СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Все новое - хорошо забытое старое! (2 часть)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья третья

Содержание обучения

Я считаю, что общественная жизнь ребёнка - это основа для упорядочивания и приведения в соответствие всего его обучения или развития. Общественная жизнь неосознанно объединяет и предопределяет все его усилия и достижения.

Я считаю, что содержание учебной программы школы должно отражать последовательную дифференциацию примитивной неосознанной общественной жизни.

Я считаю, что мы насилуем природу ребёнка и затрудняем его нравственное развитие, когда внезапно заставляем ребёнка изучать целый ряд специальных предметов, таких как чтение, письмо, география, никак не связанных с его социальной жизнью.

Я считаю, таким образом, что истинным ориентиром школьных предметов должна быть не наука, не литература, не история и не география, а социальная деятельность самого ребёнка.

... Я считаю, что литература - это отражённое выражение и интерпретация социального опыта, и поэтому она должна следовать за этим опытом, а не опережать его. Она, таким образом, не может быть основой, хотя она может быть кратким изложением основ.

Я также считаю, что история важна в образовательном отношении, настолько, насколько она показывает периоды развития жизни общества. Ее нужно контролировать ссылками на общественную жизнь. Когда ее изучают просто как историю, ее отбрасывают в далёкое прошлое и она становится мёртвой и инертной. Если же рассматривать её как хронику общественной жизни человека и человеческого прогресса, то она становится полна значения. Я считаю, тем не менее, что её нельзя так рассматривать, однако бывают исключения: и ребёнка также прямо вводят в жизнь общества.

Я, соответственно, считаю, что главная основа образования - это способности ребёнка к работе по тем же конструктивным линиям, как и те, которые создали саму цивилизацию.

Я считаю, что единственный путь дать возможность ребёнку осознать его социальное наследие - это позволить ему опробовать те виды деятельности, которые делают саму цивилизацию тем, что она есть.

Я считаю, таким образом, что ориентиром служат так называемые выразительные или продуктивные виды деятельности.

Я считаю, что это определяет место кулинарии, шитья, ручного труда и т. д. в школе.

Я считаю, что это не отдельные предметы, которые нужно преподавать помимо других предметов или в перерывах между ними, введя одну из форм отдыха или дополнительный предмет.

Я считаю, что это скорее типичные фундаментальные формы общественной деятельности. И что возможно и желательно, чтобы введение ребёнка в курс более формальных предметов происходило бы через включение его в эти виды деятельности.

Я считаю, что изучение науки является образованием только тогда, когда оно несёт знания о материалах и процессах, которые делают жизнь общества тем, что она есть.

Я считаю, что одно из величайших затруднений обучения науке сегодня состоит в том, что материал представляется в чисто формализованном виде или рассматривается как совершенно новая особая форма опыта, которую ребёнок может добавить к тому, что уже имеет. В действительности наука ценна тем, что она даёт возможность интерпретировать и проверять уже имеющийся опыт. Знакомство с наукой должно происходить не как с каким-то совершенно новым содержанием, а как с факторами, уже вовлечёнными в прошлый опыт ребёнка и как с инструментами, с помощью которых можно легко и эффективно этот опыт упорядочить.

Я считаю, что сейчас мы теряем много ценного из того, что может дать изучение литературы и языков, поскольку мы исключили из них социальный элемент. Почти всегда в книгах по педагогике пишут, что язык это просто выражение мысли. Действительно, язык - это инструмент логики, но он в основном и в первую очередь является социальным инструментом. Язык - это средство общения, это инструмент, с помощью которого человек может поделиться с остальными своими мыслями и чувствами. Если рассматривать язык просто как способ получения информации или лишь как средство продемонстрировать то, что человек узнал, то он теряет свою социальную направленность и цель.

Я считаю, таким образом, что нет в идеальной школьной программе определенной последовательности занятий. Если обучение - это жизнь, вся жизнь имеет с самого начала научный аспект, культурный аспект, аспект искусства и аспект общения. Не может, таким образом, быть верным то, что на начальной стадии обучения подходящими предметами являются простое чтение и письмо, а на более поздних этапах могут быть введены - литература или изучение научных дисциплин. Прогресс состоит не в последовательности занятий, а в развитии нового к ним отношения и нового к ним интереса и в получении нового опыта.

И, наконец, я считаю, что образование нужно рассматривать как длительное воссоздание опыта, что процесс и цель образования - это одно и то же.

Я считаю, что установить какую-либо цель вне образования, как представляющую его цель и норму, означает, в значительной степени лишение процесса образования его значения и вынуждает нас, имея дело с ребенком, полагаться на ложные и внешние стимулы.

Статья четвёртая

Природа метода

Я считаю, что проблема метода фактически сводится к вопросу о том, в каком порядке происходит развитие способностей и интересов ребёнка. Порядок представления и подачи материала - это порядок, заложенный в природе самого ребёнка. И поэтому я считаю, что следующие утверждения имеют огромную важность как определяющие дух образования.

    1) Я считаю, что активная сторона предшествует пассивной в развитии природы ребёнка; что способность выразить предшествует осознанному восприятию; что физическое развитие предшествует развитию чувственному; что движение предшествует осознанным ощущениям; я считаю, что осознание по существу является и двигательным или импульсивным; что осознанные состояния стремятся отразить себя в действии.

Я считаю, что пренебрежение этим принципом является причиной большей части потерянного времени и сил в работе в школе. Ребёнку навязывают пассивную, поглощающую, принимающую позицию. В этих условиях, ребёнку не позволяют развиваться по законам своей природы, результат - сопротивление и пустая трата сил и времени.

