СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по предмету речевая практика для детей с легкой умственной отсталостью 4 класса

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная программа Речевая практика 4 класса

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по предмету речевая практика для детей с легкой умственной отсталостью 4 класса»

Пояснительная записка.

Адаптированная рабочая программа по предмету речевая практика для детей с легкой умственной отсталостью составлена на основе следующих нормативных актов:

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Постановление об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам». Утвержден постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. №26.

Адаптированной общеобразовательной программы для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Селенгинская СКОШИ» утвержденного приказом от 01.09.2020г.

Учебник С.В.Комарова Речевая практика для 4 класса. Москва «Просвещение», 2020год.

Рабочая тетрадь С.В.Комарова Речевая практика для 4 класса. Москва «Просвещение», 2020год.

Цель: учебного предмета «Речевая практика»

- Развитие речевой коммуникации школьников с нарушениями интеллекта для осуществления общения с окружающими людьми.

Задачи раздела «Речевая практика»:

- Ускорить процесс овладения разговорной речью на основе коррекции всех составляющих речевой акт компонентов;

- Помочь детям ускорить и обобщить имеющийся у них речевой опыт:

- Улучшить качественные характеристики устной речи, как звукопроизношение, темп, ритм, дикция, интонация, выразительность;

- Способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся.

- Корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей

- Учить строить устные связные высказывания;

- Воспитывать культуру речевого общения.


Основные направления коррекционной работы.

- задания по степени нарастающей трудности;

- специальные коррекционные упражнения;

- задания с опорой на несколько анализаторов;

- включение в уроки современных реалий;

- развёрнутая словесная оценка;

- призы, поощрения.

Основной формой организации деятельности детей на уроках речевой практики является речевая ситуация (тематическая ролевая игра), позволяющая воспроизвести базовые условия естественного общения. Речевые навыки, сформированные в речевых ситуациях, переносятся в спонтанное общение.

Общая характеристика учебного предмета.

Характерное для детей с умственной отсталостью недоразвитие и нарушение речи обуславливают специфику обучения их русскому языку в школе. Она выражена в том, что программа образования носит в основном элементарно – практический характер, при этом ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все разделы программы, является речевая практика.

Введение в программу «русский язык» раздела «речевая практика» (1-4-е классы) обусловлено несовершенством речевой практики умственно отсталых дошкольников и младших школьников, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные формы коммуникации. Уровень речевого общения детей с нарушением интеллекта не может обеспечить успешного освоения учебного материала любого из учебных предметов.

Программа по образовательной области «русский язык» включает следующие учебные предметы:

Речевая практика – 1 – 4 класс;

Русский язык – 1 – 4 класс;

Чтение – 2 – 4 класс.

Место учебного предмета «речевая практика» в учебном плане.


Класс

количество часов неделю

количество недель

всего часов за год

4

2 часа

34

68 часов



I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

16 часов

16 часов

20 часов

16 часов



Личностные, предметные результаты освоения учебного предмета.


Личностные результаты:

  1. Ценить и принимать следующие базовые ценности «добро», «природа», «семья»;

  2. Воспитывать уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям;

  3. Освоить роль ученика;

  4. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм (плохо и хорошо);

  5. Формировать представления о здоровом образе жизни: элементарные гигиенические навыки; охранительные режимные моменты (пальчиковая гимнастика, физ. минутка).

Предметные результаты

1) осмысливать значимость речи для решения коммуникативных и познавательных задач;

2) расширить представления об окружающей действительности и развить на этой основе лексическую, грамматико-синтаксическую сторону речи и связной речи;

3) использовать диалогическую форму речи в различных ситуациях общения;

4) уместно использовать этикетные речевые выражения; знание основных правил культуры речевого общения».


Минимальный уровень:

  1. формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;

  2. участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;

  3. восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;

  4. выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;

  5. участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;

  6. ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.

Достаточный уровень:

  1. понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;

  2. понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя;

  3. выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;

  4. активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;

  5. высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;

  6. участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;

  7. составление рассказов с опорой на картинный или картинно- символический план.


Содержание курса по учебному предмету «Речевая практика».

Курс обучения в 4 классе завершает линию речевой практики для 1-4 классов в предметной области «Язык и речевая практика».

