СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В современной России система музыкального образования начинает организовываться в соответствии с запросами современной культуры и социума. Возникает потребность в специалистах, которые могут мобильно ориентироваться в стремительно меняющемся контексте, и при этом сохранять важную часть ядра культуры: это ценности, существующие более тысячи веков, и не теряющие своей значимости и по сей день. Ведь сущности музыки испокон веков понимается как приобщение «сокровенной духовной основе, к метафизическим глубинам».
В культурологии понятие «ценность» является одним из центральных. Традиционно она понимается как «общепризнанная норма, сформированная в определенной культуре, которая задает образцы и стандарты поведения и оказывает влияние на выбор между возможными поведенческими альтернативами».
На формирование аксиологического («ценностного») подхода к культуре оказал существенное влияние выдающийся мыслитель, социолог П.А. Сорокин. По его мнению, жизнь в культуре, социуме невозможна без определенных ценностей, иначе она становится просто биофизиологической. В зависимости от того, какая ценность преобладает в обществе, возможна следующая дефиниция культур:
Ценность музыкального искусства становилась объектом рассмотрения как в философских трудах прошлого, так и в статьях по музыкальной теории и музыкально-теоретических статьях, в работах по эстетике и музыкально-критических очерках. История воззрений на особенность музыкального искусства может стать предметом специального крупного исследования.
Музыкальное искусство рассматривалось как «искусство интонируемого смысла» (термин Б.В. Асафьева), или как «жизнь Числа во Времени» (Ю.Н. Лосев), однако контекст музыкального искусства XX века вносит новые коррективы. По мнению авторитетного музыковеда Юрия Николаевича Холопова, в течении последнего столетия происходит коренной перелом в области музыкального искусства и музыкального исполнительства, что накладывает отпечаток на воплощение в музыке духовных культурных ценностей общества.
В научных исследованиях последних десятилетий возникает проблема диалектики ценностей жизни и ценностей культуры (см. диссертационное исследование М.А. Фадеичевой). Культура вообще и музыкальная культура в частности становится одним из важнейших средств стабилизации этики в обществе, способствует сохранению величайших национальных интересов и традиций.
В этом контексте методика преподавания основ народной музыкальной культуры начинает пересматриваться. Делается акцент на комплексном, многогранном развитии личности ученика, формированию у него творческой активности, мотивации на постижение основ народной культуры.
При этом основные, базовые методы работы, сформированные в советское время, продолжают сохраняться. Музыка и народное искусство в СССР достигало высочайших результатов, как в области инструментального исполнительства, так и в области хорового искусства. Воспринимая лучшие достижения педагогов советской эпохи, современные педагоги реформируют музыкальное образование на этой основе, дополняя его новейшими достижениями в области музыкальной педагогики.
Среди таких достижений – развивающий подход к обучению. Его основатели (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов) сделали акцент на развитии физических, нравственных, творческих и личностных качеств ученика как важнейшей цели обучения. В области музыкального искусства для этих целей используют несколько иные средства, чем в общей системе образования. Приведем ряд примеров новых методов, реализующих развивающих подход в области музыкального образования:
Выше были упомянуты те методы и формы обучения, которые появились в советское время, но в последние 20 лет были несколько пересмотрены с учетом современных тенденций в культуре им обществе. Необходимо заметить, что существуют и новые тенденции в области музыкального народного образования, на которых необходимо остановится подробней.
«Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 – 2015 годы» регламентирует направленность на раннюю диагностику одаренности детей, и привлечение их к художественной и музыкально-исполнительской деятельности. Для реализации данного нового направления в области музыкального образования при детских школах искусств стали создаваться группы раннего музыкального развития (для детей 3 лет, 4 лет, 5 лет). Эти группы предполагают комплексную музыкальную подготовку ребенка, развитие его слуховых, ритмических и других навыков. Данные группы создаются в соответствии с установками, сформированными в смежных отраслях музыкального образования (методики К. Орфа, Ш. Сузуки, М. Монтессори, Е. Железновой). Используя опыт выдающихся педагогов XX – начала XXI века, в детских школах искусств и детских музыкальных школах на высоко профессиональном уровне занимаются ранним развитием детей, подготавливая одаренных детей для поступления в 1 класс. В соответствии с этой тенденцией ряд педагогов начинают учить детей игре на музыкальных инструментах (домре и др.), что также можно отнести к современным способам преподавания основ народной культуры.
Важное значение в аспекте организации развивающей и творческой деятельности является проведение различных творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, музыкально-теоретических олимпиад, мастер-классов ведущих и приглашенных педагогов). Среди конкурсов в современном музыкальном образовании выделяется группа мероприятий с использованием информационно-коммуникационных технических средств: это интернет – конкурсы, а также конкурсы с проведением первого тура мероприятия по видео-материалам, без очного участия. Эти конкурсы создают широчайшие перспективы для развития молодых талантов, а также признания их на всероссийском и международном уровнях.
В современном образовании одной из перспективных является тенденция к интеграции различных сторон деятельности ученика, что является важной платформой для формирования комплексной многогранной личности выпускника. В области формирования народных основ музыкального образования интересной формой работы являются театрализованные представления. Особенно актуальны они на фольклорном отделении, поддерживающем традиции существования русской песни.
По свидетельствам фольклористов, русская песня редко появляется и осознается как самостоятельная единица музыкальной культуры. Чаще она является составной частью календарного обряда, и служит для определенных целей – с помощью песни закликают весну, провожают зиму и т.д. Любой обряд содержит как песенную составляющую, так и определенные тексты и танцы. Эта традиция была сформирована в хоре имени Пятницкого в виде музыкально-хореографических композиций, и существует в исполнительской деятельности коллектива и поныне. Этот опыт сохранения русского наследия опосредован и в музыкальном образовании. Русская народная песня в исполнении учеников фольклорного отделения на сцене часто звучит в комплексном обряде, с использованием стихотворных, декламационных, жестовых и хореографических элементов. Выступления сопровождаются костюмами, отражающими этническую направленность данного театрализованного представления.
Особое место среди современных средств работы с детьми занимают интерактивные технологии. В области обучения игре на инструменте и народного пения они также могут быть задействованы в таких видах работы, как:
В музыкальном образовании особое место занимает самостоятельная работа ученика. Роль и значение самостоятельной работы неоднократно подчеркивалось в различных методических и научных работах. Без домашнего закрепления материала, а особенно навыков и умений, пройденных в классе, полученных на занятиях, эффективность обучения, его планомерность резко снижается.
В различных нормативных документах четко регламентируется объем самостоятельной работы, а также дано указание на формирование высокой эффективности самостоятельной работы. Достижение этой задачи возможно при помощи следующих средств:
Итак, современная система музыкального образования в настоящее время находится в стадии активного пересмотра форм и методов работы с учениками. Это касается и основ формирования народной культуры. Те подходы, которые были сформированы в советское время, в современной социокультурной ситуации не всегда являются эффективными.
Многие педагоги и руководители это понимают, и стремятся пересмотреть старые методы преподавания, найти новые формы, которые смогут привлечь учеников к сохранению и продолжение народных традиций.
© 2017, Гумерова Лиана Ренатовна 899