СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологии формирования культуры безопасности жизнедеятельности на уроках обж

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологии формирование культуры безопасности у обучающихся через урок и внеклассную деятельность по ОБЖ.

Неотложное формирование ключевого компонента современной культуры безопасности ? нового мировоззрения ? должно изменить систему ценностей и целей деятельности людей.

Медоуз Д.

На рубеже 20 ? 21веков человечество столкнулось с отрицательными последствиями своей жизнедеятельности, связанной прежде всего, с катастрофами, которые угрожают самому человеку.

Современный этап общественного развития характеризуется возрастающей значимостью проблем, связанных с безопасностью жизнедеятельности в результате роста ЧС в природной, социальной и техногенной сферах деятельности человека. В обществе происходит осознание необходимости обеспечения личной, национальной безопасности.

В современной России проблемы техногенного, природного характера и социального риска возрастает.

Ежегодно в РФ в авариях, катастрофах, террористических актах гибнет свыше 50 тысяч человек, получают травмы более 250 тысяч человек.

Стремление создать систему образования, способную адекватно решать стоящие перед обществом задачи, является одним из приоритетных направлений современной государственной политики.

Компонентом такой системы должно стать образование в области безопасности жизнедеятельности человека, общества, планеты в целом «Концепция модернизации российского образования на период до 2016 года» предполагает переосмысление целей и результатов школьного образования, создание педагогических условий для развития личности каждого ребенка.

Особую значимость приобретают аспекты при организации образовательного процесса, направленного на формирование культуры безопасности жизнедеятельности. По целому ряду причин, чаще всего именно школа становится отправной точкой в длительном и сложном пути формирования культуры безопасности личности. Введение в 1991году в школах страны предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» можно расценивать как факт осознания руководством нашей страны жизненно важной проблемы формирования человека с другим типом мышления.

В настоящее время безопасность становится обязательным условием и одним из критериев эффективности обучающихся.

Культура безопасности как компонент содержания образования включает систему знаний, способов деятельности, ценностей, норм, правил безопасности, основная функция которых ? это формирование и развитие у обучающихся готовности к профилактике и минимизации вредных и опасных факторов, использованию социальных факторов безопасности. В соответствии с потребностями общества в подготовке человека к безопасной жизнедеятельности в педагогической теории и практике ведется поиск путей и средств воспитания культуры безопасности. Необходимость знаний, информационной грамотности, умения самостоятельно получать знания способствовала возникновению нового вида образования – инновационного, в котором информационные технологии призваны сыграть системообразующую, интегрирующую роль, то есть выполнить триединую задачу: воспитания, обучения и развития личности.

Очевидным сегодня является тот факт, что создание соответствующих компьютерных программ и педагогических методов их использования требует не просто переложения существующей методики на язык программирования, а разработку технологии обучения на основе концепции компьютеризации и информатизации всей системы образования, и ОБЖ, в частности. В настоящий момент для обеспечения эффективности образовательного процесса по ОБЖ необходимо использовать все виды организации учебных занятий, с использованием компьютерных технологий, все виды учебной деятельности учащихся (включая игровую, практическую, проектную, исследовательскую, поисковую).

Использование ИКТ открывает для учителя ОБЖ новые возможности в преподавании своего предмета. Тем более наш предмет не является главным в системе образования и не пользуется авторитетом среди детей, но является необходимым для них. Поэтому роль личности учителя в процессе преподавания предмета ОБЖ несомненно возрастает. В соответствии с этим, целями и задачами при формировании культуры безопасности считаю следующие:

  • снизить количество происшествий в общеобразовательном учреждении;
  • постоянно поддерживать у обучающихся интерес к безопасности каждого;
  • воспитывать сознательное отношение к безопасности
  • популяризация новых средств обеспечения безопасности;
  • внедрение в учебно-воспитательный процесс современных средств.

Для осуществления пропаганды безопасности жизнедеятельности обучающихся на своих уроках я использую разнообразные формы, методы и средства обучения.

Формами формирования культуры безопасности являются: участие в научно – исследовательской работе с обучающимися, членами НОУ «Альтаир»; участие в ежегодной практической конференции НОУ, соревнования, посвященные «Дню здоровья», деловые игры, КВНы, экскурсии в музей пожарного дела, участие в выставках на противопожарную тему, в творческих конкурсах на противопожарную тему.

На своих уроках применяю следующие методы формирования культуры безопасности:

  • эвристическая беседа;
  • аудио- и киноверсии различных явлений природы, ЧС;
  • демонстрация средств противопожарной безопасности;
  • лекция;
  • тестирование.