Содержание учебника ориентировано на следующие лексические темы:

Я дома. Я в мире природы. Мы писатели. Я за порогом дома. Играем в сказку. Я и мои товарищи.

Я дома (12 ч)

Делимся новостями: познакомить с фиксированной структурой текста.

Развивать умение составлять рассказ с опорой на иллюстрации.

Актуализировать знания о правилах поведения при приветствии, знакомстве, в беседе. Знакомство с текстом стихотворения И. Гамзатовой «Прошлым летом». Способствовать созданию радостной атмосферы встречи после каникул.

Я выбираю книгу: уточнять и расширять представления о видах книг, их назначении. Развивать умение участвовать в беседе с одноклассниками (задавать вопросы, отвечать на них, уточнять ответы). Закреплять умение составлять рассказы с опорой на фиксированную структуру текста. Отличительные признаки книги - обложка, название, иллюстрации и т.д. Беседа о библиотеке и экскурсия в библиотеку. Учатся рассказывать о своих любимых книгах. Воспитывать интерес к книге как источнику различной информации.


Играем в сказку (6 ч)

Петушок - Золотой гребешок: помочь понять смысл сказки «Петушок - Золотой гребешок». Совершенствовать умение слушать речь в аудиозаписи.

Закреплять умение рассказывать по серии картинок. Совершенствовать интонационные и жестово-мимические умения обучающихся. Воспитывать интерес к рассказыванию и слушанию как видам проведения досуга.

Мы писатели (6 ч)

Сочиняем сказку: продолжать учить составлять связные высказывания по собственному замыслу. Воспитывать умения работать в коллективе, взаимодействовать друг с другом в процессе работы. Продумать вместе с учителем название сказки, начало сказки, основная часть, конец. Развивать творческую активность школьников.

Я дома (6 ч)

У телевизора: помочь обучающимся понять назначение радио, телевидения в современной жизни (для проведения досуга, получения информации). Пополнять словарный запас школьников словами и выражениями по теме (актёр, диктор, ведущий, программа, передача и т.д.) Закреплять умения составлять связные рассказы по собственному замыслу. Беседа на тему: Чем полезен и вреден телевизор». Учить планировать свой телевизионный досуг.

Я за порогом дома (6 ч)

Знаки-помощники: помочь понять значение наиболее распространённых условных знаков. Формировать представление о необходимости обязательного выполнения правил, обеспечивающих безопасность человека и порядок в обществе. Знание дорожных знаков, знаки пожарной безопасности, информационные таблички. Продолжать учить участвовать в обсуждении; высказывать своё мнение, слушать собеседников, обращаться за помощью.

Я в мире природы (8 ч)

В гостях у леса: Закреплять умение составлять различные по структуре предложения. Развивать умение участвовать в коллективной работе: обсуждать, советоваться, внимательно относиться к ответам товарищей, использовать сказанное ими в собственных ответах. Беседа на тему: «Что может нанести вред лесу». Составление правил вежливого поведения в лесу. Беседа о животных и растениях леса. Составление рассказа «В гостях у леса». Воспитывать ответственное отношение к своим поступкам, оказывающим влияние на природу.

Я и мои товарищи (6 ч)

Задушевный разговор: уточнить значение слов, называющих эмоциональное состояние человека, и активизировать их в речи школьников. Актуализировать умение участвовать в диалогах. Развивать эмпатию по отношению к окружающим, прежде всего к ровесникам. Знакомство со словосочетанием «задушевный разговор» (добрый, между друзьями или близкими людьми, негромкий). Слушание рассказов В. Осеевой «Волшебное слово», «Что легче?», «На катке». Игра «Свои чувства не скажу, а без слов вам покажу». Уметь рассказать о своих эмоциях в определённых жизненных ситуациях.

Я за порогом дома (16 ч)

Приглашение: познакомить со структурой устного и письменного приглашения. Помочь понять структуру приглашения, правила вежливости при приглашении гостей. Закреплять умение составлять устный и письменный текст с опорой на его структуру. Составлять приглашения учителям, родителям, воспитателям, друзьям на праздник. Знакомство со стихотворением А. Усачёва «Приглашение улитке». Составлять приглашение с учётом личностных предпочтений.

