Пояснительная записка.
Адаптированная рабочая программа по предмету речевая практика для детей с легкой умственной отсталостью составлена на основе следующих нормативных актов:
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Постановление об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам». Утвержден постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. №26.
Адаптированной общеобразовательной программы для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Селенгинская СКОШИ» утвержденного приказом от 01.09.2020г.
Учебник С.В.Комарова Речевая практика для 4 класса. Москва «Просвещение», 2020год.
Рабочая тетрадь С.В.Комарова Речевая практика для 4 класса. Москва «Просвещение», 2020год.
Цель: учебного предмета «Речевая практика»
- Развитие речевой коммуникации школьников с нарушениями интеллекта для осуществления общения с окружающими людьми.
Задачи раздела «Речевая практика»:
- Ускорить процесс овладения разговорной речью на основе коррекции всех составляющих речевой акт компонентов;
- Помочь детям ускорить и обобщить имеющийся у них речевой опыт:
- Улучшить качественные характеристики устной речи, как звукопроизношение, темп, ритм, дикция, интонация, выразительность;
- Способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся.
- Корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей
- Учить строить устные связные высказывания;
- Воспитывать культуру речевого общения.
Основные направления коррекционной работы.
- задания по степени нарастающей трудности;
- специальные коррекционные упражнения;
- задания с опорой на несколько анализаторов;
- включение в уроки современных реалий;
- развёрнутая словесная оценка;
- призы, поощрения.
Основной формой организации деятельности детей на уроках речевой практики является речевая ситуация (тематическая ролевая игра), позволяющая воспроизвести базовые условия естественного общения. Речевые навыки, сформированные в речевых ситуациях, переносятся в спонтанное общение.
Общая характеристика учебного предмета.
Характерное для детей с умственной отсталостью недоразвитие и нарушение речи обуславливают специфику обучения их русскому языку в школе. Она выражена в том, что программа образования носит в основном элементарно – практический характер, при этом ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все разделы программы, является речевая практика.
Введение в программу «русский язык» раздела «речевая практика» (1-4-е классы) обусловлено несовершенством речевой практики умственно отсталых дошкольников и младших школьников, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные формы коммуникации. Уровень речевого общения детей с нарушением интеллекта не может обеспечить успешного освоения учебного материала любого из учебных предметов.
Программа по образовательной области «русский язык» включает следующие учебные предметы:
Речевая практика – 1 – 4 класс;
Русский язык – 1 – 4 класс;
Чтение – 2 – 4 класс.
Место учебного предмета «речевая практика» в учебном плане.
Класс | количество часов неделю | количество недель | всего часов за год |
4 | 2 часа | 34 | 68 часов |
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть |
16 часов | 16 часов | 20 часов | 16 часов |
Личностные, предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
Ценить и принимать следующие базовые ценности «добро», «природа», «семья»;
Воспитывать уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям;
Освоить роль ученика;
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм (плохо и хорошо);
Формировать представления о здоровом образе жизни: элементарные гигиенические навыки; охранительные режимные моменты (пальчиковая гимнастика, физ. минутка).
Предметные результаты
1) осмысливать значимость речи для решения коммуникативных и познавательных задач;
2) расширить представления об окружающей действительности и развить на этой основе лексическую, грамматико-синтаксическую сторону речи и связной речи;
3) использовать диалогическую форму речи в различных ситуациях общения;
4) уместно использовать этикетные речевые выражения; знание основных правил культуры речевого общения».
Минимальный уровень:
формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;
участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;
выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;
участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.
Достаточный уровень:
понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;
понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя;
выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;
активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;
участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;
составление рассказов с опорой на картинный или картинно- символический план.
Содержание курса по учебному предмету «Речевая практика».
Курс обучения в 4 классе завершает линию речевой практики для 1-4 классов в предметной области «Язык и речевая практика».
Содержание учебника ориентировано на следующие лексические темы:
Я дома. Я в мире природы. Мы писатели. Я за порогом дома. Играем в сказку. Я и мои товарищи.
Я дома (12 ч)
Делимся новостями: познакомить с фиксированной структурой текста.
Развивать умение составлять рассказ с опорой на иллюстрации.
Актуализировать знания о правилах поведения при приветствии, знакомстве, в беседе. Знакомство с текстом стихотворения И. Гамзатовой «Прошлым летом». Способствовать созданию радостной атмосферы встречи после каникул.
