СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная программа 8 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная программа 8 класс 

Настоящая программа по географии для  обучающегося по программе VII вида, создана на основе федерального компонента государственного стандарта определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения  географии, которые определены стандартом.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная программа 8 класс»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5 г.Щигры Курской области»



Введено в действие Рассмотрено на заседании

приказом директора школы методического объединения

_________ Н.В.Макаренко учителей естественно-географического

от «___»________2015г. №__ цикла

Протокол от «___»_____________№__

Согласовано с родителями

«___» __________________ Утверждено на заседании

_______________________ педагогического совета школы

Протокол от «__»_____________№___







Адаптированная

общеобразовательная программа

по географии

для ученика 9 класса

Ис……. Александра




Координатор: Смахтина Т.А.

учитель географии,

I квалификационная категория






г. Щигры – 2015г.

Пояснительная записка


Настоящая программа по географии для обучающегося по программе VII вида, создана на основе федерального компонента государственного стандарта определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения географии, которые определены стандартом.

Данная программа разработана для учащегося 9 класса Ис…………Александра, обучающегося по адаптированной общеобразовательной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического развития, на основе программы курса географии для общеобразовательных учреждений; автор программы В.П. Дронов, В.Я.Ром , учебник «География России. Население и хозяйство» издательство «Дрофа», Москва,2015 г, а также на основе методических рекомендаций для детей с задержкой психического развития.

Учитываются следующие психические особенности ребенка: неустойчивое внимание, малый объём памяти, неточность и затруднение при воспроизведении материала, не сформированность мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Основная задача преподавания по географии учащемуся с задержкой психического развития максимально приближена к задачам, поставленным перед общеобразовательной школой, и необходимостью учитывать специфические особенности ученика.

Процесс обучения школьника с ЗПР имеет коррекционно-развивающий характер, что выражается в использовании заданий, направленных на коррекцию имеющихся у учащегося недостатков и опирается на субъективный опыт учащегося, связь изучаемого материала с реальной жизнью.

Учебный материал отобран таким образом, чтобы можно было объяснить на доступном для Ис…….. Александра уровне.

Обучение географии ведётся с использованием учебника «География России. Население и хозяйство» издательство «Дрофа», Москва, 2015 г

Это учебное пособие содержит в доступной форме изложенный теоретический материал, практические задания, представленные в нём, имеют разноуровневый характер, что позволяет осуществлять дифференцированный подход в обучении.



Изучение географии в школе направлено на достижение следующих целей:

- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах природы;


- овладение умениями наблюдать явления природы, проводить самостоятельные наблюдения;

- воспитание отношения к географии как к одному из разделов естественных наук;

Большое значение для полноценного усвоения учебного материала по географии приобретает опора на межпредметные связи с такими учебными предметами, как природоведение, химия, физика, биология, позволяющие рассматривать один и тот же учебный материал с разных точек зрения.

Межпредметные связи способствуют лучшему осмыслению учебного материала, более прочному закреплению полученных знаний и практических умений.

Трудности, испытываемые при изучении географии по адаптированной общеобразовательной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического развития, обусловили некоторые изменения, которые внесены в программу общеобразовательной школы: выделено дополнительное время для изучения наиболее важных вопросов, повторения пройденного материала. Некоторые темы даны в ознакомительном плане: отдельные темы, лабораторные и практические работы упрощены либо вообще исключены из изучения.

При проведении лабораторных и практических работ каждый этап выполняется вместе с учителем и под его руководством. Последнее способствует осознанию учащимся выполняемых действий и полученного результата.  























Учебно-тематическое планирование.





№ п/п



Наименование

раздела, тема



Количество

часов (всего)

Из них (количество часов)

Лабораторные,

практические работы,

экскурсии






Контрольные

работы

1.

ЧТО ИЗУЧАЕТ ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ РОССИИ.



6



2

1

2.

ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ.



21



3

1

3.

ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ.

32



3

1

4.

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА.


6

2

1

5.

