Мухоршибирь, 2017 г.
Адаптированная рабочая Данная программа адресована учащимся 2 б класса МБОУ «Мухоршибирская СОШ №2» Антонову Анатолию и Самедову Сенану.
Программа по окружающему миру для учащихся с задержкой психического развития разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы начального общего образования (автор - А.А. Плешаков, 2011г), планируемых результатов начального общего образования, методическим рекомендациям к адаптированным программам. Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования адресована обучающимся с ЗПР, которые характеризуется уровнем развития несколько ниже возрастной нормы.
В программе сохранено основное содержание общеобразовательной школы, но учитываются индивидуальные особенности учащегося с ЗПР и специфика усвоения им учебного материала. Обучающемуся ребенку по программе задержка психического развития очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно, узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия, и ориентировка в пространстве. Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанным и с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны. Отставание в развитии всех форм мышления обнаруживается, в первую очередь, во время решения задач на словесно - логическое мышление.
Программа строит обучение детей с задержкой психического развития на основе принципа коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса.
Учебный предмет «Окружающий мир» входит в образовательную область «Обществознание и естествознание». Рабочая программа рассчитана на 2 час в неделю - 68 часов в год.
- правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
- названия нескольких стран мира.
Родная страна. Город и село. Проект «Родное село». Природа и рукотворный мир.
Неживая и живая природа. Явления природы. Что такое погода? Осенняя экскурсия. В гости к осени. Звёздное небо. Заглянем в кладовые земли. Про воздух. Про воду. Какие бывают растения. Какие бывают животные. Невидимые нити. Дикорастущие и культурные растения. Дикие и домашние животные. Комнатные растения. Животные живого уголка. Про кошек и собак. Красная книга. Будь природе другом. Проект «Красная книга или Возьмём под защиту».
Что такое экономика. Из чего это сделано. Как построить дом. Какой бывает транспорт. Культура и образование. Все профессии важны. Проект «Профессии».
В гости к зиме. Экскурсия. Презентация проектов.
Строение тела человека. Если хочешь быть здоров. Берегись автомобиля! Школа пешехода. Домашние опасности. Пожар! На воде и в лесу. Опасные незнакомцы.
Наша дружная семья. Проект «Родословная». В школе. Правила вежливости. Ты и твои друзья. Мы – зрители и пассажиры.
Посмотри вокруг. Ориентирование на местности. Формы земной поверхности. Водные богатства. В гости к весне. Экскурсия. Россия на карте. Проект «Города России». Путешествие по Москве. Московский Кремль. Город на Неве. Путешествие по планете. Путешествие по материкам. Страны мира. Впереди лето. Презентация проектов.
№ урока | Тема урока | Форма организации учебных занятий | Основные виды учебной деятельности |
1 | Родная страна. | Урок повторения и углубления знаний | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию о стране. Различать государственную символику Российской Федерации;; находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России. |
2 | Город и село. Проект «Родное село». | Экскурсия (заочная) по родному селу | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; рассматривать иллюстрации учебника, сравнивать город и село. Знать отличия города и села; называть сходства и различия городского и сельского домов. |
3 | Природа и рукотворный мир. | Урок повторения и углубления знаний | Понимать учебную задачу урока; приводить примеры объектов природы и предметов рукотворного мира. Работать в парах: различать объекты природы и предметы рукотворного мира. Рассуждать о том, что в окружающем мире зависит от наших поступков; рассказывать о своём отношении к природе, к рукотворному миру, |
4 | Обобщение по теме. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живем». | Урок контроля | Выполнять тестовые задания учебника с помощью учителя; |
5 | Неживая и живая природа. | Урок формирования понятий | Понимать учебную задачу урока; называть объекты неживой и живой природы. Работать в парах: различать объекты неживой и живой природы, классифицировать объекты живой или неживой природы по отличительным признакам. Называть отличия живых существ от предметов неживой природы. Рассказывать, как связаны между собой неживая и живая природа, отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
