СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Окружающий мир» для слабослышащих и позднооглохших обучающихся по АООП НОО (Вариант 2.2) во 2Б классе, УМК "Школа России",

Нажмите, чтобы узнать подробности

                              АДАПТИРОВАННАЯ   РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «Окружающий мир»

для слабослышащих и позднооглохших обучающихся по АООП НОО (Вариант 2.2)

__2020 – 2021 учебный год

2Б класс (2 часа в неделю)

 

Просмотр содержимого документа
«АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Окружающий мир» для слабослышащих и позднооглохших обучающихся по АООП НОО (Вариант 2.2) во 2Б классе, УМК "Школа России",»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10»





Утверждаю:

Директор_________ Михайлова Н.В.

Приказ №_________________

От______________2020г.






АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «Окружающий мир»

для слабослышащих и позднооглохших обучающихся по АООП НОО (Вариант 2.2)

__2020 – 2021 учебный год

2Б класс (2 часа в неделю)













Составил: О. А. Полуэктова

учитель начальных классов

категория:

соответствие занимаемой должности












Пояснительная записка.

1. Целевой раздел.

1. Целевой раздел.

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» разработана для 2 класса начального общего образования МБОУ СОШ №10 для детей-инвалидов, обучающихся по АООП для слабослышащих и позднооглохших детей (Вариант 2.2) ФГОС НОО ОВЗ на основе основополагающих документов современного российского образования:

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. (Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. № 373-ФЗ);

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ;

  • Приказа Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19.12.2014 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

  • Авторской программы по окружающему миру. Автор Плешаков А.А. Москва.: Просвещение. 2011.

Вариант 2.2 предполагает в большей степени развитие у обучающихся жизненной компетенции на основе планомерного введения в более сложную социальную среду, поэтапное формирование разных видов речевой деятельности (чтения, письма, слушания, говорения), речевого поведения, расширение жизненного опыта, социальных контактов, в том числе со слышащими детьми и взрослыми на основе словесной речи.

Вариант 2.2. предполагает, что слабослышащий и позднооглохший обучающийся получает образование в пролонгированные сроки сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием слышащих сверстников. Для обучающихся с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха нормативный срок обучения составляет 5 лет (1-5 классы). Указанный срок обучения увеличен до 6 лет за счёт введения первого дополнительного класса.

Вариант 2.2 предназначен для образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся (со слуховыми аппаратам и (или) имплантами), которые не достигают к моменту поступления в школу уровня развития (в том числе и речевого), близкого возрастной норме, не имеют дополнительных ограничений здоровья, препятствующих получению НОО в условиях, учитывающих их общие и особые образовательные потребности, связанные, в том числе, с овладением словесной речью (в устной и письменной формах), жизненными компетенциями. Достижения планируемых результатов освоения АООП НОО определяются по завершению обучения в начальной школе.

Целью реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся является создание условий, выполнения требований Стандарта через обеспечение личностного развития обучающихся, достижения ими планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы, обеспечение социальной адаптации и интеграции.

В соответствии с ФГОС НОО слабослышащих и позднооглохших обучающихся начальное общее образование обучающегося, будучи по итоговым достижениям к моменту завершения обучения сопоставимым с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, осуществляется в пролонгированные календарные сроки.

Цель изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе является воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества, развитие базовых способностей обучающихся на основе системно- деятельностного подхода в образовании.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

  • сформировать уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

  • сформировать начальные знания о предметах и явлениях окружающего мира, заложить основы экологической грамотности, создать условия для усвоения элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

  • способствовать усвоению простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживой природы, между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде;

  • развивать умение устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, прогнозировать простые последствия собственных действий и действий, совершаемых другими людьми.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

В структуру АООП НОО обязательно включается Программа коррекционной работы, направленная на коррекцию слухоречевого развития, преодоление коммуникативных барьеров и поддержку в освоении АООП НОО. Программа коррекционной работы предусматривает необходимость учёта особых образовательных потребностей слабослышащих и позднооглохших обучающихся посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Реализация программы коррекционной работы обеспечивает развитие жизненной компетенции обучающихся, оказывая влияние на результаты образования в целом. Формирование жизненной компетенции предполагает исходно заданное требование к образовательной подготовке ученика в этом направлении. Содержание требований жизненной компетенции отражается как в содержании ООП НОО, так и во внеурочной деятельности, по различным направлениям социально-адаптационной, образовательно- воспитательной и коррекционной работы. Формирование жизненной компетенции затрагивает проблемы коммуникации, сотрудничества, управления собственной деятельностью, самооценки, выполнение морально-этических норм и др.

Программа коррекционной работы должна обеспечивать:

  • выявление особых образовательных потребностей слабослышащих и позднооглохших обучающихся, обусловленных степенью снижения слуха, уровнем речевого развития и особенностями их психического развития;

  • осуществление индивидуально ориентированной психолого- медико-педагогической помощи обучающимся с нарушением слуха с учетом особенностей психофизического развития и их индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

  • возможность освоения обучающимися с нарушением слуха основной общеобразовательной программы начального общего образования и их интеграции/инклюзии в общеобразовательной организации;

  • возможность развития у слабослышащих и позднооглохших обучающихся адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию с взрослыми и учащимися по вопросам создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;

  • возможность овладения обучающимися с нарушением слуха социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

  • навыками коммуникации;

  • дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной организации; осмысления своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей;

  • осуществление специальной поддержки освоения основной образовательной программы.

