СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по предмету "Речевая практика" для обучающихся 1 класса СКОШ по ФГОС О с уо (ин).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная цель курса «Речевая практика» - развитие речевой коммуникации обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, как способности использовать вербальные и невербальные средства для общения с окружающими людьми в различных ситуациях.           

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по предмету "Речевая практика" для обучающихся 1 класса СКОШ по ФГОС О с уо (ин).»


Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат»

671325 Заиграевский район с. Новая Брянь тел/факс 8(30136)53-3-02 ул. Школьная, 5 эл.адрес: nbskoshi@yandex.ru



«Рассмотрено»



на заседании методического объединения

протокол №________

от________________


«Согласовано»



Зам. директора по УМР

_______ Е.Г. Сапожникова

от___________________

«Утверждено»



Директор школы

_________С.О. Будаев

от_________________





Адаптированная рабочая программа



Предмет: Речевая практика

Класс: 1

Учебный год: 2021-2022

Учитель: Москвитина Ольга Семёновна

Квалификационная категория: первая
















с. Новая Брянь



1.Пояснительная записка.

Адаптированная образовательная рабочая программа по предмету «Речевая практика» составлена в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью на 2021-2022 учебный год и следующих нормативно - правовых документов:

1.Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

3. СанПиН 2.4.2.3286-15"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".

Введение в программу «Русский язык» предмета «Речевая практика» обусловлено несовершенством речевой практики обучающихся с нарушением интеллекта, что задерживает речевое развитие их речи как средства общения и затрудняет включение детей в разнообразные нормы коммуникации.

Основная цель предмета: развитие речевой коммуникации обучающихся, способствующей использованию ими вербальных и невербальных средств общения с окружающими людьми в различных ситуациях.

Задачи:

1. Совершенствование речевого опыта обучающихся.

2. Коррекция обогащение языковой базы устных высказываний обучающихся.

3. Формирование выразительной стороны речи.

4. Развитие у обучающихся умений строить устные связные высказывания.

5. Воспитание культуры речевого общения.


 Основные направления коррекционно-развивающей работы

1. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

- развитие зрительного восприятия и узнавания;

- развитие зрительной памяти и внимания;

- развитие пространственных представлений ориентации;

- развитие слухового внимания и памяти.

2. Развитие основных мыслительных операций:

- навыков соотносительного анализа;

- навыков группировки и классификации;

- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

- умения планировать деятельность;

- развитие комбинаторных способностей.

3. Развитие различных видов мышления:

развитие наглядно-образного мышления;

- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

4. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы

5. Развитие речи, овладение техникой речи.

6. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

7. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.


Программа состоит из подразделов: «Аудирование и дикция», «Выразительность речи», «Подготовка речевой ситуации и организация высказывания», «Культура общения», материал которых постепенно расширяется и усложняется




2.Общая характеристика учебного предмета


Предмет «Речевая практика» имеет практическую направленность и способствует формированию социально значимых умений обучающихся с нарушением интеллекта: развитие речи как средства общения, умения налаживать деловые и межличностные контакты.

Содержание раздела «Аудирование и дикция» предполагает развитие у обучающихся способностей воспринимать и понимать обращенную к ним речь, выработку навыков четкости произношения и эмоциональной выразительности. В содержание работы включены упражнения на слушание речи, записанной на магнитофон. Они помогают обучающимся понимать запись информации на автоответчике в справочной службе, речь дикторов. Обучающиеся под руководством учителя «проигрывают» речевые ситуации в соответствии с лексической темой, учатся отчетливо произносить слоги, слова, чистоговорки, стихотворения; тренируются в практическом использовании мимики и жестов в процессе речевого общения, так как они привлекают собеседника к процессу коммуникации; тренируются в практическом различении интонационных средств выразительности – силы голоса, темпа, тона речи.

Урок строится на основе темы, выбранной для создания речевой ситуации, и параллельно отрабатываются темы из других разделов. Материал раздела «Аудирование и дикция» реализуется на каждом уроке в виде самостоятельных тренировочных упражнений или сопровождает задания других разделов. Работа по совершенствованию невербальных компонентов речи обучающихся продолжается в разделе «Выразительность (эмоциональность) речи». Темы раздела «Сила голоса», «Темп речи», «Интонация», «Мимика и жесты» соответствуют основной теме урока и являются предметом отдельного разговора на нем. Для работы над каждой темой отводится несколько уроков, как в начале четверти, так и в течение её. На этих уроках идет знакомство и тренировка в использовании того или иного средства выразительности, а во время работы над речевой ситуацией проводится закрепление полученных интонационных или мимических умений. Ведущим является раздел «Подготовка к речевой ситуации и организация высказывания». На уроках обучающиеся под руководством учителя «проигрывают» обозначенные речевые ситуации, моделируя различные варианты речевого поведения. Раздел «Культура общения» предполагает формирование у обучающих знаний основ речевого этикета и умений соблюдать их в определенной ситуации общения. Его содержание реализуется в процессе работы над речевыми ситуациями.


3. Описание места учебного предмета в учебном плане.

Программа предмета «Речевая практика» рассчитана на 66 часа в год (2 часа в неделю).



Место реализации Адаптированной рабочей программы

по предмету «Речевая практика» в 1 классе

Республика Бурятия, Заиграевский район, с. Новая Брянь, ул. Школьная, д. 5, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат».




4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социально-культурным опытом.

Личностные результаты должны отражать:

-овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

-владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

-формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

-осознание языка как основного средства человеческого общения;

-понимание того, что правильная устная речь – это показатель индивидуальной культуры человека;

-способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.


Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету «Речевая практика» на конец обучения в 1 классе:

Минимальный уровень:


Достаточный уровень:


  • выполнять по словесной инструкции учителя действия, повторяющиеся каждый день;

  • называть предметы и соотносить их с картинками;

  • употреблять «вежливые» слова при обращении к другим людям;

  • правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании;

  • сообщать своё имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей, имена ближайших родственников;

  • слушать небольшую сказку или рассказ, соотносить картинки с их содержанием.


  • выполнять задания по словесной инструкции;

  • называть предметы и действия, соотносить их с картинками;

  • внятно выражать просьбы, употреблять «вежливые» слова;

  • соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании;

  • сообщать своё имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей, имена ближайших родственников;

  • уметь рассказать, как можно дойти или доехать до школы;

  • слушать небольшую сказку или рассказ, отвечать на вопросы, опираясь на наглядные средства.


Состав базовых учебных действий обучающихся

Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой — составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.

Личностные базовые учебные действия:

- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы;

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- самостоятельность в выполнении учебных заданий;

- понимание личной ответственности за свои поступки на основе правил поведения в классе, детском коллективе, образовательном учреждении;

-стремление к безопасному поведению в природе и обществе.

Регулятивные базовые учебные действия:

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);

- пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)

- работать с учебными принадлежностями (инструментами);

- организовывать рабочее место;

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

- активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия;

- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные базовые учебные действия:

-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

-устанавливать видо - родовые отношения предметов;

- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

-пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;

-уметь читать и писать;

-наблюдать;

-правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании;

-употреблять «вежливые» слова при обращении к другим людям;

-называть предметы и соотносить их с картинками;

-работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.

