СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН УРОКА На Тему : «Безопасность сети Интернет »

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН УРОКА

 На Тему : «Безопасность сети Интернет »

1.     Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

 

Преподаватель:

Мы живем в век информационных технологий и достаточно много времени проводим в сети в поисках информации, готовясь к занятиям, или просто отдыхая. Мы общаемся с друзьями, участвуем в дискуссиях, обсуждаем новости, оставляем комментарии, выкладываем фотографии и др.

Развитие глобальной сети изменило наш привычный образ жизни, расширило границы наших знаний и возможностей. Для многих, особенно молодых людей, Интернет стал информационной средой, без которой они просто не представляют свою жизнь. А давайте попробуем выяснить, что же такое Интернет?

(ученики дают определение).

Интернет – всемирная глобальная компьютерная сеть для хранения и передачи информации.

 Просмотр видеоролика: «Знакомство с Интернетом»: 

http://www.youtube.com/watch?v=DOaxn1JB7vE

 

А как часто и какие информационные ресурсы сети Интернет используете вы?

 

Предполагаемые ответы студентов:

Поисковые системы, электронная почта, социальные сети.

Преподаватель:

Хорошо. Несомненно, можно сказать, что Интернет облегчил жизнь людей. Но как вы думаете, всегда ли использование сети Интернет приносит нам только пользу?

Предполагаемые ответы студентов:

Нет. Можно заразить компьютер вирусами, столкнуться с мошенничеством, недостоверной информацией, попасть на запрещенные сайты и др.

Преподаватель:

А чем является компьютер в вашей семье? Приведите примеры ситуаций из вашей жизни, связанных с положительными и отрицательными эмоциями по поводу использования Интернета.

Предполагаемые ответы студентов:

Плюсы интернета: быстрый обмен информацией (сегодня отправка письма через электронную почту занимает несколько секунд); общение в реальном времени (видеосвязь); быстрый доступ к любой информации (не искать информацию часами в библиотеке, эту работу сделает поисковик всего за несколько секунд), широкие возможности не выходя из дома (дистанционное образование, заработок денег в сети, оплата счетов не выходя из дома, интернет-магазины и др.)

Минусы  интернета: Bpeдoнocныe пpoгpaммы (сeть нepeдкo зapaжaeт кoмпьютep виpуcoм, ecли пoceщaть coмнитeльныe caйты или cкaчивaть фaйлы); кpaжa пepcoнaльныx дaнныx (особенно если делать пoкупки в интepнeтe или coвepшать бaнкoвcкиe oпepaции);. изоляция от общества (виpтуaльный миp cтaнoвитcя для некоторых чacтью жизни, oни нe xoтят бoльшe вoзвpaщaтьcя в peaльнocть, пpoиcxoдит дeгpaдaция, paзвивaeтcя дeпpeccия и дpугиe cepьёзныe пpoблeмы co здopoвьeм); отcутcтвиe живoгo oбщeния (кoгдa нe былo интepнeтa, чeлoвeк чepпaл инфopмaцию из книг, чтoбы нaпиcaть peфepaт, нeoбxoдимo было пoceтить библиoтeку, бeз Bceмиpнoй ceти люди бoльшe oбщaлиcь вживую, чaщe гуляли, дeлилиcь эмoциями, иcтopиями и пepeживaниями. B нacтoящee вpeмя дocтaтoчнo oтпpaвить фoтoгpaфию дpугу в coцceти и чтo-тo нaпиcaть); низкoкaчecтвeнный кoнтeнт (инфopмaции нacтoлькo мнoгo, чтo eё дocтoвepнocть пpaктичecки нe пpoвepяeтcя, в Интepнeтe cущecтвуют peлигиoзныe ceкты, acoциaльныe caйты, opгaнизaции нeoнaциcтoв, cкинxeдoв, экcтpeмиcтoв, фaнaтoв, caмoубийц. B кoнтeнтe нepeдкo coдepжaтcя cцeны нacилия, aгpeccии, жecтoкиe oнлaйн-игpы и т. д.)

Преподаватель:

Согласна с вами. Как сказала российская писательница, член Союза писателей города Москвы Марта Кетро - «Интернет несет читателю тонны мусора и крупинки золотого песка, и умение выбрать самое интересное  и полезное становится весьма востребованным талантом».