Цель программы – оказание комплексной помощи слабослышащим и позднооглохшим обучающимся в освоении основной общеобразовательной программы начального общего образования, коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, развитие жизненной компетенции, интеграция в среду нормально слышащих сверстников.

Задачи программы:

  • создание благоприятных условий для реализации особых образовательных потребностей слабослышащих и позднооглохших;

  • коррекционная помощь в овладении ими основной общеобразовательной программы начального общего образования;

  • специальная организация среды в соответствии с особенностями ограничений здоровья учащихся;

  • специальная психолого-педагогическая помощь в формировании полноценной жизненной компетенции слабослышащих и позднооглохших обучающихся;

  • оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) обучающихся с нарушением слуха.

  • В основу программы положены следующие принципы:

  • государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы Статья 3 часть 1 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).

  • образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);

  • учет типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;

  • соблюдения интересов ребёнка;

  • онтогенетический принцип;

  • учёт особенностей развития и коррекции нарушений слабослышащих и позднооглохших обучающихся, а также всесторонний подход всех специалистов, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса;

  • учёт социальных факторов в формировании личности слабослышащего и позднооглохшего обучающегося;

  • перенос знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в деятельность жизненной ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной жизни;

  •  создание благоприятной социальной ситуации развития и обучения каждого слабослышащего и позднооглохшего ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями, особыми образовательными потребностями;

  • максимальное обогащение речевой практики;

  • компенсаторная направленность обучения в единстве с развитием сенсорной базы слабослышащих и позднооглохших обучающихся;

  •  взаимодействие слабослышащих и позднооглохших обучающихся с их нормально развивающимися сверстниками;

    • приобщение слабослышащих и позднооглохших обучающихся к

  • социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Основные направления коррекционной работы:

Выделяют три основных направления работы по развитию речи слабослышащих школьников:

- формирование и развитие языковой способности;

- развитие речевой деятельности, подготовка к усвоению основных закономерностей языка. Для развития языковой способности используется подражание. Кроме того, при обучении слабослышащих детей языку широко используется предметная деятельность, обучение дактилю и речи на основе зрительного восприятия;

- коррекционная работа направлена также на развитие фонематического слуха. Работа по развитию фонематического слуха проводится совместно с коррекцией звукопроизношения, обогащением словарного запаса и предупреждениями аграмматизмов.

В основу формирования АООП НОО слабослышащих и позднооглохших положены следующие принципы:

- принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);

- принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;

- принцип коррекционной направленности образовательного процесса;

- принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;

- онтогенетический принцип;

- принцип преемственности, предполагающий при проектировании АООП ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования глухих обучающихся;

- принцип целостности содержания образования. Содержание образования едино. В основе структуры содержания образования лежит не понятие предмета, а понятие «образовательной области»;

- принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения неслышащими детьми всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;

- принцип переноса знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации в деятельность в жизненной ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной Статья 3 часть 1 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203- ФЗ);

- принцип сотрудничества с семьей.

График коррекционных занятий обучающегося с ОВЗ по программе вариант 2.2.

урока

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

1






2


Занятия с педагогом – психологом

По ½ урока

Капалеев И.




3






4






5

Дополнительные занятия с детьми ОВЗ: Котельников К.

Капалеев И.

Чурсина Д.

Упоров С.



Дополнительные занятия с детьми ОВЗ: Котельников К.

Капалеев И.

Чурсина Д.

Упоров С.


Групповое занятие с логопедом:

Котельников К.

Чурсина Д.

Упоров С.

От занятий с логопедом законные представители ребёнка письменно отказались. Посещают платные занятия в «Гудвине».


Место учебного предмета в учебном плане

Предметная область «Обществознание и естествознание» – учебный предмет: Ознакомление с окружающим миром.

В соответствии с учебным планом на 2020-2021 учебный год на изучение предмета «Окружающий мир» во 2 классе отводится 2 часа в неделю, то есть 70 часов в год. Курс рассчитан на 35 учебные недели.

Основные требования к учащимся к концу 2 класса.

В результате освоения содержания предмета «Ознакомление с окружающим миром» к концу 2 класса обучающиеся должны знать / понимать:

– свои имя и фамилию, имена и фамилии одноклассников, состав семьи, имена и отчества учителя, воспитателя, членов семьи;

– особенности своего организма, ограничения здоровья и возможности познания окружающей действительности с помощью сохранных органов чувств и вспомогательной аппаратуры;

– элементарные правила здорового образа жизни, личной гигиены;

– названия предметов и объектов ближнего окружения (дома, школьных помещений), улиц города и дальнего окружения;

– несколько (до 10–15) распространённых в местности названий растений (деревья, кустарники, травянистые растения), животных (насекомые, пауки, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери), в том числе домашних животных;

– правила поведения дома, в школе, общественных местах, на улице;

– безопасную дорогу до школы, правила дорожного движения (сигналы светофора);

– название нашей страны и столицы; символику нашей страны (флаг и герб);

– названия нескольких городов, местные традиции, государственные праздники;

– основные правила безопасного поведения в различных общественных местах, а также при возникновении опасных природных ситуаций и в экстренных случаях.


