СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Одаренные дети – дети с особенными образовательными потребностями

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одаренные дети –

дети с особенными образовательными потребностями

Способность предполагается заранее,

но она должна стать умением.

Иоганн Вольфганг Гете

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Рыночная экономика формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи.

Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования. С сентября 2011 года во всех образовательных учреждениях нашей страны введен Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС). В основе ФГОС лежит системно - деятельностный подход, который, среди множества планируе­мых результатов, предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отве­чающих требованиям современного общества; учёт индивидуальных особенно­стей учащихся; разнообразие их развития, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов. В обыденной жизни одаренность - синоним талантливости.

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Какого же ребёнка считать одарённым? Вообще существует две крайние точки зрения:

1. Все дети являются одарёнными.

2. Одарённые дети встречаются крайне редко.

В настоящее время одарёнными принято считать:

•детей с интеллектом выше среднего;

•детей с высоким уровнем творческих способностей;

•детей, достигших успехов в некоторых областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты);

•детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность).

Выделяют следующие виды одарённости:

• Одарённостьв практической деятельности;

  • Одарённость в познавательной деятельности;
  • Одарённость в художественно-эстетической деятельности;
  • Одарённость в коммуникативной деятельности;
  • Одарённость в духовно-ценностной деятельности.

«Одаренные дети» — это особые дети, недаром ещё Сергей Есенин

писал: «Не каждый умеет петь, не каждому дано яблоком падать к чужим ногам…». Задача педагогов - понять таких детей, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Чтобы работать с одаренными детьми, нужна большая психологическая подготовка. Педагог должен понимать, что эти дети нуждаются в поддержке со стороны взрослых, которые призваны научить их справляться с непомерно завышенными ожиданиями в отношении своих способностей.

Целостный подход к одаренному человеку, как к личности, необходим, чтобы реализовать его дар. В процессе целенаправленной деятельности, опирающейся на познавательные потребности детей, происходит развитие способностей.

Задачи, стоящие перед коллективом МБОУ СОШ №3:

- Своевременное выявление одарённых детей;

- Использование на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей;

- Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в разных видах деятельности;

- Организация разнообразной внеурочной и внешкольной деятельности;

- Развитие у одарённых детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях.

Чем одарённые дети отличаются от других детей?

Важной особенностью одаренных детей является их познавательная потребность прежде всего в познавательной информации, которая выступает в самых разных формах: любознательность, целенаправленная познавательная деятельность.

Одаренные дети охотно и легко учатся, отличаются остротой мышления, наблюдательностью, исключительной памятью, проявляют разностороннюю любознательность, часто уходят с головой в то или иное дело. Выделяются умением четко излагать свои мысли, демонстрируют способности к практическому приложению знаний, проявляют исключительные способности к решению разнообразных задач.

Для них характерна острота восприятия окружающего мира, способность сосредоточиться сразу на нескольких видах деятельности, высокий порог восприятия, продолжительный период концентрации внимания.

В нашей школе уделяется должное внимание работе с одарёнными и детьми. Всевозможные формы и виды деятельности позволяют поддерживать и развивать их способности и таланты. Обучение одаренных детей в условиях общеобразовательной школы должны осуществляться на основе принципов дифференциации: на старшей ступени для ребят организованы факультативы, курсы по выбору; с 2011-2012 года ученики 10-11 классов углубленно изучают историю и обществознание. С этого года в 1 классе разработана программа внеурочной деятельности, где ученики и их родители выбирают кружок той направленности, где ребёнок может проявить себя, развить свои способности.

Ежегодно ученики нашей школы принимают участие в олимпиадах, очных и заочных конкурсах, конференциях. Всё это вносит неоценимый вклад в работу с одарёнными детьми.

Большое значение для развития способностей детей имеет исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время. Для развития творческих способностей, воспитания здорового образа жизни в школе действуют кружки и секции.

Работа с одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями — не только для обучающихся, но и для педагога.

Нет волшебства, нет чуда никакого,

Искусство начинается с простого-

К душе ребенка ключик подобрать,

Чтоб смог он целый мир разрисовать. увидеть синеву в глазах небес,

Платком акриловым укутать зимний лес,

Смотреть на радугу-наследницу дождя

И в этой радуге увидеть вдруг.себя!