Я выбираю книгу: уточнять и расширять представления о видах книг, их назначении. Развивать умение участвовать в беседе с одноклассниками (задавать вопросы, отвечать на них, уточнять ответы). Закреплять умение составлять рассказы с опорой на фиксированную структуру текста. Отличительные признаки книги - обложка, название, иллюстрации и т.д. Беседа о библиотеке и экскурсия в библиотеку. Учатся рассказывать о своих любимых книгах. Воспитывать интерес к книге как источнику различной информации.
Играем в сказку (6 ч)
Петушок - Золотой гребешок: помочь понять смысл сказки «Петушок - Золотой гребешок». Совершенствовать умение слушать речь в аудиозаписи.
Закреплять умение рассказывать по серии картинок. Совершенствовать интонационные и жестово-мимические умения обучающихся. Воспитывать интерес к рассказыванию и слушанию как видам проведения досуга.
Мы писатели (6 ч)
Сочиняем сказку: продолжать учить составлять связные высказывания по собственному замыслу. Воспитывать умения работать в коллективе, взаимодействовать друг с другом в процессе работы. Продумать вместе с учителем название сказки, начало сказки, основная часть, конец. Развивать творческую активность школьников.
Я дома (6 ч)
У телевизора: помочь обучающимся понять назначение радио, телевидения в современной жизни (для проведения досуга, получения информации). Пополнять словарный запас школьников словами и выражениями по теме (актёр, диктор, ведущий, программа, передача и т.д.) Закреплять умения составлять связные рассказы по собственному замыслу. Беседа на тему: Чем полезен и вреден телевизор». Учить планировать свой телевизионный досуг.
Я за порогом дома (6 ч)
Знаки-помощники: помочь понять значение наиболее распространённых условных знаков. Формировать представление о необходимости обязательного выполнения правил, обеспечивающих безопасность человека и порядок в обществе. Знание дорожных знаков, знаки пожарной безопасности, информационные таблички. Продолжать учить участвовать в обсуждении; высказывать своё мнение, слушать собеседников, обращаться за помощью.
Я в мире природы (8 ч)
В гостях у леса: Закреплять умение составлять различные по структуре предложения. Развивать умение участвовать в коллективной работе: обсуждать, советоваться, внимательно относиться к ответам товарищей, использовать сказанное ими в собственных ответах. Беседа на тему: «Что может нанести вред лесу». Составление правил вежливого поведения в лесу. Беседа о животных и растениях леса. Составление рассказа «В гостях у леса». Воспитывать ответственное отношение к своим поступкам, оказывающим влияние на природу.
Я и мои товарищи (6 ч)
Задушевный разговор: уточнить значение слов, называющих эмоциональное состояние человека, и активизировать их в речи школьников. Актуализировать умение участвовать в диалогах. Развивать эмпатию по отношению к окружающим, прежде всего к ровесникам. Знакомство со словосочетанием «задушевный разговор» (добрый, между друзьями или близкими людьми, негромкий). Слушание рассказов В. Осеевой «Волшебное слово», «Что легче?», «На катке». Игра «Свои чувства не скажу, а без слов вам покажу». Уметь рассказать о своих эмоциях в определённых жизненных ситуациях.
Я за порогом дома (16 ч)
Приглашение: познакомить со структурой устного и письменного приглашения. Помочь понять структуру приглашения, правила вежливости при приглашении гостей. Закреплять умение составлять устный и письменный текст с опорой на его структуру. Составлять приглашения учителям, родителям, воспитателям, друзьям на праздник. Знакомство со стихотворением А. Усачёва «Приглашение улитке». Составлять приглашение с учётом личностных предпочтений.
Поздравляю! познакомить со структурой устного и письменного поздравления. Учить адресно подбирать пожелания. Совершенствовать интонационные и жестово-мимические умения обучающихся. Учить произносить поздравления (стоять прямо, обращаться к имениннику, произносить текст торжественно, доброжелательно). Разучить поздравления на день рождения. Подготовка устных и письменных поздравлений, нарисовать открытки. Воспитывать ответственное отношение к подготовке поздравления.
Учебно-тематическое планирование:
№ | Тема | Количество часов |
1 | Я дома | 12 |
2 | Играем в сказку | 6 |
3 | Мы писатели | 6 |
4 | Я дома | 6 |
5 | Я за порогом дома | 6 |
6 | Я в мире природы | 8 |
7 | Я и мои товарищи | 6 |
8 | Я за порогом дома | 16 |
9 | Обобщающий урок и итоговое занятие | 2 |
| Всего | 68ч |
Материально – технического обеспечения образовательного процесса.