В результате освоения содержания предмета «Ознакомление с окружающим миром» (к концу 2 класса) обучающиеся должны уметь:

– называть членов своей семьи, имена и отчества членов семьи, учителя, воспитателя;

– соблюдать правила культурного поведения (в школе, на транспорте, в театре, в группе, в семье и др.);

– соблюдать правила речевого этикета (благодарность, извинения), выражать приветствие, просьбу, желания;

– исполнять обязанности дежурного, члена семьи, следить за внешним видом, правильно пользоваться учебными принадлежностями;

– соблюдать правила личной гигиены и здорового образа жизни, следить за правильной осанкой; проявлять элементарные навыки самообслуживания;

– соблюдать правила первоначальной экологической культуры и безопасного поведения на природе и в разных погодных условиях;

– владеть навыками безопасного поведения в общественных местах; пользоваться доступными средствами связи при критических ситуациях и обращаться за необходимой помощью (пожар, плохое самочувствие, др.);

– показывать на географической карте и глобусе границы нашей Родины, столицу, 3–4 крупных города;

– знать основные достопримечательности своего города (села);

– различать времена года и время суток, ориентироваться во времени;

– устанавливать элементарные взаимосвязи между изменениями в природе и жизнедеятельностью человека (его занятиями, одеждой);

– овладевать приёмами самоконтроля, давать оценку своим поступкам (в элементарной форме);

– сообщать учителю, товарищу об интересных явлениях природы, о погоде, о своих домашних животных, интересных событиях;

– выражать свои желания/нежелания по отношению к чему-либо, характеризовать своё настроение и эмоциональное состояние окружающих людей (в элементарной форме), определять причину изменения настроения;

– наблюдать за природой и погодой своего края;

– вести дневник наблюдений (календарь погоды), фиксировать наблюдения в записях и зарисовках, рассказывать о результатах наблюдений, об экскурсиях, опытах;

– оперировать знаниями о признаках времён года, о животных, растениях, человеке, жизни города и страны в ходе учебных и игровых ситуаций;

– выделять существенные признаки при характеристике объектов живой и неживой природы;

– коллективно готовить проекты (презентации), выставки на темы: «Моя школа», «Мой город», «Моя семья», «9 Мая – День Победы», «Важные профессии» и др.

Освоение АООП НОО (вариант 2.2) осуществляется по специальным учебникам, а также с использованием компьютерных инструментов, предназначенных для слабослышащих и позднооглохших детей, отвечающим их особым образовательным потребностям обучающихся и позволяющим реализовывать выбранный вариант программы.

Систематическое изучение содержания курса по ознакомлению с окружающим миром обеспечивается на основе использования учебно-методических комплектов «Ознакомление с окружающим миром» для 1 дополнительного, 1 и 2 классов.

В соответствии с программами для слабослышащих и позднооглохших обучающихся учебник предполагает работу по пяти разделам: «О себе», «Моя школа», «Город, в котором я живу», «Родная страна», «Родная природа». По перечисленным разделам велось обучение в подготовительном и 1 классах, поэтому второклассники уже имеют определённый объём знаний, умений и навыков. Уроки во 2 классе предполагают уточнение и расширение понятий и представлений детей об окружающем мире, систематизацию их знаний.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Планируемые личностные результаты:

  • осознание себя гражданином своей страны, ощущение себя сопричастным общественной жизни (на уровне школы, семьи, города, страны), формирование чувства гордости за свою родину;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, положительное отношение к школе, к учебной деятельности; понимание смысла учения;

  • стремление к организованности и аккуратности в процессе учебной деятельности, проявлению учебной дисциплины;

  • любознательность, стремление к расширению собственных представлений о мире и человеке в нём; стремление к дальнейшему развитию собственных навыков и накоплению общекультурного опыта;

  • адекватные представления о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении (умение адекватно оценивать свои силы; пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами, необходимыми ассистивными средствами в разных ситуациях; специальной тревожной кнопкой на мобильном телефоне; написать при необходимости СМС-сообщение и другое);

  • овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной жизни; умения включаться в разнообразные повседневные бытовые и школьные дела, вступать в общение со взрослыми и сверстниками в связи с возникающими жизненными ситуациями;

  • развитие и проявление этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, уважение к старшим и др.);

  • приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности трудовой и творческой деятельности человека; бережное отношение к результату чужого труда;

  • представление о нравственно-этических ценностях (помощь другому человеку; выражение сочувствия, благодарности; выполнение общепринятых правил и др.); стремление проявления заботы и внимания по отношению к окружающим людям и животным;

  • проявление эстетических потребностей, понимание ценностных ориентиров;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, способность давать элементарную нравственную оценку собственному поведению и поступкам других людей (сверстников, одноклассников);

  • проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания удачам/неудачам одноклассников;

  • умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности (нравится / не нравится; что получилось / что не получилось); принятие факта существования различных мнений;

  • адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих;

  • умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций (в урочной и внеурочной деятельности, при коллективных играх, оценивании деятельности одноклассников, обсуждении разных мнений, сравнении результата работ), готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;

  • стремление к использованию приобретённых знаний и умений, в том числе в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной и коллективной учебной и внеурочной деятельности;

  • готовность и стремление к сотрудничеству со сверстниками на основе коллективной творческой деятельности, владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия для решения практических и творческих задач;

  • способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную коммуникацию), а также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими нарушения слуха;

  • бережное отношение к природе, проявление элементарной экологической грамотности;

  • установка на безопасный, здоровый образ жизни и применение правил безопасности и охраны собственного здоровья;

  • способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;

  • способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.); способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира; умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества;