 

2.   

Преподаватель:

Хорошо. А как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке?

Предполагаемые ответы студентов:

Об угрозах в сети Интернет и способах борьбы с ними.

О полезном и неполезный Интернете

О плюсах и минусах Интернета

Преподаватель:

Совершенно верно. Тема нашего урока «Безопасность в сети Интернет».

Сегодня, 30 октября во всех школах и образовательных учреждениях России проводят единый урок безопасности в сети Интернет, а 7 февраля мы будем отмечать Международный день безопасного Интернета. Он был учрежден в 2004 году и с тех пор вышел за пределы Европы. В этом году его будут отмечать более 70 стран, в том числе и Россия. На сегодняшнем занятии мы с вами ознакомимся с потенциальными угрозами, которые могут встретиться при работе в сети Интернет, научимся избегать их и в конце урока ответим на основополагающий вопрос: Как стать хозяином своей безопасности в сети Интернет? Что можно? Что нельзя? К чему надо относиться осторожно?

 

3.                Подготовка к «открытию» нового знания. Формулирование учебной задачи

 

Преподаватель:

Для начала хочу предложить вам сыграть в игру «За или против». Вы увидите несколько высказываний. Попробуйте привести аргументы, отражающие противоположную точку зрения.

1.                 Интернет имеет неограниченные возможности дистанционного образования. И это хорошо!

Предполагаемые ответы студентов:

Не все можно изучить дистанционно. В некоторых случаях нельзя обойтись без практических занятий под руководством опытного наставника. Очное обучение ценно не только набором знаний, но и личным общением с преподавателями. Дистанционно можно изучать, например, историю или литературу, но нельзя выучиться на пилота или хирурга.

2.                 Интернет – это глобальный рекламный ресурс. И это хорошо!

Предполагаемые ответы студентов:

Из-за обилия историй о мошенничестве в сети многие потребители настороженно относятся к рекламному контенту. Огромное количество рекламы в Интернете приводит к тому, что пользователи просто перестают замечать её, поэтому устанавливают различные расширения для браузеров, которые блокируют всплывающие окна и предотвращают показы объявлений так, как это было задумано рекламодателями.

3.                 Общение в Интернете – это плохо, потому что очень часто подменяет реальное общение виртуальному.

Предполагаемые ответы студентов:

Есть возможность увеличить круг знакомых людей. Здесь можно найти себе друзей по интересам или просто хорошо провести время. Также можно общаться одновременно с несколькими людьми и выбирать себе наиболее близкого по духу человека. Кроме этого для виртуального общения нет препятствий во времени и расстоянии. В Интернете можно легко общаться с человеком, который находится на другом краю земли за тысячи километров от нас.

4.                 Интернет магазины – это плохо, потому что это наиболее популярный вид жульничества в Интернете.

Предполагаемые ответы студентов:

Интернет магазины – это экономия времени, так как для того чтобы приобрести нужную вещь не придется обходить десятки торговых центров в поисках нужного товара. Покупки можно совершать в любое время суток. Цены на товары в интернет-магазинах значительно ниже, чем в обычном магазине. Кроме того, каждый покупатель может выбрать удобный для себя способ доставки и получить нужный товар не выходя из дома.

5.                  В Интернете можно узнать сведения о человеке (место проживания и адрес электронной почты, номер мобильного телефона). И это хорошо!

Предполагаемые ответы студентов:

Утечка персональных данных с именами, телефонами и адресами может быть использована мошенниками, чтобы войти с вами в контакт и совершить какое-либо противоправное деяние.

 

4.Работа над новой темой («открытие» нового знания)

 

Преподаватель:

Хорошо. Теперь давайте посмотрим небольшие видеоролики и выясним, какие же опасности в сети могут нас подстерегать.

Обсуждение видеороликов

1.                 Интернет-зависимость

Преподаватель:

Что за угроза представлена на этом видеофрагменте?

Проблема интернет-зависимости выявилась с возрастанием популярности сети Интернет. Некоторые люди стали настолько увлекаться виртуальным пространством, что начали предпочитать Интернет реальности, проводя за компьютером до 18 часов в день. Резкий отказ от Интернета вызывает у таких людей тревогу и эмоциональное возбуждение. Психиатры усматривают схожесть такой зависимости с чрезмерным увлечением азартными играми. Официально медицина пока не признала интернет-зависимость психическим расстройством, и многие эксперты в области психиатрии вообще сомневаются в существовании интернет-зависимости или отрицают вред от этого явления.

