СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование безопасного поведения у подростков.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание безопасного поведения у школьников.

Статистические данные о возрастании числа гибели подростков на пожарах, при ДТП, от употребления алкоголя и наркотиков, курения, жестокого обращения с детьми и т.д. говорят о необходимости проведения профилактической работы по формированию культуры безопасного поведения.

Подростковый возраст противоречив: с одной стороны подростки сами являются источником опасности, безответственно относятся к своей безопасности, с другой стороны – этот возраст наиболее благоприятен для формирования культуры безопасного поведения, так как подростки готовы осознавать поступки, анализировать, высока роль в умении самопознания, самовоспитания, саморазвития.

Цель: Формирование культуры безопасного поведения у подростков

Задачи:

  • формировать у подростков потребность в безопасном поведении;
  • воспитывать ответственное отношение подростков к своей жизни и безопасности;
  • повысить уровень знаний подростков по правилам безопасного поведения, используя различные эффективные методы;
  • создать условия для формирования стремления к самопознанию, самопониманию, развивать уверенность в своих силах и способностях;
  • отрабатывать умения действовать в различных опасных ситуациях, планируя свою деятельность, анализируя ситуации, принимая правильные решения;
  • мотивировать подростков на формирование поведения безопасного типа, здорового образа жизни;
  • развивать творческие способности, используя индивидуальные особенности подростков.

Участники: администрация ОУ, учителя – предметники, социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, учащиеся, родители, педагоги дополнительного образования, представители служб и организаций (МЧС, полиция, наркоконтроль, медики, ГИБДД и др.).

Принципы: гуманизм, системность, индивидуальный подход, последовательность (от простого к сложному), комплексное использование эффективных методов.

Ожидаемые результаты: повышение уровня культуры безопасного поведения у подростков, ответственного отношения к своей жизни и здоровью.

Процесс формирования культуры безопасного поведения длительный, многогранный, целенаправленный.

Основными требованиями к социально-педагогической деятельности в связи с реализацией задач формирования культуры безопасного поведения являются следующие:

  • профессионально-этическая ответственность специалистов за профилактику и охрану физической, психологической, социальной безопасности личности;
  • способность педагога самому являться образцом культуры безопасного поведения и обучать этому подростков;
  • позитивное отношение к личностному росту подростка, поощрение в нем чувства собственного достоинства в отношениях с людьми, деятельности, поведении;
  • учет возможностей природной и социокультурной среды, конкретного пространства жизнедеятельности;
  • организация совместной коллективно-творческой деятельности с подростками с привлечением организаций дополнительного образования, для формирования нравственных, мировоззренческих, правовых взглядов и убеждений по проблемам безопасности, формированию ценностного отношения у подростков к своему здоровью и безопасности.

Систематизация деятельности, которая включает в себя: диагностику, планирование, стимулирование, организацию, коррекцию воспитания культуры безопасности позволит достичь положительных результатов.

Педагог как лицо, заинтересованное в повышении культуры безопасного поведения подростков, является координатором деятельности, осуществляет посредническую функцию. Ему необходимо:

- изучить документацию (нормативные документы образовательного учреждения, план работы школы и классных руководителей и др.);

- провести диагностику уровня культуры безопасного поведения с помощью тестов (Мошкина В.Н., которая характеризует способность к успешной деятельности в опасных и чрезвычайных ситуациях, Р.Л.Оксфорд, И.Г. Юдина «Умеете ли Вы планировать свою деятельность?», Л.А. Александрова, С.Г. Морозова «Умеете ли Вы принимать решения?», С.Г. Щербакова «Умеете ли Вы проектировать свою деятельность?»), наблюдение за поведением подростков, беседы с детьми и их родителями;

- организовать планирование деятельности с привлечением педагогов школы, дополнительного образования, учреждений и служб МЧС, полиции, медицины и т.д.;

- осуществлять контроль за проведением мероприятий. При необходимости вносить изменения в план работы с учетом индивидуальных особенностей подростков, внешних условий. Проводить индивидуальную работу с участниками образовательного процесса;

- повести повторную диагностику, обсудить полученные результаты с подростками, родителями, классными руководителями, педагогами;

- определить дальнейшую работу с учетом полученных результатов и пожеланий участников образовательного процесса.