  • умение понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и проявление способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. Планируемые метапредметные результаты:

  • различать (узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы;

  • описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое;

  • проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов;

  • использовать словарь учебника (словари УМК), определители (гербарии) растений, дополнительный материал в Интернете в процессе изучения нового материала или при составлении плана рассказа, доклада, презентации;

  • использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника или план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий, как этапы постановки опытов или выполнения задания;

  • использовать готовые модели (условные знаки, глобус, план, план-карту, карту) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов;

  • обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе (осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение);

  • определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека (соблюдать правила экологического поведения в быту);

  • использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья; осознанно выполнять режим дня, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

  • работать с картой;

  • различать государственную символику РФ, символику городов России, описывать достопримечательности городов и своего края;

  • различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на ленте времени;

  • используя дополнительные источники информации находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;

  • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (школьный коллектив, семья, общество);

  • соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни;

  • воспитывать пиетет к культовым сооружениям и уважение к чувствам верующих людей;

  • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правил;

  • взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе; обеспечивать социальную компетентность и учет позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

  • контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.

Планируемые предметные результаты:

  • получение, расширение и уточнение искажённых представлений об окружающем мире;

  • установление природоведческих обобщений, простейшей систематизации и классификации изучаемых объектов;

  • усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (доступных для осознания младшими школьниками);

  • сформированность умения наблюдать, исследовать явления и объекты окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов и характеризовать факты и события культуры, истории общества, религии;

  • сформированность умения работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, определитель, схема, интернет);

  • сформированность умения осуществлять информативный поиск в словарях, справочниках, картах, определителях (в том числе на электронных носителях), в интернете для выполнения учебного задания или для практических целей;

  • способность использовать готовые модели (глобус, карта, план, план-карта, схемы маршрутов) и их условные обозначения для поиска необходимой информации и объяснения социальных и природных явлений;

  • способность использовать готовые модели и другие источники информации (расписания поездов,

  • накопление специальных природоведческих терминов, слов и словосочетаний, обозначающих объекты и явления природы, выражающие временные и пространственные отношения, и включение их в самостоятельную речь;

  • осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

  • освоение доступных способов изучения природы и общества в условиях интересных и доступных обучающемуся видов деятельности (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

  • развитие навыков выявления и установления причинно-следственных связей в окружающем мире;

  • воспитание уважения к стране, её истории и культуре, чувства гордости за победы и свершения России, уважительного отношения к родному краю, своей семье;

  • овладение слухозрительным восприятием и воспроизведением лексики, связанной с организацией учебной деятельности, тематической и терминологической лексики, используемой при изучении данного предмета.

2. Содержательный раздел.

Содержание учебного предмета

Где мы живем (4 ч)

Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Удмуртия на карте России. Флаг, герб, гимн России.

Коррекционная работа. Составление небольшого текста о символах России.

Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа.

Коррекционная работа. Словесное описание по опорным словам или картинкам.

Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.

Коррекционная работа . Пополнение словарного запаса: «рукотворный мир»

Экскурсия: Что нас окружает?

Природа (20 ч)

Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода. Природа Урала.

Коррекционная работа. Построение понятных для партнера высказываний. Пополнение словарного запаса: «явления природы, погода, температура, термометр».

Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.

Коррекционная работа. Пополнение словарного запаса: «созвездия».

Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.

Коррекционная работа. Пополнение словарного запаса: «горные породы» и «минералы».

Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения.

Коррекционная работа. Рассказ о загрязнении и охране воздуха и воды. Составление небольшого текста о значении воздуха и воды для живой природы.

Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними. Растения Урала.

Коррекционная работа. Построение предложений о группах растений.

Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Животные Урала.

Коррекционная работа. Построение предложений о группах животных.

Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические  связи  между растениями  и  животными: растения – пища   и   укрытие   для   животных;   животные – распространители  плодов  и  семян растений  (изучается по усмотрению учителя).

Коррекционная работа. Построение предложений об осенних явлениях .

Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.

Коррекционная работа. Построение предложений об отрицательном влиянии людей на растения и животных .

Красная книга России и Урала: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.

Коррекционная работа. Пополнение словарного запаса: «Красная книга». Построение предложений о знакомстве с животными и растениями, помещенными в «Красную книгу».

Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.

Коррекционная работа. Помощь участия в диалоге.

Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.

Коррекционная работа. Помощь в формулировании выводов: о свойствах воды, воздуха, в распознании деревьев, кустарников, трав, с представителями дикорастущих и культурных растений, об охране окружающей среды на практических работах.

Жизнь города и села (10 ч)

Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.

Коррекционная работа. Помощь в составлении рассказа о своем городе.

Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.

Коррекционная работа. Помощь в составлении рассказа о своем доме по плану.

Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).

Коррекционная работа. Пополнение словарного запаса: «экономика».

Промышленные предприятия Урала. Строительство в городе (селе).

Коррекционная работа. Помощь в составлении рассказа о промышленных предприятиях Урала.

Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.

Коррекционная работа. Помощь в составлении рассказа о видах транспорта.

Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).

Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и   т. д. (по выбору учителя). Наследие уральского народа.

Коррекционная работа. Помощь в составлении рассказа о промышленных предприятиях Урала.

Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя). Проект «Профессии жителей с. Коптелово».

Коррекционная работа. Помощь в составлении рассказа о профессиях людей, занятых на производстве, о труде писателей, учёного, артиста, учителей и др.

Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.

Коррекционная работа. Помощь в составлении рассказа о сезонных изменениях в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу. Пополнение словарного запаса «Экологические связи».

Экскурсии: Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города.

Коррекционная работа. Помощь участия в диалоге.

Здоровье и безопасность (9ч)

Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).

Коррекционная работа. Пополнение словарного запаса: «части тела человека».

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).

Коррекционная работа. Формулирование правил дорожного движения (с опорой на иллюстрацию).

Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.

Коррекционная работа. Формулирование правил безопасного поведения в быту ( с опорой на иллюстрацию).

Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.

Коррекционная работа. Формулирование правил безопасного поведения в лесу и на воде ( с опорой на иллюстрацию).

Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые.

Коррекционная работа. Формулировка правил сбора грибов.

Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.

Коррекционная работа. Формулирование правил поведения при контакте с незнакомыми людьми.

Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.

Коррекционная работа. Применение правил перехода улицы на практике.

Общение (7 ч)

Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.

Коррекционная работа. Помощь в составлении рассказа о своей семье по плану.

Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.

Коррекционная работа. Формулирование правил поведения в школе.

Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).

Коррекционная работа. Участие в инсценировании.

Практическая работа: Отработка основных правил этикета.

Коррекционная работа. Участие в диалоге.

Путешествия (18 ч)

Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.

Коррекционная работа. Пополнение словарного запаса: «горизонт», «стороны горизонта».

Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.

Коррекционная работа. Составление небольшого текста о формах земной поверхности.

Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.

Коррекционная работа. Формулирование признаков весны.

Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.

Коррекционная работа. Участие в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).

Коррекционная работа. Помощь в составлении рассказа об одном из городов России.

Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.

Коррекционная работа. Участие в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Экскурсии: Летние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края.

Коррекционная работа. Рассказ о летних изменениях в природе.

Резерв 2 часа.

Формы организации учебных занятий

Обучение осуществляется:

а) на специально выделенных уроках по ознакомлению с окружающим миром;

г) в условиях организованной внеурочной деятельности под руководством воспитателей в интернате.

Основная форма организации учебных занятий – урок. Продолжительность урока со 2 по 4 классы составляет 40 минут.

Формы организации учебной деятельности на уроке: фронтальная; групповая; парная; индивидуальная.

Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательно-коррекционного процесса в образовательной организации.

Виды деятельности обучающихся в течение учебного года,

осуществляемые под педагогическим руководством

Экскурсии по школе, на пришкольный участок, в магазин (супермаркет, булочную), на рынок, на главную площадь города, к памятнику, по главной улице города (села), к строительству дома (издалека), в троллейбусный или автобусный парк, в метро, в парк, к ближайшему водоему, в зоопарк, в планетарий, на огород (в теплицу), в сад, в краеведческий музей.

Наблюдения:

за погодой и изменениями характеристик её составляющих (температура воздуха, облач­ность, осадки, ветер);

за сезонными изменениями в природе (распускание почек на ветках, принесённых в помещение ранней весной, поведение птиц и насекомых ближайшего окружения в осенне-весенний период);

за сменой времени суток (закат, рассвет, полная луна, месяц, звезды в ясную ночь, долгота дня);

за домашними животными и аквариумными рыбками (особенности поведения, приёмы ухода и безопасного обращения);

за образцами правильного поведения в обществе и на природе, за собственным внешним видом;

за изменениями настроения (собственного и окружающих) в связи с изменениями в погоде, самочувствии, во взаимоотношениях с людьми и др.

Участие в работах на пришкольном участке, подкормка птиц зимой.

Совместное приготовление к школьным праздникам, привлечение обучающихся к участию в общешкольных и внешкольных общественных мероприятиях.

Наблюдения и элементарные практические опыты по изучению своей внешности, строения и особенностей своего организма (измерение роста, веса и пульса), познание своих возможностей восприятия окружающей действительности посредством различных органов чувств, ограничения и способов компенсации.

Получение элементарных навыков пользования ИКТ. Участие в подборе материалов на заданную тему и подготовке проекта с привлечением информационно-коммуникационных технологий (Интернет, программа Microsoft PowerPoint), переписка посредством электронной почты.

Процедуры итоговой и промежуточной оценки результатов усвоения программы «Ознакомление с окружающим миром» требуют учёта особых образовательных потребностей слабослышащих и позднооглохших обучающихся: адаптацию предлагаемого ребенку тестового (контрольно-оценочного) материала как по форме предъявления (использование и устных и письменных инструкций), так и по сути (упрощение длинных сложных формулировок инструкций, разбивка на части, подбор доступных пониманию ребенка аналогов и др.); специальную психолого-педагогическую помощь обучающемуся (на этапах принятия, выполнения учебного задания и контроля результативности), дозируемую исходя из индивидуальных особенностей здоровья ребенка.

При оценке результатов освоения программы «Ознакомление с окружающим миром» обеспечивается необходимость ребенку с нарушением слуха права проходить итоговую аттестацию не только в общих, но и в иных формах – индивидуально, в привычной обстановке, в присутствии знакомого взрослого и с использованием средств, облегчающих организацию его ответа, без заявленных для ребенка ограничениях во времени.

При оценке результатов обучения используется традиционная система отметок по 5‑балльной шкале. Такой подход не исключает возможности использования и других подходов к оцениванию результатов обучения учащихся. В любом случае, при оценке итоговых пред­мет­ных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие, которые сти­мулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, ока­зывали бы положительное влияние на формирование (социальных) жизненных ком­пе­тен­ций.

