Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
Утверждаю:
Директор_________ Михайлова Н.В.
Приказ №_________________
От______________2020г.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Окружающий мир»
для слабослышащих и позднооглохших обучающихся по АООП НОО (Вариант 2.2)
__2020 – 2021 учебный год
2Б класс (2 часа в неделю)
Составил: О. А. Полуэктова
учитель начальных классов
категория:
соответствие занимаемой должности
Пояснительная записка.
1. Целевой раздел.
1. Целевой раздел.
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» разработана для 2 класса начального общего образования МБОУ СОШ №10 для детей-инвалидов, обучающихся по АООП для слабослышащих и позднооглохших детей (Вариант 2.2) ФГОС НОО ОВЗ на основе основополагающих документов современного российского образования:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. (Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. № 373-ФЗ);
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ;
Приказа Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19.12.2014 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Авторской программы по окружающему миру. Автор Плешаков А.А. Москва.: Просвещение. 2011.
Вариант 2.2 предполагает в большей степени развитие у обучающихся жизненной компетенции на основе планомерного введения в более сложную социальную среду, поэтапное формирование разных видов речевой деятельности (чтения, письма, слушания, говорения), речевого поведения, расширение жизненного опыта, социальных контактов, в том числе со слышащими детьми и взрослыми на основе словесной речи.
Вариант 2.2. предполагает, что слабослышащий и позднооглохший обучающийся получает образование в пролонгированные сроки сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием слышащих сверстников. Для обучающихся с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха нормативный срок обучения составляет 5 лет (1-5 классы). Указанный срок обучения увеличен до 6 лет за счёт введения первого дополнительного класса.
Вариант 2.2 предназначен для образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся (со слуховыми аппаратам и (или) имплантами), которые не достигают к моменту поступления в школу уровня развития (в том числе и речевого), близкого возрастной норме, не имеют дополнительных ограничений здоровья, препятствующих получению НОО в условиях, учитывающих их общие и особые образовательные потребности, связанные, в том числе, с овладением словесной речью (в устной и письменной формах), жизненными компетенциями. Достижения планируемых результатов освоения АООП НОО определяются по завершению обучения в начальной школе.
Целью реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся является создание условий, выполнения требований Стандарта через обеспечение личностного развития обучающихся, достижения ими планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы, обеспечение социальной адаптации и интеграции.
В соответствии с ФГОС НОО слабослышащих и позднооглохших обучающихся начальное общее образование обучающегося, будучи по итоговым достижениям к моменту завершения обучения сопоставимым с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, осуществляется в пролонгированные календарные сроки.
Цель изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе является воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества, развитие базовых способностей обучающихся на основе системно- деятельностного подхода в образовании.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
сформировать уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
сформировать начальные знания о предметах и явлениях окружающего мира, заложить основы экологической грамотности, создать условия для усвоения элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
способствовать усвоению простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживой природы, между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде;
развивать умение устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, прогнозировать простые последствия собственных действий и действий, совершаемых другими людьми.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
В структуру АООП НОО обязательно включается Программа коррекционной работы, направленная на коррекцию слухоречевого развития, преодоление коммуникативных барьеров и поддержку в освоении АООП НОО. Программа коррекционной работы предусматривает необходимость учёта особых образовательных потребностей слабослышащих и позднооглохших обучающихся посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Реализация программы коррекционной работы обеспечивает развитие жизненной компетенции обучающихся, оказывая влияние на результаты образования в целом. Формирование жизненной компетенции предполагает исходно заданное требование к образовательной подготовке ученика в этом направлении. Содержание требований жизненной компетенции отражается как в содержании ООП НОО, так и во внеурочной деятельности, по различным направлениям социально-адаптационной, образовательно- воспитательной и коррекционной работы. Формирование жизненной компетенции затрагивает проблемы коммуникации, сотрудничества, управления собственной деятельностью, самооценки, выполнение морально-этических норм и др.
Программа коррекционной работы должна обеспечивать:
выявление особых образовательных потребностей слабослышащих и позднооглохших обучающихся, обусловленных степенью снижения слуха, уровнем речевого развития и особенностями их психического развития;
осуществление индивидуально ориентированной психолого- медико-педагогической помощи обучающимся с нарушением слуха с учетом особенностей психофизического развития и их индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
возможность освоения обучающимися с нарушением слуха основной общеобразовательной программы начального общего образования и их интеграции/инклюзии в общеобразовательной организации;
возможность развития у слабослышащих и позднооглохших обучающихся адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию с взрослыми и учащимися по вопросам создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
возможность овладения обучающимися с нарушением слуха социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
навыками коммуникации;
дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной организации; осмысления своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей;
осуществление специальной поддержки освоения основной образовательной программы.
Цель программы – оказание комплексной помощи слабослышащим и позднооглохшим обучающимся в освоении основной общеобразовательной программы начального общего образования, коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, развитие жизненной компетенции, интеграция в среду нормально слышащих сверстников.
Задачи программы:
создание благоприятных условий для реализации особых образовательных потребностей слабослышащих и позднооглохших;
коррекционная помощь в овладении ими основной общеобразовательной программы начального общего образования;
специальная организация среды в соответствии с особенностями ограничений здоровья учащихся;
специальная психолого-педагогическая помощь в формировании полноценной жизненной компетенции слабослышащих и позднооглохших обучающихся;
оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) обучающихся с нарушением слуха.