Работа должна строиться по направлениям:

  • создание здоровьесберегающей инфраструктуры учреждения;
  • образовательный процесс (педагоги, учащиеся, родители);
  • внеурочная деятельность (школьная - кружки, секции, соревнования, беседы и т.д.;)
  • учреждения дополнительного образования – интерактивные мероприятия, тренинги, лекции, экскурсии и т.д.)

Для создания комфортной, безопасной обстановки в школе необходимо привлекать не только педагогов, но и подростков, создавая сектор дисциплины, организовывая дежурство на переменах, привлекать подростков к анализу травмаопасных ситуаций, нарушений правил поведения в школе, планированию работы по их предупреждению и т.д.

Во время проведения образовательного процесса необходимо на каждом уроке учебного плана уделять внимание формированию безопасного поведения.

Например, на уроках русского языка и литературы можно использовать примеры из произведений для анализа безопасных ситуаций. Интересен подросткам вид работы как синквейн. (Синквейн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлектировать по какому-либо поводу.) За основное слово можно взять: пожар, здоровье, безопасность и т.д.

Необходимо использовать возможности уроков как системы по формированию культуры безопасного поведения. Так уроки истории, обществознания можно использовать для формирования мировоззренческих и нравственных установок. Воспитывать у подростков любовь к Родине, чувство долга, толерантность, уважение к старшему поколению, ответственное отношение к принятию решений и т.д. На уроках математики можно считать калории для здорового питания, правильно распределять нагрузку, скорость безопасного движения или тормозной путь автомобиля и т.д. На уроках анатомии изучая особенности строения организма, особое внимание уделять формированию здорового образа жизни, ценностного отношения к своему здоровью.

Самыми травмоопасными уроками в школе является физическая культура, трудовое обучение, физика, химия, биология, информатика. Учителям самим на уроках важно соблюдать безопасные условия и формировать безопасные навыки у учащихся, проводя инструктажи, беседы, контролируя правильность выполнения упражнений, заданий и т.д.

Предмет ОБЖ является основным по формированию у подростков личности безопасного типа. На уроках необходимо использовать решение проблемных ситуаций, отрабатывать практические умения и навыки безопасного поведения, анализировать опасные ситуации. Для мотивирования у подростков интереса к предмету использовать кроссворды, викторины, пословицы, поговорки, ребусы, конкурсы рисунков, творческих работ, проектов. С целью повышения познавательной активности на уроках использовать презентации, видеролики, мультфильмы по формированию безопасного поведения, компьютерные игры. Для подростков интересна и эффективна проектная деятельность. Подросток приобретает опыт творчества, умения работать с информацией. Например, конкурс проектов «Герой нашего времени», создание книги «Практические советы по выживанию в экстремальных условиях» и т.д.

Особое внимание следует уделить внеклассной деятельности по формированию у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности, готовности к безопасному поведению.

Классному руководителю при построении внеклассной работы с подростками необходимо планировать следующие мероприятия:

- тренинги по формированию уверенного поведения, умения общаться, расширения знаний о чувствах и эмоциях;

- беседы, диспуты, брейн-ринги, классные часы с целью формирования у подростков потребности в безопасности;

- поощрять подростков, которые ведут активный, здоровый образ жизни;

- мотивировать подростков на самопознание, самообучение в области безопасности.

Работа с родителями строится на доверительных отношениях, с целью воспитания гармонично развитой личности. Привлечение родителей к участию во внеурочной совместной деятельности (родительские собрания, коллективные творческие дела) помогут сплотить семьи, создать комфортные условия для лучшего взаимопонимания (в этом возрасте родители теряют значимость для подростков, возникают конфликты в семье). Необходима индивидуальная работа с семьями, где не создаются безопасные условия для проживания, учебы, воспитания подростков. Важно родителям объяснить психофизиологические особенности подростка, дать необходимые рекомендации, привлекать родителей к совместной деятельности. Эффективны родительские собрания с приглашением на них психолога, социального педагога, медицинских работников, инспекторов ГИБДД, КДН; совместные мероприятия «Папа, мама, я – спортивная семья», «День матери», «День толерантности» и т.д.