Примеры контрольно-оценочных материалов.

Контрольная работа на конец 1 четверти

№ п/п

Содержание задания

Оценка каждым учащимся собственной деятельности (на уровне хорошо/плохо; рад/не рад)

1

Нарисуй, что делали ребята вчера во дворе


2

Напиши, как одеты люди в сентябре


3

Каких животных ты видел(а) осенью?

Бабочка, жук, муха, ворона, синица, лягушка, собака, ёж, лошадь


4

Прочитай текст. Прочитай текст. найди 5 признаков осени.

Наступил сентябрь, потом октябрь и ноябрь. Погода была хорошая. Ребята много гуляли в парке, во дворе. Но когда был дождь, дул холодный ветер, дети не выходили на прогулку.

С деревьев облетели все листья. Только ёлки и сосны были зелёные. Птицы собирались в стаи и улетали в тёплые страны.

Взрослые много работали в поле, в огороде. Они собирали урожай


5

Напиши ответы на вопросы.

Как тебя зовут? Как твоя фамилия?

Какие уроки бывают во вторник?

Что есть в твоём классе?

Что лежит у тебя на парте?

Какая сегодня погода?

Каких домашних животных ты знаешь?


6

Какие дорожные знаки ты видел(а)? Нарисуй


7

Покажи, как ухаживать за комнатными растениями.




Сколько заданий ты выполнил(а)?

Ты доволен (довольна)?

Ты рад(а)?

Ты огорчён (огорчена)?


Контрольная работа на конец 2 четверти

№ п/п

Содержание задания

Оценка учащимся деятельности одноклассника на основе предложенной системы баллов

1

Нарисуй, что делали ребята вчера во дворе.


2

Напиши, как одеты люди в декабре


3

Каких животных ты видел(а) поздней осенью?

Бабочка, жук, муха, ворона, синица, лягушка, собака, ёж, лошадь


4

Прочитай текст. Найди 5 признаков зимы.

Наступил декабрь. На улице холодно. Солнце светит мало и плохо греет. Берёзы стоят без листьев, а ёлки – зелёные. Часто идёт снег. Снег лежит на земле, на деревьях. Ребята гуляют во дворе. Они катаются на лыжах


5

Как называется наша страна?

Нарисуй флаг нашей страны.

Напиши свой домашний адрес


6

Посмотри свой дневник наблюдений. Какая погода была в декабре?


7

Напиши названия птиц. (Предлагаются картинки с изображениями птиц: ворона, синица, снегирь, воробей, галка)


8

Напиши.

Ноябрь – это конец … .

Декабрь – это … зимы.


9


Попроси одноклассника проверить твою работу. Не выполнил(а) задание – 0 баллов.

Выполнил(а) задание с ошибкой – 5 баллов.

Выполнил(а) задание без ошибок – 10 баллов.

Сколько баллов ты набрал(а)?


Контрольная работа на конец 3 четверти

№ п/п

Содержание задания

Оценка учащимся собственных действий на основе предложенной системы баллов (под руководством учителя)

1

Нарисуй, что делали ребята вчера во дворе

5 баллов

2

Напиши, как одеты люди в феврале

5 баллов

3

Каких животных ты видел(а) в марте?

5 баллов

4

Посмотри в окно. Подчеркни правильные ответы.

Снег лежит? (Да. Нет.)

Снег лежит везде? (Да. Нет.)

Снег лежит кое-где? (Да. Нет.)

5 баллов

5

Выполни задания самостоятельно.

Какие овощи ты ел(а) зимой?

Снег тает … … (от мороза, от солнца, от ветра, от дождя, от тепла).

Какие праздники были в третьей четверти?


5 баллов

10 баллов


5 баллов

6

Нарисуй и напиши, как надо поступить потом. (Предлагаются картинки: мальчик с цветами на пороге квартиры звонит в дверь; девочка завтракает, рядом стоят салфетки; мальчик подписывает адрес на почтовом конверте; девочка гладит, утюг включён в розетку)

20 баллов

7

Попроси учительницу проверить твою работу

5 баллов


Контрольная работа на конец 4 четверти (годовая контрольная работа)

№ п/п

Содержание задания

Оценка учащимся собственных действий на основе предложенной системы баллов


Выполни задания самостоятельно


1

Нарисуй, что делали ребята вчера во дворе вчера

10 баллов

2

Напиши, как были обеты люди в мае

10 баллов

3

Запиши.

Весна – это … (декабрь, март, апрель, июнь, май)

5 баллов

4

Ты следил(а) за погодой в мае? Посмотри свой календарь погоды и сделай вывод (выбери ответ).

Май холодный.

Май жаркий.

Май тёплый

10 баллов

5

Выбери нужное словосочетание.

Весной … (прилетают птицы, улетают птицы, птицы вьют гнёзда, ребята делают кормушки, взрослые делают скворечники)

10 баллов

6

Какие заводы и фабрики есть в твоём городе? Напиши

20 баллов

7

Какие праздники были в мае? Выбери правильный ответ.

Новый год, День Победы, Праздник Весны и Труда, День защитника Отечества, Международный женский день

15 баллов

8

Напиши ответы.

Какая сегодня погода?

Какие стоят деревья?

Есть облака на небе?

Какая температура воздуха?