В основу программы положены следующие принципы:
государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы Статья 3 часть 1 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).
образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
учет типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
соблюдения интересов ребёнка;
онтогенетический принцип;
учёт особенностей развития и коррекции нарушений слабослышащих и позднооглохших обучающихся, а также всесторонний подход всех специалистов, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса;
учёт социальных факторов в формировании личности слабослышащего и позднооглохшего обучающегося;
перенос знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в деятельность жизненной ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной жизни;
создание благоприятной социальной ситуации развития и обучения каждого слабослышащего и позднооглохшего ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями, особыми образовательными потребностями;
максимальное обогащение речевой практики;
компенсаторная направленность обучения в единстве с развитием сенсорной базы слабослышащих и позднооглохших обучающихся;
взаимодействие слабослышащих и позднооглохших обучающихся с их нормально развивающимися сверстниками;
социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Основные направления коррекционной работы:
Выделяют три основных направления работы по развитию речи слабослышащих школьников:
- формирование и развитие языковой способности;
- развитие речевой деятельности, подготовка к усвоению основных закономерностей языка. Для развития языковой способности используется подражание. Кроме того, при обучении слабослышащих детей языку широко используется предметная деятельность, обучение дактилю и речи на основе зрительного восприятия;
- коррекционная работа направлена также на развитие фонематического слуха. Работа по развитию фонематического слуха проводится совместно с коррекцией звукопроизношения, обогащением словарного запаса и предупреждениями аграмматизмов.
В основу формирования АООП НОО слабослышащих и позднооглохших положены следующие принципы:
- принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
- принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
- принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
- принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
- онтогенетический принцип;
- принцип преемственности, предполагающий при проектировании АООП ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования глухих обучающихся;
- принцип целостности содержания образования. Содержание образования едино. В основе структуры содержания образования лежит не понятие предмета, а понятие «образовательной области»;
- принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения неслышащими детьми всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
- принцип переноса знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации в деятельность в жизненной ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной Статья 3 часть 1 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203- ФЗ);
- принцип сотрудничества с семьей.
График коррекционных занятий обучающегося с ОВЗ по программе вариант 2.2.
№ урока | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
1 | | | | | |
2 | | | Занятия с педагогом – психологом По ½ урока Капалеев И. | | |
3 | | | | | |
4 | | | | | |
5 | Дополнительные занятия с детьми ОВЗ: Котельников К. Капалеев И. Чурсина Д. Упоров С. | | Дополнительные занятия с детьми ОВЗ: Котельников К. Капалеев И. Чурсина Д. Упоров С. | | Групповое занятие с логопедом: Котельников К. Чурсина Д. Упоров С. |
От занятий с логопедом законные представители ребёнка письменно отказались. Посещают платные занятия в «Гудвине».
Место учебного предмета в учебном плане
Предметная область «Обществознание и естествознание» – учебный предмет: Ознакомление с окружающим миром.
В соответствии с учебным планом на 2020-2021 учебный год на изучение предмета «Окружающий мир» во 2 классе отводится 2 часа в неделю, то есть 70 часов в год. Курс рассчитан на 35 учебные недели.
Основные требования к учащимся к концу 2 класса.
В результате освоения содержания предмета «Ознакомление с окружающим миром» к концу 2 класса обучающиеся должны знать / понимать:
– свои имя и фамилию, имена и фамилии одноклассников, состав семьи, имена и отчества учителя, воспитателя, членов семьи;
– особенности своего организма, ограничения здоровья и возможности познания окружающей действительности с помощью сохранных органов чувств и вспомогательной аппаратуры;
– элементарные правила здорового образа жизни, личной гигиены;
– названия предметов и объектов ближнего окружения (дома, школьных помещений), улиц города и дальнего окружения;
– несколько (до 10–15) распространённых в местности названий растений (деревья, кустарники, травянистые растения), животных (насекомые, пауки, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери), в том числе домашних животных;
– правила поведения дома, в школе, общественных местах, на улице;
– безопасную дорогу до школы, правила дорожного движения (сигналы светофора);
– название нашей страны и столицы; символику нашей страны (флаг и герб);
– названия нескольких городов, местные традиции, государственные праздники;
– основные правила безопасного поведения в различных общественных местах, а также при возникновении опасных природных ситуаций и в экстренных случаях.