Работа по формированию культуры безопасности  будет эффективна, если использовать различные методы.

Словесные методы обучения: рассказ, лекция, беседа, круглый стол, дискуссионный клуб, использование фольклора, инструкции о правилах поведения и др.

При формировании культуры безопасного поведения рассказ педагога должен быть эмоциональный, затрагивать чувства учащихся. Можно использовать отрывки из произведений, собственных ситуаций, как наглядный пример.

Лекции целесообразно проводить с привлечением специалистов различных служб и ведомств (ГИБДД, МЧС, полиции, медиков и т.д.), с привидением статистических данных, конкретных опасных ситуаций.

При проведении беседы важно установить доверительные отношения, выбор темы должен быть актуален, понятен, интересен для подростков ( «О вредных привычках», «Наркотики – чума 21 века», «Здоровым будешь - все добудешь» и т.д.).

Круглый стол, как метод, требует определенной цели, умения выражать свое мнение, соблюдать правила общения в группе. Дискуссионный клуб помогает подростку развивать свои коммуникационные, социально-личностные, исследовательские качества. Тематику выбирают сами учащиеся под руководством педагога, классного руководителя.

Использование в работе народных традиций, фольклора способствует формированию духовных ценностей, смекалки, наблюдательности. Создание, например, каталога пословиц, поговорок и загадок по темам «Азбука дорожной безопасности», «Огонь друг-огонь враг» и др. способствует развитию познавательного интереса, умению вести исследовательскую деятельность, систематизировать материал, применять его на практике.

Привлечение подростков к изготовлению инструкций безопасного поведения требует от них умения поиска информации, вычленения главного, построения системы действий. Мотивирует на ответственное отношение не только к своей жизни, но и к жизни других участников образовательного процесса.

Сочетание словесных методов с наглядными оказывает наиболее эффективное воздействие. К наглядным методам относятся: наблюдение, видеоролики, презентации, компьютерные игры, мультфильмы, социальная реклама, экскурсии, брошюры, листовки и др.

Наблюдая за действиями других людей в опасной ситуации, подростки без ущерба для своего здоровья осмысливают ошибки, анализируют и запоминают правильные действия.

Использование видеороликов, мультфильмов, презентаций, социальной рекламы при формировании ценностного отношения к своей безопасности важно, так как подростки воспринимают информацию в таком виде легко, им она понятна, интересна и хорошо запоминается. Привлечение подростков к самостоятельному созданию презентаций, видеороликов, рекламы способствует развитию у них творческих способностей.

Использование в работе педагогами уже готовых брошюр и листовок и привлечение подростков к данной деятельности развивает познавательный интерес и творческие способности подростков.

Особое место в работе с подростками занимают практические методы. Часто мы знаем правила безопасного поведения, но правильно эти знания использовать не хватает практических навыков. Для формирования умения правильно действовать в опасной, сложной обстановке используются проблемно-поисковые задания. Подросткам необходимо рассмотреть возможные варианты событий, самостоятельно найти выход из опасной ситуации. Важно не только найти выход, но и обсудить возможности избежать данную ситуацию, оценить действия ее участников.

Использование различных игр (ролевых, деловых, активных, дидактических) помогает педагогу в увлекательной форме донести знания до подростков. Вовлечение подростков в подготовку и организацию таких игр способствует формированию организаторских, коммуникативных, творческих умений, умений обработки и выбора информации, чувства ответственности.

Игровые упражнения, викторины, кроссворды можно включать в учебную деятельность, они помогают лучше освоить материал, разрядить обстановку, способствуют мотивации на изучение предмета.

Подростки очень активны и энергичны, поэтому с удовольствием участвуют в различных соревнованиях и играх. К рекомендуемым играм можно отнести: игру по станциям «Безопасность - это важно», спортивно-туристическую игру «Зарничка», «Безопасное колесо», «Сильный, ловкий, смелый», и др.

Благотворно влияют на подростков экскурсии в пожарную часть, на станцию переливания крови, колонию для несовершеннолетних, музей гигиены и т.д. Эти экскурсии способствуют развитию познавательного интереса у учащихся, воспитывают осознанное ценностное отношение к жизни и здоровью.

