СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология проектного обучения на уроках русского языка и литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология проектного обучения

Образованный человек в современном обществе - это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применить имеющиеся знания в любой ситуации. В связи с этим возникают новые для образования проблемы: формирование у учащихся информационной и коммуникативной компетенций.

Проектная деятельность — один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Обращение к методу проектов возможно на уроке при проверке домашнего задания (сообщение, доклад), при изучении новой темы (защита реферата, выполнение творческой работы и т. д.), при закреплении изученного (сочинение, создание буклета, презентаций). Решение правильно поставленных исследовательских задач существенным образом может изменить весь процесс обучения и резко повысить интерес учащихся к предмету. К концу работы учащиеся представляют оформление своих идей: презентацию, публикацию, буклет, рекламный проспект и т.д. Работа над созданием презентации позволяет каждому ученику истинно оценивать себя – научиться давать позитивную оценку, находить положительные стороны, научиться видеть отрицательные стороны презентации.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся:

1) самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

2) учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

3) приобретают коммуникативные умения, работая в группах;

4) развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения экспе­римента, анализа, построения гипотез, обобщения);

5) развивают системное мышление.

На уроках русского языка и литературы необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развивать умения устанавливать причинно-следственные связи.

В своей педагогической практике я чаще всего использую такие виды проектов, как информационные, исследовательские, творческие. Вид проекта зависит от возраста учащихся и темы. По содержанию чаще всего проекты межпредметны, т.к. интегрируют знания по литературе, русскому языку, географии, истории, искусствознанию, культурологи.

В основе каждого проекта лежит проблема. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы. Алгоритм подготовки к запуску учебного проекта по литературе можно представить в виде схемы:

Учебный проект

Проблема проекта

"Почему?"

Актуальность проблемы - мотивация

Цель проекта

"Зачем?" (мы делаем проект)

Целеполагание

Задачи проекта

"Что?" (для этого мы делаем)

Постановка задач

Методы и способы

"Как?" (мы это можем делать)

Выбор способ и методов, планирование

Результат

"Что получится?" (как решение проблемы)

Ожидаемый результат

Каждая группа, участвующая в проекте, получает "План действий учащихся в проекте", включающий в себя:

  • Выбор темы проекта (исследования).
  • Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь?) Записать ответы.
  • Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение - гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему?) Записать ответы.
  • Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат?) Записать план своих действий, время выполнения каждого шага.
  • Собираем данные (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).
  • Получаем результаты. (Если что-то не удалось - это тоже результат).
  • Анализируем результаты. (Сравниваем полученные результаты с данной гипотезой).
  • Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе.
  • Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.

Эти памятки помогают учащимся успешно двигаться к достижению цели - созданию проекта.

Критерии оценивания работ учащихся

1. Степень самостоятельности в выполнении различных этапов ра­боты над проектом.

2. Степень включённости в групповую работу и чёткость выполне­ния отведённой роли;

3. Практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;

4. Количество новой информации, использованной для выпол­нения проекта;

5. Степень осмысления использованной информации;

6. Уровень сложности и степень владения использованными ме­тодиками;

7. Оригинальность идеи, способа решения проблемы;

8. Осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;

9. Уровень организации и проведения презентации: устного сообще­ния, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности;

10. Владение рефлексией;

11. Творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации.

Характеристика проектов по ведущему методу или виду деятельности

1. Исследовательские проекты полностью подчинены логике, пусть не­большого, но исследования, и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.

Структура исследовательских проектов:

• аргументация актуальности принятой для исследования темы,

• определение проблемы исследования, его предмета и объекта,

• обозначение задач исследования в последовательности приня­той логики,

• определение методов исследования, источников информации,

• выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, опреде­ление путей ее решения,

• обсуждение полученных результатов, постановка выводов, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем на дальнейший ход исследования.

2. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников.

3. Информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.

Структура информационного проекта может быть обозначена следующим образом:

  • цель проекта,
  • предмет информационного поиска,
  • источники информации (СМИ, интервью, анкетирование, «мозговая атака»),
  • способы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы),
  • результаты информационного поиска (статья, аннотация, реферат, доклад, видео и др.),
  • презентация.