В результате освоения содержания предмета «Ознакомление с окружающим миром» (к концу 2 класса) обучающиеся должны уметь:
– называть членов своей семьи, имена и отчества членов семьи, учителя, воспитателя;
– соблюдать правила культурного поведения (в школе, на транспорте, в театре, в группе, в семье и др.);
– соблюдать правила речевого этикета (благодарность, извинения), выражать приветствие, просьбу, желания;
– исполнять обязанности дежурного, члена семьи, следить за внешним видом, правильно пользоваться учебными принадлежностями;
– соблюдать правила личной гигиены и здорового образа жизни, следить за правильной осанкой; проявлять элементарные навыки самообслуживания;
– соблюдать правила первоначальной экологической культуры и безопасного поведения на природе и в разных погодных условиях;
– владеть навыками безопасного поведения в общественных местах; пользоваться доступными средствами связи при критических ситуациях и обращаться за необходимой помощью (пожар, плохое самочувствие, др.);
– показывать на географической карте и глобусе границы нашей Родины, столицу, 3–4 крупных города;
– знать основные достопримечательности своего города (села);
– различать времена года и время суток, ориентироваться во времени;
– устанавливать элементарные взаимосвязи между изменениями в природе и жизнедеятельностью человека (его занятиями, одеждой);
– овладевать приёмами самоконтроля, давать оценку своим поступкам (в элементарной форме);
– сообщать учителю, товарищу об интересных явлениях природы, о погоде, о своих домашних животных, интересных событиях;
– выражать свои желания/нежелания по отношению к чему-либо, характеризовать своё настроение и эмоциональное состояние окружающих людей (в элементарной форме), определять причину изменения настроения;
– наблюдать за природой и погодой своего края;
– вести дневник наблюдений (календарь погоды), фиксировать наблюдения в записях и зарисовках, рассказывать о результатах наблюдений, об экскурсиях, опытах;
– оперировать знаниями о признаках времён года, о животных, растениях, человеке, жизни города и страны в ходе учебных и игровых ситуаций;
– выделять существенные признаки при характеристике объектов живой и неживой природы;
– коллективно готовить проекты (презентации), выставки на темы: «Моя школа», «Мой город», «Моя семья», «9 Мая – День Победы», «Важные профессии» и др.
Освоение АООП НОО (вариант 2.2) осуществляется по специальным учебникам, а также с использованием компьютерных инструментов, предназначенных для слабослышащих и позднооглохших детей, отвечающим их особым образовательным потребностям обучающихся и позволяющим реализовывать выбранный вариант программы.
Систематическое изучение содержания курса по ознакомлению с окружающим миром обеспечивается на основе использования учебно-методических комплектов «Ознакомление с окружающим миром» для 1 дополнительного, 1 и 2 классов.
В соответствии с программами для слабослышащих и позднооглохших обучающихся учебник предполагает работу по пяти разделам: «О себе», «Моя школа», «Город, в котором я живу», «Родная страна», «Родная природа». По перечисленным разделам велось обучение в подготовительном и 1 классах, поэтому второклассники уже имеют определённый объём знаний, умений и навыков. Уроки во 2 классе предполагают уточнение и расширение понятий и представлений детей об окружающем мире, систематизацию их знаний.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Планируемые личностные результаты:
осознание себя гражданином своей страны, ощущение себя сопричастным общественной жизни (на уровне школы, семьи, города, страны), формирование чувства гордости за свою родину;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, положительное отношение к школе, к учебной деятельности; понимание смысла учения;
стремление к организованности и аккуратности в процессе учебной деятельности, проявлению учебной дисциплины;
любознательность, стремление к расширению собственных представлений о мире и человеке в нём; стремление к дальнейшему развитию собственных навыков и накоплению общекультурного опыта;
адекватные представления о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении (умение адекватно оценивать свои силы; пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами, необходимыми ассистивными средствами в разных ситуациях; специальной тревожной кнопкой на мобильном телефоне; написать при необходимости СМС-сообщение и другое);
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной жизни; умения включаться в разнообразные повседневные бытовые и школьные дела, вступать в общение со взрослыми и сверстниками в связи с возникающими жизненными ситуациями;
развитие и проявление этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, уважение к старшим и др.);
приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности трудовой и творческой деятельности человека; бережное отношение к результату чужого труда;
представление о нравственно-этических ценностях (помощь другому человеку; выражение сочувствия, благодарности; выполнение общепринятых правил и др.); стремление проявления заботы и внимания по отношению к окружающим людям и животным;
проявление эстетических потребностей, понимание ценностных ориентиров;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, способность давать элементарную нравственную оценку собственному поведению и поступкам других людей (сверстников, одноклассников);
проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания удачам/неудачам одноклассников;
умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности (нравится / не нравится; что получилось / что не получилось); принятие факта существования различных мнений;
адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих;
умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций (в урочной и внеурочной деятельности, при коллективных играх, оценивании деятельности одноклассников, обсуждении разных мнений, сравнении результата работ), готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
стремление к использованию приобретённых знаний и умений, в том числе в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной и коллективной учебной и внеурочной деятельности;
готовность и стремление к сотрудничеству со сверстниками на основе коллективной творческой деятельности, владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия для решения практических и творческих задач;
способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную коммуникацию), а также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими нарушения слуха;
бережное отношение к природе, проявление элементарной экологической грамотности;
установка на безопасный, здоровый образ жизни и применение правил безопасности и охраны собственного здоровья;
способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.); способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира; умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества;
умение понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и проявление способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. Планируемые метапредметные результаты:
различать (узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы;
описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое;
проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов;
использовать словарь учебника (словари УМК), определители (гербарии) растений, дополнительный материал в Интернете в процессе изучения нового материала или при составлении плана рассказа, доклада, презентации;
использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника или план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий, как этапы постановки опытов или выполнения задания;
использовать готовые модели (условные знаки, глобус, план, план-карту, карту) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов;
обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе (осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение);
определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека (соблюдать правила экологического поведения в быту);
использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья; осознанно выполнять режим дня, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
работать с картой;
различать государственную символику РФ, символику городов России, описывать достопримечательности городов и своего края;
различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на ленте времени;
используя дополнительные источники информации находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (школьный коллектив, семья, общество);
соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни;
воспитывать пиетет к культовым сооружениям и уважение к чувствам верующих людей;
проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правил;
взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе; обеспечивать социальную компетентность и учет позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.
