СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесберегающие технологии в учебно – воспитательном процессе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Здоровьесберегающие технологии в учебно – воспитательном процессе Актуальность: Состояние здоровья детей, подростков в последние годы вызывает обоснованную тревогу. Отмечается резкое ухудшение физического, психоневрологического и нравственного компонентов здоровья школьников. Результаты мед. осмотра учащихся начальной школы свидетельствуют о том, что 25 - 30% учащихся имеют различные отклонения в здоровье. У большинства школьников нарушена психика, сердечно – сосудистая система, желудочно – кишечный тракт. Следует отметить, что значительно увеличилось число детей с нарушением зрения, а также число детей страдающих сколиозом.

Задачи: определить наиболее эффективные методы формирования здорового образа жизни у младших школьников; реализовать традиционные, нетрадиционные и новейшие методические подходы для целенаправленного оздоровления, коррекции и формирования здоровья детей средствами физической культуры. формирование у учащихся и их родителей осознанного отношения к здоровью как условию полноценной жизни. Основы здоровья закладываются в детстве.

Материалы государственного доклада "Положение детей в Российской Федерации" в начале ХХ1 века свидетельствуют, что уже в дошкольном возрасте от 15 до 25% детей имеют ту или иную хроническую неинфекционную патологию, а в возрасте 6-7 лет такие дети составляют уже 30 – 35%. Хронические заболевания диагностируются у 40 – 45% детей школьного возраста (3-я группа здоровья), у более 40% - имеются различные функциональные отклонения (2-я группа) и лишь около 15% детей практически здоровы (1-я группа здоровья).

Формирование здоровьесберегающей среды в системе начального образования

Несомненно, что успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в первый класс. Современное традиционное состояние школьного образования можно охарактеризовать, по меньшей мере, следующими тенденциями: снижением активности школьников в учебной деятельности, замедлением их психического и физического развития, ухудшением здоровья детей. С чем, на взгляд современных теоретиков, это связано? С напряжённой социальной обстановкой, с неблагоприятным экологическим состоянием природы, генетическими факторами патологического ухудшения здоровья подрастающего поколения? На сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения. Рост числа заболеваний среди школьников за последние годы стремительно набирает темпы. Наряду с экологическими, социальными и наследственными факторами формированию этих заболеваний способствует большое психоэмоциональное напряжение, связанное с условиями жизни и обучения, трудности организации здоровьесберегающего обучения и воспитания школьников, особенно младших классов. На современном этапе актуальной становится задача обеспечения школьного образования без потерь здоровья учащихся. Неуклонный рост объёма знаний, которыми нужно овладеть в детском саду и в школе, овладеть ими не механически, а осмысленно, без труда для здоровья, основывающихся на физиологических возможностях растущего организма. Наука сегодня свидетельствует, что резерв сил и способностей человеческого организма значительно больше, чем они реализуются. Значит, для педагога важно найти пусковой механизм к неиспользованным резервам, научиться пользоваться ими в целях расширения функциональных возможностей, повышения работоспособности детей, укрепления их здоровья. Виновник ухудшения здоровья детей – система образования, а главным образом – начальная школа, т.к. здесь происходит главный срыв детского здоровья. Наша задача – сохранить и преумножить здоровье детей в детских садах и школах. Основными задачами педагогического коллектива являются: исследование и оценка состояния здоровья детей и резервов здоровья в процессе учебной деятельности; формирование установки на здоровый образ жизни; сохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к здоровому образу жизни. Каждый учитель должен решать конкретные задачи по созданию в своём классе необходимого микроклимата для успешного обучения и правильного развития школьника. Именно поэтому реализация валеологического пространства требует значительных усилий: коррекции прежних образовательных программ, разработки и внедрения новых здоровьесберегающих технологий обучения.

Любое отклонение в развитии организма, любая более или менее серьезная болезнь в детском подростковом или юношеском возрасте сказывается на состоянии здоровья взрослого человека. За период обучения в школе количество детей, имеющих различные отклонения в физическом и психологическом развитии, увеличивается в 3-4 раза, а среди выпускников практически здоровыми являются 5-8% учащихся.

