СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Значение культуры в жизни человека трудно переоценить, поскольку именно культура является основным средством становления и развития нравственности, хранения и распространения человеческого опыта. Усвоив культуру, человек становится личностью, способной вести активную общественно полезную деятельность, развиваться и стремиться к самовоспитанию и самосовершенствованию. Формирование общей культуры школьников возможно в процессе изучения гуманитарных дисциплин, но особая роль отводится внеклассной деятельности и факультативным занятиям, которые открывают возможности для тесного взаимодействия педагога и школьников, реализации интересов и потребностей учащихся в разнообразных формах.
В «Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь» формирование экологической культуры, культуры безопасной жизнедеятельности и формирование здорового образа жизни личности зафиксировано как одно из основных направлений воспитательной деятельности учреждений образования.
В соответствии с Положением об учреждении общего среднего образования, утвержденным постановлением Министерства образования от 20.12.2011 №283, факультативный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее – ОБЖ) является обязательным для изучения всеми учащимися со 2 по 9 классы.
Сегодня вопросы безопасности остаются самыми актуальными. Все чаще дети сталкиваются с ситуациями, которые угрожают их жизни и здоровью. "Уже в древности люди прекрасно осознавали, что умение обеспечить условия безопасного существования - основа, без которой все другие знания теряют смысл". Задача факультативного курса — подготовить учащихся к возможной встрече с различными сложными, а порой и опасными обстоятельствами. Именно на уроках ОБЖ дети получают знания безопасного поведения в повседневной жизни. Эти навыки помогут им не растеряться и действовать осмысленно в критической обстановке.
Учебная программа состоит из четырех разделов: «Правила дорожного движения», «Правила пожарной безопасности», «Защита от чрезвычайных ситуаций», «Охрана жизни и здоровья». Учебная программа предоставляет возможность творчески подойти к организации и проведению занятий.
Для повышения активности и самостоятельности учащихся, развития их познавательных интересов на факультативных занятиях я использую разнообразные формы и методы деятельности: беседы, чтение и анализ с воспитательной точки зрения литературных произведений, обсуждение проблемных ситуаций, просмотр и анализ мультипликационных и документальных фильмов для детей, моделирование и инсценирование ситуаций, коллективные творческие дела, проекты, исследования, экскурсии, ролевые игры, игры-путешествия по станциям, а также викторины, конкурсы.
Важное место уделяю обучению практическим навыкам оказания помощи окружающим людям.
Свои знания, умения и практические навыки, полученные на занятиях ОБЖ, учащиеся применяют в мероприятиях, проводимых ежегодно в школе, в районе и области:
- смотр-конкурс детского творчества “Спасатели глазами детей” – это творческие работы: «Спасатель» автор Хмыльникова В.(8 класс), «С огнём не шути – сгореть можно» Сиволобов С. (4 класс), «Тебе всегда поможет служба МЧС» Глазкина А.(5 класс);
- слет-конкурс отрядов юных инспекторов дорожного движения - Скоромец Марк, Смунёва Мария, 8 кл. (диплом МО ГАИ УВД Витебского облисполкома « Лучший результат в конкурсе правил дорожного движения»;
- творческий конкурс для детей и подростков «Соблюдаем законы дорог!» - Борисова Полина, 8 класс (диплом УВД Витебского облисполкома);
- районные соревнования по фигурному вождению велосипеда - Петров Влад,6 класс (Грамота МО ГАИ УВД Витебского облисполкома);
- районный конкурс «Охрана труда глазами детей» - творческие работы Голубевой С. И Старовойтовой А. «Каждой иголке своё место», «По перилам не катайся, а по лестнице спускайся», «Сам себя ты не лечи, лучше маму подожди»;
- научно-практическая конференция (школьная, районная) – исследовательская работа Прудниковой А., 6 кл. «Когда твой ранец тебе друг?» (диплом 3 степени отдела образования, спорта и туризма администрации Октябрьского района г. Витебска»;
- ежегодная объектовая тренировка для подготовки учащихся и персонала к действиям в чрезвычайных ситуациях в соответствии с планом по гражданской обороне учреждения образования;
- конкурс творческих проектов для подростков «Безопасный переход 2015» - творческий проект Глазкиной А., 6 кл. (диплом 3 степени отдела образования, спорта и туризма администрации Октябрьского района г. Витебска»;
- конкурс видеороликов и мультимедийных презентаций «Здоровье - наш выбор!» - Старовойтова А., Бельчиков Д., Беланович Н. 7 кл. (диплом 3 степени отдела образования, спорта и туризма администрации Октябрьского района г. Витебска»;
- районная олимпиада по правовым знаниям. Номинация «Агитбригада» – учащиеся 5-7 классов (диплом 3 степени отдела образования, спорта и туризма администрации Октябрьского района г. Витебска».
Я провела микроисследование среди учащихся 7-8 классов. Мне хотелось знать каково отношение к факультативным занятиям по ОБЖ самих учащихся, каково их значение, по мнению самих учащихся.
Опрошено 26 учащихся 7-8 классов (диаграмма на экран)
Анкетирование «Отношение учащихся к факультативным занятиям по ОБЖ»
Вы с интересом посещаете факультатив? — Да — 20 (77 %)
— Нет — 2 (8 %)
— Не очень - 4 (15%)
Назовите интересные формы проведения факультативных занятий — с применением компьютеров, презентаций, видеофильмов —25 (96%)
— практические занятия — 17 (65%)
— игры, викторины — 25 (96 %)
— тесты —14 (54%)
— лекция —16 (62 %)
— зкскурсии — 20 (77 %)
— встречи с медработниками, работниками ГАИ —12 (46 %)
Чем помогают вам факультативные занятия по ОБЖ?
Ответы |
Количество |
% |
Повышение уровня своих знаний и навыков в обеспечении безопасности жизнедеятельности |
17 |
65% |
Формирование привычек, навыков, умений, обеспечивающих успешные действия при решении вопросов личной и общественной безопасности, умение эффективно применять их в повседневной жизни |
19 |
73% |
Совершенствование правового, нравственного, эстетического, экономического и экологического понимания задач безопасности жизнедеятельности |
21 |
81% |
По результатам данного анкетирования можно сделать вывод о том, что у большинства учащихся позитивное отношение к факультативным занятиям. А именно 77% из них посещают факультатив с интересом (диаграмма), лишь 23% — без интереса.
Учащиеся назвали следующие интересные формы проведения факультативных занятий (диаграмма): с применением компьютерных технологий — 96%, практические занятия — 65%, игры, викторины — 96%, экскурсии — 77%, тесты — 54%, лекция — 62%, встречи с медработниками, работниками ГАИ— 46%. Следовательно, применение нестандартных форм проведения факультативных занятий повышает интерес учащихся к этим занятиям и их эффективность. То, что у учащихся позитивное отношение к факультативу, подтверждается и ответами на вопрос «Чем помогают вам факультативные занятия?» (диаграмма). 65 % учащихся считают, что факультатив помогает им расширить и углубить знания по вопросам безопасности жизнедеятельности, 73% — на факультативе учатся правильно действовать в экстремальных условиях, 81 % — знакомится с правовыми, нравственными, эстетическими, экономическими и экологическими вопросами безопасности жизнедеятельности.
«Культура безопасности, как компонент общей культуры, существует в различных формах, включает основные элементы духовной жизни общества и структурные компоненты духовной деятельности. Независимо от формы реализации того или иного компонента культуры безопасности общим для них является их функция - профилактика и преодоление вредных и опасных факторов жизнедеятельности человека и общества».
© 2016, Кулько Ирина Валерьевна 1319