Резервное время

3




ИТОГО:


68

9

4













СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

8 класс

(68 ч, 2 часа в неделю)



ВВЕДЕНИЕ (1ч)

Что изучает география России. Источники географических знаний.



Часть I

РОССИЯ НА КАРТЕ МИРА (11ч)



Тема 1: Географическое положение России

Виды географического положения России: физико-географическое, математико-географическое, экономико-географическое, транспортно-географическое, геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положения. Уровни (масштабы) географического положения. Сравнение географического положения России и положения других государств.



Тема 2: Границы и административно-территориальное устройство России

Государственная территория России. Формирование и освоение государственной территории России. Основные направления русской колонизации. Огромные российские пространства: плюсы и минусы. Экономически эффективная территория

Государственные границы России, их типы и виды. Сухопутные и морские границы. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.

Этапы и методы географического изучения терри­тории России.

Административно-территориальное устройство России. Субъекты Федерации. Федеральные округа.

Практические работы. 1. Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран. 2. Определение поясного времени для различных пунктов России.



Часть II ПРИРОДА (30 ч)



Тема 1: Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые

Геологическая история и геологическое строение территории России. Устойчивые и подвижные участ­ки земной коры. Основные этапы геологической исто­рии формирования земной коры на территории стра­ны. Основные тектонические структуры.

Рельеф России: основные формы, их связь со стро­ением литосферы. Горы и равнины. Влияние внутрен­них и внешних процессов на формирование рельефа, Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные рельефообразующие процессы и опасные природные явления. Древнее и современное оледенения, Стихийные природные явления в литосфере. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природ Человек и литосфера. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального: использования. Изменение рельефа человеком. Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

Проявление закономерностей формирования релье­фа и его современного развития на примере своего региона и своей местности. Рельеф и полезные ископаемые Московской области.



Тема 2: Климат и климатические ресурсы

Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверх­ности, циркуляции воздушных масс. Циклоны и антициклоны. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаря­емость, коэффициент увлажнения). Сезонность кли­мата.

Типы климатов России. Комфортность (дискомфортность) климатических условий. Изменение климата под влиянием естественных факторов.

Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений.

Климат своего региона.





Тема 3: Внутренние воды и водные ресурсы

Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Опасные явления, связан­ные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России.

Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Водные ресурсы и человек. Неравномерность рас­пределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов.

Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.



Тема 4: Почва и почвенные ресурсы

Почва — особый компонент природы. В. В. Доку­чаев — основоположник почвоведения. Почва — на­циональное богатство. Факторы образование почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Разнообразие и закономерности распространения почв.

Человек и почва. Почвенные ресурсы России. Из­менение почв в процессе их хозяйственного использо­вания. Мелиорация земель и охрана почв: борьба эрозией и загрязнением.

Особенности почв своего региона и своей местнос­ти.



Тема 5: Растительный и животный мир. Биологические ресурсы

Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России.

Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.



Тема 6: Природное районирование

Формирование природных комплексов (ПТК) — результат длительного развития географической обо­рочки Земли. Локальный, региональный и глобальный уровни ПТК. Физико-географическое райониро­вание России. Моря как крупные природные комплексы. Естественное состояние ПТК и изменение его в результате деятельности человека. Природные и антропогенные ПТК.

Природно-хозяйственные зоны России. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно-хозяйственные зоны?

Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь |и пустынь. Высотная поясность. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Особо охраняемые природные тер­ритории. Памятники всемирного природного наследия.

Природная зона своей местности. Ее экологические проблемы.

Практическая работа. Выявление по картам зависимостей между компонентами природы на примере одной из ПЗ




































































Календарно – тематическое планирование в 8 классе.

№ п/п

Название раздела, тема урока

Кол-во часов

Планируемые результаты

дата

план

факт


ЧТО ИЗУЧАЕТ ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ РОССИИ.






Наша Родина на карте мира.

6

Учащийся должен знать основные типы и виды границ, понятия «территориальные воды», «экономи-

ческая зона», «недра», соседние государства.

Уметь показать

моря, омывающие РФ, границу России и называть соседние страны.




