СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческие задания для реализации метода создания художественного контекста на уроках музыки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задание 1 «Нарисуй музыку»

Есть 2 варианта такой игры.

Первый. Дети непосредственно рисуют карандашами то, что они себе представляют во время прослушивания музыкального произведения. Исполь-зуется, например «Детский альбом» П. И. Чайковского и т.д. Будет это «утро» или «вечер» зависит от ребят. Задача учителя, «не исправлять» то, что услышал и нарисовал ребенок, а только анализировать и оговаривать разные варианты. Главная мысль – ребенок прав, это его непосредственное видение. Учитель может только направлять.

Второй. Предназначен в основном для 1-2 классов, но может быть ис-пользован по желанию и активности детей во всей начальной школе.

Для игры используются яркие фигуры всех цветов и формы (не менее 4х цве-тов). Можно составить и вырезать фигуры самостоятельно, все в вашей фан-тазии. Суть игры заключается в том, что дети слушают музыку. Во время прослушивания музыкального произведения они выбирают фигуры по цвету и форме и на белом картоне «рисуют» музыку из выбранных фигур. Из прак-тики, объемные, насыщенные произведения ребята изображают в виде боль-ших кругов в взаимосвязи с мелкими треугольниками или без них, фантазии детей тут безграничны и творческий потенциал огромен. В каждом классе есть свои шедевры. Дети анализируют свои работы и объясняют свой выбор.

Задание 2 «Времена года»

Детям показывают картинки, на которых нарисовано четыре времени года – осень, зима, весна, лето. Звучит музыка. Детям, необходимо угадать к какому времени года относится данная музыка (произведение).

Задание 3»Два клоуна»

При повторном прослушивании пьесы Д. Б. Кабалевского «Клоуны» можно предложить двум детям (с учетом их эмоциональных особенностей) изобразить следующую ситуацию: два веселых клоуна жонглируют вообра-жаемыми разноцветными кольцами, не замечая друг друга. Вдруг они стал-киваются спинами и падают. Им немножко грустно, они сидят на полу и ка-чают головами. Успокоившись, клоуны помогают друг другу встать, собира-ют кольца и снова весело жонглируют. Но теперь они бросают кольца друг другу.

Выразительные движения: голову откинуть, рот широко раскрыть, гу-бы растянуть в улыбке, брови приподнять, глаза слегка прищурить.

Задание 4 «Новая кукла»

Является аналогом предыдущего. Музыкальный материал — пьеса П. И: Чайковского «Новая кукла» из «Детского альбома».

Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, по-казывая всем желанный подарок, прижимает ее к себе и снова кружится.

Задание 5 «Какую линию выбрать»?

Под звучание музыкального произведения ребёнок должен начертить на листе бумаги разные линии: например, плавные, волнообразные – под медленную и спокойную; прямые, изогнутые – под решительную; прерывные – под легкую, отрывистую музыку. Линии могут быть того цвета, который, по мнению ребенка, больше всего подходит к настроению исполняемого му-зыкального фрагмента.

Задание 6 «Волшебная картинка»

Для работы потребуются: акварельные краски или гуашь, кисть, про-мокательная бумага (белая), палитра (можно использовать кафельную плит-ку).

При прослушивании музыкального произведения надо найти краску, созвучную настроению в данный момент, и методом набрызга капнуть ею на палитру.

Во время прослушивания настроение, а следовательно и краски, могут меняться несколько раз. По окончании прослушивания предложить детям ак-куратно положить промокательную бумагу на палитру. Краски сольются, и проявится цветовая гамма, соответствующая ощущению каждого ребенка. Можно перед прослушиванием не озвучивать название произведения, огра-ничившись именем композитора, и предложить детям дать название прослу-шанному произведению и своей картине.

Задание 7 «Волшебники»

Используется для развития чувств на базе воображения. Рекомендуется для детей младшего школьного возраста. В качестве музыкального материала может быть использована музыка к балету П. И. Чайковского «Спящая кра-савица». После прослушивания музыкальной характеристики феи Сирени и феи Карабосс детям предлагаются шаблоны «волшебниц». После того как они в тетради сделают два совершенно одинаковых контура, им дается зада-ние дорисовать эти фигуры, превратив одну в «добрую», а другую в «злую» волшебниц, повторно прослушивая вышеназванные отрывки. В качестве до-машнего задания можно предложить придумать другую историю о том, что совершила плохого «злая» волшебница и как ее победила «добрая». Целесо-образно сделать выставку детских рисунков и отметить старание учеников.

Задание 8 «Танец»

Упражнение относится к особой форме психологического тренинга - танцевальной психотерапии. С одной стороны, по опыту проведения подоб-ных тренингов, они очень эффективны как средство психологической раз-грузки и способ оптимизации развития личности, с другой стороны, упраж-нение органично вписывается в урок по темам «Танец», «Балет», и т. д., по-могая учащимся понять природу танца, его сущность. Ребенку предлагается в танце выразить какой-либо образ, придуманный им самим или предложен-ный учителем. Главное правило подбора тем: идти от простого образа к сложному, от одушевленного к неодушевленному. Например: станцуй «ба-бочку», «кошку», «лошадку», «цветок», «конфету», «виноград», «тесто» и

т.д. (Можно проиллюстрировать видеофрагментами «Чай», «Кофе», и т. д. из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик».)

Задание 9 Упражнение-игра «Музыка»

Детям предлагается пьеса П. И. Чайковского «Песня жаворонка» или любая другая из «Времен года». После прослушивания музыки ребенку дает-ся четыре краски: красная, зеленая, синяя, желтая. Он должен изобразить услышанную музыку с помощью этих красок и озаглавить рисунок. По окон-чании работы можно провести конкурс полученных рисунков и заглавий к ним.

Задание 10 Игра «Фоноскоп событий»

Развивает тембровый слух, фантазию звуковых образов и способствует выражению личностных особенностей ребенка. Приготовить различные му-зыкальные инструменты и просто предметы, из которых можно извлекать звуки постукиванием карандаша.

Ребенку завязывают глаза и изображают ряд разнообразных звуков. Его задача: воссоздать звукам какую-нибудь невероятную историю. Затем он от-крывает глаза и рассказывает ее, иллюстрируя соответствующими звуками. Побеждает самая невероятная история. В качестве домашнего задания можно предложить изобрести собственный музыкальный инструмент из подручных материалов и дать ему название, аргументировав свое решение.

Категория: Музыка
24.12.2018 12:47


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!