Несмотря на отсутствие официального признания проблемы, интернет-зависимость уже принимается в расчёт во многих странах мира.

Скажите, как избавиться от интернет-зависимости?

Предполагаемые ответы студентов:

1.                 Отключить компьютер и интернет хотя бы на несколько дней.

2.                 Не сидеть дома, ходить на прогулки, в кино, в гости и т.д.

3.                 Выбрать интересное хобби и им заниматься.

4.                 Найти работу, которая приносила бы удовольствие.

5.                 Больше общаться реально, а не виртуально с друзьями, знакомыми, родственниками.

2.                 Вредоносные и нежелательные программы

Преподаватель:

О чем идет речь в этом видеоролике?

Вредоносная программа – это любое программное обеспечение, предназначенное для получения несанкционированного доступа к вычислительным ресурсам компьютера или к информации, хранимой на компьютере, с целью несанкционированного использования или причинения вреда (нанесения ущерба) владельцу информации путём копирования, искажения, удаления или подмены.

Скажите, как защитить свой компьютер от вредоносного и нежелательного программного обеспечения?

Предполагаемые ответы студентов:

1.                 Постоянно обновлять все программное обеспечение (включая веб-браузер).

2.                 Установить законное антивирусное программное обеспечение.

3.                 Брандмауэр должен быть всегда включен.

4.                 Установить на беспроводном маршрутизаторе защиту с помощью пароля.

5.                 Всегда проверять флеш-накопители (или USB-накопители).

6.                 Не переходить по ссылкам и не нажимать кнопки во всплывающих сообщениях, которые кажутся подозрительными.

3.                 Мошенничество в интернете

Преподаватель:

С каждым годом количество мошенников по всему Интернету только увеличивается.

Наибольшей популярностью пользуются следующие виды мошенничества в интернете:

Массовая рассылка сообщений о получении наследства, о выигрыше денег, автомобиля и прочих ценностей. Для получения нужно внести небольшой платеж.

На сайтах знакомств. Мошенник создает анкету, в которую загружает фото красивой девушки и предлагает мужчинам познакомиться. Начинается не торопливая переписка в сети и когда преступник входит в доверие, то начинает просить деньги.

Фишинг и спам-рассылка на почту сообщений о блокировке счета в банке, карты или счета в электронных платежных системах. Как правило, для разблокировки пользователям советуют перейти по ссылке и подтвердить конфиденциальную информацию, после чего интернет-мошенники получают доступы для вывода денег с банковской карты или электронного кошелька жертвы.

Блокирование операционной системы персонального компьютера с помощью вирусов. Снять блокировку предлагают за отдельную плату.

Интернет-магазины. Здесь все просто: товар оплатили, но не получили или он пришел ненадлежащего качества.

Как избежать такого обмана в Интернете?

Предполагаемые ответы студентов:

1.                 Никогда не отправлять деньги незнакомым лицам на их электронные счета.

2.                 Не перечисляйте деньги на электронные кошельки незнакомых лиц и счета их мобильных телефонов.

3.                 Не пользоваться услугами непроверенных и неизвестных сайтов по продаже каких-либо товаров.

4.                 Не переходить по ссылке, указанной в спам-сообщении или в сообщении от неизвестного отправителя.

5.                 Не размещать в открытом доступе и не передавать информацию личного характера, которая может быть использована во вред.

4.                 Спам и фишинг

Преподаватель:

Спам — это электронный эквивалент бумажной рекламы, которую бросают в ваш почтовый ящик. Однако спам не просто надоедает и раздражает. Он опасен, особенно если является частью фишинга.

Во время чтения электронной почты или просмотра страниц в Интернете следует помнить про мошенников, которые стремятся похитить ваши личные данные или деньги, а, как правило, и то, и другое. Такие мошеннические действия или схемы называются «фишингом» (от английского слова «fish», что означает «рыба» или «рыбачить»), так как их цель – «выудить» у вас ваши персональные данные.

Спамы в огромных количествах рассылаются по электронной почте спамерами и киберпреступниками.

