СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Значение декоративно-прикладного искусства Тверского края

Нажмите, чтобы узнать подробности

Стоит в поле дерево древанское, на этом дереве семь угодьев, Первое угодье - в избе обиходье, Другое угодье - в кругу вертится, Третье угодье - старому и малому потешка Четвертое угодье - на церкву крыша, Пятое угодье - по дорожке след, Шестое угодье - на всю ночь свет, Седьмое угодье - всему миру масло. (Берёза).

Исторические судьбы тверского народного декоративно-прикладного искусства поистине драматичны. К нашему времени большинство его видов утрачено. Прервалась передача мастерства и традиций от одного поколения к другому, «распалась связь времен». Под нажимом массового промышленного производства, урбанизации населения уже давно пришли в упадок кружевоплетение, ручная обработка льна, ручное ткачество, художественная обработка изделий из дерева и металла, сократилось гончарное ручное производство и т.д.

Полупромышленные предприятия типа «Тверские узоры», к сожалению, работают вне тверских народных художественных традиций. Тверские матрешки не отличаются от матрешек, выпускаемых в других городах. То же самое можно сказать о современных вышитых массовых изделиях. Активно проявившие себя в последнее время мастера резьбы по дереву также предпочитают следовать традициям Севера и нижегородским, но не тверским. Модная в 1960 - 70-е гг. чеканка по металлу, абсолютно не тверская, благополучно скончалась.

Показательна история золотошвейного промысла. В 1950 – 60-е гг. он переживал настоящий творческий кризис. Обращение, казалось бы, к «современной» тематике, натуралистические изображения всевозможных башен, машин и т.п., загруженность деталями губило это искусство, оно выглядело, как ни странно, архаичным. Последующее возвращение к старым традициям возродило художественную ценность золотошвейных изделий, они воспринимаются как произведения современного искусства.

По-моему мнению, возрождение народного декоративно-прикладного искусства, художественных промыслов будет иметь подлинный успех только в русле тверских традиций, при сохранении тверской самобытности. Это не означает, что нужно копировать только старинные образцы. Нужно придерживаться стилевых особенностей тверского искусства и, что немаловажно, использовать материалы, характерные для него.

Поэтому, на мой взгляд, в первую очередь необходимо возрождать, пусть в небольших объемах резьбу по дереву, художественное точение из древесины, изготовление изделий из бересты и народной глиняной игрушки и гончарной посуды и т.п. История берестяных ремесел огромна. Еще много можно почерпнуть и народной памяти. То, что мы видим в музеях, - лишь малая часть материальной культуры предков. Но даже эта малая частичка дает представление о том, как жили наши предки, как умело работали с природными материалами, как бережно относились к природе. Любая частичка природы способна принести радость творчества и пользу.

Нужны растительные красители. Не только художественные промыслы, но современные условия сельского хозяйства нуждаются в кустарных кузнецах, столярных мастерских и т.п.

Одно из главных условий – обучение специалистов, умельцев народного искусства. Прежде всего, видимо, в Тверском областном художественном училище им. А.Г. Венецианова. Насколько это возможно, надо привлечь еще живых старых мастеров к обучению смены, не жалея средств на оплату труда и создание для них необходимой базы.

Все новое – хорошо забытое старое. В Нижегородской губернии в 19 веке для поддержания и развития кустарных промыслов были рекомендованы следующие меры:

- открытие товарных и сырьевых складов для покупки готовых изделий у кустарей и продажи им сырых материалов; - открытие музеев с образцами изделий и орудий производства. - комиссионное посредничество и поставка кустарных изделий учреждениям и частным лицам; - участие в кустарных выставках и ярмарках с целью расширения сбыта; - открытие учебных мастерских и заводов с целью распространения среди населения новых промыслов или улучшения техники существующих; - составление и раздача кустарям чертежей и рисунков улучшенных изделий; - открытие профессиональных школ для улучшения техники производства; - предоставление дешевого кредита; - охрана промыслов с помощью льготных тарифов, отпуска казенного сырья.

В наши дни совсем неплохо было бы воспользоваться советами наших предков, дошедших до нас из глубины веков.

И, разумеется, нельзя забывать о рыночной ситуации, о конкуренции со стороны. Печальная судьба кружевного промысла Торжка и Калязина, пришедшего в упадок еще до первой мировой войны, когда бурно развивалось кружевное производство в Вологде, ельце и других местах, напоминает о необходимости капиталовложений, энергичной организации дела. К сожалению, некоторые проектанты не учитывают реально сложившейся обстановки. Таков, например, по этому вопросу проект создания «Пушкинского кольца», разработанный Московским акционерным обществом «Инрекон» по заказу Тверской областной администрации.

Конечно же, нужна конкретная программа возрождения народных художественных промыслов, большие затраты (и предпринимательские, и бюджетные) и много времени.

19.10.2015 15:37


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!