СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы

Сегодня актуальна фраза: «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Пожалуй, в ней кроется главное понимание существующего опыта школьного обучения.

Современный урок ценен не только получаемой в нём информацией, но и, прежде всего, обучением в ходе его способам деятельности для получения информации. Роль учителя на уроке состоит в стремлении передать способ творческой деятельности и приобщить детей к самостоятельному творчеству, пусть даже на элементарном уровне.

Если говорить об этимологии слова "исследование”, нетрудно заметить, что в этом понятии заключено указание на то, чтобы извлечь нечто "из следа”, т.е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, случайным предметам. Следовательно, уже здесь заложено понятие о способности личности сопоставлять, анализировать факты и прогнозировать ситуацию, т.е. понятие об основных навыках, требуемых от исследователя.

Исследовательская работа значительно дополняет способы получения знаний, поскольку она подразумевает самостоятельное изучение выбранного явления, лично накопленный базовый материал, анализ данных и вытекающие из них выводы. Суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и произведенных на его основании новых выводов.

Мы не творцы новых грамотных правил или теорем, мы не открываем новых химических элементов и т.д. Поэтому нам важно научить технике самостоятельного приобретения новых знаний. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с поиском ответа на творческую исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением.

Приобщать к исследовательской деятельности следует уже в младших классах. Ребёнку гораздо легче изучать науку, действуя. Опыт, полученный в ходе работы над предыдущей темой самообразования «Самостоятельная работа на уроках русского языка и литературы», позволил мне усовершенствовать свою деятельность на уроке. Применение исследовательского метода на уроках и во внеклассной деятельности является составной частью работы по совершенствованию общеучебных навыков в условиях модернизации школы. В современной педагогике различается 3 уровня реализации «исследовательского обучения».

Первый уровень предполагает привлечение относительно большого количества школьников. Тематика при этом довольно проста, разнообразна и обязательно соответствует интересам автора работы. Деятельность учащихся на этом уровне сводится к поиску информации по выбранной теме. Второй уровень требует, помимо умения работать с первоисточниками, обязательного проведения каких-либо экспериментов или другой деятельности практической направленности. Например: это может быть проведение собственных «общественных опросов», анкетирование одноклассников, других групп школьников или иных категорий людей, самостоятельный сбор фольклорного или этнографического материала и многое другое (для работ гуманитарной направленности). Третий уровень исследовательской деятельности требует уже значительных усилий и со стороны учащегося, и со стороны педагога. Здесь нужны не только актуальность и практическая значимость выбранной темы, но и новизна в её разработке. То есть, данная исследовательская работа должна содержать авторские выводы и логические умозаключения, собственные предложения по проведению эксперимента, самостоятельные трактовки результатов 1 уровень. Самый простой, когда взрослый ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику её решения. Решение находит сам ребёнок. На таком уровне учащиеся работают уже в 5 классе. 1. Урок словесности «Ребусы». Учитель знакомит с секретом чтения ребуса, затем ребята разгадывают ребусы, которые им даёт учитель. Следующий этап – составление коллективного ребуса. Затем учитель ставит проблему: составить свой ребус на основе полученных знаний. Результат исследования – ребус, созданный учеником. 2. Урок литературы «Сочинение сказки». Я стремлюсь организовать работу на уроке таким образом, чтобы все этапы урока были подчинены поставленной цели- усвоению законов данного жанра, опираясь на которые учащиеся смогут создать свое произведение. Чтобы достигнуть этих целей, планируется работа над содержанием сказки: чтение, комментирование, беседа, образное эмоциональное восприятие отдельных эпизодов и сцен, а также знакомство с новыми литературными понятиями. Но главное, на основе данной сказки к концу урока я планирую привести детей к построению универсальной композиционной схемы сказки, то есть хочу им показать, как она "складывается”. Поэтому эпиграфом к уроку послужила народная мудрость " Скоро сказка сказывается. Да не просто складывается”. Эта мысль красной нитью проходит через весь урок. 2 уровень. Взрослый ставит проблему, но метод её решения ребёнок ищет самостоятельно. Допускается коллективный поиск.