Как защитить себя от спама и фишинга?

Предполагаемые ответы студентов:

1.                 Завести несколько адресов электронной почты. Лучше всего иметь по крайней мере два адреса электронной почты. Личный адрес электронной почты должен использоваться только для личной корреспонденции. Публичный электронный адрес - для регистрации на общедоступных форумах и в чатах, а также для подписки на почтовую рассылку и другие интернет-услуги.

2.                 Никогда не отвечать на спам.

3.                 Подумать, прежде чем пройти по ссылке «Отказаться от подписки».

4.                 Своевременно обновлять браузер.

5.                 Кибербуллинг

Преподаватель:

Кибер-буллинг (cyber-bullying), подростковый виртуальный террор, получил свое название от английского слова bull — бык, с родственными значениями: агрессивно нападать, бередить, задирать, придираться, провоцировать, донимать, терроризировать, травить.

Кибер-буллинг — это нападения с целью нанесения психологического вреда, которые осуществляются через электронную почту, сервисы мгновенных сообщений, в чатах, социальных сетях, на web-сайтах, а также посредством мобильной связи. Кибер-буллинг включает целый спектр форм поведения, минимум которого — шутки, которые не воспринимаются всерьез, максимум же — психологический виртуальный террор, который наносит непоправимый вред, приводит к суицидам и смерти.

Как можно преодолеть эту проблему?

Предполагаемые ответы студентов:

1.                 Не нужно выбрасывать свой негатив в кибер-пространство и социальные сети.

2.                 Следует создавать собственную онлайн-репутацию, не покупаться на иллюзию анонимности.

3.                 Всегда хранить подтверждения фактов нападения, угроз  и провокаций.

4.                 Игнорировать единичный негатив.

5.                 Блокировать агрессоров.

6.                 Не стоит реагировать на агрессивные сообщения.

 

5.                Включение нового знания в систему имеющихся знаний

 

Преподаватель:

Сегодня я тоже для вас приготовила несколько советов.

Повернись, избушка, ко мне передом, а к лесу задом!

Современный Интернет – это не только обширная, но и настраиваемая среда обитания! В нем хорошо тому, кто может обустроить в нем собственное пространство и научиться управлять им. Записывайте свои впечатления в блог, создавайте галереи своих фотографий и видео, включайте в друзья людей, которым вы доверяете. Тогда вместо бессмысленного блуждания по сети ваше Интернет - общение будет приносить пользу.

Не пей из колодца!

Даже когда мы испытываем жажду, мы не будем пить из грязной лужи. Также и в среде Интернет, случайно оказавшись в месте, которое производит отталкивающее впечатление агрессивного и замусоренного, лучше покинуть его, переборов чувство любопытства. Это защитит вас от негативных эмоций, а ваш компьютер – от вредоносного программного обеспечения.

Волку дверь не открывай!

У интернет-мошенников ничего не получится, если только мы сами не откроем им дверь – не сообщим им наши пароли, не загрузим на свой компьютер сомнительные файлы или не дадим возможность пользоваться нашей сетью незнакомым людям.

Преподаватель:

Так давайте теперь выясним, удалось ли нам с вами ответить на поставленный в начале урока вопрос: «Как же не стать жертвой и сделать работу в сети Интернет безопасной?» Я предлагаю вам ответить на вопросы викторины «Заморочки из бочки». Внимание на экран.

Отвечают на вопросы тестового задания, объясняют свои ответы.

 

6.                Инструктирование о выполнении домашнего задания

 

Преподаватель:

Д/з. К следующему уроку написать эссе (мини-сочинение) на одну из предложенных тем:

«Осторожно, Интернет!»

«Интернет и здоровье»

«Интернет и моя будущая профессия»

 

7.                 Рефлексия. Подведение итогов учебного занятия

 

Преподаватель:

Давайте подведем итоги урока. (Оцениваю работу студентов, выставляю отметки).

Преподаватель:

Ребята, мне очень приятно, что вы не остались равнодушны к теме безопасного интернета. Спасибо за ваше активное участие в сегодняшнем занятии. Я уверена, что вы стали более грамотными в вопросах безопасности, и ваше путешествие по сети будет приносить вам только пользу в вашем дальнейшем интеллектуальном развитии. Благодарю вас за совместную работу.