Коммуникативные базовые учебные действия:

-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);

-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

- обращаться за помощью и принимать помощь;

-слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

-договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.

5. Содержание учебного предмета.

Аудирование и дикция.

Выполнение одночленных и двучленных инструкций учителя: «Сядь за парту и достань книгу», «Возьми тетради и раздай их»

Слушание, запоминание и отчетливое воспроизведение ряда слоговых комплексов (2-3 слога), близких по звучанию и данных в рифмованной форме: Жа-жа-жа – есть иголки у ежа. Ша-ша-ша – мам моет малыша.

Выбор из двух близких по содержанию картинок той, которая соответствует услышанному предложению: Шура вытирает пыль. Шура вытирал пыль. Шура вытирала пыль; Лена поднималась на горку. Лена спускалась с горки.

Слушание сказок и рассказов в устном изложении учителя, выбор учащимися картинок по мере изложения текста.

Выразительность речи. 20 ч

Игры и упражнения на подвижность и четкость движений органов артикуляционного аппарата. Заучивание чистоговорок с голоса учителя, четкое и выразительное их произношение.

Упражнения на развитие речевого дыхания. Перечисление (2-3) предметов на одном выдохе с указанием на эти предметы. Произношение небольших стихотворений в сопровождении движений.

Различение тихой и громкой речи в игре. Выбор и использование правильной силы голоса в индивидуальных и хоровых упражнениях.

Быстрое и медленное произнесение ряда звуков, слогов и слов. Упражнение на изменение темпа речи (медленно спрашивает, быстро отвечает).

Вопросительная и восклицательная интонация в стихотворениях, разучиваемая с голоса учителя (по подражанию). Практическое использование вопросительной и восклицательной интонации в речевых ситуациях (самостоятельно или с помощью учителя).

Выражение лица: веселое, сердитое, грустное, удивленное. Соотнесение соответствующего выражения лица с символическим рисунком.

Подготовка речевой ситуации и организация высказывания.

Речевые ситуации по темам «Школьная жизнь», «Я и мои товарищи», «Мы играем в сказку». 9 ч

Речевые ситуации по темам «Я за порогом дома», «Игры и игрушки», «Школьная жизнь». 12 ч

Речевые ситуации по темам «Игры и игрушки», «Я и мои товарищи», «Мы играем в сказку». 14 ч

Речевые ситуации по теме «Я дома». 11 ч

Выявление представлений детей по теме ситуации с помощью вопросов учителя и с опорой на иллюстративный материал.

Называние предметов и действий с ними, характеристика предметов по цвету, величине, форме, вкусу. Составление предложений по вопросам учителя с включением в ответы отработанной лексики. Сравнение двух предметов или изображений по заданному признаку.

Рассматривание атрибутов к ролевой игре и распределение ролей. Использование новых слов и предложений в ролевой игре по теме речевой ситуации.

Внятное выражение просьбы и желания, обращенных к учителю или товарищу.

Коллективное составление рассказа по теме речевой ситуации с одновременным использованием картинно-символической схемы к каждому предложению, мелового рисунка на доске, макетного тетра.

Культура общения.

Приветствие и прощание в школе и дома. Употребление слов здравствуйте, доброе утро, до свидания. Пока. Использование выразительных средств речи и невербальных средств, выражающие внимание к партнеру.

Употребление «вежливых» слов пожалуйста, спасибо в соответствии с речевой ситуацией.



ПРОЦЕДУРА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ВОЗМОЖНЫХ ЛИЧНОСТНЫХ И ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ АООП

Во время обучения по ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в первом классе используют только качественную оценку.


Оценка достижений производится путем фиксации фактической способности к выполнению действия или операции, обозначенной в качестве возможного результата личностного и предметного развития по следующей шкале:

0 – не выполняет, помощь не принимает.

1 – выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи.

2 – выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или после частичного выполнения педагогом.

3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.

4 – выполняет самостоятельно по словесной пооперациональной инструкции.

5 – выполняет самостоятельно по вербальному заданию.


 На основании сравнения показателей текущей и предыдущей оценки делается вывод о динамике развития компетенций обучающегося с у/о за год по каждому показателю по следующей шкале:

0 – отсутствие динамики или регресс.

1 – динамика в освоении минимум одной операции, действия.

2 – минимальная динамика.

3 – средняя динамика.

4 – выраженная динамика.

5 – полное освоение действия. 


6. Материально – техническое обеспечение.

Учебно-методический комплект:

1. Комарова С.В. Устная речь. 1 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений, реализующих адаптированные программы -М.: Просвещение, 2019.

Печатное оборудование: наборы предметных и сюжетных картинок в соответствии с изучаемыми темами;

Наборы игрушек; настольный театр, плоскостные игрушки, настольные игры в соответствии с изучаемыми темами;

Технические средства обучения –компьютер, ЭОР (разработки презентаций, виртуальных экскурсий, учебных фильмов, мультфильмы), интерактивная доска.

В 2021-2022 учебном году ГБОУ Новобрянская СКОШИ в рамках «Национального проекта» реализует возможность максимального использования данных интерактивной доски в обучении детей с интеллектуальными нарушениями.

Для оптимального использования интерактивной доски в работе с обучающимися требуется соблюдение методических рекомендаций:

Интерактивная доска должна использоваться в работе с обучающимися 1 класса при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций.

Применяемые информационно-дидактические пособия должны быть адекватными психическим и психофизиологическим возможностям ребенка.

Организация и методика проведения занятия с ИД соответствует методике проведения традиционных занятий и основным дидактическим принципам коррекционной педагогики. Занятие с применением ИД включает в себя несколько частей. И только одна часть посвящается непосредственно работе с ИД.

При составлении занятий с использованием ИД необходимо учитывать имеющиеся знания, полученные на традиционных занятиях в процессе выполнения основной образовательной программы.

ИД должна быть дидактическим средством, а не самоцелью.

Обязательно использовать на занятиях с ИД традиционную предметно-развивающую среду – игрушки, игры, демонстрационный материал и т.д.

Для решения задачи – максимально задействовать детей, были разработаны следующие варианты организации детей в процессе обучения:

Подгруппа детей стоит у доски, и дети поочередно выполняют задания на ней.

Выполняют задание одновременно у доски 2-3 детей, используя стилус (компьютерная мышь) и маркеры.

Дети предлагают варианты ответа ребенку, выполняющему задание у ИД.

Ребенок самостоятельно выполняет задание у ИД, а дети, сидящие за столами, проверяют и оценивают правильность выполнения и доказываю это.

Дети, сидящие за столами, дают задания ребенку, работающему у ИД.

Преимущества работы с интерактивной доской:

Усиливает подачу материала.

Помогает педагогу находиться в постоянном взаимодействии с детьми.

Электронные средства обучения передают информацию быстрее, чем традиционные.

Позволяет увеличить восприятие материал за счет увеличения количества иллюстративного материала.

Развивает мотивацию и делает занятия более интересными для детей.

Дети начинают понимать более сложные моменты в результате более ясной и динамичной подачи материала.