Так, на уроке русского языка шестиклассникам было предложено разработать урок- проект на закрепление изученной темы «Фразеологизмы в русском языке». Класс был поделен на три творческие группы. Каждой группе было предложено компетентностно-ориентированное задание. Первая группа должна была произвести подборку материала для написания исследовательской статьи «Фразеологизмы – это самоцветы и самородки русского языка». Познакомиться со справочной литературой, использовать ресурсы Интернет, дополнительную литературу. Вторая группа должна была обработать полученную информацию и написать статью - исследование «Фразеологизмы – это самородки и самоцветы русского языка», используя подобранную литературу. Третья группа получила сложное задание – презентовать результаты творческой работы группы – созданную статью-исследование «Фразеологизмы – самоцветы и самородки русского языка». Работа над проектом позволила учащимся обработать материал, провести исследования по предложенной теме, представить результаты работы в презентации. В итоге каждый ученик в составе группы выступил со своей ролью. Во время работы над проектом у учащихся формировалась информационная компетенция: изучение различных источников информации, умение находить, выбирать нужную информацию, умение обрабатывать и использовать информацию.

Уже в пятом классе включаю в урок фрагменты исследовательской работы. Избираемые нами темы значительны, интересны и усложняются в зависимости от возраста учащихся. Так, при изучении тем регионального компонента предлагаю учащимся поработать над проектом «Поэты Амурской области». Каждый школьник может найти «своего поэта » и продемонстрировать свое личное отношение как к нему, так и к его творчеству. В дальнейшем мы осуществляем переход от индивидуального проекта к групповому. Небольшие по объему исследования сводятся в коллективный труд «Родные поэты».

Применяя в 5 классе метод проектов, я обучаю детей ставить цели к заданиям, упражнениями:

- С какой целью я выполняю это задание, упражнение? Зачем это нужно делать?

- Определять конечный результат, уметь его сформулировать устно.

Предлагая такие задания, как “Сделать подборку пословиц на определенную тему, составить каталог этих пословиц по определенным разделам”, составить словарик фразеологизмов, даю учащимся возможность добывать нужную информацию из разных источников, общаться с другими участниками мини-проекта, намечать план действий, фантазировать, как это получится, а затем сравнивать с тем, что получилось.

Важно в учебной деятельности дать каждому ученику возможность соприкоснуться с собственным творчеством, найти в себе читателя, зрителя, и в решении этой задачи помогают такие формы, как мини-сочинения, инсценировки, составление кроссвордов, рисование иллюстраций, составление сборников. Обязательные условия при этом – четкое определение выполнения задания по времени и рефлексия деятельности, т.е. оценка того, что лично дало каждому выполнение того или иного учебного задания, что удалось, а что нет, в чем заключались причины неудач и как этого избежать в будущем. Важно, что в таком размышлении учащиеся учатся адекватно оценивать себя и обсуждать результаты своей деятельности.

Чтобы у учащихся выработать навыки сотрудничества, вовлечь в активный процесс получения и переработки информации, я организую такое взаимодействие, которое включает в себя связки “ученик - ученик”, “ученик – учитель”, “учитель – ученик”, “ученик – класс”, при помощи методов, фиксирующих внимание на большой группе: опрос, дискуссия, диспут, обзор информации, инсценировки, обсуждения.

Например, беру басню И.А. Крылова “Квартет” и задаю вопросы:

- Какие проблемы испытывали музыканты?

- Почему им не удалось договориться?

И после этого даю задание группам: прочитать отрывок из текста и передать содержание тремя простыми предложениями. Один ответ от группы.

Когда ученики научится взаимодействовать между собой, можно предлагать задания – мини-проекты.

- Составьте сборник из понравившихся басен, проиллюстрируйте его, создайте проект обложки к вашему сборнику.

Изготовление учебных пособий, составление кроссвордов по теме – это умение применять на практике свои знания, обдумать и создать новый продукт – свой маленький проект.

