Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5 г.Щигры Курской области»
Введено в действие Рассмотрено на заседании
приказом директора школы методического объединения
_________ Н.В.Макаренко учителей естественно-географического
от «___»________2015г. №__ цикла
Протокол от «___»_____________№__
Согласовано с родителями
«___» __________________ Утверждено на заседании
_______________________ педагогического совета школы
Протокол от «__»_____________№___
Адаптированная
общеобразовательная программа
по географии
для ученика 9 класса
Ис……. Александра
Координатор: Смахтина Т.А.
учитель географии,
I квалификационная категория
г. Щигры – 2015г.
Пояснительная записка
Настоящая программа по географии для обучающегося по программе VII вида, создана на основе федерального компонента государственного стандарта определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения географии, которые определены стандартом.
Данная программа разработана для учащегося 9 класса Ис…………Александра, обучающегося по адаптированной общеобразовательной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического развития, на основе программы курса географии для общеобразовательных учреждений; автор программы В.П. Дронов, В.Я.Ром , учебник «География России. Население и хозяйство» издательство «Дрофа», Москва,2015 г, а также на основе методических рекомендаций для детей с задержкой психического развития.
Учитываются следующие психические особенности ребенка: неустойчивое внимание, малый объём памяти, неточность и затруднение при воспроизведении материала, не сформированность мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Основная задача преподавания по географии учащемуся с задержкой психического развития максимально приближена к задачам, поставленным перед общеобразовательной школой, и необходимостью учитывать специфические особенности ученика.
Процесс обучения школьника с ЗПР имеет коррекционно-развивающий характер, что выражается в использовании заданий, направленных на коррекцию имеющихся у учащегося недостатков и опирается на субъективный опыт учащегося, связь изучаемого материала с реальной жизнью.
Учебный материал отобран таким образом, чтобы можно было объяснить на доступном для Ис…….. Александра уровне.
Обучение географии ведётся с использованием учебника «География России. Население и хозяйство» издательство «Дрофа», Москва, 2015 г
Это учебное пособие содержит в доступной форме изложенный теоретический материал, практические задания, представленные в нём, имеют разноуровневый характер, что позволяет осуществлять дифференцированный подход в обучении.
Изучение географии в школе направлено на достижение следующих целей:
- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах природы;
- овладение умениями наблюдать явления природы, проводить самостоятельные наблюдения;
- воспитание отношения к географии как к одному из разделов естественных наук;
Большое значение для полноценного усвоения учебного материала по географии приобретает опора на межпредметные связи с такими учебными предметами, как природоведение, химия, физика, биология, позволяющие рассматривать один и тот же учебный материал с разных точек зрения.
Межпредметные связи способствуют лучшему осмыслению учебного материала, более прочному закреплению полученных знаний и практических умений.
Трудности, испытываемые при изучении географии по адаптированной общеобразовательной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического развития, обусловили некоторые изменения, которые внесены в программу общеобразовательной школы: выделено дополнительное время для изучения наиболее важных вопросов, повторения пройденного материала. Некоторые темы даны в ознакомительном плане: отдельные темы, лабораторные и практические работы упрощены либо вообще исключены из изучения.
При проведении лабораторных и практических работ каждый этап выполняется вместе с учителем и под его руководством. Последнее способствует осознанию учащимся выполняемых действий и полученного результата.
Учебно-тематическое планирование.
№ п/п |
Наименование раздела, тема |
Количество часов (всего) | Из них (количество часов) |
Лабораторные, практические работы, экскурсии
|
Контрольные работы |
1. | ЧТО ИЗУЧАЕТ ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. |
6 |
2 | 1 |
2. | ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. |
21 |
3 | 1 |
3. | ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ. | 32 |
3 | 1 |
4. | ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА. | 6 | 2 | 1 |
5. | Резервное время | 3 | | |
| ИТОГО: | 68 | 9 | 4 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
8 класс
(68 ч, 2 часа в неделю)
ВВЕДЕНИЕ (1ч)
Что изучает география России. Источники географических знаний.
