Пояснительная записка
Программа по речевой практике составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта, Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по речевой практике, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. №4/15).
Рабочая программа ориентирована на учебник: «Речевая практика» для 1 класса для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, автор С.В. Комарова. Москва, «Просвещение» 2018.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения речевой практики, которые определены Федеральным государственным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Введение предмета «Речевая практика» обусловлено несовершенством речевой практики дошкольников с нарушением интеллекта, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные нормы коммуникации.
Цель рабочей программы по предмету «Речевая практика» в первом классе – развитие речевой коммуникации для учащихся первого класса как способности использовать вербальные и невербальные средства для осуществления общения с окружающими людьми в различных ситуациях.
Рабочая программа по предмету «Речевая практика» решает следующие задачи:
• способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся;
• корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;
• формировать выразительную сторону речи;
• учить строить устные связные высказывания;
• воспитывать культуру речевого общения.
В 1 классе предмет «Речевая практика» включает в себя несколько подразделов с постепенным расширением и усложнением программного материала по каждому из них: «аудирование»; «дикция и выразительность речи»; «подготовка речевой ситуации и организация высказывания»; «культура общения».
Подраздел «Аудирование» включён в программу первого класса. Его содержание нацелено на развитие у детей способности воспринимать и понимать обращённую к ним речь. Умение слушать является межпредметным умением, уровень сформированности которого определяет эффективность усвоения информации, заложенной в устном высказывании. Развитие этого умения важно для формирования у школьников выразительности речи, внимательного отношения к слову, правильного восприятия и понимания информации по любому учебному предмету.
Материал, включённый в подраздел «Аудирование», реализуется на каждом уроке устной речи в виде самостоятельных тренировочных упражнений или сопровождает задания других подразделов, например: выбор названной учителем картинки из двух данных (мишка — миска)', выбор картинки по её описанию; выполнение практических заданий по словесной инструкции; слушание и понимание текста, читаемого учителем, рассказов одноклассников, речи артистов в телепередачах и т.
Подраздел «Дикция и выразительность речи» ориентирует учителя на отработку у школьников чёткости произношения, его эмоциональной выразительности. Выбор формы и содержания упражнений определяется темой урока и задачами данного этапа в его структуре.
В процессе обучения дети учатся отчётливо произносить слоги, слова, чистоговорки, стихотворения; тренируются в практическом различении интонационных средств выразительности — силы голоса, темпа, тона речи, в использовании мимики и жестов в процессе речевого общения, так как невербальные средства, наряду с вербальной выразительностью, играют значимую роль в общении, привлекая внимание собеседника к процессу коммуникации.
Подраздел «Подготовка речевой ситуации и организация высказывания» определяется как ведущий в развитии собственно устной разговорной речи. В содержание подраздела входит перечень лексических тем и речевых ситуаций по названным темам, связанных со школьной жизнью и бытом детей, с их играми, взаимоотношениями с окружающими. Учащиеся под руководством учителя «проигрывают» обозначенные ситуации, моделируя тем самым различные варианты речевого поведения.
Недостаточность жизненного опыта, бедность и несовершенство речевых умений учащихся определяют необходимость тщательной и организованной их подготовки к участию в ролевой игре по теме ситуации. В процессе подготовки уточняется и обогащается словарь, отрабатываются варианты предложений, а также отдельные фрагменты речи (микротемы) как части целого связного высказывания. Продуцирование учащимися связного высказывания опирается на наглядные средства в виде мелового рисунка на доске, картинно-символического плана к каждому предложению текста, картинного плана к отдельным микротемам и т. д. В речевом общении формируются и проявляются личностные качества ребёнка: умение правильно оценивать себя в речевой ситуации, уважительно относиться к собеседнику, соблюдать основные требования речевого этикета.
«Культура общения» предполагает организацию специальной работы по обогащению речи учащихся словами, оборотами и другими языковыми и неязыковыми средствами, служащими для выражения благодарности, просьбы, приветствия, помогающими выбрать правильную форму обращения к собеседнику.
Урок «Речевая практика» строится на основе темы, выбранной для создания речевой ситуации. Параллельно отрабатываются программные темы из других подразделов и реализуются в пределах данного урока. Кроме конкретной темы, в него включаются сквозные компоненты, представленные в таких разделах программы, как: аудирование, дикция и выразительность речи, лексико–грамматические упражнения в связи с организацией высказывания, культура общения. Это речевые гимнастики, пение слоговых цепочек, упражнения в изменении темпа речи и др., обеспечивающие формирование произносительных, дыхательных, словообразовательных умений. Введённые в структуру урока, они позволяют переключать детей с одного вида деятельности на другой.