6 | Явления природы. | Урок открытия новых знаний. Практическая работа | Описывать сезонные изменения в природе. Характеризовать признаки времен года. Приводить примеры явлений в живой и неживой природе. Рассказывать по рисунку, какие бывают термометры. |
7 | Что такое погода. | Урок формирования понятий и развития умений | Понимать учебную задачу урока; знать из чего складывается погода. Наблюдать погоду самостоятельно. Обозначать явления погоды условными знаками. Приводить примеры погодных явлений. Отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
8 | В гости к осени. Экскурсия. | Экскурсия | Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае». Наблюдать погоду самостоятельно и в группах и описывать ее состояние. Описывать сезонные изменения в природе. Характеризовать признаки времен года. |
9 | В гости к осени – урок. НРК | Урок повторения и систематизации знаний |
10 | Звёздное небо. | Урок открытия новых знаний | Характеризовать особенности звезд и планет на примере Солнца и Земли. Работать с готовыми моделями, картой звёздного неба. Различать изученные созвездия. |
11 | Заглянем в кладовые Земли. | Урок открытия новых знаний | Различать горные породы и минералы, Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых. Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых. Различать изученные полезные ископаемые. Описывать их применение в хозяйстве человека. Отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
12 | Про воздух. | Урок формирования понятий и развития умений | Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воздуха. Характеризовать свойства воздуха. Измерять температуру воздуха с помощью термометра. Знать условия, необходимые для жизни растений и животных. |
13 | И про воду. | Урок формирования понятий и развития умений | Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды. Характеризовать свойства воды. Измерять температуру воды с помощью термометра. Знать, где используется вода, как и почему она загрязняется. Уметь называть свойства воды; рассказывать о роли воды для живой природы; |
14 | Какие бывают растения. | Урок открытия новых знаний | Классифицировать растения по отличительным признакам, сравнивать деревья, кустарники и травы. Знать отличия деревьев, кустарников, трав. Знать отличия лиственных и хвойных деревьев. Называть деревья, кустарники и травы своего края. |
15 | Какие бывают животные. | Урок открытия новых знаний | Классифицировать животных по отличительным признакам, знать особенности их внешнего вида, питания, размножения. Выделять и сравнивать признаки этих групп. Описывать внешний вид, характерные особенности представителей зверей, птиц, рыб, насекомых. Характеризовать диких и домашних животных. Знать условия необходимые для жизни животных. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в природе. |
16 | Невидимые нити. | Урок открытия новых знаний | Рассказывать о связях неживой и живой природы. Находить связи в природе, между природой и человеком. Оценивать конкретные примеры поведения в природе. |
17 | Дикорастущие и культурные растения. | Урок формирования понятий и развития умений | Делить растения на дикорастущие и культурные (деревья, кустарники, травы), характеризовать их особенности. Приводить примеры дикорастущих и культурных растений своего края. Рассказывать, для чего люди выращивают культурные растения. Оценивать воздействие человека на природу, выполнять правила поведения в природе. |
18 | Дикие и домашние животные. | Урок формирования понятий и развития умений | Знать условия необходимые для жизни животных. Объяснять, каких животных называют дикими, а каких – домашними. Приводить примеры диких и домашних животных своего края. Работать в парах: рассматривать иллюстрации учебника, рассказывать по ним, что человек получает от домашних животных. |
19 | Комнатные растения. | Урок формирования понятий и развития умений. Практическая работа | Характеризовать условия, необходимые для жизни растений. Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей. Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения. Выполнять практическую работу по уходу за комнатными растениями и их пересадке. |
20 | Животные живого уголка. | Урок формирования понятий и развития умений. Практическая работа | Понимать учебную задачу урока; рассказывать, каких животных часто содержат в живых уголках. Определять животных живого уголка. |