Поздравляю! познакомить со структурой устного и письменного поздравления. Учить адресно подбирать пожелания. Совершенствовать интонационные и жестово-мимические умения обучающихся. Учить произносить поздравления (стоять прямо, обращаться к имениннику, произносить текст торжественно, доброжелательно). Разучить поздравления на день рождения. Подготовка устных и письменных поздравлений, нарисовать открытки. Воспитывать ответственное отношение к подготовке поздравления.



Учебно-тематическое планирование:


Тема

Количество часов

1

Я дома

12

2

Играем в сказку

6

3

Мы писатели

6

4

Я дома

6

5

Я за порогом дома

6

6

Я в мире природы

8

7

Я и мои товарищи

6

8

Я за порогом дома

16

9

Обобщающий урок и итоговое занятие

2


Всего

68ч





 


















Материально – технического обеспечения образовательного процесса.

Для реализации программного содержания используются следующие учебно - методические и технические средства обучения:

Иллюстрации, таблицы (демонстрирующие готовые изображения, методику их получения);

Трафареты; 

Учебные модели;

Dvd-фильмы;

Раздаточные карточки;

 Проектор;

 Графический планшет;

Мультимедийные образовательные программы Цор;

 Компьютер.


Тематическое планирование по предмету.

п/п

год

п/п

четверть

Названия раздела, темы урока.

Кол-во часов

Дата

Характеристика основных видов деятельности обучающихся.





План

Факт


I четверть- 16 часов.




Я дома

12 ч.




1

1

Делимся новостями

1

01.09,


Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса)


2

2

Как я провел лето.

1

03.09


Приветствия друг другу, представление новых учеников, поздравления с праздником знаний.

3

3

Знакомство со стихотворением

И. Гамзатовой «Прошлым летом».

1

08.09




Знакомство со стихотворением И. Гамзатовой «Прошлым летом».

4

4

Составление рассказа «Самое интересное событие прошлого лета».


1

10.09




Составление рассказа по серии картинок. Знакомство с фиксированной структурой текста.

5

5

Игра «Вопрос за вопрос». Рассказ по рисункам.


1

15.09




Выполнение творческих работ по теме. Составление рассказа «Самое интересное событие прошлого лета».

6

6

Обобщение темы «Это важно!»

1

17.09


Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)

7

7

Я выбираю книгу



1

22.09




Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса).

8

8

Где и как хранятся книги. Свободные высказывания.

1

24.09



9

9

Виды книг, их назначение.

1

28.10




Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций).

10

10

Как нужно обращаться с книгой.

1

01.10



Подготовка к составлению рассказа об интересной книге (составление предложений по картинкам, беседа о типах книг, рисование иллюстраций, обсуждение книг).

11

11

Моя любимая книга

1

06.10



Составление рассказов «Моя любимая книга» с опорой на план.

12

12

Обобщение темы «Это важно!»

1

08.10


Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)



Играем в сказку

12ч



13-14

13-14

Сказка «Петушок-Золотой гребешок». Чтение сказки. Просмотр иллюстраций.

2

13.10

15.10


Введение в тему (беседа с опорой на иллюстрацию).

15-16

15-16

Беседа по картинкам. Составление предложений к картинке. Выбор интонации.


2

20.10

22.10


Знакомство со сказкой (слушание аудиозаписи сказки с опорой на иллюстрации).


IIчетверть- 16 часов.

17-18

1-2

Выбор глаголов. Пересказ сказки по глагольному плану.

2

03.11

05.11


Закрепление содержания сказки пересказ с опорой на иллюстрации, по вопросам учителя, игра «Рассказ по кругу» и др.).

19-20

3-4

Что такое «сказка»?

2

10.11

12.11



Введение в тему (беседа с опорой на иллюстрацию, обсуждение проблемного вопроса). Актуализация знаний о фиксированной структуре текста.

21-22

5-6


Составление сказки.

2

17.11

19.11


Обсуждение замысла сказки. Составление предложений к каждой части придумываемой сказки с опорой на вопросный план.

23

7

Иллюстрирование сказки.

1

24.11



Иллюстрирование сказки согласно замыслу.

24

8

Обобщение темы «Это важно!»

1

26.11


Рассказывание вариантов сказки, получившихся у школьников.

Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)



Я дома

6 ч.





25-26

9-10

У телевизора. Для чего нужен телевизор? Как им управлять?

2

01.12

03.12


Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса). Знакомство с темой (беседа на основе личного опыта).

27-28

11-12

Программа телепередач. «Моя любимая программа». Свободные высказывания.