Для реализации программного содержания используются следующие учебно - методические и технические средства обучения:
Иллюстрации, таблицы (демонстрирующие готовые изображения, методику их получения);
Трафареты;
Учебные модели;
Dvd-фильмы;
Раздаточные карточки;
Проектор;
Графический планшет;
Мультимедийные образовательные программы Цор;
Компьютер.
Тематическое планирование по предмету.
№ п/п год | № п/п четверть | Названия раздела, темы урока. | Кол-во часов | Дата | Характеристика основных видов деятельности обучающихся. |
| | | | План | Факт | |
I четверть- 16 часов. | |
| | Я дома | 12 ч. | | | |
1 | 1 | Делимся новостями | 1 | 01.09, | | Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса) |
2 | 2 | Как я провел лето. | 1 | 03.09 | | Приветствия друг другу, представление новых учеников, поздравления с праздником знаний. |
3 | 3 | Знакомство со стихотворением И. Гамзатовой «Прошлым летом». | 1 | 08.09 | | Знакомство со стихотворением И. Гамзатовой «Прошлым летом». |
4 | 4 | Составление рассказа «Самое интересное событие прошлого лета». | 1 | 10.09 | | Составление рассказа по серии картинок. Знакомство с фиксированной структурой текста. |
5 | 5 | Игра «Вопрос за вопрос». Рассказ по рисункам. | 1 | 15.09 | | Выполнение творческих работ по теме. Составление рассказа «Самое интересное событие прошлого лета». |
6 | 6 | Обобщение темы «Это важно!» | 1 | 17.09 | | Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!») |
7 | 7 | Я выбираю книгу | 1 | 22.09 | | Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса). |
8 | 8 | Где и как хранятся книги. Свободные высказывания. | 1 | 24.09 | |
9 | 9 | Виды книг, их назначение. | 1 | 28.10 | | Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций). |
10 | 10 | Как нужно обращаться с книгой. | 1 | 01.10 | | Подготовка к составлению рассказа об интересной книге (составление предложений по картинкам, беседа о типах книг, рисование иллюстраций, обсуждение книг). |
11 | 11 | Моя любимая книга | 1 | 06.10 | | Составление рассказов «Моя любимая книга» с опорой на план. |
12 | 12 | Обобщение темы «Это важно!» | 1 | 08.10 | | Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!») |
| | Играем в сказку | 12ч | | | |
13-14 | 13-14 | Сказка «Петушок-Золотой гребешок». Чтение сказки. Просмотр иллюстраций. | 2 | 13.10 15.10 | | Введение в тему (беседа с опорой на иллюстрацию). |
15-16 | 15-16 | Беседа по картинкам. Составление предложений к картинке. Выбор интонации. | 2 | 20.10 22.10 | | Знакомство со сказкой (слушание аудиозаписи сказки с опорой на иллюстрации). |
IIчетверть- 16 часов. |
17-18 | 1-2 | Выбор глаголов. Пересказ сказки по глагольному плану. | 2 | 03.11 05.11 | | Закрепление содержания сказки пересказ с опорой на иллюстрации, по вопросам учителя, игра «Рассказ по кругу» и др.). |
19-20 | 3-4 | Что такое «сказка»? | 2 | 10.11 12.11 | | Введение в тему (беседа с опорой на иллюстрацию, обсуждение проблемного вопроса). Актуализация знаний о фиксированной структуре текста. |
21-22 | 5-6 | Составление сказки. | 2 | 17.11 19.11 | | Обсуждение замысла сказки. Составление предложений к каждой части придумываемой сказки с опорой на вопросный план. |
23 | 7 | Иллюстрирование сказки. | 1 | 24.11 | | Иллюстрирование сказки согласно замыслу. |
24 | 8 | Обобщение темы «Это важно!» | 1 | 26.11 | | Рассказывание вариантов сказки, получившихся у школьников. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!») |
| | Я дома | 6 ч. | | | |
25-26 | 9-10 | У телевизора. Для чего нужен телевизор? Как им управлять? | 2 | 01.12 03.12 | | Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса). Знакомство с темой (беседа на основе личного опыта). |
27-28 | 11-12 | Программа телепередач. «Моя любимая программа». Свободные высказывания. | 2 | 08.12 10.12 | | Актуализация, уточнение и расширение имеющихся знаний по теме: предпочтения обучающихся в телеэфире, умение ориентироваться в программе телепередач, умение пользоваться пультом от телевизора. |
29 | 13 | Составление своей телевизионной программы на день. | 1 | 15.12 | | Коллективное обсуждение «Моя любимая программа» с элементами рассказов обучающихся, выполненных с опорой на план. |