Часть I
РОССИЯ НА КАРТЕ МИРА (11ч)
Тема 1: Географическое положение России
Виды географического положения России: физико-географическое, математико-географическое, экономико-географическое, транспортно-географическое, геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положения. Уровни (масштабы) географического положения. Сравнение географического положения России и положения других государств.
Тема 2: Границы и административно-территориальное устройство России
Государственная территория России. Формирование и освоение государственной территории России. Основные направления русской колонизации. Огромные российские пространства: плюсы и минусы. Экономически эффективная территория
Государственные границы России, их типы и виды. Сухопутные и морские границы. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.
Этапы и методы географического изучения территории России.
Административно-территориальное устройство России. Субъекты Федерации. Федеральные округа.
Практические работы. 1. Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран. 2. Определение поясного времени для различных пунктов России.
Часть II ПРИРОДА (30 ч)
Тема 1: Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые
Геологическая история и геологическое строение территории России. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры.
Рельеф России: основные формы, их связь со строением литосферы. Горы и равнины. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа, Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные рельефообразующие процессы и опасные природные явления. Древнее и современное оледенения, Стихийные природные явления в литосфере. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природ Человек и литосфера. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального: использования. Изменение рельефа человеком. Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность человека.
Проявление закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности. Рельеф и полезные ископаемые Московской области.
Тема 2: Климат и климатические ресурсы
Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Циклоны и антициклоны. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения). Сезонность климата.
Типы климатов России. Комфортность (дискомфортность) климатических условий. Изменение климата под влиянием естественных факторов.
Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений.
Климат своего региона.
Тема 3: Внутренние воды и водные ресурсы
Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России.
Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.
Водные ресурсы и человек. Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов.
Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.
Тема 4: Почва и почвенные ресурсы
Почва — особый компонент природы. В. В. Докучаев — основоположник почвоведения. Почва — национальное богатство. Факторы образование почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Разнообразие и закономерности распространения почв.
Человек и почва. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования. Мелиорация земель и охрана почв: борьба эрозией и загрязнением.
Особенности почв своего региона и своей местности.
Тема 5: Растительный и животный мир. Биологические ресурсы
Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России.
Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.
Тема 6: Природное районирование
Формирование природных комплексов (ПТК) — результат длительного развития географической оборочки Земли. Локальный, региональный и глобальный уровни ПТК. Физико-географическое районирование России. Моря как крупные природные комплексы. Естественное состояние ПТК и изменение его в результате деятельности человека. Природные и антропогенные ПТК.
Природно-хозяйственные зоны России. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно-хозяйственные зоны?
Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь |и пустынь. Высотная поясность. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного наследия.
Природная зона своей местности. Ее экологические проблемы.
Практическая работа. Выявление по картам зависимостей между компонентами природы на примере одной из ПЗ
Календарно – тематическое планирование в 8 классе.
№ п/п | Название раздела, тема урока | Кол-во часов | Планируемые результаты | дата |
план | факт |
| ЧТО ИЗУЧАЕТ ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. | | | | |
| Наша Родина на карте мира. | 6 | Учащийся должен знать основные типы и виды границ, понятия «территориальные воды», «экономи- ческая зона», «недра», соседние государства. Уметь показать моря, омывающие РФ, границу России и называть соседние страны. | | |
1. | Географическое положение России. | 1 | | |
2. | Практическая работа: «Определение и нанесение на контурную карту границ России». | 1 | | |
3. | Моря, омывающие берега России. | 1 | | |
4. | Россия на карте часовых поясов. | 1 | | |
5. | Практическая работа: «Решение задач на определение местного и поясного времени» | 1 | | |
6. | Как осваивали и изучали территорию России. | 1 | | |
| ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. | 21 | | | |
| Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые. | 6 |
| | |
7. | Особенности рельефа России. | 1 |
Особенности геологического строения. Основные тектонические структуры. Распростране-ние крупных форм рельефа. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования | | |
8. | Геологическое строение территории России. | 1 | | |
9. | Практическая работа: «Установление связи между тектоническими структурами,формами рельефа и полезными ископаемыми» | 1 |
10. | Минеральные ресурсы России. | 1 | | |
11. | Развитие форм рельефа. | 1 | | |
12. | Зачетный урок по номенклатуре. | 1 | | |
| Климат и климатические ресурсы. | 4 | | | |
13. | От чего зависит климат нашей страны... | 1 | Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. Сезонность климата, чем она обусловлена. Давать оценку климатических особенностей России; приводить примеры изменения погоды под влиянием циклонов, антициклонов, атмосферных фронтов. | | |
14. | Типы климатов России | 1 | | |
15. | Практическая работа: «Определение по климатической карте суммарной радиации и коэффициента увлажнения в различных районах страны» | 1 | | |
16. | Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы. | 1 | | |
| Внутренние воды и водные ресурсы. | 5 | | | |
17. | Разнообразие внутренних вод России. | 1 | Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток реки, ледовый режим. Важнейшие озера, их происхождение. Показывать реки России на карте; объяснять основные характеристики реки; приводить примеры использования реки. | | |
18. | Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота. | 1 | | |
19. | Практическая работа: «Определение по тематическим картам типа питания, падения и уклона реки, охраны реки от загрязнения». | 1 | | |
20. | Водные ресурсы. | 1 | | |
21. | Зачетный урок по номенклатуре. | 1 | | |
| Почвы и почвенные ресурсы. | 3 | | | |
22. | Образование почв и их разнообразие. | 1 | Объяснять понятия: земельные ресурсы, с/х угодия, называть факторы почвообразо-вания; называть свойства основных типов почв, объяснять необходимость охраны почв, | | |
23. | Закономерности распространения почв. | 1 | | |
24. | Почвенные ресурсы России. | 1 | | |
| Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. | 3 | | | |
25. | Растительный и животный мир России. | 1 | Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России. Меры по охране растительного и животного мира. | | |
26. |
Охрана животного и растительного мира |
1 | | |
27. | Природно-ресурсный потенциал России. | 1 | | |
| ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ. | 32 | | | |
| Природное районирование. | 6 | Природные и антропогенные ПТК. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусло-вленность её компонентов.. Уметь: описывать природные условия и ресурсы природно-хозяйственных зон на основе чтения тематических карт; объяснять и приводить примеры рационального и не рационального природопользования. | | |
28. | Разнообразие природных комплексов России. | 1 | | |
29. | Природные зоны России. | 1 | | |
30. | Разнообразие лесов России. | 1 | | |
31. | Безлесные зоны на юге России. | 1 | | |
32. | Высотная поясность. | 1 | | |
33. | Практическая работа: «Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из природных зон» | 1 | | |
| Природа регионов России. | 3 | | | |
34. | Русская равнина. | 1 | Специфика природы и ресурсный потенциал. Влияние природных условий, ресурсов на жизнь и хозяйственную деятельность населения. Состав района, природные ресурсы, причины их разнообразия. | | |
35. | Природные комплексы Русской равнины. Памятники природы. | 1 | | |
36. | Проблема рационального использования природных ресурсов Русской равнины. | 1 | | |
| География своего края. | 8 | Специфика природы и ресурсный потенциал Курской области. Влияние природных условий, ресурсов на жизнь и хозяйственную деятельность населения. Состав района. | | |
37. | Географическое положение Курской области. | 1 | | |
38. | Рельеф и полезные ископаемые нашего края. | 1 | | |
39. | Климат Курской области. | 1 | | |
40. | Почвы и почвенные ресурсы. | 1 | | |
41. | Водные ресурсы края. | 1 | | |
42. | Растительность. | 1 | Определять климатические особенности Курской области. Приводить примеры изменения погоды под влиянием циклонов, антициклонов, атмосферных фронтов. | | |
43. | Животный мир нашей родины. | 1 | | |
44. | Урок – обощение | 1 | | |
45. | Северный Кавказ – самые высокие горы России. | 1 | Закономерности размещения месторождении полезных ископаемых. Минеральные ресурсы Северного Кавказа. | | |
46. | Природные комплексы Северного Кавказа. | 1 | | |
47. | Пракитческая работа:«Урал – каменный пояс Русской земли». | 1 | Называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых Урала. | | |
48. | Своеобразие природы Урала. | 1 | | |
49. | Природные уникумы. Экологические проблемы Урала. | 1 | | |
50. | Западно-Сибирская равнина: особенности природы. | 1 |
Знать особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения материка; особенности климата, основные речные системы, озера материка, численность, плотность населения материка.
Называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых; внутренние воды материка; объяснять своеобразие природы материка. | | |
51. | Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины и условия их освоения. | 1 | | |
52. | Восточная Сибирь: величие и суровость природы. | 1 | | |
53. | Природные районы Восточной Сибири. | 1 | | |
54. | Жемчужина Сибири – Байкал. | 1 | | |
55. | Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения. | 1 | | |
56. | Дальний Восток – край контрастов. | 1 | | |
57. | Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы. | 1 | | |
58. | Природные ресурсы Дальнего Востока и проблемы их освоения. | 1 | | |
59. | Зачетный урок по номенклатуре. | 1 | | |
| ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА. | 6 | | | |
60. | Влияние природных условий на жизнь здоровье человека. | 1 | Природный и экологический потенциал России. Географический фактор в развитии общества. Антропогенное воздействие на природу. | | |
61. | Практическая работа: «Характеристика условий работы и быта человека в одном из природных районов» | 1 | | |
62. | Антропогенные воздействия на природу. | 1 | | |
Уметь: объяснять значение природы в жизни и деятельности человека, роль географической науки в рациональном природопользовании; |
63. | Практическая работа: «Определение различий в расселении населения в РФ» | 1 | | |
65. | Рациональное природопользование. | 1 | | |
66. | Экологическая ситуация в России. | 1 | | |
67 -68 | Итоговые уроки по всему курсу «География природа России». | 2 | комплексное представление о географической среде как среде обитания в России. | | |
Перечень учебно-методического обеспечения.
Программа:
И.И. Баринова Авторская программа по географии России. Природа..8 класс.
Баринова И. И. Учебник: География России. Природа. 8 класс.-М.: Дрофа,2013.
Атлас. География России. Природа. 8 класс.-М.:Дрофа; Издательство ДИК,2013.
Контурные карты.- 8 класс.-М.:Дрофа; Издательство ДИК,2013.
И.И. Баринова. Поурочные разработки по географии России: 8 класс: к учебнику И.И. Бариновой «География России: 8 класс»/ И. И. Баринова.- М.: Издательство» Экзамен», 2011.
И. И. Баринова, Р.М. Елисеева. Тесты по географии. (к учебнику И.И. Бариновой «География России. Природа. 8 класс., Москва, 2013.
И. И.Баринова. География России. Природа. 8 класс. Рабочая тетрадь. (к учебнику И.И. Бариновой «География России. Природа. 8 класс) , Дрофа, 2013г
Е. А. Жижина, Н. А. Никитина. Поурочные разработки по географии. К учебнику Баринова И. И. География России. Природа. 8 класс., Москва, «Вако», 2011.
Электронные издания:
Карта: Водные ресурсы России
Карта: Восточная Сибирь (физическая карта)
Карта: Геологическая карта России
Карта: Дальний Восток (физическая карта)
Карта: Европейский Север (физическая карта)
Карта: Европейский Юг России (физическая карта)
Карта: Западная Сибирь (физическая карта)
Карта: Земельные ресурсы России
Карта: Климатическая карта России
Карта: ПЗ и биологические ресурсы России
Карта: Поволжье (физическая карта)
Карта: Политико-административная карта России
Карта: Почвенная карта России
Карта: Растительность России
Карта: С-З России (физическая карта)
Карта: Социально-экономическая карта России
Карта: Тектоника и минеральные ресурсы России
Карта: Урал (физическая карта)
Карта: Физическая карта России
Карта: Центральная Россия (физическая карта)
Карта: Экологические проблемы России
Уроки географии (Кирилла и Мефодия) – 8 класс.