АНАЛИЗ организации УВП в школе выявил ряд факторов, способствующих нарушению здоровья. Факторы, влияющих на здоровье школьника

Каждый из субъектов здоровьесберегающей деятельности выполняет свои функции, воздействуя на устранимые факторы. Естественно, возможности и характер субъектов различен и только их содружественная деятельность может обеспечить реальный успех здоровьесберегающих мероприятий. Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей. Можно считать, что здоровье ученика в норме, если: а) в физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой; б) в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость; в) в нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен; г) в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить; д) в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться. Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на старте школьного обучения, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно: 1) строгая дозировка учебной нагрузки; 2) построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности; 3) соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота); 4) благоприятный эмоциональный настрой. Учитель постоянно должен заботиться о сохранении психического здоровья детей в норме, повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей. Довольно часто из бесед с педагогами, директорами учреждений дополнительного образования, методистами, работниками органов управления образованием можно услышать мнение, что все недостатки наших учебных заведений (связанные с отрицательным воздействием на здоровье детей) носят объективный характер. На что же нужно обратить внимание педагогу, чтобы сохранить здоровье своих учеников? Надо помнить: младшим школьникам трудно неподвижно сидеть во время занятий. Относительная неподвижность ребенка, требуемая школьной дисциплиной, может быть достигнута за счет длительного статического напряжения мышц спины и шеи. Между тем известно, что статическое напряжение гораздо утомительнее, чем динамическое, то есть направленное на осуществление движения. Кроме того, чем младше школьник, тем сильнее выражена у него потребность в движении, и длительное торможение этой потребности вызывает значительное утомление в центральной нервной системе. Вот почему нефизиологично требовать от школьников (особенно начальных классов) «железной» дисциплины, «каменной» неподвижности, чем иной раз грешат педагоги. Каковы же внешние признаки утомления у школьников? Прежде всего происходит ослабление активного торможения. Это проявляется в двигательном беспокойстве, нарушении дифференцировок, что особенно ярко выражается у младших школьников: дети начинают потягиваться, часто менять позу, ерзать на сиденьях; менее сдержанные начинают шалить. Организация учебной работы Решение основной задачи здоровьесберегающей педагогики – сохранить у ребенка высокую работоспособность, отодвинуть утомление и исключить переутомление. Это возможно только при правильной организации труда и отдыха. Для этого необходимо принимать во внимание следующие моменты: 1.Продолжительность занятия. 2. Организация занятия. 3. Перемены (отдых). 4. Время проведения занятий. Продолжительность занятия. В настоящее время в большинстве стран мира, так же как и у нас в стране, уроки длятся 45 минут. Оптимальная продолжительность была установлена опытным путем и рекомендована на III международном конгрессе по школьной гигиене (Париж, 1959). Специальные исследования динамики работоспособности подтвердили нецелесообразность увеличения продолжительности уроков свыше 45 минут. К концу 45-минутного урока работоспособность детей резко падает. При этом кривая работоспособности по 10-минутным отрезкам показывает, что если до 35-й минуты скорость и точность работы снижаются более или менее равномерно, то последние 10 минут сразу дают резкое падение обоих показателей. Организация занятия. Структура занятия оказывает большое влияние на функциональное состояние организма школьника и, как следствие, – на его работоспособность. Поэтому так важно правильно строить занятия: оптимально чередовать различные виды деятельности, неодинаковые по продолжительности, трудности и утомительности. Сохранить высокую работоспособность помогают правильная регламентация продолжительности и рациональное чередование различных видов деятельности. Чем однообразнее, монотоннее труд, тем быстрее развивается утомление. Очень важная роль в сохранении высокой работоспособности на протяжении занятия принадлежит физкультминуткам. Физкультминутки совершенно необходимы на каждом занятии с детьми младшего школьного возраста. Со школьниками средних и старших классов – по усмотрению педагога. Как правильно проводить физкультминутки? Безусловно, нельзя ограничиться только упражнениями для мелких мышц кисти, как это часто делают в начальных классах. Упражнения физкультминуток должны быть направлены на активизацию определенных мышц тела (наклоны туловища, вращения головой), мышц ног (приседания, тыльные и подошвенные сгибания стоп); последние важны для предотвращения застойных реакций кровообращения в ногах и органах малого таза. Для профилактики переутомления глаз и развития близорукости рекомендуются упражнения, направленные на укрепление глазных мышц. Ими могут быть круговые движения глазами в одном и другом направлениях (повторить 4–6 раз), медленный перевод взгляда сначала с пола на потолок и обратно, затем справа налево и обратно (повторить 10–12 раз). Положительное влияние оказывают также сильное зажмуривание (на 5–10 секунд), быстрое моргание, легкие нажимы на веки закрытых глаз в течение одной-двух