Основные проблемы современного педагогического процесса связаны с дальнейшим совершенствованием системы образования, направленным на развитие творческой личности школьника. По мнению психологов, главным показателем всесторонне развитой личности является не сама по себе сумма знаний, а знания в союзе с творческими способностями. Таких детей (творческих, одаренных) с каждым годом всё меньше и меньше, поэтому учителя гуманитарного цикла нашей школы, стараются брать за основу технологию личностно-ориентированного обучения, используя на уроках русского языка, литературы, истории проблемные ситуации, задания разноуровневые и поискового характера, направленные на развитие мышления, памяти, внимания, воображения, познавательной сферы…

С этой целью на уроках русского языка и литературы применяют разноуровневые задания.

Много лет работает с одаренными учащимися Побежимова А.И. Для развития их творческих способностей она проводит индивидуальные занятия-консультации, способствующие подготовке к олимпиадам, конкурсам, ГИА и ЕГЭ.

Для поддержки одаренных детей на уроках Альбина Ивановна даёт задания для развития творческого мышления, памяти, внимания и т.п.

На уроках истории Блягоз Ф. З. использует задания поискового характера, направленные на формирование умений добывать информацию, проводить самостоятельные исследования, формулировать и высказывать суждения. Это находит отражение в реферативных работах учащихся.

Таким образом, главной задачей уроков русского языка, литературы и истории является развитие личностных качеств ребенка на примерах мировой художественной литературы, формирование и развитие их интеллекта и речи.

При работе с такими одаренными детьми учителю необходимо уметь:

-обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования; -стимулировать познавательные способности учащихся; -работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся; В целях поддержки интереса к своему предмету и развития природных задатков учащихся учитель математики Каштанова А.К. использует творческие задания, разноуровневые материалы и задачи. Она старается использовать дифференциацию: для способных детей предлагает более сложные задачи: комбинированные, с недостающими или лишними данными.

На уроках математики она старается показать учащимся, что знание математики необходимо всем людям, в любой работе, специализации. Для этого использует беседы, конкретные примеры, эксперименты, качественные задачи.

Невозможно привить интерес к дисциплине ребятам, если сам учитель своим предметом не увлечен. Поэтому учителя нашей школы постоянно учатся, совершенствуют свои знания через курсы повышения квалификации, методические объединения школы и района.

Важнейшей формой работы с одаренными учащимися являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности.

Для решения задачи развития способностей одаренных детей в школе ведется планомерная работа. По-прежнему остается проблема мотивированности педагогов и учащихся для осуществления индивидуальной творческой деятельности, сказывается отсутствие часов школьного компонента. Несмотря на такое положение дел, положительные результаты есть и в этом направлении работы. Самые талантливые дети приняли участие в творческих конкурсах.

Значительным было участие обучающихся школы в этом учебном году во Всероссийской олимпиаде школьников. Школьный этап проводился по единым материалам для всех обучающихся региона и являлся отборочным для муниципального этапа. Количество обучающихся, принявших участие и ставших призерами во Всероссийской олимпиаде школьников за последние 3 года:

2012-2013 уч. год

2013-2014уч. год

2014-2015 уч.год

Участники

Победители и призеры

Участники

Победители и призеры

Участники

Победители и призеры

В школьном этапе

96

32

85

35

96

36

В муниципальном этапе

15

11

35

13

36

20

В республиканском этапе

2

1

2

1

5

В заключительном этапе

-

-

1

-

Учащиеся школы ежегодно принимают участие в в играх «Кенгуру» по математике, «Русский медвежонок» по русскому языку, «Инфознайка» по информатике, получают сертификаты, показывая хорошие результаты по району. В этом учебном году ребята приняли участие в муниципальном этапе предметной олимпиады для учащихся 4- х классов по предметам: математика, русский язык, литературное чтение и окружающий мир.

Заполнение специальных бланков ответов развивает навык работы с документацией тестового характера, подобное ЕГЭ, прививается интерес к предмету. Регулярное участие в конкурсе дает возможность ученику сравнить личный показатель за несколько лет, свой рейтинг среди параллели по школе, района, республики.

В целях координации работы по реализации программы среднего (полного) общего образования в школе введено предпрофильное и профильное обучение, которое обеспечено нормативно-документальным и научно-методическим материаломю

В 8-11 классах действуют элективные курсы по 12 темам: по русскому языку - «Искусство видеть мир», «Говорим и пишем правильно», «Культура письменной и устной речи»; по математике - «Иррациональные уравнения», « Тригонометрические уравнения»; по биологии - «Основы генетики», «Биология грибов и лишайников», по химии - «Методы решения химических задач». Второй год успешно работает социально-гуманитарный профильный класс. Ученики этого класса являются потенециалом для любого мероприятия в школе. Первый опыт показал необходимость дальнейшего внедрения профильных классов в образовательный процесс. Ученики составляли проекты и презентации по литературе, истории, обществознанию, праву и блестяще их защищали.

В школе проводятся факультативные занятия: «Фонетика – это интересно», «Учимся писать сочинение» в 5-х классах, «Зарождение семейных традиции» в 5 классах, «Система живой природы» в 6 классах, «Экология животных» в 7 классах, «Трудные вопросы орфографии» в 8 классах, «Готовимся к ГИА» в 9 классах, «Курс компьютерной грамотности» в 5-х,6-х,7-х классах

Одной из основных проблем образования является поддержка одарённости и таланта. К школе предъявляются сегодня высокие требования. Тема, по которой работает наша школа: « Личностно – ориентированное обучение и воспитание как средство развития школьника и саморазвития личности обучающегося». Я считаю, что наша школа:

  • Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы.
  • В нашей школе преподают квалифицированные и высококвалифицированные педагоги.
  • В школе есть свои традиции.
  • Школа даёт современное образование.
  • В нашей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и во внеурочное время.
  • В нашей школе созданы условия для реализации личностных качеств, своей одарённости.

Проблема развития одарённости в нашей школе актуальна, у нас есть условия для развития обучащихся и существует необходимость выявления их способностей. Существуют разные формы и методы работы с одарёнными детьми, но на первый план выдвигается формирование интеллектуальных способностей. Независимо от уровня одарённости и даже уровня интеллектуальных возможностей, необходимо развивать и их креативные качества. Важным условием является умение отыскать среди множества учеников талантливых детей. Процесс выявления одарённых детей основан не только на таких объективных данных, как уровень успеваемости, но и на опыте педагога, его интуиции. Эта задача - выявить как можно больше детей с признаками одаренности и обеспечить им благоприятные условия для совершенствования присущих им видов деятельности – является одной из важнейших в работе учителя и классного руководителя. Формы работы с одарёнными обучающимися различны. Это кружки по интересам, групповые занятия с сильными обучающимися, исследовательская деятельность, участие в олимпиадах и др.

Опыт работы показывает, что чем раньше начата работа с одарённым ребёнком, тем полнее, шире раскрывается его талант. Учителя начальных классов, начинают эту работу с первого класса. Так, в нынешнем году по внеурочной деятельности для первоклассников предложено 5 кружков по следующим направлениям: интеллектуальное, духовно – нравственное, общекультурное, спортивное, социальное.

На занятиях вышеперечисленных кружков есть возможность выявить одарённых детей. Выявив талантливого ученика на начальном этапе обучения, мы стараемся установить сотрудничество учителя начальных классов, ребёнка, учителя – специалиста предмета и родителей.

Естественно, каждому учителю самому приходится много работать над созданием собственной системы личностных, деловых, нравственных качеств, в основе которой - желание развить исходные возможности ученика.

Формы работы с одаренными детьми:

Занятия одаренного ребенка в обычном классе по стандартной учебной программе похожи на тот случай, когда нормального ребенка помещают в класс для детей с задержкой умственного развития. Ребенок в таких условиях начинает приспосабливаться, он старается быть похожим на своих одноклассников, и спустя какое-то время его поведение будет похоже на поведение всех остальных детей в классе. Он начнет подстраивать выполнение заданий по качеству и количеству под соответствующие ожидания учителя. У невнимательного педагога такой ребенок может надолго задержаться в развитии. Чтобы не допустить подобное в нашей школе учителя применяют разноуровневое обучение. В каждом классе, на каждом учебном предмете материал организован на разных уровнях. Одаренные дети имеют возможность заниматься на самом высоком уровне обучения. У учителей накоплен банк разноуровневых заданий и упражнений по предметам учебного плана школы. Реализовать себя обучающиеся могут, участвуя в предметных олимпиадах

Чтобы дать возможность для всестороннего развития обучающихся в начальных классах ведутся кружки разной направленности.