Планируемые предметные результаты:
получение, расширение и уточнение искажённых представлений об окружающем мире;
установление природоведческих обобщений, простейшей систематизации и классификации изучаемых объектов;
усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (доступных для осознания младшими школьниками);
сформированность умения наблюдать, исследовать явления и объекты окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов и характеризовать факты и события культуры, истории общества, религии;
сформированность умения работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, определитель, схема, интернет);
сформированность умения осуществлять информативный поиск в словарях, справочниках, картах, определителях (в том числе на электронных носителях), в интернете для выполнения учебного задания или для практических целей;
способность использовать готовые модели (глобус, карта, план, план-карта, схемы маршрутов) и их условные обозначения для поиска необходимой информации и объяснения социальных и природных явлений;
способность использовать готовые модели и другие источники информации (расписания поездов,
накопление специальных природоведческих терминов, слов и словосочетаний, обозначающих объекты и явления природы, выражающие временные и пространственные отношения, и включение их в самостоятельную речь;
осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
освоение доступных способов изучения природы и общества в условиях интересных и доступных обучающемуся видов деятельности (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
развитие навыков выявления и установления причинно-следственных связей в окружающем мире;
воспитание уважения к стране, её истории и культуре, чувства гордости за победы и свершения России, уважительного отношения к родному краю, своей семье;
овладение слухозрительным восприятием и воспроизведением лексики, связанной с организацией учебной деятельности, тематической и терминологической лексики, используемой при изучении данного предмета.
2. Содержательный раздел.
Содержание учебного предмета
Где мы живем (4 ч)
Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Удмуртия на карте России. Флаг, герб, гимн России.
Коррекционная работа. Составление небольшого текста о символах России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа.
Коррекционная работа. Словесное описание по опорным словам или картинкам.
Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Коррекционная работа . Пополнение словарного запаса: «рукотворный мир»
Экскурсия: Что нас окружает?
Природа (20 ч)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода. Природа Урала.
Коррекционная работа. Построение понятных для партнера высказываний. Пополнение словарного запаса: «явления природы, погода, температура, термометр».
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.
Коррекционная работа. Пополнение словарного запаса: «созвездия».
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Коррекционная работа. Пополнение словарного запаса: «горные породы» и «минералы».
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения.
Коррекционная работа. Рассказ о загрязнении и охране воздуха и воды. Составление небольшого текста о значении воздуха и воды для живой природы.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними. Растения Урала.
Коррекционная работа. Построение предложений о группах растений.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Животные Урала.
Коррекционная работа. Построение предложений о группах животных.
Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).
Коррекционная работа. Построение предложений об осенних явлениях .
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Коррекционная работа. Построение предложений об отрицательном влиянии людей на растения и животных .
Красная книга России и Урала: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
Коррекционная работа. Пополнение словарного запаса: «Красная книга». Построение предложений о знакомстве с животными и растениями, помещенными в «Красную книгу».
Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.
Коррекционная работа. Помощь участия в диалоге.
Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.
Коррекционная работа. Помощь в формулировании выводов: о свойствах воды, воздуха, в распознании деревьев, кустарников, трав, с представителями дикорастущих и культурных растений, об охране окружающей среды на практических работах.
Жизнь города и села (10 ч)
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.
Коррекционная работа. Помощь в составлении рассказа о своем городе.
Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Коррекционная работа. Помощь в составлении рассказа о своем доме по плану.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).
Коррекционная работа. Пополнение словарного запаса: «экономика».
Промышленные предприятия Урала. Строительство в городе (селе).
Коррекционная работа. Помощь в составлении рассказа о промышленных предприятиях Урала.
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Коррекционная работа. Помощь в составлении рассказа о видах транспорта.
Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).
Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя). Наследие уральского народа.
Коррекционная работа. Помощь в составлении рассказа о промышленных предприятиях Урала.
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя). Проект «Профессии жителей с. Коптелово».
Коррекционная работа. Помощь в составлении рассказа о профессиях людей, занятых на производстве, о труде писателей, учёного, артиста, учителей и др.
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Коррекционная работа. Помощь в составлении рассказа о сезонных изменениях в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу. Пополнение словарного запаса «Экологические связи».
Экскурсии: Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города.
Коррекционная работа. Помощь участия в диалоге.
Здоровье и безопасность (9ч)
Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).
Коррекционная работа. Пополнение словарного запаса: «части тела человека».
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Коррекционная работа. Формулирование правил дорожного движения (с опорой на иллюстрацию).
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.
Коррекционная работа. Формулирование правил безопасного поведения в быту ( с опорой на иллюстрацию).
Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.
Коррекционная работа. Формулирование правил безопасного поведения в лесу и на воде ( с опорой на иллюстрацию).
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые.
Коррекционная работа. Формулировка правил сбора грибов.
Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Коррекционная работа. Формулирование правил поведения при контакте с незнакомыми людьми.
Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.
Коррекционная работа. Применение правил перехода улицы на практике.
Общение (7 ч)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Коррекционная работа. Помощь в составлении рассказа о своей семье по плану.
Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Коррекционная работа. Формулирование правил поведения в школе.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
Коррекционная работа. Участие в инсценировании.
Практическая работа: Отработка основных правил этикета.
Коррекционная работа. Участие в диалоге.
Путешествия (18 ч)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Коррекционная работа. Пополнение словарного запаса: «горизонт», «стороны горизонта».
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.
Коррекционная работа. Составление небольшого текста о формах земной поверхности.
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Коррекционная работа. Формулирование признаков весны.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.
Коррекционная работа. Участие в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).
Коррекционная работа. Помощь в составлении рассказа об одном из городов России.
Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
Коррекционная работа. Участие в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Экскурсии: Летние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края.
Коррекционная работа. Рассказ о летних изменениях в природе.
Резерв 2 часа.
Формы организации учебных занятий
Обучение осуществляется:
а) на специально выделенных уроках по ознакомлению с окружающим миром;
г) в условиях организованной внеурочной деятельности под руководством воспитателей в интернате.
Основная форма организации учебных занятий – урок. Продолжительность урока со 2 по 4 классы составляет 40 минут.
Формы организации учебной деятельности на уроке: фронтальная; групповая; парная; индивидуальная.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательно-коррекционного процесса в образовательной организации.
Виды деятельности обучающихся в течение учебного года,
осуществляемые под педагогическим руководством
Экскурсии по школе, на пришкольный участок, в магазин (супермаркет, булочную), на рынок, на главную площадь города, к памятнику, по главной улице города (села), к строительству дома (издалека), в троллейбусный или автобусный парк, в метро, в парк, к ближайшему водоему, в зоопарк, в планетарий, на огород (в теплицу), в сад, в краеведческий музей.
Наблюдения:
за погодой и изменениями характеристик её составляющих (температура воздуха, облачность, осадки, ветер);
за сезонными изменениями в природе (распускание почек на ветках, принесённых в помещение ранней весной, поведение птиц и насекомых ближайшего окружения в осенне-весенний период);
за сменой времени суток (закат, рассвет, полная луна, месяц, звезды в ясную ночь, долгота дня);
за домашними животными и аквариумными рыбками (особенности поведения, приёмы ухода и безопасного обращения);
за образцами правильного поведения в обществе и на природе, за собственным внешним видом;
за изменениями настроения (собственного и окружающих) в связи с изменениями в погоде, самочувствии, во взаимоотношениях с людьми и др.
Участие в работах на пришкольном участке, подкормка птиц зимой.
Совместное приготовление к школьным праздникам, привлечение обучающихся к участию в общешкольных и внешкольных общественных мероприятиях.
Наблюдения и элементарные практические опыты по изучению своей внешности, строения и особенностей своего организма (измерение роста, веса и пульса), познание своих возможностей восприятия окружающей действительности посредством различных органов чувств, ограничения и способов компенсации.
Получение элементарных навыков пользования ИКТ. Участие в подборе материалов на заданную тему и подготовке проекта с привлечением информационно-коммуникационных технологий (Интернет, программа Microsoft PowerPoint), переписка посредством электронной почты.
Процедуры итоговой и промежуточной оценки результатов усвоения программы «Ознакомление с окружающим миром» требуют учёта особых образовательных потребностей слабослышащих и позднооглохших обучающихся: адаптацию предлагаемого ребенку тестового (контрольно-оценочного) материала как по форме предъявления (использование и устных и письменных инструкций), так и по сути (упрощение длинных сложных формулировок инструкций, разбивка на части, подбор доступных пониманию ребенка аналогов и др.); специальную психолого-педагогическую помощь обучающемуся (на этапах принятия, выполнения учебного задания и контроля результативности), дозируемую исходя из индивидуальных особенностей здоровья ребенка.
При оценке результатов освоения программы «Ознакомление с окружающим миром» обеспечивается необходимость ребенку с нарушением слуха права проходить итоговую аттестацию не только в общих, но и в иных формах – индивидуально, в привычной обстановке, в присутствии знакомого взрослого и с использованием средств, облегчающих организацию его ответа, без заявленных для ребенка ограничениях во времени.
При оценке результатов обучения используется традиционная система отметок по 5‑балльной шкале. Такой подход не исключает возможности использования и других подходов к оцениванию результатов обучения учащихся. В любом случае, при оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование (социальных) жизненных компетенций.
Примеры контрольно-оценочных материалов.