 В своей работе в первую очередь исходим из перспективного плана, темы и целей занятий. Необходима продуманная предварительная работа: составление дидактических задач, поиск иллюстраций в электронном виде, изготовление самих дидактических игр.


С 01.01.2021 г. введены в действие новые санитарно-эпидемиологические правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», в соответствии с которыми при оборудовании учебных помещений интерактивной доской (интерактивной панелью), нужно учитывать ее размер и размещение, последние должны обеспечивать обучающимся доступ ко всей поверхности. Диагональ интерактивной доски должна составлять не менее 165,1 см. На интерактивной доске не должно быть зон, недоступных для работы.

Активная поверхность интерактивной доски должна быть матовой. Размещение проектора интерактивной доски должно исключать для пользователей возможность проникновения слепящего эффекта.

Интерактивные доски, сенсорные экраны, информационные панели и иные средства отображения информации, а также компьютеры, ноутбуки, планшеты, моноблоки, иные электронные средства обучения (далее - ЭСО) используются в соответствии с инструкцией по эксплуатации и (или) техническим паспортом. ЭСО должны иметь документы об оценке (подтверждении) соответствия.

Использование ЭСО должно осуществляться при условии их соответствия Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю).

При использовании ЭСО с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации, должны быть выполнены мероприятия, предотвращающие неравномерность освещения и появления бликов на экране.

При использовании ЭСО во время занятий и перемен должна проводиться гимнастика для глаз.

При использовании ЭСО с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации, предусматривающих ее фиксацию в тетрадях воспитанниками и обучающимися, продолжительность непрерывного использования экрана не должна превышать для детей 5 – 7 лет – 5 – 7 минут, для учащихся 1-4х классов – 10 минут, для 5-9х классов – 15 минут.

Общая продолжительность использования ЭСО на уроке не должна превышать для интерактивной доски – для детей до 10 лет – 20 минут, старше 10 лет 30 минут; компьютера – для детей 1-2 классов – 20 минут, 3-4 классов – 25 минут.

Одновременное использование детьми на занятиях более двух различных ЭСО (интерактивная доска и персональный компьютер, интерактивная доска и планшет) не допускается.

Организация рабочих мест пользователей персональных ЭСО должна обеспечивать зрительную дистанцию до экрана не менее 50 см.

Литература для учителя:

1. Развитие речи для дошкольников на логопедических занятиях: Книга для логопеда.- М.: Просвещение, 2001

2. Речь. Речь. Речь: Книга для учителя/ Т.А.Ладыженская.- М.: Педагогика, 2000

3. Любимые стихи. Е.А.Благина.- М.: АСТ- ПРЕСС, 2017

4. Аксенова А. К., Якубовская Э.В., «Дидактические игры», 2011.

5. Валентина Волина «Праздник Букваря», 2005.

6. Шипицына Л. М., «Развитие навыков общения у детей», Санкт – Петербург издательство «Союз» 2004 год.

7. Серия «Я иду на урок в начальную школу», Москва «Первое сентября» 2002 год.

8. И. Л. Гаркунова, К. Т. Голенкина «Задания по чтению», Москва «Просвещение» 2011 год.

9. Е. С. Анищенкова «Артикуляционная гимнастика», Москва АСТ «Астрель» 2006 год.

10. Л. Н. Смирнова «Логопедия», Москва издательство «Мозаика – Синтез» 2007 год.

11. М. К. Шохор – Троцкая (Бурлакова) «Коррекция сложных речевых расстройств», издательство «ЭКСМО – Пресс», В. Секачев, 2000 год.

12. Журналы «Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии», ООО издательство «Школьная пресса».

13. Журналы «Начальная школа», издание Министерства образования Российской Федерации.

14. Евгения Синицына «Умные загадки», Москва «Лист» 2008 год.

15. В помощь учителю «Игровые технологии обучения в начальной школе», Москва издательство «АРКТИ» 2007 год.

16. А. О. Белобрыкина «Речь и общение», Ярославль «Академия развития» «Академия К» 2008 год.

17. О. В. Узорова, Е. А. Нефедова «Внеклассное чтение», Киров издательство «Аквариум» 2017 год.

Интернет ресурсы.

Серия игр “Поиграем вместе!”, например:

Тема: Одежда осенью игра “Одень Таню”:

http://rechhel.blogspot.com/2009/11/blog-post_06.html

Тема "Овощи" игра “Расскажи- ка”:

http://rechhel.blogspot.com/2009/09/blog-post_26.html

https://mersibo.ru «Мерсибо»

http://www.logozavr.ru «Логозаврия»

http://pae-alina.narod.ru «Детский игровой сайт»

http://shishkinles.ru «Шишкин лес»

http://games-for-kids.ru «Веселые уроки»

http://igrobukvoteka.ru «ИгробуковТека»

http://samouchka.com.ua «Самоучка»

http://www.uchportal.ru «Учительский портал»

http://razviv.ru/skachat-razvivaiuschie-igri-dlya-detey-do-7-let/blog.html «Развивашки»


Дополнительная литература для учащихся:

• Серия «Говорим правильно»: Читаем предложения .Читаем слова. Подбери нужный предлог

• Созонова Н.Н., Куцина Е.В. Фонетические рассказы и сказки. Тетрадь №1,2,3 – Екатеринбург: ООО Издательский дом «Литур», 2009.

• Л.Н. Зуева и др. « Логопедия для дошкольников- занимательные упражнения по развитию речи» (четыре альбома).

• Шанский, Н. М. В мире слов / Н. М. Шанский. – М., 1985.

• Я познаю мир : детская энциклопедия : Литература. – М. : ООО «Издательство АСТ», 2001.

Интернет ресурсы.

Развитие речи www.r-rech.ru
Этот сайт посвящен развитию речи детей от рождения до 10 лет, то есть все упражнения и игры по развитию речи вы  можете использовать для маленьких детей, дошкольников, а так же и для младших школьников, выбирая только уровень сложности занятия.

http://bibliofond.ru/view.aspx?id=514830 Логопедические игры

«Родная тропинка»

http://rodnaya-tropinka.ru/category/rech-doshkol-nika/zvukoproiznoshenie/

«Логонадежда»

http://logo.my1.ru/index/posobija_po_zkr_i_podgotovke_k_obucheniju_gramote/0-77

http://logoburg.com «Логобург»

http://rechhel.blogspot.com/ «Речецветик»

Серия игр “Поиграем вместе!”, например:

Тема: Одежда осенью игра “Одень Таню”:

http://rechhel.blogspot.com/2009/11/blog-post_06.html

Тема "Овощи" игра “Расскажи- ка”:

http://rechhel.blogspot.com/2009/09/blog-post_26.html

https://mersibo.ru «Мерсибо»

http://www.logozavr.ru «Логозаврия»

http://pae-alina.narod.ru «Детский игровой сайт»

http://shishkinles.ru «Шишкин лес»

http://games-for-kids.ru «Веселые уроки»

http://igrobukvoteka.ru «ИгробуковТека»

http://samouchka.com.ua «Самоучка»

http://www.uchportal.ru «Учительский портал»

http://razviv.ru/skachat-razvivaiuschie-igri-dlya-detey-do-7-let/blog.html «Развивашки»


Литература для родителей:

«Речь, речь, речь» под редакцией Г. А. Ладыженской.