 

Просмотр содержимого документа
«СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН УРОКА На Тему : «Безопасность сети Интернет »»

СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН УРОКА

1.     Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

 

Преподаватель:

Мы живем в век информационных технологий и достаточно много времени проводим в сети в поисках информации, готовясь к занятиям, или просто отдыхая. Мы общаемся с друзьями, участвуем в дискуссиях, обсуждаем новости, оставляем комментарии, выкладываем фотографии и др.

Развитие глобальной сети изменило наш привычный образ жизни, расширило границы наших знаний и возможностей. Для многих, особенно молодых людей, Интернет стал информационной средой, без которой они просто не представляют свою жизнь. А давайте попробуем выяснить, что же такое Интернет?

(ученики дают определение).

Интернет – всемирная глобальная компьютерная сеть для хранения и передачи информации.

 Просмотр видеоролика: «Знакомство с Интернетом»: 

http://www.youtube.com/watch?v=DOaxn1JB7vE


А как часто и какие информационные ресурсы сети Интернет используете вы?


Предполагаемые ответы студентов:

Поисковые системы, электронная почта, социальные сети.

Преподаватель:

Хорошо. Несомненно, можно сказать, что Интернет облегчил жизнь людей. Но как вы думаете, всегда ли использование сети Интернет приносит нам только пользу?

Предполагаемые ответы студентов:

Нет. Можно заразить компьютер вирусами, столкнуться с мошенничеством, недостоверной информацией, попасть на запрещенные сайты и др.

Преподаватель:

А чем является компьютер в вашей семье? Приведите примеры ситуаций из вашей жизни, связанных с положительными и отрицательными эмоциями по поводу использования Интернета.

Предполагаемые ответы студентов:

Плюсы интернета: быстрый обмен информацией (сегодня отправка письма через электронную почту занимает несколько секунд); общение в реальном времени (видеосвязь); быстрый доступ к любой информации (не искать информацию часами в библиотеке, эту работу сделает поисковик всего за несколько секунд), широкие возможности не выходя из дома (дистанционное образование, заработок денег в сети, оплата счетов не выходя из дома, интернет-магазины и др.)

Минусы  интернета: Bpeдoнocныe пpoгpaммы (сeть нepeдкo зapaжaeт кoмпьютep виpуcoм, ecли пoceщaть coмнитeльныe caйты или cкaчивaть фaйлы); кpaжa пepcoнaльныx дaнныx (особенно если делать пoкупки в интepнeтe или coвepшать бaнкoвcкиe oпepaции);. изоляция от общества (виpтуaльный миp cтaнoвитcя для некоторых чacтью жизни, oни нe xoтят бoльшe вoзвpaщaтьcя в peaльнocть, пpoиcxoдит дeгpaдaция, paзвивaeтcя дeпpeccия и дpугиe cepьёзныe пpoблeмы co здopoвьeм); отcутcтвиe живoгo oбщeния (кoгдa нe былo интepнeтa, чeлoвeк чepпaл инфopмaцию из книг, чтoбы нaпиcaть peфepaт, нeoбxoдимo было пoceтить библиoтeку, бeз Bceмиpнoй ceти люди бoльшe oбщaлиcь вживую, чaщe гуляли, дeлилиcь эмoциями, иcтopиями и пepeживaниями. B нacтoящee вpeмя дocтaтoчнo oтпpaвить фoтoгpaфию дpугу в coцceти и чтo-тo нaпиcaть); низкoкaчecтвeнный кoнтeнт (инфopмaции нacтoлькo мнoгo, чтo eё дocтoвepнocть пpaктичecки нe пpoвepяeтcя, в Интepнeтe cущecтвуют peлигиoзныe ceкты, acoциaльныe caйты, opгaнизaции нeoнaциcтoв, cкинxeдoв, экcтpeмиcтoв, фaнaтoв, caмoубийц. B кoнтeнтe нepeдкo coдepжaтcя cцeны нacилия, aгpeccии, жecтoкиe oнлaйн-игpы и т. д.)

Преподаватель:

Согласна с вами. Как сказала российская писательница, член Союза писателей города Москвы Марта Кетро - «Интернет несет читателю тонны мусора и крупинки золотого песка, и умение выбрать самое интересное  и полезное становится весьма востребованным талантом».