Контрольная работа на конец 1 четверти
№ п/п | Содержание задания | Оценка каждым учащимся собственной деятельности (на уровне хорошо/плохо; рад/не рад) |
1 | Нарисуй, что делали ребята вчера во дворе | |
2 | Напиши, как одеты люди в сентябре | |
3 | Каких животных ты видел(а) осенью? Бабочка, жук, муха, ворона, синица, лягушка, собака, ёж, лошадь | |
4 | Прочитай текст. Прочитай текст. найди 5 признаков осени. Наступил сентябрь, потом октябрь и ноябрь. Погода была хорошая. Ребята много гуляли в парке, во дворе. Но когда был дождь, дул холодный ветер, дети не выходили на прогулку. С деревьев облетели все листья. Только ёлки и сосны были зелёные. Птицы собирались в стаи и улетали в тёплые страны. Взрослые много работали в поле, в огороде. Они собирали урожай | |
5 | Напиши ответы на вопросы. Как тебя зовут? Как твоя фамилия? Какие уроки бывают во вторник? Что есть в твоём классе? Что лежит у тебя на парте? Какая сегодня погода? Каких домашних животных ты знаешь? | |
6 | Какие дорожные знаки ты видел(а)? Нарисуй | |
7 | Покажи, как ухаживать за комнатными растениями. | |
| | Сколько заданий ты выполнил(а)? Ты доволен (довольна)? Ты рад(а)? Ты огорчён (огорчена)? |
Контрольная работа на конец 2 четверти
№ п/п | Содержание задания | Оценка учащимся деятельности одноклассника на основе предложенной системы баллов |
1 | Нарисуй, что делали ребята вчера во дворе. | |
2 | Напиши, как одеты люди в декабре | |
3 | Каких животных ты видел(а) поздней осенью? Бабочка, жук, муха, ворона, синица, лягушка, собака, ёж, лошадь | |
4 | Прочитай текст. Найди 5 признаков зимы. Наступил декабрь. На улице холодно. Солнце светит мало и плохо греет. Берёзы стоят без листьев, а ёлки – зелёные. Часто идёт снег. Снег лежит на земле, на деревьях. Ребята гуляют во дворе. Они катаются на лыжах | |
5 | Как называется наша страна? Нарисуй флаг нашей страны. Напиши свой домашний адрес | |
6 | Посмотри свой дневник наблюдений. Какая погода была в декабре? | |
7 | Напиши названия птиц. (Предлагаются картинки с изображениями птиц: ворона, синица, снегирь, воробей, галка) | |
8 | Напиши. Ноябрь – это конец … . Декабрь – это … зимы. | |
9 | | Попроси одноклассника проверить твою работу. Не выполнил(а) задание – 0 баллов. Выполнил(а) задание с ошибкой – 5 баллов. Выполнил(а) задание без ошибок – 10 баллов. Сколько баллов ты набрал(а)? |
Контрольная работа на конец 3 четверти
№ п/п | Содержание задания | Оценка учащимся собственных действий на основе предложенной системы баллов (под руководством учителя) |
1 | Нарисуй, что делали ребята вчера во дворе | 5 баллов |
2 | Напиши, как одеты люди в феврале | 5 баллов |
3 | Каких животных ты видел(а) в марте? | 5 баллов |
4 | Посмотри в окно. Подчеркни правильные ответы. Снег лежит? (Да. Нет.) Снег лежит везде? (Да. Нет.) Снег лежит кое-где? (Да. Нет.) | 5 баллов |
5 | Выполни задания самостоятельно. Какие овощи ты ел(а) зимой? Снег тает … … (от мороза, от солнца, от ветра, от дождя, от тепла). Какие праздники были в третьей четверти? | 5 баллов 10 баллов 5 баллов |
6 | Нарисуй и напиши, как надо поступить потом. (Предлагаются картинки: мальчик с цветами на пороге квартиры звонит в дверь; девочка завтракает, рядом стоят салфетки; мальчик подписывает адрес на почтовом конверте; девочка гладит, утюг включён в розетку) | 20 баллов |
7 | Попроси учительницу проверить твою работу | 5 баллов |
Контрольная работа на конец 4 четверти (годовая контрольная работа)
№ п/п | Содержание задания | Оценка учащимся собственных действий на основе предложенной системы баллов |
| Выполни задания самостоятельно | |
1 | Нарисуй, что делали ребята вчера во дворе вчера | 10 баллов |
2 | Напиши, как были обеты люди в мае | 10 баллов |
3 | Запиши. Весна – это … (декабрь, март, апрель, июнь, май) | 5 баллов |
4 | Ты следил(а) за погодой в мае? Посмотри свой календарь погоды и сделай вывод (выбери ответ). Май холодный. Май жаркий. Май тёплый | 10 баллов |
5 | Выбери нужное словосочетание. Весной … (прилетают птицы, улетают птицы, птицы вьют гнёзда, ребята делают кормушки, взрослые делают скворечники) | 10 баллов |
6 | Какие заводы и фабрики есть в твоём городе? Напиши | 20 баллов |
7 | Какие праздники были в мае? Выбери правильный ответ. Новый год, День Победы, Праздник Весны и Труда, День защитника Отечества, Международный женский день | 15 баллов |
8 | Напиши ответы. Какая сегодня погода? Какие стоят деревья? Есть облака на небе? Какая температура воздуха? | 5 баллов 5 баллов 5 баллов 5 баллов |
9 | | Сосчитай, сколько баллов ты набрал(а). Ты доволен (довольна)? |
Для осуществления промежуточного и итогового контроля целесообразно привлекать разработки тестовых заданий, содержащихся в электронной форме учебника. Тестовые электронные задания предполагают их использование в качестве тренажёра и контроля непосредственно по ходу изучения каждой темы, многократное обращение к ним в течение учебного года для осуществления текущего мониторинга, а также итоговый контрольный срез на конец учебного года.
