СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №22» муниципального образования
городской округ Симферополь Республики Крым
295492 РК, Симферополь, пгт. Аграрное, ул. Спортивная, 1А
тел. 3(652) 26-33-19, e-mail:
ОКПО 00798073, ОГРН 1159102009197, ИНН/КПП 9102068621/910201001
Предмет: математика
Класс – 3
УМК: «Школа России»
Тема: Умножение и деление с числами 1,0.
Деление нуля на число.
пгт. Симферополь, 2020
Математика, 3 класс
Тема: Умножение и деление с числами 1,0. Деление нуля на число.
Цель: познакомить с приёмом деления нуля на число; обобщить и закрепить знания таблицы умножения
Задачи урока:
Тип урока: изучение новых знаний и освоение нового способа действий.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Формы: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: научатся применять частные случаи деления на основе взаимосвязи умножения и деления.
Метапредметные: овладеют умениями принимать учебную задачу урока, научатся слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения.
Личностные: мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения.
Технология: проблемно-поисковая деятельность
Оборудование: учебник «Математика 3 класс», тетради, таблички с формулами, карточки с заданиями, снежинки с заданиями и для рефлексии, новогодняя елка, компьютер и проектор, презентация по изучаемому разделу.
Ход урока
Проверьте свою готовность к уроку, сядьте прямо.
Сегодня у вас будет много интересной работы, с которой, я уверена, вы справитесь на отлично.
- Мы за парты дружно сели
«МАТЕМАТИКА – ЦАРИЦА ВСЕХ НАУК» (запись на доске)
А теперь читаем вслух:
Друг на друга посмотрели
Ваша работа на уроке должна быть обязательно оценена. Поэтому для каждого из вас есть лист самооценки. В течении всего урока вы будете выполнять задания и оценивать себя.
- Откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число и классная работа.
Что можем сказать о числе 13? (Это непарное двухзначное число). Какое число получится, если цифры поменять местами -? (31).
Пропишите их в минутки каллиграфии.
Какой сейчас месяц? (декабрь) А что можно сказать о 31 декабря? (В ночь с 31 декабря на 1 января наступает Новый год!)
Любит ёлочку народ
Наряжать под Новый год.
В каждом доме ёлка есть,
Но такая только здесь!
Ребята, посмотрите какая красивая елочка в вашем классе. А кто самый желанный гость на новогоднем празднике? Конечно, Дедушка Мороз. Посмотрите, какой встревоженный взгляд у Дедушки Мороза!
(Демонстрация фрагмента мультфильма «Дед Мороз и Серый волк»)
Хитрый Волк нарядился Дедом Морозом и хочет все подарки забрать себе. Что же теперь делать? (прилетает письмо)
«Дорогие ребята! Вы видели, что случилось? На пути у волка встречаются математические задания. Такие же задания на снежинках, которые висят на вашей елочке. Помогите мне с ними справиться, чтобы обогнать волка и вернуть подарки. Ваш Дедушка Мороз» (слайд 9)
Поможем Дедушке? (да!) Снимает снежинку под номером 1.
Снежинка № 1. Математический диктант (записываем ответы в строчку. Каждый ответ отделяем запятыми)
• Увеличить 5 в 8 раз. (40)
• Найдите частное чисел 64 и 8.(8)
• Уменьшите 42 в 6 раз. (7)
• Какое число разделили на 8 и получили 1? (8)
• Умножьте 56 на 1. (56)
• Ноль умножили на какое–то число. Какое число получили? (0)
• Увеличить 7 в 9 раз.(63)
• Уменьшить 15 на 3.(12)
• 27 разделить на 3. (9)
- Оцените себя. Нарисуйте зеленый кружок в листе самооценки, если ошибок не было, 1-2 ошибки – желтый, 3 и больше – красный.
Давайте вспомним, какие правила умножения на 1 и 0 мы уже изучили.
Снежинка № 2.Устный счет.
Игра «Собери домики». У ребят на столах части домиков, учитель читает примеры, а ребята находят ответ на частях домиков и крепя на доску к оставшемуся фундаменту.
6 ∙ 6
81 ∙ 9
2 ∙ 2
5 ∙ 9
64 : 8
70 : 7
21 : 7
10 ∙ 1
24 ∙ 0
6 ∙ 10
- Ребята, как вы думает, домики каких цифр мы с вами собрали? (единицы и нуля)(рядом с домиками крепятся красочные цифры 1 и о).
- Молодцы! Эти цифры, пришли к нам в гости. Но не только затем, чтобы погостить, но и узнать, знаете ли вы правила, которые действуют в домике у каждой цифры. Если кто- то из вас их еще не знает, то мы обязательно их вспомним и познакомимся с ними.
3. Сообщение темы и целей урока.
Формулы-подсказки я повешу на доске. а ∙ 1 = а а ∙ 0 = 0)
- Молодцы! А теперь пользуясь этими правилами, поиграем в игру «Верни ответ на место».
(на доске записаны примеры и вокруг разбросаны ответы, их гораздо больше чем ответов, ребята выбирают правильные и располагают рядом с примерами)
7 ∙ 0 = 7 0 8
7 + 0 = 5 9
9 ∙ 1 = 0
0 ∙ 9 = 7 4
1 ∙ 8 = 0 8
4 ∙ 0 =
12 ∙ 0 = 9 4 8
4 ∙ 1 =
Отвечают дети (При умножении любого числа на 1 получается тоже самое число. При умножении любого числа на нуль получается нуль.)
- Самоопределение к деятельности. Создание проблемной ситуации
Снежинка № 3 Работа в группах. Расставьте примеры в 2 группы:
- Почему так распределили? (с ответом 4 и 5). Что вы заметили? Есть ли здесь лишний пример? Все ли примеры вы смогли решить? У кого возникли затруднения? Чем этот пример отличается от остальных? Если кто-то решил, то молодец. (Проверка и отметка в Листе самооценки)
Но почему не все смогли справиться с этим примером?
