Тема: «Гражданская оборона: вчера, сегодня, завтра».
Цели: познакомить учащихся с историей возникновения Гражданской обороны в России, функциями Гражданской обороны, с руководителями ГО, с задачами ГО, с сигналами Го и действиями населения в военное и мирное время.
Оборудование: проектор, презентация, обучающий фильм «Спасик и его друзья», памятки «Действие населения по сигналам ГО», индивидуальные ватно-марлевые повязки, общевойсковой защитный комплект (ОЗК).
Ход занятия.
(Презентация.1 слайд.)
- Здравствуйте, ребята. 2012год был объявлен годом Гражданской обороны в России. Сегодня, 4 октября, во всех школах страны проходит единый урок по Гражданской обороне. Урок этот посвящён 84-годовщине со дня образования Гражданской обороны в России.
Цель нашего урока познакомиться с историей возникновения Гражданской обороны в России, узнать об основных функциях ГО, отработать действия по сигналам ГО.
(Презентация.2 слайд.)
Историческая справка. Выступление учащихся с опорой на презентацию к уроку.
Гражданская оборона-это система мер, направленных на подготовку к защите и защиту населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих во время военных действий.
Создана она была 4 октября 1932 года и называлась общесоюзная система противопожарной обороны, а в 1961 году была переименована в гражданскую оборону.
В настоящее время это отлаженная и эффективно работающая система, оказывающая экстренную помощь при форс-мажорных ситуациях не только в нашей стране, но и за рубежом. В ее состав входят противопожарная служба, войска гражданской обороны, авиация, поисково-спасательные подразделения, работающие в круглосуточном режиме реагирования на чрезвычайные происшествия.
(Презентация.3 слайд.)
Гражданская оборона (ГО) является одной из важнейших функций государства. ГО обеспечивает оборонное строительство и безопасность населения страны. Первыми серьёзными испытаниями ГО стала Великая Отечественная война. Подразделения противовоздушной обороны во время ВОВ обезвредили 40.000 зажигательных бомб, потушили 2700 пожаров, ликвидировали 3000 крупных аварий. В те годы впервые была организована система защиты населения, которая сохранила жизни тысячам мирных граждан.
(Презентация.4 - слайд.)
В состав Гражданской обороны входят :
Поисково - спасательные подразделения.
(Презентация.5 - слайд.) фильм
(Презентация.6 - слайд.)
Противопожарная служба.
(Презентация.7 - слайд.) фильм
(Презентация.8 - слайд.)
Войска Гражданской обороны.
(Презентация.9 - слайд.) фильм
(Презентация.10 - слайд.)
Авиация МЧС.
(Презентация.11 - слайд.) фильм
(Презентация.12 - слайд.)
Служба спасения на воде.
(Презентация.13 - слайд.)
Сегодня войска ГО входят в состав Министерства РФ по делам ГО, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МСЧ России)
с 1994 г. по 2012 год должность Министра Российской Федерации по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий занимал
Шойгу Сергей Кужугетович
(Презентация.14 - слайд.)
Министр Российской Федерации по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий
Пучков Владимир Андреевич
(Презентация.15 - слайд.)
В нашей школе существует штаб Гражданской обороны, который обеспечивает обучение, защиту и оповещение учащихся и работников школы при возникновении чрезвычайных ситуаций.
(Презентация.16- слайд.)
Уроки ОБЖ в школе являются частью Гражданской обороны.
(Презентация.17- слайд.)
Одними из задач гражданской обороны являются:
1.Обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих в результате чрезвычайных ситуаций.
2.Оповещение населения об опасности.
( Презентация.18- слайд.)
Это должен знать каждый!
Сигналы гражданской обороны
(в мирное время)
Единый предупредительный сигнал –
В н и м а н и е в с е м!
2. Способ передачи – сиренами, производственными и транспортными гудками
3. Действия по сигналу - включить радио, телеприёмник для прослушивания экстренного сообщения.
( Презентация.19- слайд.)
Во время экстренных ситуаций по радио и телевидению звучат текстовые сообщения. В зависимости от ситуации текст различен. Например:
«Внимание! Говорит штаб гражданской обороны города. Граждане! Произошла авария на комбинате с выбросом сильнодействующего ядовитого вещества - аммиака. ……»
Действия населения:
Надеть противогазы или ватно-марлевые повязки.
Взять документы.
Выйти из зоны заражения.
Следовать в безопасное место - убежище
(Презентация20-21 слайды.)
Изготовление ватно-марлевой повязки (Практическая часть.)
Ватно-марлевая повязка является самым простейшим средством защиты органов дыхания. Ее изготавливают из куска марли размером 90х50 см.
На середину кладут ровный слой ваты размером 20 х 20 см, толщиной 1-2см
С обеих сторон марлю загибают по всей длине, накладывая на вату.
Оставшиеся по длине марли концы разрезают на 25-30 см с каждой стороны для завязывания. Допускается обшивание концов.
готовая повязка.
Надетая повязка должна закрывать подбородок, рот и нос до глаз. Концы повязки завязывают: нижние на темени, верхние на затылке.
(Презентация.22 слайд.)
Эвакуация детей в ватно-марлевых повязках
(Презентация.23 слайд.)
Общевойсковой защитный комплект (ОЗК) предназначен для защиты человека.(учащиеся школьного отряда «Юный спасатель» демонстрируют процесс одевания ОЗК.
(Презентация.24 слайд.)
Сегодня вы узнали много нового и интересного, надеюсь, что услышанное и увиденное пригодится вам в жизни.
Каждый из вас должен помнить о своей безопасности, и уметь уберечь себя и близких от беды в любой жизненной ситуации.
Просмотр фильма «Спасик и его друзья».