При оценке предметных результатов учитель руководствуется следующими критериями:
Оценка «5» ставится, если обучающийся в полном объёме демонстрирует знания и умения, полученные на уроках по данному предмету, применяет их в решении практических задач и переносит их в аналогичные ситуации, опираясь на собственные знания, представления и практический опыт. Допускается помощь учителя, которая ограничивается указанием в случае необходимости на какую-либо ошибку или неточность, при этом обучающийся демонстрирует способность исправить ошибку. Учитывается усвоение нового словаря по предмету.
Оценка «4» ставится, если обучающийся демонстрирует знания и умения, полученные на уроках по данному предмету, применяет их в решении практических задач, но демонстрирует неспособность использовать полученные знания и умения в других аналогичных ситуациях. Устный ответ или письменная работа, а также практические действия ученика могут содержать 1–2 неточности, но в целом результат самостоятельной работы правильный. Допускается помощь учителя, которая ограничивается указанием в случае необходимости на какую-либо ошибку или неточность, при этом обучающийся демонстрирует способность исправить ошибку. Учитывается усвоение нового словаря по предмету.
Оценка «3» ставится, если обучающийся не в полном объёме демонстрирует знания и умения, полученные на уроках по данному предмету, и сталкивается с трудностями при решении практических задач. Обучающийся допускает множественные ошибки и не достигает ожидаемого результата при выполнении практического задания. Характер допущенных ошибок свидетельствуют о невысоком уровне осознанного усвоения пройденного материала.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание или непонимание большей части учебного материала, а помощь учителя и наводящие вопросы не оказывают влияния на содержание деятельности обучающегося.
3. Организационный раздел.
Поурочное планирование по окружающему миру
2 класс (70 ч)
№ п/п | Тема | Виды деятельности обучающихся на уроке |
Где мы живем (4ч) |
1. | Родная страна. | Беседа. Рассматривание картинок, плакатов, фотографий. |
2. | Город и село. Проект. Родной город. | Беседа. Рассматривание картинок, плакатов, фотографий. |
3. | Природа и рукотворный мир. | |
4. | Обобщение знаний по теме: «Где мы живем». Проверочная работа. | Выполнение заданий индивидуально. Оценивание своих знаний и умений (рад/не рад, доволен/не доволен). |
Природа (19ч) |
5. | Неживая и живая природа. | Рассматривание картинок и описание изображённого. Подбор картинок по заданию, соотнесение со словесным описанием. |
6. | Явления природы. Сезонные явления природы. | Чтение текста. Беседа. Подбор фотографий на заданную тему. Поиск информации в сети Интернет. Индивидуальная работа по карточке. |
7. | Погода. Наблюдение за погодой своего края. | Выполнение заданий во время экскурсии на природу. Сбор природных материалов для последующих поделок. |
8. | Осенние изменения в природе. Экскурсия. |
9. | Осенние изменения в природе (урок). |
10. | Звездное небо. | Рассматривание картинок и описание изображённого. Подбор картинок по заданию, соотнесение со словесным описанием |
11. | Заглянем в кладовые Земли. |
12. | Про воздух… |
13. | …И про воду. |
14. | Какие бывают растения. | Рассматривание картинок, ответы на вопросы учителя. |
15. | Какие бывают животные. | Соотнесение подписей с картинками. Выбор ответов при установлении причинно-следственных связей. Сравнение объектов животного мира, выделение основных отличительных черт. Установление причинно-следственных связей. Выбор ответов из предложенного ряда. Оценка мнений одноклассников. |
16. | Невидимые нити. | Соотнесение подписей с картинками. Выбор ответов при установлении причинно-следственных связей. |
17. | Дикорастущие и культурные растения. | Индивидуальная работа по карточке. Раскрашивание по заданию. |
18. | Дикие и домашние животные. | Индивидуальная работа по карточке. Раскрашивание по заданию. |
19. | Комнатные растения. | Индивидуальная работа по карточке. Раскрашивание по заданию. |
20. | Животные живого уголка. | Рассматривание картинок, чтение подписей. Оценка своих знаний. Поиск информации и фотографий в сети Интернет (с помощью учителя). Отгадывание загадки. Чтение текста. |
21. | Про кошек и собак. |
22. | Будь природе другом! Проект. Красная книга, или возьмем под защиту. | Рассматривание картинок и описание изображённого. Подбор картинок по заданию, соотнесение со словесным описанием. |
23. | Обобщение знаний по теме: «Природа». Проверочная работа. | Выполнение заданий индивидуально. Оценивание своих знаний и умений (рад/не рад, доволен/не доволен) |
Жизнь города и села (10ч) |
24. | Что такое экономика. | Рассматривание картинок и описание изображённого. Подбор картинок по заданию, соотнесение со словесным описанием. |
25. | Из чего что сделано. | Рассматривание картинок и описание изображённого. Подбор картинок по заданию, соотнесение со словесным описанием |
26. | Как построить дом. | Рассматривание картинок и описание изображённого. Подбор картинок по заданию, соотнесение со словесным описанием |
27. | Какой бывает транспорт. | Рассматривание картинок, подбор подписей. Чтение текста. Привлечение собственного опыта, ответы на вопросы учителя. |