«Развитие речи в начальных классах», «Развитие речи в детском саду». 1. Девина И.А. Управляем эмоциями (6-8). М.:Издательство "Ось - 89", 2004. - 48 с., ил. (Учебное пособие для письменных творческих заданий)

Закрепина, А. В. Трудный ребенок. Пути к сотрудничеству : методическое пособие [Текст] / А. В. Закрепина. – М. : Дрофа, 2007. – 141с.

Бондаренко А.А. Орфография для малышей. // Начальная школа. – 2002. - № 5. – с. 28-41.

С.Е. Гаврина и др. «Развиваем руки, чтоб учиться и писать, и красиво рисовать»

Серия «Говорим правильно»

Созонова Н.Н., Куцина Е.В. Рассказы о временах года. Зима. Тетрадь. – Екатеринбург: ООО Издательский дом «Литур», 2009.

Созонова Н.Н., Куцина Е.В. Рассказы о временах года. Осень. Тетрадь. – Екатеринбург: ООО Издательский дом «Литур», 2009.

Созонова Н.Н., Куцина Е.В. Фонетические рассказы и сказки. Тетрадь №1,2,3 – Екатеринбург: ООО Издательский дом «Литур», 2009

Интернет ресурсы.

Болтунишка www.boltun-spb.ru
Логопедический сайт для заботливых родителей. Здесь Вы можете узнать: Какие бывают речевые нарушения, Почему они возникают, Как решать речевые проблемы
Серия игр “Поиграем вместе!”, например:

Тема: Одежда осенью игра “Одень Таню”:

http://rechhel.blogspot.com/2009/11/blog-post_06.html

Тема "Овощи" игра “Расскажи- ка”:

http://rechhel.blogspot.com/2009/09/blog-post_26.html

https://mersibo.ru «Мерсибо»

http://www.logozavr.ru «Логозаврия»

http://pae-alina.narod.ru «Детский игровой сайт»

http://shishkinles.ru «Шишкин лес»

http://games-for-kids.ru «Веселые уроки»

http://igrobukvoteka.ru «ИгробуковТека»

http://samouchka.com.ua «Самоучка»

http://www.uchportal.ru «Учительский портал»

http://razviv.ru/skachat-razvivaiuschie-igri-dlya-detey-do-7-let/blog.html «Развивашки»


















































7. Тематическое планирование.

Тема урока

Основные виды учебной деятельности (на уровне БУД)

ТСО И ЭОР

1

Практическое знакомство с понятиями: мимика, жесты, выражение лица.

соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности;

слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других сообщать своё имя и фамилию, имена и отчества учителей; употреблять «вежливые» слова при обращении к другим людям;


Интерактивная доска- мультфильм

2

Использование мимики и жестов при общении в различных речевых ситуациях.

Интерактивная доска -

виртуальная экскурсия

3

Практическое знакомство с понятиями: громкая речь, тихая речь

Интерактивная доска -видеоурок

4


Громкая и тихая речь в различных речевых ситуациях.

Интерактивная доска -презентация

5

Громкая и тихая речь в различных речевых ситуациях.

Интерактивная доска -

учебный фильм


6

Давайте познакомимся! Наши имена.

Интерактивная доска- мультфильм

7

Давайте познакомимся! Экскурсия в школьные кабинеты.

ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);

правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании;

вступать в контакт и работать в коллективе;

Интерактивная доска-презентация

8

Давайте познакомимся! Экскурсия в спортивный зал.

Интерактивная доска-видеоурок

9

Школьный двор

Интерактивная доска-

учебный фильм


10

Знакомство во дворе.

Интерактивная доска-презентация

11

Знакомство во дворе.

Интерактивная доска-

виртуальная экскурсия

12

«Терем – Теремок». Рассказывание сказки.

Интерактивная доска-видеоурок

13

«Терем – Теремок». Инсценировка сказки.

Интерактивная доска-презентация

14

Играем сказку «Теремок»

Интерактивная доска-

учебный фильм


15

Практическое знакомство с вопросительной и восклицательной интонацией.

выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;


делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями

Интерактивная доска-презентация

16


Использование интонации при общении в различных речевых ситуациях.

Интерактивная доска-видеоурок

17

Использование интонации при общении в различных речевых ситуациях.

Интерактивная доска-

виртуальная экскурсия

18

Практическое знакомство с понятием «тон речи»

Интерактивная доска-видеоурок

19


2 четверть Использование тона речи для выражения эмоциональных состояний.

Интерактивная доска-презентация

20

Использование тона речи для выражения эмоциональных состояний.

правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании;

вступать в контакт и работать в коллективе;

использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

обращаться за помощью и принимать помощь;

договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации;



активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;

Интерактивная доска-

виртуальная экскурсия

21

Правила знакомства в гостях

Интерактивная доска-презентация

22

Ролевая игра «Кукла встречает гостей»

Интерактивная доска-

учебный фильм


23

Мы встречаем гостей.

Интерактивная доска-видеоурок

24

Правила поведения и общения в магазине.

Интерактивная доска-презентация

25

Покупка школьных принадлежностей.

Интерактивная доска-

учебный фильм


26

Ролевая игра «Магазин «Школьник».

Интерактивная доска-

игры

27

Готовимся к празднику. Составление письма Деду Морозу.

Интерактивная доска-

игры

28

Новогодние подарки.

Интерактивная доска-

виртуальная экскурсия

29

Украшаем елку.

Интерактивная доска- -видеоурок

30

Практическое знакомство с понятиями быстрая речь, медленная речь.

Интерактивная доска-презентация, игры

31

Использование темпа речи при общении в различных речевых ситуациях

Интерактивная доска-видеоурок

32

Упражнения на изменение темпа речи.

Интерактивная доска – дидактические игры


33

Упражнения в передаче чувств с помощью темпа и тона речи.

Интерактивная доска-

виртуальная экскурсия

34

Что мне запомнилось на новогоднем празднике.

Интерактивная доска -

учебный фильм


35

В магазине игрушек. Правила поведения и общения.

Интерактивная доска-видеоурок

36

Игры с игрушками из магазина.

принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия;

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;



стремление к безопасному поведению в природе и обществе;

Интерактивная доска-презентация

37

Ролевая игра «В магазине «Игрушки».

Интерактивная доска-

учебный фильм

38

Зимняя прогулка. «Одежда зимой».

Интерактивная доска-видеоурок

39

Ролевая игра «Кукла одевается на прогулку».

Интерактивная доска– дидактические игры

40

Зимняя прогулка. «На катке».

Интерактивная доска-

виртуальная экскурсия

41

Зимняя прогулка. «Лепим снеговика».

Интерактивная доска-

учебный фильм

42

Зимняя прогулка. «Мы на горке».

Интерактивная доска-презентация

43

«Репка». Рассказывание сказки.

Интерактивная доска– дидактические игры

44

Инсценировка сказки «Репка»

Интерактивная доска-видеоурок

45

Играем сказку «Репка».