2

08.12

10.12


Актуализация, уточнение и расширение имеющихся знаний по теме: предпочтения обучающихся в телеэфире, умение ориентироваться в программе телепередач, умение пользоваться пультом от телевизора.

29

13

Составление своей телевизионной программы на день.

1

15.12



Коллективное обсуждение «Моя любимая программа» с элементами рассказов обучающихся, выполненных с опорой на план.

30

14

Обобщение темы «Это важно!»


1

17.12


Составление персональных телевизионных программ обучающимися. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)



Я за порогом дома

6 ч.




31-32

15-16

Знаки-помощники

2

22.12

24.12



Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса).

III четверть- 20 часов.

33

1

Знаки-помощники. Правила дорожного движения.

1

12.01


Актуализация, уточнение и обогащение имеющегося опыта, знаний по теме на основе рассматривания условных знаков, встречающихся в повседневной жизни.

34

2

Дорожные знаки.

1

14.01


Моделирование и проигрывание возможных диалогов на улице, предполагающих обсуждение значения дорожных знаков.

35

3

Экскурсия «Знаки-помощники в нашем селе».

1

19.01


Экскурсия «Знаки-помощники в нашем селе)».

36

4

Обобщение темы «Это важно!».

1

21.01


Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)



Я в мире природы

8 ч.




37

5

В гостях у леса

1

26.01



Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса).

38-39

6-7

Для чего нам нужен лес?

2

28.0102.02


Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций). Актуализация, уточнение и расширение имеющихся знаний о правилах поведения в лесу.

40-41

8-9

Творческая работа «Что может нанести вред лесу?».

2

04.02

09.02


Творческая работа «Что может нанести вред лесу?». Представление работ обучающимися (составление рассказов).

42-43

10-11

Составление «Правил вежливого поведения в лесу».

2

11.0216.02



Составление «Правил вежливого поведения в лесу».

44

12

Обобщение темы «Это важно!»

1

18.02


Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)



Я и мои товарищи

6 ч.




45-50

13

Задушевный разговор

1

23.02



Введение в тему ситуации (работа с иллюстрацией, обсуждение проблемного вопроса.

51

14

Игра «Свои чувства не скажу, а без слов вам покажу».

1

25.02


Актуализация и уточнение словаря эмоций у школьников.

52-53

15-16

Знакомство с рассказами В. Осеевой «Волшебное слово».

2

02.03

04.03


Знакомство с рассказами В. Осеевой «Волшебное слово», «Что легче?», «На катке» в аудиозаписи. Моделирование диалогов утешения, сочувствия, предостережения на основе иллюстраций.

Игра «Свои чувства не скажу, а без слов вам покажу».

54

17

Знакомство с рассказами В. Осеевой «Что легче?», «На катке» в аудиозаписи

1

09.03


55

18

Обобщение темы «Это важно!».

1

11.03


Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)



Я за порогом дома

16 ч.




51-52

19 - 20

Приглашение

2

16.03

18.03



Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, обсуждение проблемного вопроса).

IVчетверть- 16 часов

53

1

Какие бывают приглашения.

1

23.03

25.03


Актуализация имеющихся знаний по теме (беседа на основе личного опыта)

Конструирование устных приглашений с опорой на план. Дифференциация в зависимости от адресата. Моделирование диалогов, содержащих приглашение и вежливый отказ.

Составление текстов письменных приглашений, в том числе в творческих группах. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)

54-55

2-3

Составление приглашений

2

06.04

08.04


56-57

4-5

Оформление приглашения на день рождения.

2

13.04

15.04


58

6

Обобщение темы «Это важно!».

1



59

7

Поздравляю!

1

20.04



Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, обсуждение проблемного вопроса) Конструирование поздравлений. Дифференциация зависимости от адресата. Знакомство с правилами оформления письменного поздравления на открытке. Тренировочные упражнения в подписывании поздравительных открыток.

Самостоятельная подготовка поздравительной открытки и подписи к ней. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)

60-61

8-9

Какие бывают праздники?

2

22.04

27.04


62-63

10-11

Составление поздравления.

2

29.0404.05


64-65

12-13

Поздравительная открытка и подписи к ней.

2

06.05

11.05


66

14

Обобщение темы «Это важно!»

1

13.05



67

15

Обобщающий урок

1

18.05



68

16

Итоговое занятие

1

20.05






















7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!