 

2.   

Преподаватель:

Хорошо. А как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке?

Предполагаемые ответы студентов:

Об угрозах в сети Интернет и способах борьбы с ними.

О полезном и неполезный Интернете

О плюсах и минусах Интернета

Преподаватель:

Совершенно верно. Тема нашего урока «Безопасность в сети Интернет».

Сегодня, 30 октября во всех школах и образовательных учреждениях России проводят единый урок безопасности в сети Интернет, а 7 февраля мы будем отмечать Международный день безопасного Интернета. Он был учрежден в 2004 году и с тех пор вышел за пределы Европы. В этом году его будут отмечать более 70 стран, в том числе и Россия. На сегодняшнем занятии мы с вами ознакомимся с потенциальными угрозами, которые могут встретиться при работе в сети Интернет, научимся избегать их и в конце урока ответим на основополагающий вопрос: Как стать хозяином своей безопасности в сети Интернет? Что можно? Что нельзя? К чему надо относиться осторожно?

 

3.                Подготовка к «открытию» нового знания. Формулирование учебной задачи

 

Преподаватель:

Для начала хочу предложить вам сыграть в игру «За или против». Вы увидите несколько высказываний. Попробуйте привести аргументы, отражающие противоположную точку зрения.

1.                 Интернет имеет неограниченные возможности дистанционного образования. И это хорошо!

Предполагаемые ответы студентов:

Не все можно изучить дистанционно. В некоторых случаях нельзя обойтись без практических занятий под руководством опытного наставника. Очное обучение ценно не только набором знаний, но и личным общением с преподавателями. Дистанционно можно изучать, например, историю или литературу, но нельзя выучиться на пилота или хирурга.

2.                 Интернет – это глобальный рекламный ресурс. И это хорошо!

Предполагаемые ответы студентов:

Из-за обилия историй о мошенничестве в сети многие потребители настороженно относятся к рекламному контенту. Огромное количество рекламы в Интернете приводит к тому, что пользователи просто перестают замечать её, поэтому устанавливают различные расширения для браузеров, которые блокируют всплывающие окна и предотвращают показы объявлений так, как это было задумано рекламодателями.

3.                 Общение в Интернете – это плохо, потому что очень часто подменяет реальное общение виртуальному.

Предполагаемые ответы студентов:

Есть возможность увеличить круг знакомых людей. Здесь можно найти себе друзей по интересам или просто хорошо провести время. Также можно общаться одновременно с несколькими людьми и выбирать себе наиболее близкого по духу человека. Кроме этого для виртуального общения нет препятствий во времени и расстоянии. В Интернете можно легко общаться с человеком, который находится на другом краю земли за тысячи километров от нас.

4.                 Интернет магазины – это плохо, потому что это наиболее популярный вид жульничества в Интернете.

Предполагаемые ответы студентов:

Интернет магазины – это экономия времени, так как для того чтобы приобрести нужную вещь не придется обходить десятки торговых центров в поисках нужного товара. Покупки можно совершать в любое время суток. Цены на товары в интернет-магазинах значительно ниже, чем в обычном магазине. Кроме того, каждый покупатель может выбрать удобный для себя способ доставки и получить нужный товар не выходя из дома.

5.                  В Интернете можно узнать сведения о человеке (место проживания и адрес электронной почты, номер мобильного телефона). И это хорошо!

Предполагаемые ответы студентов:

Утечка персональных данных с именами, телефонами и адресами может быть использована мошенниками, чтобы войти с вами в контакт и совершить какое-либо противоправное деяние.

 

4.Работа над новой темой («открытие» нового знания)

 

Преподаватель:

Хорошо. Теперь давайте посмотрим небольшие видеоролики и выясним, какие же опасности в сети могут нас подстерегать.

Обсуждение видеороликов

1.                 Интернет-зависимость

Преподаватель:

Что за угроза представлена на этом видеофрагменте?

Проблема интернет-зависимости выявилась с возрастанием популярности сети Интернет. Некоторые люди стали настолько увлекаться виртуальным пространством, что начали предпочитать Интернет реальности, проводя за компьютером до 18 часов в день. Резкий отказ от Интернета вызывает у таких людей тревогу и эмоциональное возбуждение. Психиатры усматривают схожесть такой зависимости с чрезмерным увлечением азартными играми. Официально медицина пока не признала интернет-зависимость психическим расстройством, и многие эксперты в области психиатрии вообще сомневаются в существовании интернет-зависимости или отрицают вред от этого явления.