Интерактивная доска-

виртуальная экскурсия

46

«Колобок». Рассказывание сказки.

Интерактивная доска-презентация

47

Инсценировка сказки «Колобок»

Интерактивная доска-

учебный фильм

48

Играем сказку «Колобок»

Интерактивная доска-видеоурок

49

Упражнения на изменение силы голоса.

Интерактивная доска-презентация

50

Упражнения на изменение силы голоса.

понимание личной ответственности за свои поступки на основе правил поведения в классе, детском коллективе, образовательном учреждении;

наблюдать;

-правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании;

-называть предметы и соотносить их с картинками, употреблять «вежливые» слова при обращении к другим людям; сообщать своё имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей, имена ближайших родственников.


Интерактивная доска-видеоурок

51

Упражнения на изменение темпа речи.

52

Упражнения на использование вопросительной и восклицательной интонации речи.

Интерактивная доска-

виртуальная экскурсия

53

Упражнения в передаче чувств с помощью тона речи.

Интерактивная доска– дидактические игры


54

Упражнения в передаче эмоциональных состояний мимикой и жестами.

Интерактивная доска-презентация

55

Помощники. Разучивание стихотворения А. Барто «Помощница».

Интерактивная доска– дидактические игры


56

Разучивание стихотворения А. Барто «Помощница».

Интерактивная доска-

виртуальная экскурсия

57

Я помогаю маме прибираться по дому.

Интерактивная доска– дидактические игры

58

Я помогаю маме прибираться по дому.

Интерактивная доска-презентация

59

Содержу одежду в чистоте.

Интерактивная доска– дидактические игры

60

Спокойной ночи! Отрывок «Сказка о глупом мышонке».

Интерактивная доска-видеоурок

61

Ролевая игра «Кукла хочет спать».

Интерактивная доска– дидактические игры

62

Перед сном. «Как я ложусь спать».

Интерактивная доска-

виртуальная экскурсия

63

Как начинается твоё утро.

Интерактивная доска-презентация

64

Утро в школе.

Интерактивная доска-видеоурок

65

Доброе утро. Проигрывание диалогов.

Интерактивная доска– дидактические игры

66

Мой адрес


Интерактивная доска-видеоурок






























ПРИЛОЖЕНИЕ

С учётом особенностей психофизического развития некоторых обучающихся 1 класса 2021-2022 учебного года, несформированности у них готовности к школьному обучению и имеющихся особые образовательные потребности, а также с учётом рекомендаций РПМПК, эти обучающиеся начинают своё обучение по индивидуальным программам - программам 1-го дополнительного класса.


В соответствии с п. 1.6. ФГОС к особым образовательным потребностям обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) относится овладение разнообразными видами, средствами и формами коммуникации, обеспечивающими успешность установления и реализации социокультурных связей и отношений обучающегося с окружающей средой.

В социальном контексте именно речь является средством общения, позволяющим налаживать деловые и межличностные контакты, устанавливать и реализовывать социокультурные связи и отношения с окружающей средой.

Концептуальная идея включения в адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью предмета «Речевая практика» заключается в оптимизации овладения языком через организацию общения.

Обучение в первом дополнительном классе рассчитано на один учебный год, в течение которого реализуются следующие направления работы:

- преодоление речевой замкнутости учащихся, формирование у детей умения сотрудничать с взрослыми в различных видах деятельности: в игре, в учебной ситуации, в решении бытовых задач;

- развитие умения слушать и понимать учителя, выполнять несложные речевые инструкции, внятно выражать свои просьбы и желания;

- уточнение и расширение представлений школьников в связи с различными практическими действиями на уроке, во время экскурсий, наблюдений за разнообразными явлениями в окружающей среде;

- коррекция и обогащение речевой базы устных высказываний;

- формирование умений в области построения простейших связных высказываний;

- воспитание культуры речевого общения.


Общая характеристика учебного предмета


На каждом году обучения программа курса «Речевая практика» включает в себя основные подразделы, содержание которых постепенно расширяется и усложняется.

С обучающимися 1 класса по программе 1 дополнительного класса работа на уроках «Речевой практики» начинается с диагностических уроков, основное содержание которых - речевые и(или) сюжетные игры, экскурсии по школе и пришкольной территории. Цель такой работы – выявление актуального уровня речевого и коммуникативного развития школьников.

Подраздел «Аудирование и понимание речи» направлен на развитие у детей способности воспринимать и понимать обращенную к ним речь. Умение слушать является межпредметным умением, уровень сформированности которого определяет эффективность усвоения той информации, которая заложена в устном высказывании. Воспитание этого умения влияет на выразительность речи учащихся, развивает внимательное отношение к слову, а в дальнейшем способствует правильному восприятию и лучшему пониманию информации по любому учебному предмету.

Материал, включенный в подраздел «Аудирование и понимание речи», реализуется на каждом уроке речевой практики в виде самостоятельных тренировочных упражнений (в т.ч. артикуляционной гимнастики) или сопровождает задания других подразделов. Например: выбор названной учителем картинки из двух данных (мишка – миска); выбор картинки по ее описанию; выполнение практических заданий по словесной инструкции, слушание и понимание текста, читаемого учителем и т.д.

Подраздел «Дикция и выразительность речи» ориентирует учителя на выработку у школьников четкости произносительной стороны говорения, его эмоциональной выразительности. Выбор формы и содержания упражнений определяется темой урока и задачами данного этапа в его структуре.

Подразделы «Базовые формулы речевого общения» и «Примерные темы речевых ситуаций» являются ведущими с точки зрения организации работы по развитию собственно устной разговорной речи. В содержание подразделов включен перечень базовых формул речевого этикета, над формированием которых осуществляется работа в дополнительном классе, а также примерные темы речевых ситуаций, связанных с учебной жизнью и бытом детей. Учащиеся под руководством учителя «проигрывают» обозначенные ситуации, моделируя таким образом различные варианты речевого поведения в типичных сферах коммуникации людей.

Предлагаемая в программе проблематика речевых ситуаций является примерной и может изменяться учителем в зависимости от особенностей жизни и интересов школьников.

Недостаточность жизненного опыта, бедность и несовершенство речевых умений учащихся определяет необходимость тщательной и организованной их подготовки к участию в ролевой игре по теме ситуации. В процессе подготовки уточняется и обогащается словарь, отрабатываются структурные варианты предложений. К связному высказыванию дети готовятся всей предшествующей работой. В их речевом арсенале накапливается достаточный объем словаря по теме, разные модели предложений, отдельные фрагменты речи (микротемы), являющиеся частью целого связного высказывания. Продуцирование учащимися связного высказывания опирается на наглядные средства в виде мелового рисунка на доске, картинно-символического плана к каждому предложению текста, картинного плана к отдельным микротемам и т.д.

В речевом общении формируются и проявляются личностные качества ребенка: умение правильно оценивать себя в речевой ситуации,

Урок речевой практики строится на основе темы, выбранной для создания речевой ситуации, в связи с которой из каждого подраздела отбираются и реализуются в пределах урока программные направления.

Речевой материал, подготовленный учителем, должен подчиняться единой теме, определяемой заданной ситуацией. В выполняемых учениками упражнениях последовательно отрабатываются отдельные речевые задания, которые затем реализуются детьми в речевых ситуациях.