1.


Географическое положение России.

1



2.

Практическая работа: «Определение и нанесение на контурную карту границ России».

1



3.

Моря, омывающие берега России.


1



4.

Россия на карте часовых поясов.


1



5.

Практическая работа: «Решение задач на определение местного и поясного времени»

1



6.

Как осваивали и изучали территорию России.

1




ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ.

21





Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые.

6






7.

Особенности рельефа России.


1



Особенности геологического строения. Основные тектонические структуры. Распростране-ние крупных форм рельефа. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования



8.

Геологическое строение территории России.

1



9.

Практическая работа: «Установление связи между тектоническими структурами,формами рельефа и полезными ископаемыми»

1

10.

Минеральные ресурсы России.


1



11.

Развитие форм рельефа.

1



12.

Зачетный урок по номенклатуре.


1




Климат и климатические ресурсы.

4




13.

От чего зависит климат нашей страны...

1

Закономерности распределения тепла и влаги на территории

страны. Сезонность климата, чем она обусловлена.

Давать оценку климатических особенностей России; приводить примеры изменения погоды под влиянием циклонов, антициклонов, атмосферных фронтов.



14.

Типы климатов России


1



15.

Практическая работа: «Определение по климатической карте суммарной радиации и коэффициента увлажнения в различных районах страны»

1



16.

Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы.

1




Внутренние воды и водные ресурсы.

5




17.

Разнообразие внутренних вод

России.

1

Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток реки, ледовый режим. Важнейшие озера, их происхождение. Показывать реки России на карте; объяснять основные характеристики реки; приводить примеры использования реки.



18.

Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота.

1



19.

Практическая работа: «Определение по тематическим картам типа питания, падения и уклона реки, охраны реки от загрязнения».

1



20.

Водные ресурсы.


1



21.

Зачетный урок по номенклатуре.

1




Почвы и почвенные ресурсы.


3




22.

Образование почв и их разнообразие.

1

Объяснять понятия: земельные ресурсы, с/х угодия, называть факторы почвообразо-вания; называть свойства основных типов почв, объяснять необходимость охраны почв,



23.

Закономерности распространения почв.

1



24.

Почвенные ресурсы России.


1




Растительный и животный мир. Биологические ресурсы.

3




25.

Растительный и животный мир России.

1

Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России. Меры по охране растительного и животного мира.





26.



Охрана животного и растительного мира



1



27.

Природно-ресурсный потенциал России.

1




ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ.

32





Природное районирование.


6

Природные и антропогенные ПТК. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусло-вленность её компонентов..

Уметь: описывать природные условия и ресурсы природно-хозяйственных зон на основе чтения тематических карт; объяснять и приводить примеры рационального и не рационального природопользования.



28.

Разнообразие природных комплексов России.

1



29.

Природные зоны России.


1



30.

Разнообразие лесов России.


1



31.

Безлесные зоны на юге России.


1



32.

Высотная поясность.


1



33.

Практическая работа: «Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из природных зон»

1




Природа регионов России.


3




34.

Русская равнина.


1

Специфика природы и ресурсный потенциал. Влияние природных условий, ресурсов на жизнь и хозяйственную деятельность населения. Состав района, природные ресурсы, причины их разнообразия.



35.

Природные комплексы Русской равнины. Памятники природы.

1



36.

Проблема рационального использования природных ресурсов Русской равнины.

1




География своего края.


8

Специфика природы и ресурсный потенциал Курской области. Влияние природных условий, ресурсов на жизнь и хозяйственную деятельность населения. Состав района.



37.

Географическое положение Курской области.

1



38.

Рельеф и полезные ископаемые нашего края.

1



39.

Климат Курской области.


1



40.

Почвы и почвенные ресурсы.


1



41.

Водные ресурсы края.


1



42.

Растительность.


1

Определять климатические особенности Курской области.

Приводить примеры изменения погоды под влиянием циклонов, антициклонов, атмосферных фронтов.



43.

Животный мир нашей родины.


1



44.

Урок – обощение


1



45.