Несмотря на отсутствие официального признания проблемы, интернет-зависимость уже принимается в расчёт во многих странах мира.

Скажите, как избавиться от интернет-зависимости?

Предполагаемые ответы студентов:

1.                 Отключить компьютер и интернет хотя бы на несколько дней.

2.                 Не сидеть дома, ходить на прогулки, в кино, в гости и т.д.

3.                 Выбрать интересное хобби и им заниматься.

4.                 Найти работу, которая приносила бы удовольствие.

5.                 Больше общаться реально, а не виртуально с друзьями, знакомыми, родственниками.

2.                 Вредоносные и нежелательные программы

Преподаватель:

О чем идет речь в этом видеоролике?

Вредоносная программа – это любое программное обеспечение, предназначенное для получения несанкционированного доступа к вычислительным ресурсам компьютера или к информации, хранимой на компьютере, с целью несанкционированного использования или причинения вреда (нанесения ущерба) владельцу информации путём копирования, искажения, удаления или подмены.

Скажите, как защитить свой компьютер от вредоносного и нежелательного программного обеспечения?

Предполагаемые ответы студентов:

1.                 Постоянно обновлять все программное обеспечение (включая веб-браузер).

2.                 Установить законное антивирусное программное обеспечение.

3.                 Брандмауэр должен быть всегда включен.

4.                 Установить на беспроводном маршрутизаторе защиту с помощью пароля.

5.                 Всегда проверять флеш-накопители (или USB-накопители).

6.                 Не переходить по ссылкам и не нажимать кнопки во всплывающих сообщениях, которые кажутся подозрительными.

3.                 Мошенничество в интернете

Преподаватель:

С каждым годом количество мошенников по всему Интернету только увеличивается.

Наибольшей популярностью пользуются следующие виды мошенничества в интернете:

Массовая рассылка сообщений о получении наследства, о выигрыше денег, автомобиля и прочих ценностей. Для получения нужно внести небольшой платеж.

На сайтах знакомств. Мошенник создает анкету, в которую загружает фото красивой девушки и предлагает мужчинам познакомиться. Начинается не торопливая переписка в сети и когда преступник входит в доверие, то начинает просить деньги.

Фишинг и спам-рассылка на почту сообщений о блокировке счета в банке, карты или счета в электронных платежных системах. Как правило, для разблокировки пользователям советуют перейти по ссылке и подтвердить конфиденциальную информацию, после чего интернет-мошенники получают доступы для вывода денег с банковской карты или электронного кошелька жертвы.

Блокирование операционной системы персонального компьютера с помощью вирусов. Снять блокировку предлагают за отдельную плату.

Интернет-магазины. Здесь все просто: товар оплатили, но не получили или он пришел ненадлежащего качества.

Как избежать такого обмана в Интернете?

Предполагаемые ответы студентов:

1.                 Никогда не отправлять деньги незнакомым лицам на их электронные счета.

2.                 Не перечисляйте деньги на электронные кошельки незнакомых лиц и счета их мобильных телефонов.

3.                 Не пользоваться услугами непроверенных и неизвестных сайтов по продаже каких-либо товаров.

4.                 Не переходить по ссылке, указанной в спам-сообщении или в сообщении от неизвестного отправителя.

5.                 Не размещать в открытом доступе и не передавать информацию личного характера, которая может быть использована во вред.

4.                 Спам и фишинг

Преподаватель:

Спам — это электронный эквивалент бумажной рекламы, которую бросают в ваш почтовый ящик. Однако спам не просто надоедает и раздражает. Он опасен, особенно если является частью фишинга.

Во время чтения электронной почты или просмотра страниц в Интернете следует помнить про мошенников, которые стремятся похитить ваши личные данные или деньги, а, как правило, и то, и другое. Такие мошеннические действия или схемы называются «фишингом» (от английского слова «fish», что означает «рыба» или «рыбачить»), так как их цель – «выудить» у вас ваши персональные данные.

Спамы в огромных количествах рассылаются по электронной почте спамерами и киберпреступниками.