  1. Урок русского языка в 6 классе «Мягкий знак на конце и в середине числительных. Работа в парах»
  2. Составление устного лингвистического журнала «В мире имён» 6 кл.
  3. Урок развития речи «Русская умная игрушка» 6 кл.
  4. Применение проблемно-поискового метода на уроках русского языка в 6 кл. –"Употребление наклонений в речи” 3 уровень. Высший. Всё осуществляется самостоятельно. Проблема, поиск методов, разработка решения. 1. Составление коллективного сборника «Этимология фамилий русских писателей» в результате уроков литературы в 10-11 классах. При изучении биографических данных учащимся интересно узнать не только о самом писателе, но и о его предках. Фамилия человека может много рассказать о его родословной. Обратившись к "Лермонтовской энциклопедии” (М.,1981), учащиеся установили шотландское происхождение рода Лермонтовых. Узнали, что родоначальником русской ветви Лермонтовых является Георг (Юрья) Лермонт, служивший с 1613 года в рядах Московских войск, а дальними родственниками М.Ю.Лермонтова являются популярный в XII веке шотландский бард Томас Лермонт и знаменитый английский поэт Дж. Г. Байрон – потомок Томаса Лермонта. Фонвизин. Предки писателя – немцы фон Визены. Род фон Визенов – потомков ливонского рыцаря – к XVIII веку окончательно обрусел. Род Пушкиных происходил от соратника Александра Невского по имени Рача. Фамилия же Пушкин происходит от мирского имени одного из потомков Рачи – Пушка. Фамилия Твардовский произошла от прозвища деда Александра Трифоновича, отважного николаевского солдата – Твердый. Ф. М. Достоевский. Предки писателя владели селом Достоево, находящееся в Брестской области.

Данный уровень допускается в среднем звене, но преимущественно используется в старших классах. 2. Урок-исследование, тема которого "Функциональная направленность синтаксических конструкций афоризмов”.

3. Примером применения исследовательского метода является урок в 9 классе «Учимся писать сочинения разных жанров» "Души своей открою тайники…” (О дневниковой прозе) Исследование как условие развития активности познавательной самостоятельности учащихся может применяться на всех этапах обучения, а некоторые элементы исследовательского подхода школьникам следовало бы осваивать как можно раньше, тогда более реальным будет подъём к высшему уровню творческой самостоятельности.

Метод проектов

В результате определённой исследовательской деятельности учащихся появляется продукт труда, который в настоящее время получил название проекта.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник в самом начале XX века. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время метод становится компонентом разработанной системы образования. Проектное обучение – полезное дополнение к классно-урочной системе.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся: индивидуальную, парную, групповую работу, которую учащиеся выполняют в определённый отрывок времени. Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы, результаты выполненных проектов должны быть "осязаемы”, то есть, если это теоретическая проблема, то конкретное её решение, если практическая – то конкретный результат.

4. Привлечение учащихся к созданию презентаций для уроков.

  • Для классного часа в 5 классе, посвящённого гербу Смоленска, учащимся 9 класса была подготовлена презентация. Для её создания учащийся ознакомился со многими источниками и воссоздал историю происхождения и развития герба Смоленска.
  • Для урока в 11 классе «Поэзия периода Великой Отечественной войны» старшеклассники провели огромную подготовительную работу: подбирали фотографии, делали сопоставительный анализ стихотворений, отбирали исторический материал, записывали песни войны и т. д. В результате была создана мультимедиапрезентация в качестве наглядного пособия.

5. Исследование фразеологического запаса школьников. Исследование проводили учащиеся 11 класса среди шестиклассников. Проектно-исследовательская технология позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в обучении и самомотивацию школьника. Проекты удобны и тем, что они очень разнообразны по форме, содержанию, характеру деятельности, по количеству участников, по продолжительности исполнения. Формы реализации проекта также различны: это может быть печатная работа, статья, доклад на конференцию, стенгазета, альманах, журнал, мультимедиапрезентация, творческий отчёт, видеопроект и т. д. Наши совместные проекты по краеведению (Пржевальский, Загорье, герб Смоленска) стали наглядным пособием во внеклассной работе, при проведении уроков.

Таким образом, современные педагогические технологии (частью которых является проектно-исследовательская деятельность) в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.

Автор: Крылова Маргарита Васильевна

Категория: Литература
02.03.2020 16:22


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!