21 | Про кошек и собак. | Урок формирования понятий и развития умений | Приводить примеры пород кошек и собак. Различать изученные породы. |
22 | Будь природе другом. Проект «красная книга, или возьмём под защиту». | Урок систематизации и углубления знаний | Знать историю создания Красной книги России; называть 2-3 вида растений и животных, занесённых в Красную книгу. Объяснять, почему они попали в Красную книгу. |
23 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа». | Урок контроля | Выполнять тестовые задания учебника с помощью учителя; |
24 | Что такое экономика. | Урок введения нового материала | Знать понятие «экономика»; иметь первоначальные представления об экономике города и села, об отдельных производственных процессах. Называть составные части экономики и объяснять их взаимосвязь. |
25 | Из чего что сделано. | Урок открытия новых знаний | Знать материалы и объекты труда; составные части экономики; названия товаров, профессий. Определять материалы, из которых изготовлены товары. Изображать производственную цепочку с помощью моделей. Учиться уважительному отношению к труду. |
26 | Как построить дом. | Урок введения нового материала | Научиться узнавать различные строительные машины и материалы. Находить сходства и различия при строительстве городского и сельского дома. Рассказывать о назначении строительных машин, определять какие строительные материалы для чего служат. Называть строительные профессии. |
27 | Какой бывает транспорт. | Урок открытия новых знаний | Приводить примеры различных видов транспорта: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный; личный, общественный. Делить на группы средства транспорта. |
28 | Культура и образование. | Урок введения нового материала | Понимать учебную задачу урока; знать понятия «культура», «образование», «культурное учреждение», «образовательное учреждение»; называть профессии в сфере образования и культуры. Обсуждать, какую роль играют учреждения культуры и образования. Отвечать на вопросы и оценивать свои достижения. |
29 | Все профессии важны. Проект «Профессии». | Урок систематизации и углубления знаний | Называть составные части экономики. Определять профессии людей по фотографиям и описаниям. Приводить примеры профессий, связанных с различными отраслями экономики. Объяснять, как взаимосвязан труд людей разных профессий. Готовить рассказы о профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками. Выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды). |
30 | В гости к зиме. Экскурсия. | Экскурсия | Наблюдать погоду самостоятельно и в группах и описывать ее состояние. Описывать зимние явления в неживой и живой природе. Рассказывать о своих наблюдениях в природе родного края. Устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе. Формулировать правила безопасного поведения на улице зимой. |
31 | В гости к зиме – урок. | Урок обобщения |
32-33 | Обобщение по теме Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села». | Урок контроля | Выполнять тестовые задания учебника с помощью учителя; |
34 | Строение тела человека. | Урок открытия новых знаний | Различать внешнее и внутреннее строение человека. Показывать на своём теле части тела. Изучать с помощью рисунка внутреннее строение тела человека. Показывать на своём теле, где находятся эти органы. Знать основные системы органов человека, их роль в организме; правила сохранения и укрепления здоровья; понятие «здоровый образ жизни». |
35 | Если хочешь быть здоров. | Урок повторения и углубления знаний | Объяснять, почему нужно чистить зубы и мыть руки; почему нужно есть много овощей и фруктов; зачем мы спим ночью. Составлять режим дня, рассказывать о своём режиме дня. Знать правила сохранения и укрепления здоровья, основные правила личной гигиены, правила ухода за зубами. |
36 | Берегись автомобиля! | Урок систематизации и углубления знаний | Знать правила поведения на дороге, в транспорте; различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу. Уметь выполнять правила дорожного движения. |
37 | Школа пешехода. | Урок систематизации и углубления знаний. Практическая работа | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; знать правила поведения на дороге, в транспорте; различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу. Уметь выполнять правила дорожного движения. |
38 | Домашние опасности. | Урок систематизации и углубления знаний | Понимать учебную задачу урока; учиться предвидеть опасную ситуацию и не допускать её. Объяснять, чем могут быть опасны предметы на фотографиях и рисунках в учебнике. Знать правила обращения с электро и газооборудованием, колющими и режущими предметами, лекарствами. Уметь выполнять правила безопасного поведения дома. Знать телефоны экстренной помощи. |
