СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
"...человечество действительно нуждается в чрезвычайно многочисленных гениях и замечательных талантах. Если это так, то откуда они возьмутся? Их нужно выискивать, развивать и давать им возможность реализации."
Владимир Павлович Эфроимсон (1908-1989),
генетик, эволюционист
Актуальность выбранной темы
В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи, искать новые способы решения и формулировать новые, перспективные цели.
Годы кризиса в России негативно отразились на образовательном и интеллектуальном уровне образования. Современная реформа образования в России позволила вновь обратиться к поддержке одаренных детей. Увеличилось финансирование технической базы школы, увеличилось количество курсов по повышению квалификации учителей. В России делается все, чтобы учитель смог найти и раскрыть талант ребенка и понять направление его одаренности.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Толковый словарь под редакцией С.И.Ожегова объясняет слово "одарённость” следующим образом: "То же, что талантливый…”. А уж талантливый - "…это человек, обладающий врождёнными качествами, особыми природными способностями”. Если вдуматься в это определение, то можно прийти к старой истине, что неталантливых, а, следовательно, не одарённых от природы людей не бывает. Вовсе не удивительно, что одарёнными у нас оказываются одни и те же ребята и по математике, и по химии, по МХК.
Таким образом, одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:
На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Проблемы выбранной темы
Если проанализировать поименно достижение учащихся школы, то можно увидеть, что одни и те же дети проявляют себя на олимпиадах и участвуют в конкурсах. Эта группа составляет не более 20 человек на школу, что является не высокой цифрой, если посмотреть, сколько всего детей учатся в школе. Таким образом, в школе актуальна проблема «нераскрытости» детей.
Данная проблема заключается в том, что воспитание в семье не всегда помогает раскрыться личности ребенка, а система образовательного процесса в школе не позволяет «рассмотреть» особенности каждого ребенка.
Учебный процесс в общеобразовательной школе предполагает, что ребенок должен соответствовать стандарту тех требований, которые к нему предъявляются. Таким образом, многогранность и сложность явления одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми.
В настоящее время по этой проблеме используются нормативно-правовые документы:
Методы и технологии работы с одаренными детьми различны, и зависят, прежде всего, от возможностей и склонностей самого ребенка. И подход к выбору той или иной технологии должен быть индивидуален. Нельзя готовить детей к олимпиаде или конкурсу одинаково, к каждому должен быть свой подход. Только такая градация позволит увеличить успешность мероприятия. А успех для ребенка - это главный стимул для дальнейшего развития.
Таким образом, можно сделать вывод, что конечная задача учителя не в том, чтобы выявить, кто одарён больше, а кто меньше, а предоставить возможность для развития разных по одарённости детей.
Проблемы работы с одаренными детьми, а также «нераскрытыми детьми» не нова. В отечественной науке исследованию проблемы одаренности посвящены труды И.С. Авериной, А.Г. Асмолова, Ю.Д. Бабаевой, В.И. Панова, А.И. Савенкова, Д.В. Ушакова, М.А. Холодной, В.Э. Чудновского, В.Д. Шадрикова, Г.Т. Шпаревой, Н.Б. Шумаковой, В.П. Эфроимсона и др.
Развитию творческих способностей как составляющему компоненту одаренности посвящены работы Д.Б. Богоявленской, Л.А. Венгера, А.М. Матюшкина, Е.Л. Яковлевой, в которых предложены программы по развитию творческого потенциала личности на разных этапах обучения. Сущность и виды одаренности, ее возрастные характеристики раскрываются в трудах таких зарубежных ученых, как Дж. Гилфорд, Р. Кеттел, Дж. Рензулли, Б. Тейлор, Дж. Фримен и др.
Цель работы: проанализировать технологии подготовки учащихся к олимпиадам, конкурсам разного уровня на примере предмета Искусство, музыка и МХК.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
Формы работы
Формы работы с одаренными детьми:
Предполагаемые результаты
© 2015, Литвинова Валентина Константиновна 2145