Неоценимую роль в формировании у подростков безопасного поведения играет привлечение таких специалистов и служб как библиотека, учреждения дополнительного образования, КДН, полиция, МЧС и т.д.

Учитывая психофизиологические особенности подросткового возраста, стремление к самопознанию работу по формированию культуры безопасного поведения целесообразно начинать с тренинга. Подростки с удовольствием принимают участие в тренингах, где пытаются осознать и принять себя, приобрести чувство уверенности в себе, в своих поступках.

Подростки требуют повышенного к себе внимания, не все намеченное удается реализовать с первого раза, поэтому требуется индивидуальная работа с ребятами. Необходимо дополнительно мотивировать подростков на участие в мероприятиях по формированию культуры безопасного поведения, используя убеждение, положительные результаты деятельности, личностные особенности каждого.

Список литературы

  1. Васильева Р.Е. Модель готовности студентов к формированию безопасного поведения подростков http://edu.tltsu.ru.
  2. Воробьев Ю.Л., Культура безопасности жизнедеятельности: системообразующий фактор снижения риска чрезвычайных ситуаций в современной России Журнал Право и безопасность Номер - 3-4 (20-21), Декабрь 2006
  3. Воробьев Ю.Л. Основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения. – М.: Деловой экспресс, 2006.
  4. Выготский, Л. С. Педология подростка: проблемы возраста. Собр. соч.: в 6 т. – М., 2003. – Т. 4.
  5. Гафнер В.В. Культура безопасности и профессиональная деятельность педагога // Научное исследование и российское образование: идеи и ценности XXI века: Материалы VI междисциплинарной научно–практич. конф. аспирантов и соискателей, Москва, 3–4 апр. 2003г. / АПКиПРО. – Москва, 2003. – ч.2.
  6. Горина Л.Н., Модель системы оценки сформированности компетентности безопасности жизнедеятельности человека Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 12, №3(3).
  7. Горина Л.Н. Многоуровневая педагогическая система формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека на основе изо- и гомоморфизма. Автореф. доктора пед. наук. Тольятти, 2002.
  8. Мошкин В.Н. Воспитание культуры безопасности как педагогическое явление // Образование: исследовано в мире. Международный научный педагогический Интернет журнал. − М.: OIM.RU, 2004.
  9. Мошкин В.Н. Воспитание культуры безопасности школьников: Монография.- Барнаул. Издательство БГПУ, 2002.
  10. Мошкин В.Н. Культура безопасности в содержании школьного образования // Ползуновский вестник. - 2003. - № 3-4..
  11. Мошкин В.Н. Подготовка подростков к выживанию (в экстремальных ситуациях криминального характера): Методические рекомендации. − Барнаул: АГИК, 1993.
  12. Мошкин В.Н. Берегись бед пока их нет. Игры для подготовки к экстремальным ситуациям криминального характера // Основы безопасности жизни. − 1997. − № 1.
  13. Мошкин В.Н. Нравственные качества как средство безопасности // Основы безопасности жизни. − 1998. − № 4.
  14. Науменко Ю.Л. Модель формирования культуры безопасности личности учащегося. Вестник Университета Российской академии образования.-2009.-№2.
  15. Науменко Ю.Л. Роль активного обучения в процессе формирования безопасного поведения личности. Материалы научного конгресса: Современные Технологии. –М., 2005.
  16. Репин Ю.В. «Формирование единого образовательного пространства культуры безопасности – основа общенациональной идеи России, с.6
  17. Самсоненко Л.С. Психолого-педагогическое условие формирования безопасного поведения у учащихся подросткового возраста. М., Просвещение, 1994.
  18. Сорокина Л.А. Формирование готовности подростков к безопасному поведению в повседневной жизни: диссертация. кандидата педагогических наук :Педагогика безопасности: наука и образование, 12 декабрь 2011 г., часть 237
  19. http://elibrary.udsu.ru - Попков А. В. Формирование безопасного поведения подростков во внеурочной деятельности Автореферат диссертации Ижевск 2007.
16.06.2021 01:11


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!