39 | Пожар! | Урок систематизации и углубления знаний | Знать основные правила противопожарной безопасности. Учиться вызывать пожарных по телефону. Рассказывать, для чего нужны предметы, изображённые на фотографиях. Объяснять, чем опасен пожар. Знать, что нужно делать в случае возникновения пожара. Знать телефоны экстренной помощи. |
40 | На воде и в лесу. | Урок систематизации и углубления знаний | Знать основные правила безопасного поведения на воде и в лесу. Различать съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Рассказывать, как нужно вести себя во время купания в реке, озере или море. |
41 | Опасные незнакомцы. | Урок систематизации и углубления знаний | Понимать учебную задачу урока; знать правила поведения в социальной среде, как вести себя с неизвестными людьми. Уметь выполнять правила безопасного поведения при встрече с незнакомыми людьми. Обсуждать ситуации, в которые попали герои рассказов из учебника. Соблюдать осторожность при общении с незнакомыми людьми. |
42 | Обобщение по теме. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность». | Урок контроля | Выполнять тестовые задания учебника; |
43 | Наша дружная семья. | Урок формирования понятий и развития умений | Понимать учебную задачу урока; знать понятия «культура общения», «семья», рассказывать о своей семье, приводить примеры семейных традиций. Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста. Оценивать реальные и игровые ситуации общения. Знать правила культурного общения и учиться их выполнять. |
44 | Проект «Родословная». | Урок повторения и углубления знаний | В ходе выполнения проекта ученики учатся: собирать информацию об истории своей семьи в нескольких поколениях. Узнавать свою родословную и изображать её в виде дерева. Изучать свою родословную, расспрашивая старших, просматривая семейный альбом, семейный архив записывать рассказы. Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. |
45 | В школе. | Урок повторения и углубления знаний | Рассуждать о роли школы в нашей жизни. Знать и соблюдать правила культурного поведения в школе, правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками. Оценивать характер взаимоотношений людей в школе. Рассказывать о своём школьном коллективе. Формулировать правила поведения на уроке и на перемене. |
46 | Правила вежливости. | Урок повторения и углубления знаний | Понимать учебную задачу урока; знать понятие «культура общения»; правила вежливости. Уметь: выполнять элементарные нормы общения в семье, в школе; выполнять основные правила поведения и элементарные нормы общения в общественных местах. Объяснять, что такое «культура» поведения». Оценивать реальные и игровые ситуации общения. |
47 | Ты и твои друзья. | Урок повторения и углубления знаний. Практическая работа | Понимать учебную задачу урока; знать правила культурного поведения, правила поведения в гостях, правила приёма гостей, учиться их выполнять. Работать в парах: обсуждать правила поведения за столом по рисункам в учебнике. Объяснять, что самое ценное в дружбе. Находить пословицы и поговорки разных народов о дружбе, друзьях, согласии, взаимопомощи, о добре и справедливости. |
48 | Мы – зрители и пассажиры. | Урок систематизации и углубления знаний | Понимать учебную задачу урока; знать основные правила поведения в общественных местах. Моделировать ситуации общения с людьми в транспорте, театре. Объяснять, зачем нужна культура поведения в общественных местах. Оценивать реальные и игровые ситуации общения. |
49 | Обобщение по теме. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение». | Урок контроля | Выполнять тестовые задания учебника; |
50 | Посмотри вокруг. | Урок открытия новых знаний | Знать понятия «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта»; условные обозначения сторон горизонта. Обозначать стороны горизонта на схеме. |
51-52 | Ориентирование на местности. | Урок открытия новых знаний. Практическая работа | Осваивать приёмы ориентирования на местности по компасу, солнцу, по местным природным признакам ; показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки. Уметь пользоваться компасом. |
53 | Формы земной поверхности. | Урок повторения и развитие умений | Понимать учебную задачу урока; различать по карте и показывать различные формы земной поверхности. Сравнивать по схеме холм и гору. Рассказывать о красоте гор по фотографиям и своим впечатлениям. Моделировать формы поверхности из песка, глины или пластилина. |