секунд. Для снижения утомления рекомендуется легкий самомассаж волосистой части головы всеми пальцами, стимуляция расположенных на лице и шее биологически активных точек (БАТ), дыхательные упражнения по типу гипервентиляции. Время работать, время отдыхать Работоспособность, как в течение дня, так и в течение недели, претерпевает закономерные колебания. Если анализировать дневную динамику работоспособности, то практически для всех возрастов утренние часы не очень продуктивны, так как это время приходится на фазу врабатывания (8–9 часов утра). Оптимальная устойчивая работоспособность наблюдается в 9–11 часов. В 11–12 у младших школьников (особенно первоклассников) наступает период некомпенсированного утомления. Поэтому педагогу стоит подумать, как подать материал в игровой форме, чтобы получить от занятия максимальный эффект. В средних и старших классах занятия в это же время проходят более или менее продуктивно, так как совпадают с периодом компенсированного утомления. При анализе недельной динамики работоспособности школьников обнаружено, что самым малопродуктивным днем является понедельник, а наиболее продуктивными днями – вторник и среда. Правда, некоторые исследователи отмечают снижение работоспособности у школьников уже в среду. В четверг у младших школьников наблюдается значительное снижение работоспособности; у средних и старших школьников работоспособность в четверг если и снижается по сравнению со средой, то незначительно. А вот пятница у младших школьников – день с более высокой работоспособностью, чем четверг (дети за четверг бессознательно, не умея волевым усилием преодолеть начальные стадии утомления, как бы «отдохнули»). В средних и старших классах пятница – малопродуктивный день, так как падает уже на период некомпенсированного утомления. А вот в субботу работоспособность несколько повышается, что соответствует «конечному порыву», однако это повышение незначительно и прослеживается не всегда. Самые легкие для детей предметы – физкультура, труд, изобразительное искусство, музыка. А так как большинство творческих объединений занимаются именно ручным трудом, то период утомления во время занятий может не наступить вообще, особенно если дети увлечены делом, выбранным в соответствии со своими интересами. Но это не значит, что школьники не должны отдыхать в перерывах между занятиями. Основные требования к гигиеническим условиям Основная задача здоровьесберегающей педагогики – такой режим труда и отдыха школьников, при котором у детей сохраняется высокая работоспособность на протяжении всего периода занятий. Решить эту задачу невозможно без правильной организации условий внешней среды, ибо на здоровье, а как следствие и на работоспособность школьников большое влияние оказывает гигиеническое состояние учебных помещений. Микроклиматические параметры кабинетов и мастерских должны обеспечивать адекватность терморегуляции в организме, газовый состав воздуха – нормальную оксигенацию тканей, освещенность – оптимальное функционирование зрительной системы. Оптимальные условия воздушной среды – важный фактор сохранения здоровья и работоспособности человека. Неблагоприятные изменения воздуха могут вызвать значительные нарушения в организме: перегревание или переохлаждение тела, гипоксию, возникновение инфекционных и других заболеваний, снижение работоспособности. Самым простым и естественным действием, направленным на создание должного воздушного режима, является открывание форточки во время занятия. Однако многочисленные исследования показали, что этого делать нельзя. Даже у закаленных людей возникают простуды, если они сидят на сквозняке. Световой режим Зрение приносит человеку наибольшее количество (80–85%) информации об окружающем мире, при этом свет не только обеспечивает нормальную жизнедеятельность организма, но и определенный жизненный тонус и ритм. Освещение может быть естественным (энергия солнечного света) и искусственным (в основном это лампы накаливания и люминесцентные лампы). Каким бы ни было освещение в учебном помещении – естественным, искусственным или смешанным, к нему предъявляется ряд общих требований. Этими требованиями являются: 1. Достаточность – зависит от размера окон и межоконных проемов, ориентации окон относительно сторон света, расположения затеняющих объектов, чистоты и качества стекол, количества и мощности источников искусственного освещения. 2. Равномерность – зависит от расположения окон, конфигурации учебного помещения, контрастности между окраской стен, оборудования и учебных материалов, типа арматуры светильников (характер абажуров) и их расположения. 3. Отсутствие теней на рабочем месте – зависит от стороны падения света (свет, падающий слева, исключает тени от пишущей правой руки, верхний свет практически бестеневой). 4. Отсутствие слепимости (блескости) – зависит от наличия поверхностей с высоким коэффициентом отражения (полированная мебель, застекленные шкафы и прочее) и арматуры светильников. 5. Отсутствие перегрева помещения – зависит от наличия и силы прямых солнечных лучей и типа ламп. Весьма простым, но эффективным методом оценки общего уровня освещенности является следующий: если ученик с нормальным зрением свободно читает мелкий шрифт книги на расстоянии примерно 50 см от глаз, то освещенность принято считать достаточной. На характер освещенности оказывает влияние и окраска стен, потолков, оборудования и степень их чистоты. Для окраски стен учебного кабинета наиболее рекомендуемы ненасыщенные холодные цвета – голубой, светло-желтый, светло-зеленый; некоторые авторы рекомендуют светлые тона теплой зоны спектра – кремовый, палевый.