5 баллов

5 баллов

5 баллов

5 баллов

9


Сосчитай, сколько баллов ты набрал(а). Ты доволен (довольна)?


Для осуществления промежуточного и итогового контроля целесообразно привлекать разработки тестовых заданий, содержащихся в электронной форме учебника. Тестовые электронные задания предполагают их использование в качестве тренажёра и контроля непосредственно по ходу изучения каждой темы, многократное обращение к ним в течение учебного года для осуществления текущего мониторинга, а также итоговый контрольный срез на конец учебного года.

При оценке предметных результатов учитель руководствуется следующими критериями:

Оценка «5» ставится, если обучающийся в полном объёме демонстрирует знания и умения, полученные на уроках по данному предмету, применяет их в решении практических задач и переносит их в аналогичные ситуации, опираясь на собственные знания, представления и практический опыт. Допускается помощь учителя, которая ограничивается указанием в случае необходимости на какую-либо ошибку или неточность, при этом обучающийся демонстрирует способность исправить ошибку. Учитывается усвоение нового словаря по предмету.

Оценка «4» ставится, если обучающийся демонстрирует знания и умения, полученные на уроках по данному предмету, применяет их в решении практических задач, но демонстрирует неспособность использовать полученные знания и умения в других аналогичных ситуациях. Устный ответ или письменная работа, а также практические действия ученика могут содержать 1–2 неточности, но в целом результат самостоятельной работы правильный. Допускается помощь учителя, которая ограничивается указанием в случае необходимости на какую-либо ошибку или неточность, при этом обучающийся демонстрирует способность исправить ошибку. Учитывается усвоение нового словаря по предмету.

Оценка «3» ставится, если обучающийся не в полном объёме демонстрирует знания и умения, полученные на уроках по данному предмету, и сталкивается с трудностями при решении практических задач. Обучающийся допускает множественные ошибки и не достигает ожидаемого результата при выполнении практического задания. Характер допущенных ошибок свидетельствуют о невысоком уровне осознанного усвоения пройденного материала.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание или непонимание большей части учебного материала, а помощь учителя и наводящие вопросы не оказывают влияния на содержание деятельности обучающегося.

3. Организационный раздел.

Поурочное планирование по окружающему миру

2 класс (70 ч)

№ п/п

Тема

Виды деятельности обучающихся на уроке

Где мы живем (4ч)

1.

Родная страна.

Беседа. Рассматривание картинок, плакатов, фотографий.

2.

Город и село. Проект. Родной город.

Беседа. Рассматривание картинок, плакатов, фотографий.

3.

Природа и рукотворный мир.


4.

Обобщение знаний по теме: «Где мы живем». Проверочная работа.

Выполнение заданий индивидуально. Оценивание своих знаний и умений (рад/не рад, доволен/не доволен).

Природа (19ч)

5.

Неживая и живая природа.

Рассматривание картинок и описание изображённого. Подбор картинок по заданию, соотнесение со словесным описанием.

6.

Явления природы. Сезонные явления природы.

Чтение текста. Беседа. Подбор фотографий на заданную тему. Поиск информации в сети Интернет. Индивидуальная работа по карточке.

7.

Погода. Наблюдение за погодой своего края.

Выполнение заданий во время экскурсии на природу. Сбор природных материалов для последующих поделок.

8.

Осенние изменения в природе. Экскурсия.

9.

Осенние изменения в природе (урок).

10.

Звездное небо.

Рассматривание картинок и описание изображённого. Подбор картинок по заданию, соотнесение со словесным описанием

11.

Заглянем в кладовые Земли.

12.

Про воздух…

13.

…И про воду.

14.

Какие бывают растения.

Рассматривание картинок, ответы на вопросы учителя.

15.

Какие бывают животные.

Соотнесение подписей с картинками. Выбор ответов при установлении причинно-следственных связей.

Сравнение объектов животного мира, выделение основных отличительных черт. Установление причинно-следственных связей. Выбор ответов из предложенного ряда. Оценка мнений одноклассников.

16.

Невидимые нити.

Соотнесение подписей с картинками. Выбор ответов при установлении причинно-следственных связей.

17.

Дикорастущие и культурные растения.

Индивидуальная работа по карточке. Раскрашивание по заданию.

18.

Дикие и домашние животные.

Индивидуальная работа по карточке. Раскрашивание по заданию.

19.

Комнатные растения.

Индивидуальная работа по карточке. Раскрашивание по заданию.

20.

Животные живого уголка.

Рассматривание картинок, чтение подписей. Оценка своих знаний. Поиск информации и фотографий в сети Интернет (с помощью учителя). Отгадывание загадки. Чтение текста.

21.

Про кошек и собак.

22.

Будь природе другом! Проект. Красная книга, или возьмем под защиту.

Рассматривание картинок и описание изображённого. Подбор картинок по заданию, соотнесение со словесным описанием.

23.

Обобщение знаний по теме: «Природа». Проверочная работа.

Выполнение заданий индивидуально. Оценивание своих знаний и умений (рад/не рад, доволен/не доволен)

Жизнь города и села (10ч)

24.

Что такое экономика.

Рассматривание картинок и описание изображённого. Подбор картинок по заданию, соотнесение со словесным описанием.

25.

Из чего что сделано.

Рассматривание картинок и описание изображённого. Подбор картинок по заданию, соотнесение со словесным описанием

26.

Как построить дом.

Рассматривание картинок и описание изображённого. Подбор картинок по заданию, соотнесение со словесным описанием

27.