Это кружки по интересам – кружок «Всезнайка», «Патриот», «Музыкальный звездопад», Школа вежливых наук», «Умелые ручки», «Веселые ребята», кружок «Журналистика», «Художественная соломка», «Химия в современном мире».

Кружок «Умелые ручки» пользуется большой популярностью среди детей 4В класса. Руководитель Саакян О.Р. Самодельные игрушки дарят друзьям как сувенир.

Дети проявляют большой интерес к изготовлению различных меховых поделок. Возможность проявить свое творчество, фантазию, изобретательность привлекает в эти кружки мальчиков и девочек.

Мастеря игрушки, школьники приобретают навыки художественного творчества, получают представление о пропорциях, выразительности формы, отделке, декоративных свойствах материала.

Большой популярностью в школе пользуются кружки: «Маленькие звездочки» для учащихся 1- 4-х классов и «Музыкальный звездопад» для учащихся 5-7-х классов. Этими кружками руководит Скуйбида С.П.

Целью этих кружков является содействовать музыкально – эстетическому воспитанию детей, развитию их вкуса, приобщение к высоким патриотическим идеалам через наиболее доступный вид искусства – пение.

На занятиях учащиеся слушают и разбирают произведения композиторов – классиков. Светлана Павловна имеет большой педагогический опыт, творческий педагог, всегда умело использует различные приемы, активизирующие процесс разучивания песен. Учащиеся любят петь, слушать музыку, играть на пианино. Посещаемость на кружках всегда высокая. Благодаря кружковцам (рук. Скуйбида С.П.), школьные мероприятия стали проходить интереснее.

Опытный руководитель кружков: «Художественная соломка» и «Умелые руки» Намитокова Н.М.уделяет много внимания развитию и совершенствованию умений и навыков работы с природным материалом, в частности с соломой. Учащиеся с большим интересом ходят на занятия кружка. Работами кружковцев оформлена школа. Они пользуются успехами не только в поселке, но и за пределами района.

Активно работают ученики кружка «Журналистика в школе». Руководит кружком Ачмиз М.Г., учитель русского языка и литературы, поэт. Участники кружка на занятиях учатся собирать интересные факты из школьной жизни, брать интервью, умению красиво и правильно говорить, обрабатывать информацию, знакомятся с различными жанрами журналистики. Результат их работы – выпуск ежемесячной школьной газеты «Про Вас».

Наши ученики и выпускники демонстрируют свою готовность и умение обучаться в течение всей жизни, способность к самоизменению и формированию, что и требуется от человека, живущего в век бурного роста и смены технологий. Кругозор их расширяется, а с помощью ИКТ много возможностей получить информацию, обработать её, представить в виде презентации, ролика, буклета. Уже в начальном звене обучения необходимо обращать внимание на одарённых детей, вовлекать их в творческую работу, знакомить с возможностями ИКТ. В этом случае работа будет намного эффективнее и плодотворнее, порадует своим результатом.

Творческие способности - безусловно, дар природы. Распространено мнение, что если дан человеку дар, то никуда он не денется, не исчезнет и обязательно где-то проявится. Есть даже поговорки: "Талант всегда пробьется", "Талант не пропьешь". Но это не так. Одаренность существует лишь в постоянном движении, в развитии, она своего рода сад, который нужно неустанно возделывать. Мы помним, что попавшей в сказочную страну Алисе необходимо было бежать, чтобы оставаться на месте, и бежать в два раза быстрее, чтобы продвигаться вперед. Точно так же и творческий дар не терпит застоя и самоудовлетворенности. Он существует только в динамике - или развивается, или угасает.

В заключение хотелось бы отметить, что одаренность - это не только дар, но и испытание для ученика. Одаренный ученик - это одновременно и дар, и испытание для учителя, т.е. тот пробный камень, споткнувшись о который, можно упасть и разбиться или, напротив, преодолев боль и недоумение, подняться на более высокий уровень профессионального сознания и личностного становления.

Категория: Завучу
19.07.2015 23:10


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!