Постановка учебной задачи.
РАССКАЗ О НОЛЕ
Цель: Научиться решать такие примеры
Задача: Узнать правило деления 0 на число.
Тема урока: Умножение и деление с числами 1,0. Деление нуля на число. Усвоение новых знаний и способов действий.
Установление связи с ранее изученным. Какие же у вас есть предположения? 0:5=5
0:5=0
Как же найти верное решение? С каким действием связано деление? (с умножением) Например: 2 · 4 = 8 8 : 2 = 4 Можем ли мы теперь 0:5? Значит тогда если 0:4=4, проверяем умножением: 4*4=16, а 16 ≠0, следовательно первое предположение не верно. Проверяем второе предположение. 0:5 = 0. Проверяем умножением: 0*5=0, что это означает, что по 0 мы взяли 5 раз, т.е.: 0+0+0+0+0=0 |
- Подберите такое число, при умножении которого на 9 получился бы 0? (Это 0).
Значит, 0:9=0
Аналогично рассматривается случай деления 0:5.
Вывод: При делении нуля на любое другое число, получается нуль.
ПОМНИ, делить на нуль нельзя! Почему? Да потому, что какое бы число вы не умножали на 0, в ответе всегда будет 0
Сравните свой вывод с тем, который есть в учебнике на стр. 85
Итак, продолжаем выполнение заданий на снежинках.
Снежинка № 4 Работа со словарем.
Ребята, а вы знаете, что означает слово «Ноль»? Где можем узнать о значении этого слова?
(Одна группа со словарем Ожегова, вторая – словарь Даля. Представители групп зачитывают толкование слова ноль (нуль)).
Физкультминутка «Снеговик»
Немножко отдохнули. Продолжаем помогать Дедушке Морозу.
Осознание и осмысление учебного материала
Снежинка № 5 Работа в парах.
— Кто уже чувствует в себе силу самостоятельно применить новые знания и получить звание «умников» и «умниц»? Кому нужна помощь? (Как правило, никому)
— Сейчас снежинка предлагает поработать в парах.
- Что нужно сделать в следующем задании? Подобрать знаки *, :, +, -.
15… 15= 1 15…1= 15 0 …15= 0
16… 1= 15 15…0= 0
Одна пара у доски.
Проверяем по экрану, оцениваем в листах самооценки. (без ошибок – зеленый, 1 ошибка – желтый, 2 ошибки – красный.)
Снежинка №6 Решение задачи. Ни один урок математики не обходится без решения задач.
Решение задачи №5 стр.85
На рынок привезли 48 кг слив в ящиках, 8 кг в каждом, и столько же ящиков груш, 9 кг. Сколько килограммов груш привезли?
А) Составление таблицы на интерактивной доске.
- Прочитайте условие задачи и подумайте, как удобнее выполнить краткую запись. (В таблице).
- Что такое 48 кг? (Масса всех ящиков)
- 8кг? (Масса 1 ящика)
- Какая ещё графа должна быть в таблице? (Количество ящиков)
? 1) (:)
одинаковое
48 кг
Груш – 9кг
? 2) (∙)
- Что ещё известно в задаче? ( Масса ящиков с грушами)
- Что сказано о количестве ящиков с грушами? (Их столько же). Или количество одинаковое.
-Запишите решение самостоятельно.
Б) Проверка решения.
1) 48:8=6(ящ.) слив привезли на рынок
2) 9∙6=54(кг)
Ответ:54 кг груш привезли на рынок.
(Оценивание в листке самооценки: задача решена – 5, не решена – 0)
Снежинка №7
Разноуровневые задания (самостоятельная работа по карточкам разного цвета)
Уровень А(на 3) Уровень В (на 4): Уровень С(на 5): Найди ошибки, исправь и запиши правильно в свою тетрадь.
1·19=1 52·(58-57)=52 0:4·1=1 (30- 3·10):5=5 73·0=73 (70-70):(28+22)=50 (45:5): (9-9)=9 32+0·57=32 6·(17-16)=6 (62+24)·1=1 1·8·2·1=16 87:(85+2) ·1=2 (100-100)·0=100 (25-5)·(5-5)=5 (4·5+7)·1=27 (82 - 82):3=3
Самооценивание по образцу на доске.
1·13=13 (80-80):(28+22)=0 0:5·1=0 87:(85+2) ·1=1
43·0=0 (62+24)·1=86 (45:5): (8-8)= нет ответа (82 - 82):3=0
(100-100)·0=0 (25-5)·(5-5)=5 (30- 3·10):5=0
Доп.задача: («Проверь себя» (учебник, с. 84, 85). Проверка.
Ответы записываю на доске: с. 84 - 1, 8, 12; с. 85 - 0, 0, 0.)
7.Подведение итогов.
-Какие правила вы узнали сегодня на уроке?
-Какие правила повторили?
-Какие задания ещё вызывают у вас затруднения?
-За что вы можете себя похвалить?
Оцените свою работу на уроке в листе самооценки.
Давайте нашу елочку украсим новыми снежинками.
8.Домашнее задание. (Объяснение )
Стр.85 № 6, № 8
9. Итог урока Ребята, мы выполнили все задания, давайте посмотрим, попал ли Дедушка Мороз на ёлку к лесным жителям? (Дед Мороз благодарит детей и сообщает, что подарок для них спрятан под елкой)
Ребята, мне очень понравилось с вами работать. Вы большие молодцы. Я вам желаю успехов. Спасибо за урок
© 2021, Тимошенко Алла Анатольевна 736