Средствами формирования культуры безопасности обучающихся в современной жизни служат: кино, радио, телевидение, плакаты, фотографии, инструкции, книги, нормы и правила, книги, уголки безопасности, стенгазеты, кабинет ОБЖ. Обучение детей практическим основам безопасности жизнедеятельности считаю своим первостепенным долгом. Одной из задач в работе со школьниками, на мой взгляд, является обучение их правилам дорожного движения, правилам пожарной безопасности и привитие навыков правильных действий при возникновении экстремальной ситуации. Воспитание у школьников ответственного отношения к личной и общественной жизнедеятельности и формирование у них опыта безопасной жизнедеятельности занятий, при помощи наглядных пособий и проектной деятельности.

Для ознакомления с элементарными правилами безопасной жизнедеятельности провожу тематические занятия, классные часы, викторины, беседы, конкурсы, КВНы. На своих уроках и во внеурочной деятельности руководствуюсь следующими принципами создания системы формирования культуры безопасности.

  1. Связь теории с жизнью.
  2. Научный подход в обучении.
  3. Принцип систематичности и последовательности.
  4. Принцип сознательной активности.
  5. Принцип наглядности в обучении.
  6. Принцип прочности усвоении знаний.
  7. Принцип положительного эмоционального фона в обучении.
  8. Принцип совместной деятельности в обучении.

В последнее время в мире все более актуальной становится тема чрезвычайных ситуаций природного характера. Число наводнений, землетрясений, извержений вулканов, природных пожаров увеличивается с каждым годом, в них погибает все большее количество людей. К чрезвычайным ситуациям природного характера относятся лесные и торфяные пожары. Российская Федерация славится своими лесами, она – один из крупнейших во всем мире экспортер древесины. Но в последнее время общая площадь лесов несоизмеримо сокращается. И одна из причин такого сокращения – лесные и торфяные пожары. В настоящее время ежегодно возникает множество лесных пожаров, увеличиваются вспышки торфяных пожаров. А ведь леса приносят огромную пользу:

  • поглощают углекислый газ, выделяют кислород (таким образом, леса необходимы для поддержания климата – как в глобальном, так и местном масштабах);
  • смягчают климат, возвращают влагу в атмосферный круговорот;
  • защищают сельскохозяйственные земли, населенные пункты, водоемы;
  • служат домом для большинства видов живых организмов;
  • служат одним из основных мест отдыха людей.

Особый интерес, по-моему, представляют мультимедиа проекторы, позволяющие проводить уроки с использованием, так называемых мультимедиа - лекций и электронных учебников, включающих в себя красочные иллюстрации, анимацию, фото- и видеоматериалы и многое другое. Презентация быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами; вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации; усиливает воздействие выступления. На уроках ОБЖ я использую не только готовые электронные издания и презентации, но и создаю свои собственные, что гораздо удобнее. Для создания обучающих программ, презентаций привлекается дополнительный материал из разных источников; делает материал нагляднее, а сам урок эмоциональнее; даёт возможность получать новую информацию о предмете; позволяет выйти на новый уровень осмысления способов подачи материала; иметь стимул для личного роста; повысить квалификацию; стоять на одном уровне с учащимися. За последние два года работы мною и моими учениками созданы презентации по разделам: ЧС природного и техногенного характера основы медицинских знаний. Создание слайдовых презентаций обучающимися практикую с 5 класса, когда ребёнку даётся задание подготовить небольшой текст и найти соответствующую картинку. Затем из детских слайдов создаётся коллективная презентация. Постепенно задание усложняю. А в старших классах даю задание учащимся использовать свои презентации при проверке домашнего задания, при объяснении нового материала. Каковы же результаты применения ИКТ на уроках ОБЖ? На мой взгляд, они следующие :

  1. С помощью ИКТ улучшилось качество обучения учащихся: от 60 до 80%.
  2. Учащиеся самостоятельно включаются в процесс создания ИКТ-презентаций.
  3. Учащийся 8В класса Малыхин Павел занял 1 место на школьной научно-практической конференции НОУ «Альтаир» в 2011 году; занял призовое место в творческом конкурсе рисунков, проводимых управлением ГО и ЧС по Курской области на протиповожарную тематику в 2010 году.
  4. Создан ИКТ-банк по всем изученным темам курса ОБЖ (5-8 классс).
  5. Для успешной работы максимально оснащён кабинет ОБЖ Это:ТСО, телевизор,DWD,компьютером, мультимедийный проектор.

Использование ИКТ, мультимедиа - проекторов позволяют проводить уроки на высоком методическом уровне, улучшает процесс передачи информации; усиливает воздействие на слушающих как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Это создает учителю славу человека передового и прогрессивного. На сегодняшний день никого не удивит наличие в образовательных учреждениях компьютерных классов, классов с мультимедиа проекторами, электронными досками. Мало кто не согласится с утверждением, что грамотное, полноценное использование подобных вспомогательных устройств позволяет значительно повысить качество обучения.

Категория: ОБЖ
11.05.2015 10:21


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!