Учитывая низкий уровень речевого развития, характерный для детей с интеллектуальной недостаточностью, начинающих обучение по программам дополнительного класса, в рамках работы над всеми речевыми ситуациями следует уделять пристальное внимание таким видам работы:

- называние детьми предметов и действий с ними;

- характеристика предметов по цвету, величине, форме (по теме ситуации, совместно с учителем);

- составление предложений с отработанной лексикой по вопросам и с помощью учителя, с опорой на картинно- символическую схему.

Ролевая игра по теме должна быть подготовлена, в том числе, за счет организации рассматривания атрибутов игре, разыгрывания мини-диалогов (учитель спрашивает, ученик отвечает) (Какой шар? – Большой. А этот шар? - Маленький.; Какая мышка? – Серая. А лягушка? – Зеленая»). Важно, чтобы учитель, являясь участником речевой ситуации, неформально стимулировал школьников к использованию новых слов, предложений в ролевой игре по теме ситуации.


Описание места учебного предмета в учебном плане


Программа предмета «Речевая практика» рассчитана на 66 часа в год (2 часа в неделю).


Личностные и предметные результаты освоения предмета


В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.


Личностные результаты, ожидаемые после обучения по программе «Речевая практика»

1 дополнительного класс:


1) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (в рамках предметных результатов обучения в дополнительном классе – умение здороваться и прощаться, отвечать на вопросы собеседника и т.д. в соответствии с предусмотренными предметными результатами);

2) практическое понимание своих социальных ролей – сын (дочь), воспитанник, ученик, одноклассник и т.д.), отражение в повседневном общении принятия соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

3) положительное отношение к сотрудничеству с взрослыми и сверстниками в ситуациях общения, предусмотренных программой, и повседневном школьном общении;

4) положительное отношение к безопасному, здоровому образу жизни, проявление интереса к творческому труду, бережное отношение к материальным ценностям, результатам своего труда и труда окружающих.


Планируемые предметные результаты предусматривают овладение обучающимися практическими коммуникативными и речевыми умениями и представлены дифференцированно по двум уровням: минимальному и достаточному. Минимальный уровень освоения АООП в предметной области «Язык и речевая практика» является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы.

Предметные результаты обучения

Достаточный уровень:

- выполнять простые задания по словесной инструкции;

- называть предметы и соотносить их с соответствующими картинками; внятно выражать свои просьбы; употреблять «вежливые» слова; правильно здороваться и прощаться;

- знать и называть свои имя и фамилию, имена товарищей по классу, ближайших родственников, имя и отчество учителя;

- слушать небольшую по объему сказку или рассказ, отвечать на вопросы, с опорой на наглядные средства;

- рассказывать наизусть разученные стихотворения с опорой на план.

Минимальный уровень:

- выполнять элементарные задания по словесной инструкции;

- показывать и называть хорошо знакомые предметы и соотносить их с картинками;

- уметь здороваться и прощаться с взрослыми и детьми, правильно пользоваться «вежливыми» словами (при отсутствии речи уметь использовать жесты-заменители);

- знать свои имя и фамилию, имена учителя и воспитателя, одноклассников, своих ближайших родственников;

- слушать небольшую сказку или рассказ, отвечать на вопросы с помощью учителя и с опорой на наглядные средства (возможно способом показа без речи);

- участвовать в заучивании и произнесении чистоговорок, коротких стихотворений.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Выявление уровня речевого развития учащихся (в ходе речевых игр):

- объема словарного запаса по основным лексическим темам: «Игрушки», «Предметы быта»,

«Учебные вещи», «Люди вокруг нас», «Природа»;

- умения использовать в речи основные грамматические категории число, предложно- падежные конструкции, словообразовательные механизмы, согласование прилагательных и глагола в прошедшем времени с существительными;

- способности к участию в диалоге, возможности построения связного высказывания. Аудирование и понимание речи

Выполнение простых поручений по заданию учителя (одночленная инструкция): сядь за парту; положи книгу на парту; помоги вытереть доску и т.д.

Слушание и отчетливое воспроизведение звуков, слогов и слов, данных в рифмованной форме: у-у-у – в гору санки я везу, я-я-я – вот моя семья, са-са-са – в нос ужалила оса и т.д. (все рифмованные строчки проговариваются с опорой на картинку).

Выбор из двух картинок той, которая соответствует высказыванию: У Лены шар. - У Риты шары.; Маша качает куклу.- Маша одевает куклу.

Слушание сказок и рассказов в устном изложении учителя с опорой на наглядность. Выбор картинок после окончания сказки или рассказа по заданию учителя, например: «Покажи на картинке, кого первым встретил Колобок».


Дикция и выразительность речи

Игры и упражнения на подвижность и четкость движений органов артикуляционного аппарата. Заучивание и произнесение чистоговорок одновременно с учителем (сопряженно).

Упражнения на развитие речевого дыхания. Пение слоговых цепочек на знакомые мотивы детских песен. Перечисление предметов (от 2 до 3) на одном выдохе с обязательным указанием на эти предметы. Упражнения на произнесение слов, коротких стихотворений в сопровождении движений.

Практическое различение громкой и тихой речи. Игровые упражнения с подражанием голосам животных (пищит мышка, рычит собака). Разучивание детских стихотворений, потешек, мини-диалогов с голоса учителя с последующим воспроизведением в играх- драматизациях.

Базовые формулы речевого общения

Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени, по имени и отчеству. Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения.

Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Ответные реплики в диалоге знакомства («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).


Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте»,

«до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству.


Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.


Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление).

Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником.


Примерные темы речевых ситуаций:


«Давайте познакомимся», «Отгадай, что в моем ранце», «Мне нужна помощь»;

«Разноцветный сундучок», «Прогулка в автомобиле», «Веселый оркестр»; «Курочка Ряба»,

«Репка», «Колобок»; «Мы обедаем», «Я помощник», «Кто чем занят мы не скажем, а что делает – покажем»; «Играем вместе», «Дежурим с другом (подругой)», «Дружим – не дружим»; «Надо, надо умываться», «Опрятному человеку нужны помощники»; «А у нас в квартире кот! А у вас?», «Готовим букеты для мам и бабушек», «Я оделся, и мороз не хватал меня за нос!».

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Номер урока

Тема

Основное содержание уроков и виды работ по теме




  1. четверть, 9 учебных недель



1-2


Знакомство

Знакомство, приветствие

Игры «Наши имена», «Приветствие»,

«Хоровод». Составление простых предложений по образцу, данному учителем: «Меня зовут…» , «Как тебя зовут?», «Очень приятно».

Закрепление полученных знаний (экскурсии в школьные кабинеты с целью знакомства с учителями и специалистами, с которыми школьники будут встречаться в течение учебного года)

Интерактивная доска-видеоурок

3-4

Выявление уровня речевого развития учащихся

Работа с предметными картинками для выявления объема словарного запаса по основным лексическим темам: «Игрушки», «Предметы быта», «Учебные вещи», «Люди вокруг нас», «Природа». Речевые игры, направленные на выявление умения использовать в речи основные грамматические категории: число, предложно-падежные конструкции, словообразовательные механизмы, согласование прилагательных и глагола в прошедшем времени с существительными. Сюжетные игры, направленные на выявление способности к участию в диалоге, возможности построения связного высказывания.