Северный Кавказ – самые

высокие горы России.

1

Закономерности размещения месторождении полезных ископаемых. Минеральные ресурсы Северного Кавказа.



46.

Природные комплексы Северного Кавказа.

1



47.

Пракитческая работа:«Урал – каменный пояс Русской земли».

1

Называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых Урала.



48.

Своеобразие природы Урала.


1



49.

Природные уникумы. Экологические проблемы Урала.

1



50.

Западно-Сибирская равнина: особенности природы.

1



Знать особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения материка;

особенности климата, основные речные системы, озера материка, численность, плотность населения материка.



Называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых;

внутренние воды материка; объяснять своеобразие природы материка.




51.

Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины и условия их освоения.

1



52.

Восточная Сибирь: величие и суровость природы.

1



53.

Природные районы Восточной Сибири.

1



54.

Жемчужина Сибири – Байкал.


1



55.

Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения.

1



56.

Дальний Восток – край контрастов.

1



57.

Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы.

1



58.

Природные ресурсы Дальнего Востока и проблемы их освоения.

1



59.

Зачетный урок по номенклатуре.


1




ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА.


6




60.

Влияние природных условий на жизнь

здоровье человека.

1

Природный и экологический потенциал России. Географический фактор в развитии общества. Антропогенное воздействие на природу.



61.

Практическая работа: «Характеристика условий работы и быта человека в одном из природных районов»


1



62.

Антропогенные воздействия на природу.

1



Уметь:

объяснять значение природы в жизни и деятельности человека, роль географической науки в рациональном природопользовании;

63.

Практическая работа: «Определение различий в расселении населения в РФ»

1



65.

Рациональное природопользование.

1



66.

Экологическая ситуация в России.

1



67 -68

Итоговые уроки по всему курсу «География природа России».

2

комплексное представление о географической среде как среде обитания в России.

































Перечень учебно-методического обеспечения.

Программа: 

И.И. Баринова  Авторская программа по географии России. Природа..8 класс.

Баринова И. И. Учебник:  География России. Природа. 8 класс.-М.: Дрофа,2013.

Атлас. География России. Природа. 8 класс.-М.:Дрофа; Издательство ДИК,2013.

Контурные карты.- 8 класс.-М.:Дрофа; Издательство ДИК,2013.

И.И. Баринова. Поурочные разработки по географии России: 8 класс: к учебнику И.И. Бариновой «География России: 8 класс»/ И. И. Баринова.- М.: Издательство» Экзамен», 2011.

И. И. Баринова, Р.М. Елисеева. Тесты по географии. (к учебнику И.И. Бариновой «География России. Природа. 8 класс., Москва, 2013.

И. И.Баринова.   География России. Природа. 8 класс. Рабочая тетрадь. (к учебнику И.И. Бариновой «География России. Природа. 8 класс) , Дрофа, 2013г

Е. А. Жижина, Н. А. Никитина. Поурочные разработки по географии. К учебнику Баринова И. И. География России. Природа.  8 класс., Москва,  «Вако», 2011.

Электронные издания:

Карта: Водные ресурсы России

Карта: Восточная Сибирь (физическая карта)

Карта: Геологическая карта России

Карта: Дальний Восток (физическая карта)

Карта: Европейский Север  (физическая  карта)

Карта: Европейский Юг России (физическая  карта)

Карта: Западная Сибирь (физическая  карта)

Карта: Земельные ресурсы России

Карта: Климатическая карта России

Карта: ПЗ и биологические ресурсы России

Карта: Поволжье (физическая  карта)

Карта: Политико-административная карта России

Карта: Почвенная карта России

Карта: Растительность России

Карта: С-З России (физическая  карта)

Карта: Социально-экономическая карта России

Карта: Тектоника и минеральные ресурсы России

Карта: Урал (физическая  карта)

Карта: Физическая карта России

Карта: Центральная Россия (физическая  карта)

Карта: Экологические проблемы России

Уроки географии (Кирилла и Мефодия) – 8  класс.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!