Изучение предмета «Речевая практика» в первом классе направленно на получение следующихличностных результатов:
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней, и эстетическому её восприятию;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Базовые учебные действия, формируемые в 1 классе:
Коммуникативные учебные действия:
• использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
• вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель – класс);
• договариваться и изменять своё поведение с учётом поведения других участников спорной ситуации;
Регулятивные учебные действия:
• входить и выходить из учебного помещения со звонком;
• ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
• пользоваться учебной мебелью;
• адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из – за парты и т.д.);
• работать с учебными принадлежностями (инструментами) и организовывать своё рабочее место;
• принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
• активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
• соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать её с учётом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов;
Познавательные учебные действия:
• выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
• устанавливать видо – родовые отношения предметов;
•делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
• пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;
• наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, устное высказывание, предъявленное на бумажных и электронных носителях);
В рабочей программе для первого класса по предмету «Речевая практика» предусмотрено два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Критерии оценивания
В соответствии с требования ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.
В 1 классе система оценивания – безотметочная. Результат продвижения первоклассников в развитии определяется на основе анализа их продуктивной деятельности: поделок, рисунков, уровня формирования учебных навыков, речи.
Содержание программы
Аудирование и понимание речи. Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде.
Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению).
Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений.
Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.
Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.
Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и др.). Условные знаки в общении людей.
Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио».
Виртуальное общение. Общение в социальных сетях.
Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.
Организация речевого общения
Базовые формулы речевого общения
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в письме, в поздравительной открытке.
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это …», «Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те», «Звони(те)».
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе …» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.
Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как хорошо ты …», «Как красиво!» и др.
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста …», «Попросите пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю».
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям.
Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно мне …», «Можно я …».
Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …».
Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.
Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!»
Примерные темы речевых ситуаций
«Я – дома» (общение с близкими людьми, прием гостей)
«Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в секции, в творческой студии)
«Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в т. ч. в экстренной ситуации), поведение в общественных местах (кино, кафе и др.)
«Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу)
Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития коммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной ситуации их жизни. Например, в рамках лексической темы «Я за порогом дома» для отработки этикетных форм знакомства на уроках могут быть организованы речевые ситуации «Давайте познакомимся!», «Знакомство во дворе», «Знакомство в гостях».
Алгоритм работы над темой речевой ситуации
Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.
Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.
Составление предложений по теме ситуации, в т. ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам.
Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.
Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности.
Моделирование речевой ситуации.
Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме ситуации.
Учебно – тематический план
№ п/п | Тема раздела | Количество часов |
1 | Школьная жизнь. | 11 |
2 | Игры и игрушки. | 8 |
3 | Играем в сказку. | 11 |
4 | Я дома. | 10 |
5 | Я за порогом дома. | 8 |
6 | Я и мои товарищи. | 18 |
| Всего | 66 |
Контроль знаний
Формы и средства контроля
Рабочая программа учебного курса «Речевая практика» в 1 классе не предусматривает проведение контрольных работ. Основные формы текущего контроля: устный опрос, оценивание письменных работ учащихся.
Требования к уровню подготовки учащихся
Предметными результатами изучения курса «Речевая практика» в 1-м классе является формирование следующих умений:
Минимальный уровень:
- выполнять по словесной инструкции учителя действия, повторяющиеся каждый день;
- называть предметы и соотносить их с картинками;
- употреблять «вежливые» слова при обращении к другим людям;
- участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребенка;
- правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании;
- сообщать своё имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей, имена ближайших родственников;
- понимать содержание детских радио- и телепередач, отвечать на вопросы по поводу услышанного;
- высказывать свои просьбы и желания;
- воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинный или картинно-символический план.
Достаточный уровень:
- выполнять задания по словесной инструкции;
- участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
- называть предметы и действия, соотносить их с картинками;
- слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал;
- внятно выражать просьбы, употреблять «вежливые» слова;
- соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании;
- объяснять, как можно доехать или дойти до школы;
- сообщать своё имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей, имена ближайших родственников;
- слушать радио, смотреть телепередачи, отвечать на вопросы учителя по их содержанию.
Список литературы
1.Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
2.Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для 1 класса С.В. Комарова. Москва, «Просвещение», 2018
3.Методика обучения русскому языку в коррекционной школе А.К.Аксёнова « ВЛАДОС», 1999
4.«Весёлая грамматика » В.В.Волина издательство « Знание», 1993
5.«Развитие фонематического слуха» Е.В.Колесникова Москва 1999
Календарно- тематическое планирование по речевой практике.
Количество часов на год: в неделю 2ч, всего 66ч.
