний адрес.

1

5.10


11

Актуализация сказки Гуси – лебеди».

1

8.10


12

Беседа о правилах безопасного поведения на улице.

1

12.10


13

Игра «Приглашаю тебя в гости».

1

15.10


14

Знакомство со сказкой «Теремок». Ролевая игра – хоровод по сюжету сказки.

1

19.10


15

Рассказывание сказки с опорой на предметные картинки.

1

22.10


16

Актуализация содержания сказки «Теремок».

1

26.10


2 четверть (15ч)

1

Знакомство в гостях.

1

9.10


2

Правила этикета при знакомстве со взрослыми в гостях

1

12.10


3

Ролевая игра «Кукла встречает гостей».

1

16.10


4

Коллективное составление рассказа «Как мы гостей встречали».

1

19.10


5

Школьные принадлежности.

1

23.10


6

Покупка школьных принадлежностей.

1

26.10


7

Правила поведения в магазине.

1

30.10


8

Ролевая игра «Магазин «Школьник»

1

3.12


9

В магазине игрушек.

1

7.12


10

Знакомство со стихотворением А. Барто «Я люблю свою лошадку».

1

10.12


11

Беседа «Моя любимая игрушка».

1

14.12


12

Готовимся к празднику. Разучивание стихотворений новогоднего содержания.

1

17.12


13

Беседа « Что я подарю на Новый год?». Слушание песенки «В лесу родилась елочка».

1

21.12


14

Новогодние чудеса.

1

24.12


15

Коллективное составление рассказа о новогоднем празднике.

1

28.12


3 четверть (17ч)

1

Зимняя прогулка

1

14.01


2

Разучивание чистоговорок. Зимняя одежда.

1

18.01


3

Составление рассказа «На прогулке».

1

21.01


4

Составление рассказа «Мы ходили кататься с горки».

1

25.01


5

Мы лепим снеговика.

1

28.02


6

Помощьники. Знакомство со стихотворе нием А. Барто «Помощница».

1

1.02


7

Составление предложений на тему : «Что я умею делать дома?».

1

4.02


8

Беседа по картинкам. Анализ ситуации по вопросам учителя.

1

8.02


9

Поздравления для мамы.

1

11.02


10

Я помогаю маме.

1

15.02


11

Опрятному человеку нужны помощники

1

25.02


12

Содержу одежду в чистоте.

1

1.03


13

Я ухаживаю за обувью.

1

4.03


14

Обсуждение возможных вариантов решения проблемы с испачканной одеждой.

1

11.03


15

Знакомство со стихотворением В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо?»

1

15.03


16

Игра «Кто знает, пусть продолжает».

1

18.03


17

Беседа по картинкам.

1

22.03


4 четверть (17ч)

1

Спокойной ночи!


1.04


2

«Сказка о глупом мышонке» С. Маршака


5.04


3

Ролевая игра по сюжету сказки:«Сказка о глупом мышонке».


8.04


4

Разучивание колыбельных песенок.


12.04


5

Составление рассказа «Как я ложусь спать»


15.04


6

Составление предложений – пожеланий на тему :«Перед сном» с опорой на условно – графическую схему.


19.04


7

Составление предложений – пожеланий на тему : «Перед сном» с опорой на личный опыт обучающихся и условно – графическую схему.


22.04


8

Составление рассказов « Как я ложусь спать».


26.04


9

Доброе утро!


29.04


10

Занятия людей утром.


3.05


11

Тренировочные упражнения в произнесении реплик с различной интонацией.


6.05


12

Проигрывание возможных диалогов между мамой и сыном.


10.05


13

Разучивание физкультминутки «С добрым утром»


13.05


14

Игра « Живые загадки».


17.05


15

Составление рассказа «Моё утро».


20.05


16

Режим дня школьника.


24.05


17

Сказка К.Чуковского «Мойдодыр».











Скачать

© 2018 802 20

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!