30 | 14 | Обобщение темы «Это важно!» | 1 | 17.12 | | Составление персональных телевизионных программ обучающимися. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!») |
| | Я за порогом дома | 6 ч. | | | |
31-32 | 15-16 | Знаки-помощники | 2 | 22.12 24.12 | | Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса). |
III четверть- 20 часов. |
33 | 1 | Знаки-помощники. Правила дорожного движения. | 1 | 12.01 | | Актуализация, уточнение и обогащение имеющегося опыта, знаний по теме на основе рассматривания условных знаков, встречающихся в повседневной жизни. |
34 | 2 | Дорожные знаки. | 1 | 14.01 | | Моделирование и проигрывание возможных диалогов на улице, предполагающих обсуждение значения дорожных знаков. |
35 | 3 | Экскурсия «Знаки-помощники в нашем селе». | 1 | 19.01 | | Экскурсия «Знаки-помощники в нашем селе)». |
36 | 4 | Обобщение темы «Это важно!». | 1 | 21.01 | | Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!») |
| | Я в мире природы | 8 ч. | | | |
37 | 5 | В гостях у леса | 1 | 26.01 | | Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса). |
38-39 | 6-7 | Для чего нам нужен лес? | 2 | 28.0102.02 | | Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций). Актуализация, уточнение и расширение имеющихся знаний о правилах поведения в лесу. |
40-41 | 8-9 | Творческая работа «Что может нанести вред лесу?». | 2 | 04.02 09.02 | | Творческая работа «Что может нанести вред лесу?». Представление работ обучающимися (составление рассказов). |
42-43 | 10-11 | Составление «Правил вежливого поведения в лесу». | 2 | 11.0216.02 | | Составление «Правил вежливого поведения в лесу». |
44 | 12 | Обобщение темы «Это важно!» | 1 | 18.02 | | Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!») |
| | Я и мои товарищи | 6 ч. | | | |
45-50 | 13 | Задушевный разговор | 1 | 23.02 | | Введение в тему ситуации (работа с иллюстрацией, обсуждение проблемного вопроса. |
51 | 14 | Игра «Свои чувства не скажу, а без слов вам покажу». | 1 | 25.02 | | Актуализация и уточнение словаря эмоций у школьников. |
52-53 | 15-16 | Знакомство с рассказами В. Осеевой «Волшебное слово». | 2 | 02.03 04.03 | | Знакомство с рассказами В. Осеевой «Волшебное слово», «Что легче?», «На катке» в аудиозаписи. Моделирование диалогов утешения, сочувствия, предостережения на основе иллюстраций. Игра «Свои чувства не скажу, а без слов вам покажу». |
54 | 17 | Знакомство с рассказами В. Осеевой «Что легче?», «На катке» в аудиозаписи | 1 | 09.03 | |
55 | 18 | Обобщение темы «Это важно!». | 1 | 11.03 | | Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!») |
| | Я за порогом дома | 16 ч. | | | |
51-52 | 19 - 20 | Приглашение | 2 | 16.03 18.03 | | Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, обсуждение проблемного вопроса). |
IVчетверть- 16 часов |
53 | 1 | Какие бывают приглашения. | 1 | 23.03 25.03 | | Актуализация имеющихся знаний по теме (беседа на основе личного опыта) Конструирование устных приглашений с опорой на план. Дифференциация в зависимости от адресата. Моделирование диалогов, содержащих приглашение и вежливый отказ. Составление текстов письменных приглашений, в том числе в творческих группах. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!») |
54-55 | 2-3 | Составление приглашений | 2 | 06.04 08.04 | |
56-57 | 4-5 | Оформление приглашения на день рождения. | 2 | 13.04 15.04 | |
58 | 6 | Обобщение темы «Это важно!». | 1 | | |
59 | 7 | Поздравляю! | 1 | 20.04 | | Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, обсуждение проблемного вопроса) Конструирование поздравлений. Дифференциация зависимости от адресата. Знакомство с правилами оформления письменного поздравления на открытке. Тренировочные упражнения в подписывании поздравительных открыток. Самостоятельная подготовка поздравительной открытки и подписи к ней. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!») |
60-61 | 8-9 | Какие бывают праздники? | 2 | 22.04 27.04 | |
62-63 | 10-11 | Составление поздравления. | 2 | 29.0404.05 | |
64-65 | 12-13 | Поздравительная открытка и подписи к ней. | 2 | 06.05 11.05 | |
66 | 14 | Обобщение темы «Это важно!» | 1 | 13.05 | |
67 | 15 | Обобщающий урок | 1 | 18.05 | |
68 | 16 | Итоговое занятие | 1 | 20.05 | |
7