Интерактивная доска-

виртуальная экскурсия

5-6

«Колобок»

Введение в тему ситуации (работа с иллюстрацией) Разучивание чистоговорки. Знакомство со сказкой (устное рассказывание учителем с опорой на иллюстрации). Закрепление содержания сказки (ответы на вопросы по картинкам, драматизация фрагментов сказки, прослушивание сказки в аудиозаписи, просмотр мультипликационного фильма). Инсценирование фрагментов сказки

Интерактивная доска– дидактические игры


7-8

Отгадай, что в моем ранце (портфеле)

Активизация, уточнение и обогащение словарного запаса по теме «Учебные вещи» по категориям слова-предметы, слова- признаки.

Игровые задания, направленные на формирование умения составлять словосочетания предмет + признак

Составление предложений-описаний предмета по признаку цвета по образцу учителя, по картинкам, с опорой на реальные предметы. Коллективное составление рассказа- описания

Игра «Отгадай, что в моём ранце»

Интерактивная доска-презентация

9-10

Моя любимая игрушка

Активизация, уточнение и обогащение словарного запаса по теме «Игрушки», введение в речь обобщающего слова. Активизация, уточнение и обогащение словаря прилагательных.

Тренировочные упражнения в составлении ласковых обращений.

Игровые задания, направленные на закрепление умения составлять словосочетания предмет + признак.

Составление предложений, содержащих описание предметов по двум признакам (цвет и размер) по образцу учителя, по картинкам, с опорой на реальные предметы. Коллективное составление рассказа- описания. Игра «Найдись, игрушечка!»

Интерактивная доска– дидактические игры


11-13

Разучивание стихотворения А. Барто «Зайка»

Подготовка к восприятию стихотворения (беседа с опорой на иллюстрацию, с введением в речь учащихся авторской лексики («бросила хозяйка», «весь до ниточки промок» и др.).

Знакомство со стихотворением. Заучивание стихотворения с опорой на картинный план. Рассказывание стихотворения наизусть с опорой на картинный план.

Интерактивная доска-

виртуальная экскурсия

14-15

Разноцветный сундучок

Активизация словаря по категориям слова- предметы и слова-признаки по изученным темам «Учебные вещи», «Игрушки».

Введение в речь обобщающего слова (понятия)

Закрепление умения строить простые предложения, содержащие описание предмета по одному – двум признакам.

Формирование умения строить вопросительные предложения по образцу учителя. Закрепление умений в игровой ситуации «Отгадай, что в сундучке», «Что спрятал сундучок?» и др.

Интерактивная доска– дидактические игры

16-18

«Знаю, умею, могу!»

Активизация словаря, закрепление умений в области словообразования (ласковые обращения), построения предложений с использованием игр, игровых заданий и упражнений, наиболее понравившихся школьникам на уроках «Речевой практики».

Закрепление содержания сказки «Колобок», стихотворения «Зайка».

Интерактивная доска-презентация



2 четверть, 7 учебных недель



1-2


«Репка»

Введение в тему ситуации (работа с иллюстрацией)

Разучивание чистоговорки

Знакомство со сказкой (устное рассказывание учителем с опорой на иллюстрации)

Закрепление содержания сказки (ответы на вопросы по картинкам, драматизация фрагментов сказки, прослушивание сказки в аудиозаписи, просмотр мультипликационного фильма)

Инсценирование фрагментов сказки

Интерактивная доска– дидактические игры

3-4

А у нас в квартире кот. А у вас?

Уточнение и обогащение словарного запаса по теме «Домашние животные» (составление и называние разрезных картинок, подбор слов-предметов, слов- действий и слов-признаков, составление словосочетаний, предложений, введение в речь обобщающего понятия) Составление предложений и коротких рассказов «Мой питомец» с привлечением личного опыта учащихся с опорой на символический план и рисунки учащихся.

Интерактивная доска-видеоурок

5-6

Разучивание стихотворения А. Барто

«Я люблю свою лошадку»

Подготовка к восприятию стихотворения (беседа с опорой на иллюстрацию, рассматривание игрушки–лошадки, введение в речь учащихся авторской лексики («причешу ей шерстку гладко»,

«гребешком приглажу хвостик» и др.).

Знакомство со стихотворением.

Заучивание стихотворения с опорой на иллюстрирующие движения. Рассказывание стихотворения наизусть с использованием иллюстрирующих движений.

Интерактивная доска– дидактические игры

7-8

В зоопарке

Уточнение и обогащение словарного запаса по теме «Дикие животные» (составление и называние разрезных картинок, подбор слов-предметов, слов- действий и слов-признаков, составление

словосочетаний, предложений, введение в речь обобщающего понятия). Составление предложений и рассказов «В зоопарке» с привлечением личного опыта учащихся с опорой на символический план и рисунки учащихся.

Интерактивная доска-

виртуальная экскурсия

9-10

«Где обедал,

воробей?» С. Маршак

Подготовка к восприятию стихотворения (беседа с опорой на иллюстрацию иллюстрированную книгу. Знакомство со стихотворением (возможна работа с отрывком стихотворения по выбору учителя). Ответы на вопросы по содержанию стихотворения. Просмотр мультипликационного фильма по сюжету стихотворения. Заучивание наизусть фрагментов стихотворения. Коллективное рассказывание стихотворения с опорой на иллюстрации (отдельные фрагменты рассказывают разные учащиеся).

Интерактивная доска-презентация

11-12

Новогодний карнавал

Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию о предстоящем празднике). Выбор и подготовка карнавальных костюмов (масок животных). В процессе работы – актуализация ранее использовавшейся лексики. Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики, моделирование и проигрывание диалогов.

Интерактивная доска-видеоурок

13-14

«Знаю, умею, могу!»

Закрепление речевых и коммуникативных умений с использованием игр, игровых заданий и упражнений, наиболее понравившихся школьникам на уроках «Речевой практики».

Закрепление содержания ранее изученных литературных произведений.

Интерактивная доска– дидактические игры



3 четверть, 9 учебных недель


1-2


Я оделся, и мороз

не хватал меня за нос!

Уточнение представлений учащихся о временах года, особенностях зимней погоды.

Уточнение и обогащение словарного запаса по теме «Одежда» (работа с картинками, подбор слов-предметов, слов- действий и слов-признаков, составление словосочетаний, предложений, введение в речь обобщающего понятия).

Составление предложений и коротких рассказов по теме с опорой на личный опыт учащихся.

Интерактивная доска-видеоурок

3-4

Опрятному

человеку нужны

помощники

Знакомство со стихотворением К. Чуковского «Мойдодыр».

Ответы на вопросы с опорой на серию картин к стихотворению или иллюстрации книги.

Уточнение и обогащение словарного запаса по теме (называние картинок и реальных предметов, подбор слов- предметов, слов-действий и признаков, составление словосочетаний, предложений).

Конструирование возможных диалогов, содержащих просьбу.