Положительные эмоции Положительные эмоции являются неотъемлемой составляющей здорового образа жизни. Знаменитая формула «В здоровом теле – здоровый дух» может читаться не только слева направо, но и справа налево, то есть здоровый дух поддерживает физическое благополучие. Поэтому для поддержания физического здоровья необходимо психическое закаливание, суть которого – в радости к жизни. Говоря о положительных эмоциях, следует также помнить, что в педагогике поощрение считается более эффективным рычагом воздействия на ребенка, чем наказание. Поощряя ребенка, мы сохраняем и укрепляем его здоровье. Во время работы над сохранением и укреплением здоровья младших школьников одним из важных вопросов, на мой взгляд, стал следующий: “Какое направление должно стать приоритетным в работе классного руководителя в современных условиях, чтобы воспитание было успешным?” Первым и самым главным направлением является защита, сохранение и развитие здоровья ученика. Имеется в виду его физическое и психическое здоровье. Цель этого направления состоит в том, чтобы показать ребёнку и его семье значимость его физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития его нравственных качеств и душевных сил, для дальнейшего профессионального становления. Какие моменты должен включить в работу с классом классный руководитель, выполняя программу “Здоровье”? 1. Сотрудничество с медицинским персоналом школы и медицинскими учреждениями города для изучения и последующей коррекции с их помощью физического здоровья учеников класса. 2. Сотрудничество с родителями учащихся и консультации учителей других предметов. 3. Использование в работе диагностических методов исследования для возможной организации на уроке коррекции здоровья детей. 4. Организация просветительской работы с учащимися по сохранению, развитию и коррекции здоровья через систему воспитательных мероприятий как внутри школы, так и вне её. 5. Организация работы по формированию правильного отношения учащихся к урокам физической культуры, к занятиям спортом. 6. Формирование личностной рефлексии учащихся по проблеме (коррекция мнения о себе и о своём здоровье). Заключение Цель валеологического воспитания – формирование здорового человека, способного долго и счастливо жить в обществе. Достичь этой цели возможно, если решить как стратегические, так и тактические задачи. Стратегическую задачу валеологического воспитания можно представить, с одной стороны, как получение желаемых задатков у ребенка, с другой – как полноценное развитие этих задатков. Тактическая задача валеологического воспитания кроется в формировании у ребенка установки на здоровый образ жизни.

21.10.2017 07:02


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!