28. | Культура и образование. | Рассматривание картинок и описание изображённого. Подбор картинок по заданию, соотнесение со словесным описанием. |
29. | Все профессии важны. Проект. Профессии. |
30. | В гости к зиме. Экскурсия. | Рассматривание картинок-загадок, выделение сходных внешних черт объектов, применение воображения Установление причинно-следственных связей в изменениях в природе. Подбор подписей к картинкам. |
31. | В гости к зиме (урок). |
32. | Обобщение знаний по теме «Жизнь города и села». Проверочная работа. | Чтение текста и рассматривание картинки. Привлечение собственного опыта в обсуждении темы с одноклассниками |
33. | Презентация проектов. Родной город. Красная книга, или Возьмем под защиту. Профессии. | Заполнение дневника наблюдений. Ведение наблюдений за природой и погодой |
Здоровье и безопасность (9ч) |
34. | Строение тела человека. | Рассматривание сюжетной картинки с обсуждением правил поведения. Сравнение собственных действий с изучаемыми правилами поведения, выводы Использование знаний и умений, полученных на других уроках при выполнении задания, предложенного в учебнике (чтение сказки, лепка, рассказывание, инсценировка). |
35. | Если хочешь быть здоров. |
36. | Берегись автомобиля! | Игра-«ходилка»: демонстрация правил дорожного движения с помощью фигурки человечка. Привлечение собственного опыта, беседа. Чтение правил дорожного движения, выводы. |
37. | Школа пешеходов. |
38. | Домашние опасности. | Рассматривание картинок и описание изображённого. Подбор картинок по заданию, соотнесение со словесным описанием |
39. | Пожар! |
40. | На воде и в лесу | Рассматривание картинок и описание изображённого. Подбор картинок по заданию, соотнесение со словесным описанием. |
41. | Опасные незнакомые. |
42. | Обобщение знаний по теме «Здоровье и безопасность». Проверочная работа. | Выполнение заданий индивидуально. Оценивание своих знаний и умений (рад/не рад, доволен/не доволен). |
Общение (7ч) |
43. | Наша дружная семья. | Рассматривание картинок и описание изображённого. Подбор картинок по заданию, соотнесение со словесным описанием. |
44. | Проект. Родословная. |
45. | В школе. Правила культурного общения и поведения. |
46. | Правила вежливости. |
47. | Ты и твои друзья. |
48. | Мы – зрители и пассажиры. | Рассматривание картинок и описание изображённого. Подбор картинок по заданию, соотнесение со словесным описанием. |
49. | Обобщение знаний по теме «Общение». Проверочная работа. | Выполнение заданий индивидуально. Оценивание своих знаний и умений (рад/не рад, доволен/не доволен). |
Путешествия (17ч) |
50. | Посмотри вокруг. | Рассматривание картинок и описание изображённого. Подбор картинок по заданию, соотнесение со словесным описанием. |
51. | Ориентирование на местности. |
52. | Формы земной поверхности. |
53. | Водные богатства. Моря и океаны. |
54. | В гости к весне. Экскурсия. | Выборочное чтение и выписывание предложений из текста по заданию Установление причинно-следственных связей. Аргументация ответов, обмен мнениями Беседа с учителем, привлечение собственного опыта Чтение текста, активизация наблюдений Наблюдения за изменениями в природе. Фиксация наблюдений за погодой. |
55. | В гости к весне (урок). |
56. | Россия на карте. План и карта. | Чтение текста, рассматривание картинок и фотографий. |
57. | Проект. «Города России». |
58. | Путешествие по Москве |
59. | Московский Кремль. |
60. | Город на Неве. |
61. | Путешествие по планете. | Рассматривание картинок и описание изображённого. Подбор картинок по заданию, соотнесение со словесным описанием |
62. | Путешествие по материкам. |
63. | Страны мира. Проект. «Страны мира». |
64. | Впереди лето. Летние опасности. |
65. | Обобщение знаний по теме «Путешествия». Проверочная работа. | Выполнение заданий индивидуально. Оценивание своих знаний и умений (рад/не рад, доволен/не доволен). |
66. | Презентация проектов. «Родословная», «Города России», «Страны мира». | Представление проекта. |
67- 68. | Резерв. | |
Учебно –методическое и материально-техническое обеспечение
Учебно-методические комплекты для учащихся:
Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2013.
Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник 2 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2013.
Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2017.
Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2017.
Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир. 2 класс. Москва «Вако», 2018.
Учебно-методические комплекты для учителя:
1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. М.: Просвещение 2001г
2. Т.Н Максимова. Окружающий мир. Поурочные разработки: 2 класс. Москва «Вако», 2015.
Технические средства:
Классная доска с набором приспособлением для крепления таблиц, картинок.
Мультимедийный проектор.
Компьютер.
Компьютерные и информационно – коммуникативные средства:
Детские электронные книги и презентации: http://viki.rdf.ru/
Учительский портал: http://www.uchportal.ru/
http://www.zavuch.info/
официальный сайт образовательной программы «Школа России»: school-russia.prosv.ru
Детские презентации http://viki.rdf.ru/list-all-presentations/
Окружающий мир. 1-4класс. CD-ROM. Электронное приложение к учебнику.
В помощь современному учителю http://k-yroky.ru/load/67
Электронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир»,2 класс