Как защитить себя от спама и фишинга?

Предполагаемые ответы студентов:

1.                 Завести несколько адресов электронной почты. Лучше всего иметь по крайней мере два адреса электронной почты. Личный адрес электронной почты должен использоваться только для личной корреспонденции. Публичный электронный адрес - для регистрации на общедоступных форумах и в чатах, а также для подписки на почтовую рассылку и другие интернет-услуги.

2.                 Никогда не отвечать на спам.

3.                 Подумать, прежде чем пройти по ссылке «Отказаться от подписки».

4.                 Своевременно обновлять браузер.

5.                 Кибербуллинг

Преподаватель:

Кибер-буллинг (cyber-bullying), подростковый виртуальный террор, получил свое название от английского слова bull — бык, с родственными значениями: агрессивно нападать, бередить, задирать, придираться, провоцировать, донимать, терроризировать, травить.

Кибер-буллинг — это нападения с целью нанесения психологического вреда, которые осуществляются через электронную почту, сервисы мгновенных сообщений, в чатах, социальных сетях, на web-сайтах, а также посредством мобильной связи. Кибер-буллинг включает целый спектр форм поведения, минимум которого — шутки, которые не воспринимаются всерьез, максимум же — психологический виртуальный террор, который наносит непоправимый вред, приводит к суицидам и смерти.

Как можно преодолеть эту проблему?

Предполагаемые ответы студентов:

1.                 Не нужно выбрасывать свой негатив в кибер-пространство и социальные сети.

2.                 Следует создавать собственную онлайн-репутацию, не покупаться на иллюзию анонимности.

3.                 Всегда хранить подтверждения фактов нападения, угроз  и провокаций.

4.                 Игнорировать единичный негатив.

5.                 Блокировать агрессоров.

6.                 Не стоит реагировать на агрессивные сообщения.

 

5.                Включение нового знания в систему имеющихся знаний

 

Преподаватель:

Сегодня я тоже для вас приготовила несколько советов.

Повернись, избушка, ко мне передом, а к лесу задом!

Современный Интернет – это не только обширная, но и настраиваемая среда обитания! В нем хорошо тому, кто может обустроить в нем собственное пространство и научиться управлять им. Записывайте свои впечатления в блог, создавайте галереи своих фотографий и видео, включайте в друзья людей, которым вы доверяете. Тогда вместо бессмысленного блуждания по сети ваше Интернет - общение будет приносить пользу.

Не пей из колодца!

Даже когда мы испытываем жажду, мы не будем пить из грязной лужи. Также и в среде Интернет, случайно оказавшись в месте, которое производит отталкивающее впечатление агрессивного и замусоренного, лучше покинуть его, переборов чувство любопытства. Это защитит вас от негативных эмоций, а ваш компьютер – от вредоносного программного обеспечения.

Волку дверь не открывай!

У интернет-мошенников ничего не получится, если только мы сами не откроем им дверь – не сообщим им наши пароли, не загрузим на свой компьютер сомнительные файлы или не дадим возможность пользоваться нашей сетью незнакомым людям.

Преподаватель:

Так давайте теперь выясним, удалось ли нам с вами ответить на поставленный в начале урока вопрос: «Как же не стать жертвой и сделать работу в сети Интернет безопасной?» Я предлагаю вам ответить на вопросы викторины «Заморочки из бочки». Внимание на экран.

Отвечают на вопросы тестового задания, объясняют свои ответы.

 

6.                Инструктирование о выполнении домашнего задания

 

Преподаватель:

Д/з. К следующему уроку написать эссе (мини-сочинение) на одну из предложенных тем:

«Осторожно, Интернет!»

«Интернет и здоровье»

«Интернет и моя будущая профессия»

 

7.                 Рефлексия. Подведение итогов учебного занятия

 

Преподаватель:

Давайте подведем итоги урока. (Оцениваю работу студентов, выставляю отметки).

Преподаватель:

Ребята, мне очень приятно, что вы не остались равнодушны к теме безопасного интернета. Спасибо за ваше активное участие в сегодняшнем занятии. Я уверена, что вы стали более грамотными в вопросах безопасности, и ваше путешествие по сети будет приносить вам только пользу в вашем дальнейшем интеллектуальном развитии. Благодарю вас за совместную работу.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!