“Мозговой штурм” применяю на уроках, когда необходимо еще раз вспомнить и проанализировать творчество писателя или характер героя, события его жизни.

Примеры “мозгового штурма”: 5 кл. – предложите идею создания оригинального памятника баснописцу И.А. Крылову; 9 кл. – предложите идею создания герба помещиков Манилова, Ноздрева, Собакевича, Коробочки, Плюшкина.

Наиболее высокий уровень проектов предусмотрен мною, как и должно быть, для старшеклассников. Темы сужаются, требуя обращения к специальной литературе и источникам.

В 9 классе самая значимая и объемная тема - "Жизнь и творчество А.С.Пушкина", поэтому реализации цели обобщения учебного материала по данной теме может послужить работа над созданием проекта "Памятник А.С.Пушкину. Реализация этого проекта поможет ученикам создать свой образ Пушкина, сделать его близким и даже "родным".

Развитию информационной и коммуникативной компетентности обучающихся 10 класса будет способствовать подготовка проекта по лирике Ф.И.Тютчева. Как известно, поэзия Тютчева недостаточно глубоко понимается школьниками, не всегда находит эмоциональный отклик в их душах. Продуктом проектной деятельности учащихся станут тематические статьи реферативного характера, сочинения по личным впечатлениям, анализ стихотворений, статьи исследовательского характера по анализу различных аспектов мастерства поэта, иллюстрации к стихотворениям Тютчева.

Алгоритм работы над учебным проектом

Тема: "Поэзия Ф.И.Тютчева", 10 класс

Тип проекта: исследовательский, творческий

Проблема

Поэзия Тютчева недостаточно глубоко понимается учащимися, не всегда находит эмоциональный отклик в их душах

Почему?

Недостаточно знаний о жизни и творчестве поэта

Философская поэзия трудна для восприятия учащимися 15-16 лет

Поэзия Тютчева недостаточно изучается в средних классах

Что делать?

Изучить жизнь и творчество поэта в доступной, привлекательной для учащихся форме

Как?

С использованием дифференцированных групповых заданий

С использованием современных педагогических технологий (ролевая игра)

Что получить? (результат)

Сборник работ обучающихся

Познавательный (знания о жизни и творчестве Тютчева)

Воспитательный (эстетическое, патриотическое воспитание)

Развивающий (коммуникативная, информационная компетентность, общеучебные, специальные навыки, исследовательские умения)

Для успешной работы на этапе презентации нужно научить обучающихся сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала. Здесь понадобятся приемы самоанализа и рефлексии. В связи с этим значительно возрастает роль учителя, который обобщает, резюмирует, дает оценку. Несомненно, важным итогом работы обучающихся является оценка результатов, где участники проекта делятся мнениями, учитель оценивает активность обучающихся, креативность, качество и объем использования источников.

В 11 классе уместна проектная деятельность по теме «Поэзия Серебряного века». Учащиеся с интересом разбираются в многообразии литературных направлений начала XX века, находят интересный библиографический материал. В результате работы формируются группы по интересам, представляющие каждое из направлений. Каждая группа путём «мозгового штурма» определяет основополагающий вопрос своего проекта. Результатом работы становятся презентации, буклеты, брошюры (мини-альманахи). Большую помощь в работе над проектами оказывают ресурсы Интернета.

Во внеклассной работе также вовлекаю ребят в проектную деятельность, в первую очередь, с привлечением к работе в школьном музее. Так, нами реализованы проекты «Роль школы в годы Великой Отечественной войны», «Опыт составления словаря имён школы №4 (1910 – 2007 год)».

При сегодняшней загруженности современного ученика реальным становится создание одного проекта, максимум двух в течение учебного года. Конечно, это позволит учащимся познакомиться с особенностями исследовательской деятельности и азами использования информационно-коммуникационных технологий в проектной деятельности. Но вряд ли в такой ситуации можно говорить о формировании устойчивых навыков исследовательской работы. Решением данной проблемы, на мой взгляд, является вплетение проектной методики в канву урока, что позволяет увеличить долю исследовательской деятельности в образовательном процессе на уроках русского языка и литературы.

23.02.2017 13:43


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!