Ролевые игры по теме с использованием игрушек, как героев ситуации. Коллективное составление рассказа по теме «Утро начинается, в школу собираемся…» (игра «Кто знает, пусть продолжит»).

Интерактивная доска -видеоурок

5-6

Мы обедаем

Уточнение представлений учащихся о приемах пищи в течение дня. Уточнение и обогащение словарного запаса по теме «Обед» (работа с картинками, подбор слов-предметов, слов- действий и слов-признаков, составление словосочетаний, предложений).

Практическое знакомство о правилах поведения за столом.

Сюжетная игра с использованием игрушечных атрибутов.

Интерактивная доска -презентация

7-8

Дежурим с другом (подругой)

Беседа о дежурстве в классе, в столовой, с опорой на личный опыт школьников. Составление картинного плана дежурства. Составление предложений, называющих пункты плана.

Упражнения в распространении предложений (Стереть с доски. – Стереть с доски тряпкой. – Стереть с доски мокрой тряпкой. …). Составление рассказа-отчета о дежурстве с использованием ранее разбиравшихся речевых конструкций.

Интерактивная доска -

учебный фильм


9-10

Наши защитники

Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, рассказ учителя о празднике, высказывания школьников с опорой на личный опыт). Составление поздравлений в адрес мужчин к празднику «День защитника Отечества». Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений с торжественной интонацией. Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики, моделирование и проигрывание диалогов.

Создание коллективной поздравительной открытки.

Интерактивная доска- мультфильм

11-12

Готовим букеты для любимых женщин

Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, рассказ учителя о празднике 8 марта, высказывания школьников с опорой на личный опыт). Составление поздравлений в адрес женщин (мамы, бабушки, учителя, воспитателя) к празднику 8 марта. Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений с торжественной интонацией. Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики, моделирование и проигрывание диалогов. Создание букетов (из бумаги, ткани, выращивание комнатных цветов и др.)

Интерактивная доска-презентация

13-14

Я - помощник

Знакомство со стихотворением Б. Заходера «Переплетчица». Ответы на вопросы с опорой на серию картин к стихотворению или иллюстрации книги.

Беседа на тему «Я – помощник» с целью актуализации личного опыта школьников. Уточнение и обогащение словарного запаса по теме (подбор слов-предметов, слов-действий и слов-признаков, составление словосочетаний, предложений).

Конструирование возможных диалогов, содержащих просьбу о помощи. Ролевые игры по теме с использованием игрушек, как героев ситуации. Составление рассказов по теме «Я - помощник» по вопросам учителя или с опорой на символический план.

Интерактивная доска-видеоурок

15-16

«Кто чем занят мы не скажем, а что делаем – покажем»

Игровые задания, направленные на актуализацию словаря по ранее пройденным темам «Опрятному человеку нужны помощники», «Мы обедаем», «Дежурим с другом (подругой)».

Сюжетные игры по теме «Мы – хозяева» с использованием игрушек, как атрибутов ситуации (проигрывание различных

сюжетов («Мы обедаем», «Помогаем хозяйке убираться» и т.д.) Игра «Кто чем занят мы не скажем, а что делаем – покажем».

Интерактивная доска-

учебный фильм


17-18

«Знаю, умею, могу!»

Закрепление речевых и коммуникативных умений с использованием игр, игровых заданий и упражнений, наиболее понравившихся школьникам на уроках

«Речевой практики». Закрепление содержания ранее изученных литературных произведений.

Интерактивная доска-презентация



4 четверть, 8 учебных недель



1-2


«Курочка Ряба»

Введение в тему (работа с иллюстрацией)

Знакомство со сказкой (устное рассказывание учителем с опорой на иллюстрации)

Закрепление содержания сказки (ответы на вопросы по картинкам, драматизация фрагментов сказки, прослушивание сказки в аудиозаписи, просмотр мультипликационного фильма)

Инсценирование фрагментов сказки

Интерактивная доска-видеоурок

3-4

Играем вместе

Беседа о совместных играх, играх с правилами с опорой на личный опыт школьников.

Составление словосочетаний, предложений с опорой на сюжетные картинки или фотографии из жизни школьников, по теме ситуации.

Упражнения в распространении предложений (Мы играли. – Мы играми с Машей. – Мы играли с Машей в коридоре…)

Знакомство школьников с игрой с правилами или с игрой малой подвижности. Коллективная игра

Коллективное составление рассказа по теме (игра «Кто знает, пусть продолжит»)

Интерактивная доска-презентация

5-6

Прогулка на автомобиле

Уточнение представлений учащихся о временах года, особенностях погоды весной.

Уточнение и обогащение словарного запаса по теме «Весна» (работа с картинками, подбор слов-предметов, слов- действий и слов-признаков, составление словосочетаний, предложений) с опорой на иллюстрации, в том числе рисунки, выполненные учащимися.

Коллективное составление рассказа «Что я видел расскажу…» с опорой на рисунки учащихся.

Интерактивная доска-

учебный фильм


7-8

Веселый оркестр

Ведение в тему. Уточнение и обогащение предметного словаря на тему

«Музыкальные инструменты», введение обобщающих понятий «музыкальные инструменты», «оркестр». Составление словосочетаний, предложений по теме. Уточнение и активизация словаря по категориям слова- признаки, слова-действия.

Ролевые игры по теме с использованием игрушек как героев ситуации (игровые сюжеты: «Я хочу играть на … И я хочу! И др.)

Игры типа «Угадай мелодию», «Угадай, что звучит».

Интерактивная доска-

виртуальная экскурсия

9-10

Разучивание стихотворения

Г. Бойко «Петух»

Подготовка к восприятию стихотворения (беседа с опорой на иллюстрацию, введение в речь учащихся авторской лексики.

Знакомство со стихотворением.

Заучивание стихотворения с опорой на разрезную картинку

Рассказывание стихотворения наизусть с опорой на иллюстрацию.

Интерактивная доска– дидактические игры

11-12

Дружим –не дружим

Актуализация личного опыта школьников по теме ситуации (ответы на вопросы учителя).

Знакомство с рассказом Л. Толстого «Два товарища» в устном изложении учителя. Ответы на вопросы по содержанию рассказа

Составление картинного плана рассказа. Пересказ по плану. Уточнение и активизация словаря- признаков, словаря-действий, называющих качества и поступки людей.

Игра «Угадай, кто мой друг».

Интерактивная доска-видеоурок

13-14

Мне нужна помощь

Беседа на тему «Как обратиться за помощью?» с целью актуализации личного опыта школьников. Составление повествовательных и вопросительных предложений на тему.

Конструирование возможных диалогов, содержащих просьбу о помощи и ответ на просьбу (согласие / несогласие).

Ролевые игры по теме с использованием игрушек, как героев ситуации.

Составление рассказов по теме «Как я был помощником» по вопросам учителя или с опорой на символический план.

Интерактивная доска– дидактические игры

15-16

«Знаю, умею, могу!»

Закрепление речевых и коммуникативных умений с использованием игр, игровых заданий и упражнений, наиболее понравившихся школьникам на уроках «Речевой практики».

Закрепление содержания ранее изученных литературных произведений.

Интерактивная доска- мультфильм




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!