Я считаю, что идеи (интеллектуальные и рациональные процессы) также являются результатом деятельности и передаются ради лучшего контроля над деятельностью. То, что мы называем причиной, это в основном закономерность - последовательность организованных и эффективных действий. Пытаться развивать способность рассуждать, здравомыслие, не соотнося это с выбором и подготовкой средств при совершении действия, - это основное заблуждение в современных методах, касающихся этой проблемы. И в результате, мы представляем ребёнку необоснованные символы.

Символы необходимы в процессе умственного развития, но они должны использоваться как инструменты для экономичного использования усилий; представляемые сами по себе, они являются всего лишь бессмысленной и необоснованной массой идей, навязанной извне.

    2) Я считаю, что образ - это замечательный инструмент обучения. Что ребёнок берёт из любого, преподаваемого ему предмета, только образы, которые он сам формирует по отношению к нему.

Я считаю, что если бы 90 процентов энергии, направляемой сегодня на то, чтобы заставить ребёнка выучить определённые вещи, было бы направлено на заботу о том, чтобы ребёнок формировал нужные образы, то процесс обучения был бы намного легче.

Я считаю, что большая часть внимания и времени, которая сегодня направляется на подготовку и проведение урока, могла бы быть более мудро и с большей пользой направлена на то, чтобы тренировать воображение ребёнка к созданию образов, и на заботу о том, чтобы он постоянно формировал определённые, живые и развивающиеся образы разных объектов, с которыми он постоянно сталкивается в своём опыте.

    3) Я считаю, что интересы - это сигналы и симптомы растущих сил и способностей.

Я считаю, что они представляют зарождающиеся способности. Что касается постоянного и заботливого наблюдения за интересами - то это главнейшая задача обучающего.

Я считаю, что за интересами надо наблюдать, поскольку они показывают уровень развития, которого ребёнок достиг.

Я считаю, что они предсказывают уровень развития, к которому он только приближается.

Я считаю, что только посредством постоянного и сочувствующего наблюдения за детскими интересами взрослый может войти в жизнь ребёнка и увидеть, к чему ребёнок готов, и с каким материалом он будет наиболее продуктивно и с большей готовностью работать.

Я считаю, что эти интересы нельзя ни подавлять, ни осмеивать. Подавлять интерес - это значит сделать из ребёнка взрослого. И таким образом ослабить интеллектуальное любопытство и живость, подавить инициативу и уничтожить интерес. Осмеять интересы ребёнка - это значит заменить постоянное преходящим. Интерес - это всегда признак стоящей за ним способности. Очень важно обнаружить эту способность. Осмеять интерес это значит потерпеть неудачу в попытке проникнуть во внутренний мир ребенка и несомненный результат - необходимость заместить подлинный, искренний интерес капризом и прихотью.

    4) Я считаю, что эмоции - это отражение действий.

Я считаю, что пытаться стимулировать или поднимать эмоции отдельно от соответствующих им видов деятельности - это провоцировать нездоровое и болезненное состояние ума.

Я считаю, что если только мы сможем сберечь правильные модели поведения и мышления, соотносящиеся со всем добрым, истинным и прекрасным, то эмоции по большей части позаботятся о себе сами.

Я считаю, что после тупости и глупости, формализма и рутины, нашему образованию угрожает не меньшее зло - сентиментализм.

Я считаю, что сентиментализм - это неизбежный результат попытки отделить чувство от действия.

 

Статья пятая

Школа и социальный прогресс

Я считаю, что образование - это фундаментальный метод общественного прогресса и реформ.

Я считаю, что все реформы, основанные только на введении в силу законов, или на угрозе наказания, или на изменениях в механических или внешних обстоятельствах, преходящи и бесполезны.

... Я считаю, что эта концепция пользуется заслуженным уважением тех, кто исповедует и индивидуалистические и общественные идеалы. Что она, несомненно, индивидуальна, поскольку должным образом признает формирование определённого характера как подлинную основу правильного образа жизни. Она социальна, поскольку она признает тот факт, что этот характер не должен быть сформирован исключительно индивидуальными правилами или призывами, а скорее воздействием определённой формы установленной или общинной жизни на личность, и, что социальный организм посредством школы как своего органа может определить этические цели.

Я считаю, что в идеальной школе у нас есть примирение индивидуальных и общественных идеалов.

Я считаю, что обязанность общества перед образованием, - важнейшая моральная обязанность. С помощью закона и наказания, общественной агитации и обсуждения, общество может регулироваться и формироваться более или менее случайным образом. Но посредством образования общество может формулировать свои цели, может организовывать свои средства и ресурсы, и таким образом оформлять самое себя определённо и разумно (экономно) в том направлении, в котором оно хочет двигаться.

Я считаю, что если общество однажды признает возможности этого направления и обязанности, которые эти возможности накладывают, то уже не нужно будет беспокоиться о ресурсах времени, внимания и денег, которые будут предоставлены в распоряжение обучающему.

... Я считаю, что с развитием науки психологии, дающей дополнительно понимание структуры личности и законов роста, и с развитием социальной науки, дающей нам более глубокое понимание правильной организации индивидуумов, все научные ресурсы смогут использоваться для целей образования.

Я считаю, что когда наука и искусство соединятся таким образом, будет достигнуто самое внушительное побуждение к человеческой деятельности; появятся самые подлинные источники человеческого поведения и утвердятся лучшие взаимоотношения, которые только возможны для человеческой природы.

Я, наконец, считаю, что учитель вовлечён не только в процесс обучения личности, но и в формирование пристойной общественной жизни.

Я считаю, что каждый учитель должен осознавать благородство своего призвания; что он состоит на службе обществу, чтобы поддерживать надлежащий общественный порядок и обеспечение правильного общественного развития.

Я считаю, что таким образом учитель всегда является пророком Господа нашего и привратником настоящего Царства Господня.

 

Категория: Всем учителям
17.02.2015 18:48


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!