54 | Водные богатства. | Урок открытия новых знаний | Понимать учебную задачу урока; знать понятие «водоём». Сравнивать и различать разные формы водоемов. Работать в парах: рассказывать по схеме о частях реки. Находить на физической карте России разные водоемы и определять их названия. |
55 | В гости к весне. Экскурсия. | Урок открытия новых знаний | Наблюдать погоду и описывать ее состояние. Рассказывать о весенних явлениях в неживой и живой природе. Исследовать связи жизнедеятельности растений, животных и времени года. Узнавать и называть раннецветущие растения, перелётных птиц. Объяснять, как изменяется весной высота солнца над горизонтом и к чему это приводит. Оценивать свою работу |
56 | В гости к весне - урок. | Экскурсия |
57-58 | Россия на карте. Проект «Города России». | Урок открытия новых знаний | Работать с глобусом и картой: понимать условные знаки, показывать территорию России, ее государственные границы. Участвовать в практической работе с картой: определять местонахождение Москвы и других крупнейших городов на карте России. Сравнивать изображение нашей страны на глобусе и карте России. Объяснять, что обозначают цвета на карте. Уметь показывать объекты на настенной карте. |
59 | Путешествие по Москве. | Урок открытия новых знаний | Понимать учебную задачу урока; с помощью учебника выяснить, когда и кем был основан город Москва. Рассказывать о столице, о гербе Москвы. Рассматривать план Москвы. Описывать достопримечательности столицы России. |
60 | Московский Кремль. | Урок введения нового материала | Рассказывать о достопримечательностях Москвы. Объяснять, что значит Московский Кремль для каждого жителя России. |
61 | Город на Неве. | Урок введения нового материала | Понимать учебную задачу урока; описывать достопримечательности Санкт-Петербурга. Рассматривать фотографии. |
62 | Путешествие по планете. | Урок введения нового материала | Работать с глобусом и картой: понимать условные знаки, показывать на карте мира океаны и материки (континенты). |
63 | Путешествие по материкам. | Урок введения нового материала | Работать с глобусом и картой: понимать условные знаки, показывать на карте мира материки. |
64 | Страны мира. | Урок открытия новых знаний | Работать с глобусом и картой: понимать условные знаки, различать физическую и политическую карты. Находить и показывать на политической карте мира нашу страну. Приводить примеры стран, расположенных на разных материках. |
65 | Впереди лето. | Урок формирования понятий и развития умений | Рассказывать о сезонных явлениях природы. Приводить примеры летних явлений в неживой и живой природе. Определять растения и животных с помощью атласа-определителя. Составить рассказ о красоте животных по своим наблюдениям. Оценивать свою работу. |
66-67 | Обобщение изученного материала. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия». | Урок повторения и углубления знаний Урок контроля | Выполнять тестовые задания учебника; |
68 | Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира». (Одного из проектов) | Урок защиты проектов | В ходе выполнения проекта ученики учатся: планировать работу, находить в книгах и сети Интернет материал о какой-либо стране мира; выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды); оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. |
1. При изучении темы «Родная страна» включать материал о своей родине – Бурятии и о своем районе.
2. Совместно с родителями составить проект «Родное село».
3. Экскурсии в разное время года, наблюдение за природой.
4. При изучении темы «Кто такие животные, птицы, рыбы, насекомые» включать материал о животных, которые водятся на территории Бурятии и в Мухоршибирском районе.
Проверочные работы имеют своей целью проверку усвоения изученного программного материала (по всей теме или по определенному се разделу). Для проведения проверочных работ учитель может отвести весь урок или его часть (10-15 минут).
Проверочные задания по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи направлены на выявление:
• умения узнавать в природе и на картинке цветы, деревья, кустарники, плоды, птиц, домашних и диких животных;
Выбор вида проверочных работ определяется необходимостью проверки знаний, умений и навыков учащихся по отдельным существенным вопросам изучаемой темы.
Основными видами проверочных работ по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи являются: