СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование познавательной компетенции обучающихся на уроках русского языка через использование новых образовательных технологий

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование познавательной компетенции обучающихся на уроках русского языка через использование новых образовательных технологий

Я считаю, что вопрос по внедрению в практику новых образовательных технологий очень актуален. В условиях научного прогресса современные образовательные технологии внедряются практически во все сферы деятельности человека. И в стратегии модернизации образования подчёркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют познавательную компетенцию. Новые образовательные технологии на уроках русского языка помогают учителю в достижении образовательных и воспитательных целей

Целью своей педагогической деятельности считаю создание условий для развития личности ученика, её активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний.

Задачи:

- активизировать познавательную деятельность ученика (через организацию самостоятельной познавательной деятельности на уроке и во внеурочное время, применяя различные методы и формы организации учебной деятельности);

- прививать любовь к предмету через систему эффективных уроков;

- приобщать к духовному богатству и красоте родного слова (на основе уроков творчества, творческих мастерских).

Постановка проблемы.

В последние годы наблюдается общее снижение интереса школьников к познавательной деятельности. Почему это происходит по мере пребывания их в школе? Все дети, когда идут учиться в школу, хотят учиться, что происходит потом, кто в этом виноват? И главное, что делать?

Мысль о том, что интерес ребенка к учению в значительной мере зависит от содержания образования, вряд ли поддается сомнению. Но остается вопрос: почему для ребенка процесс обучения превращается в трудную, малопривлекательную работу?

Снижение интереса к познавательной деятельности школьников - проблема, которая остается актуальной до сих пор. Чаще всего это наблюдается у детей подросткового возраста.

Учебная деятельность подростка имеет трудности и противоречия, но есть и преимущества - избирательная готовность к тем или иным сторонам обучения. Большим достоинством подростка является готовность ко всем видам учебной деятельности, которые делают его взрослым в собственных глазах. Но подросток не умеет эту готовность реализовать, т.к. не владеет способами выполнения новых форм учебной деятельности.

Изучив методологические основы познавательной деятельности учащихся, я определила для себя путь решения проблемы - использовать новые образовательные технологии как средство формирования познавательной компетенции учащихся на уроках русского языка.

Работа над этой проблемой побудила к поиску таких форм обучения, методов и приемов, которые позволяют повысить эффективность усвоения знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе формировать у него познавательную компетенцию.

При формировании познавательной компетенции обучающихся я использую новые образовательные технологии. Педагогических технологий много, все они по-своему уникальны, направлены на решение определенных педагогических задач, однако я считаю, что наибольшая же эффективность образовательного процесса достигается при использовании целостных методик активного обучения. В ходе такого обучения все участники оказываются вовлечёнными в процесс познания. Активные методы обучения исключают доминирование одного мнения над другими, в процессе такого диалога обучающиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе сопоставления, анализа информации, учатся оценивать разные мнения, принимать продуманные ответственные решения, участвовать в дискуссиях, открыто общаться с другими людьми. К эффективным технологиям активного развивающего обучения относятся системы проектного обучения, интегральная технология обучения, ТРИЗ, РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо), технология модульного обучения.

Хочу рассказать о том, что я активно практикую в своей работе.

Новые образовательные технологии в своей работе я применяю при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков, во внеклассной работе по русскому языку, в исследовательской работе, компьютер помогает мне разработать и реализовать новые формы проведения занятий по русскому языку.

В своей работе я применяю один из видов новой образовательной технологии – информационно-коммуникативную.

Разнообразные интересы школьников уже не могут быть удовлетворены лишь материалами традиционного учебника и словом учителя. Работа с Интернет-ресурсами позволила мне познакомиться с системой образовательных порталов, в частности с Федеральным порталом «Российское образование», Российским общеобразовательным порталом, Федеральным порталом «Информационно-коммуникационные технологии в образовании». Впоследствии с этими порталами я также знакомлю и своих учеников, так как представленная информация на сайтах очень важная и нужная. Это и каталоги образовательных ресурсов, и электронная библиотека учебных материалов, включающая различные электронные словари, справочники, энциклопедии.

Меня как учителя – практика особенно заинтересовала Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), представленная на Федеральном портале «Российское образование». В базисном учебном плане на преподавание русского языка в старшей школе отводится 2 часа в 10 классе, 2 часа в 11 классе. При этом предмет «Русский язык» является обязательным экзаменом на государственной итоговой аттестации. Выстроить рационально процесс преподавания русского языка в выпускных классах, систематизировать, обобщить и повторить материал на более высоком уровне мне помогает использование цифровых образовательных ресурсов.

Цифровые образовательные ресурсы являются электронным компонентом процесса изучения русского языка. ЦОРы поддерживают все этапы работы с учебным материалом, я использую их при объяснении, тренировке и контроле. Они предназначены как для коллективной, так и для индивидуальной учебной деятельности.

При подготовке к урокам использую следующие Интернет-ресурсы:

а) Справочно-информационный портал «Русский язык» http://www.gramota.ru б) Издательский дом «Первое сентября», http://rus.1september.ru – газета «Литература», «Русский язык» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы», «Я иду на урок русского языка». в) Словесник – http://www.slovesnik-oka.narod.ru г) http://www.rusedu.ru/ – архив учебных программ содержит множество различных программ, презентаций, учебных пособий, рефератов. д) http://fcior.edu.ru; http://eor.edu.ru. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. е) http://www.school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. ё) http://www.ege.edu.ru/ Официальный информационный портал ЕГЭ.

Технология дифференцированного обучения. Дифференциация осуществляется не за счет того, что одним обучающимся даю меньший объем материала, а другим больший, а за счет того, что, предлагая учащимся одинаковый его объем, я ориентирую их на различные уровни требований к его усвоению.

В рамках технологии дифференцированного обучения использую разноуровневые карточки, когда предлагается делить содержание обучения русскому языку по трем уровням сложности: А, Б и В, где уровень А может обеспечивать обучение в общеобразовательных классах и в классах естественно-научного, математического, технического и других профилей. Уровень сложности Б рекомендован учащимся, ориентированным на профильное гуманитарное образование, а уровень В рассматривается как уровень углубленного изучения материала.

Например, в 7 классе при изучении темы «Действительные и страдательные причастия» я использую такие разноуровневые карточки:

А. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Над действительными причастиями напишите букву д, над страдательными – с.

Летом лесные поляны пригретые солнцем усыпаны земляникой.

Б. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните причастия и причастные обороты, укажите вид причастий.

Гляжу, поднимается медленно в гору лошадка, везущая хворосту воз.

В. Спишите, вставляя пропущенные запятые и знаки препинания. Подчеркните причастия и причастные обороты. Укажите вид причастий.

Поднявш.йся утром ветер вдруг стих. На паруснике находивш.мся далеко в море повисли п.руса. Обеспокоенный к.питан вышел на мостик.

Дифференцированный подход позволяет в условиях классно-урочной системы реализовывать творческие возможности всех учеников. При этом работа с сильными учениками идёт не по пути увеличения объема изучаемого материала, а по пути разнообразия заданий. Например:1)составление текстов диктантов;2) составление карточек-заданий по изучаемому материалу; 3) составление обобщающих таблиц для работы на уроке; 4) сочинение лингвистических сказок (миниатюр); 5) работа с дополнительной литературой; 6) проверка индивидуальных заданий; 7) выполнение обязанностей консультанта по групповой работе. Дети, испытывающие трудности в обучении, наоборот, получают посильные задания. Таким образом, не испытывая стресса, они достигают базового уровня обученности.

Технология личностно-ориентированного обучения

Приоритетные задачи личностно-ориентированных технологий в педагогике – формировать и развивать интеллект и речь учеников, развивать критическое и творческое мышление. К этим технологиям относятся педагогические мастерские, модульное обучение, метод проектов, обучение как исследование.

На своих уроках я использую метод проектов – самостоятельную исследовательскую деятельность обучающегося, которая имеет не только учебную, но и научно-практическую значимость. Эта технология актуализирует важнейшие речевые умения, вовлекая обучающихся во все виды речевой деятельности, совершенствует умение работать с текстами разных стилей и типов речи на уровне информационно-смысловой обработки. Этапы работы над учебным проектом: 1.Предварительный выбор темы 2.Составление плана 3.Изучение литературы по данной теме и сбор материала 4. Создание собственного текста 5.Защита 6.Ответы на вопросы по теме проекта. В пример можно привести проекты, созданные учащимися 6 класса по теме «Имена прилагательные в названиях растений», 8 класса по теме «Говорить правильно, красиво престижно», «Для чего нужны правила».