Какой бывает транспорт.

Рассматривание картинок, подбор подписей. Чтение текста. Привлечение собственного опыта, ответы на вопросы учителя.

28.

Культура и образование.

Рассматривание картинок и описание изображённого. Подбор картинок по заданию, соотнесение со словесным описанием.

29.

Все профессии важны. Проект. Профессии.

30.

В гости к зиме. Экскурсия.

Рассматривание картинок-загадок, выделение сходных внешних черт объектов, применение воображения

Установление причинно-следственных связей в изменениях в природе. Подбор подписей к картинкам.

31.

В гости к зиме (урок).

32.

Обобщение знаний по теме «Жизнь города и села». Проверочная работа.

Чтение текста и рассматривание картинки. Привлечение собственного опыта в обсуждении темы с одноклассниками

33.

Презентация проектов. Родной город. Красная книга, или Возьмем под защиту. Профессии.

Заполнение дневника наблюдений. Ведение наблюдений за природой и погодой

Здоровье и безопасность (9ч)

34.

Строение тела человека.

Рассматривание сюжетной картинки с обсуждением правил поведения. Сравнение собственных действий с изучаемыми правилами поведения, выводы

Использование знаний и умений, полученных на других уроках при выполнении задания, предложенного в учебнике (чтение сказки, лепка, рассказывание, инсценировка).

35.

Если хочешь быть здоров.

36.

Берегись автомобиля!

Игра-«ходилка»: демонстрация правил дорожного движения с помощью фигурки человечка. Привлечение собственного опыта, беседа. Чтение правил дорожного движения, выводы.

37.

Школа пешеходов.

38.

Домашние опасности.

Рассматривание картинок и описание изображённого. Подбор картинок по заданию, соотнесение со словесным описанием

39.

Пожар!

40.

На воде и в лесу

Рассматривание картинок и описание изображённого. Подбор картинок по заданию, соотнесение со словесным описанием.

41.

Опасные незнакомые.

42.

Обобщение знаний по теме «Здоровье и безопасность». Проверочная работа.

Выполнение заданий индивидуально. Оценивание своих знаний и умений (рад/не рад, доволен/не доволен).

Общение (7ч)

43.

Наша дружная семья.

Рассматривание картинок и описание изображённого. Подбор картинок по заданию, соотнесение со словесным описанием.

44.

Проект. Родословная.

45.

В школе. Правила культурного общения и поведения.

46.

Правила вежливости.

47.

Ты и твои друзья.

48.

Мы – зрители и пассажиры.

Рассматривание картинок и описание изображённого. Подбор картинок по заданию, соотнесение со словесным описанием.

49.

Обобщение знаний по теме «Общение». Проверочная работа.

Выполнение заданий индивидуально. Оценивание своих знаний и умений (рад/не рад, доволен/не доволен).

Путешествия (17ч)

50.

Посмотри вокруг.

Рассматривание картинок и описание изображённого. Подбор картинок по заданию, соотнесение со словесным описанием.

51.

Ориентирование на местности.

52.

Формы земной поверхности.

53.

Водные богатства. Моря и океаны.

54.

В гости к весне. Экскурсия.

Выборочное чтение и выписывание предложений из текста по заданию

Установление причинно-следственных связей. Аргументация ответов, обмен мнениями

Беседа с учителем, привлечение собственного опыта

Чтение текста, активизация наблюдений

Наблюдения за изменениями в природе. Фиксация наблюдений за погодой.

55.

В гости к весне (урок).

56.

Россия на карте. План и карта.

Чтение текста, рассматривание картинок и фотографий.

57.

Проект. «Города России».

58.

Путешествие по Москве

59.

Московский Кремль.

60.

Город на Неве.

61.

Путешествие по планете.

Рассматривание картинок и описание изображённого. Подбор картинок по заданию, соотнесение со словесным описанием

62.

Путешествие по материкам.

63.

Страны мира. Проект. «Страны мира».

64.

Впереди лето. Летние опасности.

65.

Обобщение знаний по теме «Путешествия». Проверочная работа.

Выполнение заданий индивидуально. Оценивание своих знаний и умений (рад/не рад, доволен/не доволен).

66.

Презентация проектов. «Родословная», «Города России», «Страны мира».

Представление проекта.

67- 68.

Резерв.



Учебно –методическое и материально-техническое обеспечение

Учебно-методические комплекты для учащихся:

  1. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2013.

  2. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник 2 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2013.

  3. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2017.

  4. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2017.

  5. Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир. 2 класс. Москва «Вако», 2018.

Учебно-методические комплекты для учителя:

1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. М.: Просвещение 2001г

2. Т.Н Максимова. Окружающий мир. Поурочные разработки: 2 класс. Москва «Вако», 2015.

Технические средства:

Классная доска с набором приспособлением для крепления таблиц, картинок.

Мультимедийный проектор.

Компьютер.

Компьютерные и информационно – коммуникативные средства:

  • Детские электронные книги и презентации: http://viki.rdf.ru/

  • Учительский портал: http://www.uchportal.ru/

  • http://www.zavuch.info/

  • официальный сайт образовательной программы «Школа России»: school-russia.prosv.ru

  • Детские презентации http://viki.rdf.ru/list-all-presentations/

  • Окружающий мир. 1-4класс. CD-ROM. Электронное приложение к учебнику.

  • В помощь современному учителю http://k-yroky.ru/load/67

  • Электронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир»,2 класс








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!