1 четверть (16ч)
№ п/п | Программный материал | Количество часов | Дата проведения |
по плану | по факту |
1 | Давайте познакомимся! Как нужно вести себя во время знакомства. | 1 | 3.09 | |
2 | Экскурсия в кабинет музыки, знакомство с учителем музыки. | 1 | 7.09 | |
3 | Экскурсия в спортивный зал. Знакомство с учителем физкультуры. | 1 | 10.09 | |
4 | Знакомство обучающихся с логопедом. | 1 | 14.09 | |
5 | Знакомство во дворе. | 1 | 17.09 | |
6 | Как познакомится во дворе с ровесником. | 1 | 21.09 | |
7 | Составление коллективного рассказа по серии картинок в учебнике. | 1 | 24.09 | |
8 | Проигрывание диалогов между мальчиками с использованием адекватной мимики, силы голоса и жестов. | 1 | 28.09 | |
9 | Дорога домой. | 1 | 1.10 | |
10 | Домашний адрес. | 1 | 5.10 | |
11 | Актуализация сказки Гуси – лебеди». | 1 | 8.10 | |
12 | Беседа о правилах безопасного поведения на улице. | 1 | 12.10 | |
13 | Игра «Приглашаю тебя в гости». | 1 | 15.10 | |
14 | Знакомство со сказкой «Теремок». Ролевая игра – хоровод по сюжету сказки. | 1 | 19.10 | |
15 | Рассказывание сказки с опорой на предметные картинки. | 1 | 22.10 | |
16 | Актуализация содержания сказки «Теремок». | 1 | 26.10 | |
2 четверть (15ч)
1 | Знакомство в гостях. | 1 | 9.10 | |
2 | Правила этикета при знакомстве со взрослыми в гостях | 1 | 12.10 | |
3 | Ролевая игра «Кукла встречает гостей». | 1 | 16.10 | |
4 | Коллективное составление рассказа «Как мы гостей встречали». | 1 | 19.10 | |
5 | Школьные принадлежности. | 1 | 23.10 | |
6 | Покупка школьных принадлежностей. | 1 | 26.10 | |
7 | Правила поведения в магазине. | 1 | 30.10 | |
8 | Ролевая игра «Магазин «Школьник» | 1 | 3.12 | |
9 | В магазине игрушек. | 1 | 7.12 | |
10 | Знакомство со стихотворением А. Барто «Я люблю свою лошадку». | 1 | 10.12 | |
11 | Беседа «Моя любимая игрушка». | 1 | 14.12 | |
12 | Готовимся к празднику. Разучивание стихотворений новогоднего содержания. | 1 | 17.12 | |
13 | Беседа « Что я подарю на Новый год?». Слушание песенки «В лесу родилась елочка». | 1 | 21.12 | |
14 | Новогодние чудеса. | 1 | 24.12 | |
15 | Коллективное составление рассказа о новогоднем празднике. | 1 | 28.12 | |
3 четверть (17ч)
1 | Зимняя прогулка | 1 | 14.01 | |
2 | Разучивание чистоговорок. Зимняя одежда. | 1 | 18.01 | |
3 | Составление рассказа «На прогулке». | 1 | 21.01 | |
4 | Составление рассказа «Мы ходили кататься с горки». | 1 | 25.01 | |
5 | Мы лепим снеговика. | 1 | 28.02 | |
6 | Помощьники. Знакомство со стихотворе нием А. Барто «Помощница». | 1 | 1.02 | |
7 | Составление предложений на тему : «Что я умею делать дома?». | 1 | 4.02 | |
8 | Беседа по картинкам. Анализ ситуации по вопросам учителя. | 1 | 8.02 | |
9 | Поздравления для мамы. | 1 | 11.02 | |
10 | Я помогаю маме. | 1 | 15.02 | |
11 | Опрятному человеку нужны помощники | 1 | 25.02 | |
12 | Содержу одежду в чистоте. | 1 | 1.03 | |
13 | Я ухаживаю за обувью. | 1 | 4.03 | |
14 | Обсуждение возможных вариантов решения проблемы с испачканной одеждой. | 1 | 11.03 | |
15 | Знакомство со стихотворением В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо?» | 1 | 15.03 | |
16 | Игра «Кто знает, пусть продолжает». | 1 | 18.03 | |
17 | Беседа по картинкам. | 1 | 22.03 | |
4 четверть (17ч)
1 | Спокойной ночи! | | 1.04 | |
2 | «Сказка о глупом мышонке» С. Маршака | | 5.04 | |
3 | Ролевая игра по сюжету сказки:«Сказка о глупом мышонке». | | 8.04 | |
4 | Разучивание колыбельных песенок. | | 12.04 | |
5 | Составление рассказа «Как я ложусь спать» | | 15.04 | |
6 | Составление предложений – пожеланий на тему :«Перед сном» с опорой на условно – графическую схему. | | 19.04 | |
7 | Составление предложений – пожеланий на тему : «Перед сном» с опорой на личный опыт обучающихся и условно – графическую схему. | | 22.04 | |
8 | Составление рассказов « Как я ложусь спать». | | 26.04 | |
9 | Доброе утро! | | 29.04 | |
10 | Занятия людей утром. | | 3.05 | |
11 | Тренировочные упражнения в произнесении реплик с различной интонацией. | | 6.05 | |
12 | Проигрывание возможных диалогов между мамой и сыном. | | 10.05 | |
13 | Разучивание физкультминутки «С добрым утром» | | 13.05 | |
14 | Игра « Живые загадки». | | 17.05 | |
15 | Составление рассказа «Моё утро». | | 20.05 | |
16 | Режим дня школьника. | | 24.05 | |
17 | Сказка К.Чуковского «Мойдодыр». | | | |