После глубокого изучения и применения на практике технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) пришла к выводу, что это одна из интересных и результативных современных технологий в сфере образования, позволяющая вырабатывать ключевые компетенции. Методика формирования критического мышления открывает большие возможности для активизации мыслительной деятельности обучающихся на уроках русского языка, способствует выработке у них навыков анализа текста и развития эмоциональной восприимчивости Стоит также отметить, что главная ценность технологии РКМЧП заключается в том, что она позволяет перевести процесс обучения из знаниевой парадигмы в компетентностную, а значит, формирует целый ряд практических умений. В основе технологии РКМЧП лежит базовая модель, состоящая из трех стадий: стадии вызова, стадии осмысления, стадии рефлексии. В своей педагогической практике на уроках русского языка использую различные приемы и методы, свойственные данной технологии и позволяющие конструировать каждый новый урок, не похожий на предыдущий: «ключевые слова», «верные и неверные утверждения», составление кластера, учебный мозговой штурм, «концептуальные таблицы», составление синквейна, «таблица-синтез», «лови ошибку». Приемы технологии РКМЧП, активно внедряемые в моей практической деятельности, показывают, как возрастают способности обучающихся: развиваются умения воспринимать информацию, прогнозировать, работать с текстом, задавать вопросы и творчески интерпретировать информацию, размышлять над тем, каким образом человек получает знания, а не довольствоваться лишь тем, что эти знания можно записать или запомнить.

Применяя здоровьесберегающие технологии, я учитываю:

- обстановку и гигиенические условия в классе, температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие или отсутствие монотонных, неприятных раздражителей;

- частоту чередования различных видов учебной деятельности;

-использование на уроке методов, способствующих активизации, инициативе и творческому самовыражению учащихся.

Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания.

Применение вышеперечисленных педагогических технологий обеспечивает:

  • создание на уроке атмосферы заинтересованности, ситуации успеха;
  • стимулирование обучающихся к использованию разнообразных способов;
  • выполнение заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
  • использование карточек-тренажёров для достижения обучающимися уровня обязательной подготовки, разноуровневых контрольных работ;
  • развитие слуховой и зрительной памяти обучающихся, образного мышления;
  • поощрение высказывания оригинальных идей;
  • использование личного примера творческого подхода к решению проблемы;
  • высокое качество организации образовательного процесса;
  • формирование устойчивой мотивации школьников к обучению;
  • получение ими прочных знаний по русскому языку.

Заключение.

Модернизация российского образования ставит перед учителем средней общеобразовательной школы задачу переосмысления своей педагогической деятельности, пересмотра подходов и методов преподавания, использования комплекса средств, формирующих познавательную компетентность, которые помогут школьнику стать полноценной социальной личностью, стремящейся реализовать свои возможности, способной делать осознанный и ответственный выбор. С моей точки зрения, все названные приемы и средства при системном подходе позволят обеспечить достижение поставленной перед учителем цели. Особенно актуально это в период экспериментального внедрения Федеральных государственных стандартов второго поколения в основной общеобразовательной школе.

Литература.

1. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе // Психология и педагогика, №2, 2006

2. Соколова И.М. Формирование учебной мотивации младших школьников // Конкурс "Учитель года - 2008" 3. Щекарева А.А. Учебная мотивация современного школьника и процесс ее развития // Молодые ученые СГА. - М.: Изд-во СГУ.

4.Иванов Д.А. Компетентностный подход в образовании: проблемы, понятия, инструментарий – М,2005.

5.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. Народное образование №7 2000

6.Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования –М,1999

7.Поташник М.М. Требования к современному уроку: методическое пособие/М,2007

.

8.Интернет ресурсы

www.it-n.ru сеть творческих учителей

9.Сайт международного журнала о критическом мышлении «Перемена»

http://www.ct-net.net/ru/rwct_tcp_ru

10.Фестиваль педагогических идей

http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?subject=9

11.Газета «Первое сентября»

http://ps.1september.ru/newspaper.php?year=2004&num=70

12.Учебная программа курса «Технологии компетентностно-ориентированного образования: «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

13.Столбунова С.В. Лекция №1,3 «Технология развития критического мышления через чтение и письмо»

Категория: Русский язык
11.11.2016 16:26


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!