СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологии работы социального педагога с детьми с ОВЗ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время в каждом образовательном учреждении реализуется модель инклюзивной практики обучения, при которой дети с особыми образовательными потребностями включаются в общеобразовательный процесс, но не стихийно, а при создании в образовательной организации специальной программы сопровождения.

Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья детский коллектив является самым мощным ресурсом развития. Невозможно научить общаться со сверстниками, изолировав от них. От того, как станут относиться к ребенку другие дети, во многом будут зависеть его мотивация к учебе и душевное состояние. Совместное обучение детей с разным уровнем возможностей позитивно и эффективно по следующим причинам: ребята учатся взаимодействовать друг с другом и получают опыт взаимоотношений с разными сверстниками.

Цель работы социального педагога в процессе инклюзивного образования заключается в обеспечении равных возможностей в реализации права на образование детей с ограниченными возможностями.

Технология работы социального педагога в данном направлении осуществляется по следующим направлениям:

Оказание индивидуальной помощи ребенку.

Она включает в себя помощь в адаптации к среде здоровых сверстников, проведение совместно с психологом диагностики, позволяющей выявить уровень сформированности коммуникатиных УУД ребенка, его эмоциональное состояние, положение и статус в коллективе сверстников, адаптивные возможности, имеющиеся трудности и ресурсные возможности. Проведение такой диагностики дает возможность устранить негативные влияния в классе, а также оказывает помощь педагогам в индивидуальном подходе к ребенку. Осуществляя деятельность в данном направлении, социальный педагог совместно с классным руководителем, привлекает ребенка с ограниченными возможностями к участию в школьных концертах, праздниках, соревнованиях. Это позволяет детям с ОВЗ самоутвердиться, поверить в свои силы и возможности, а в здоровых детях такие совместные мероприятия воспитывают милосердие, терпимость, отзывчивость.

Работа с классным коллективом.

Социальный педагог осуществляет деятельность в данном направлении совместно с психологом и классным руководителем. Необходимо объяснять здоровым детям, что ученик с ограниченными возможностями является равным участником образовательного процесса. С детьми, которые не решаются на работу и взаимодействие с такими учениками нужно вести систематическую работу, выяснить причину такой позиции и постараться изменить ее в сторону признания равных прав у каждого ребенка.

Работа социального педагога с семьей ребенка с ОВЗ.

Процесс организованного сотрудничества социального педагога с семьёй включает в себя:

- изучение и описание обращений родителей или педагогов за помощью;

- определение общих проблем семьи и её особенностей, отличий от других;

- изучение прошлого семьи;

- изучение социально-экономического аспекта жизнедеятельности семьи (размер семьи, состав семьи, уровень образования родителей, социальный статус семьи)

- обследование условий, где проживает семья;

- определение внутренних ресурсов семьи: наблюдение форм ответных реакций родителей при общении со специалистами и педагогами (молчат, рассказывают, ссорятся, ведут себя агрессивно, не доверяют и т.д.);

- определение внешних ресурсов семьи: изучение социального окружения семьи, наличие помощи семье от государственных и общественных организаций уже помогал данной семье и помогает в настоящее время.

В работе социального педагога с семьёй используется достаточное количество методов, но основными являются метод наблюдения, метод беседы, метод убеждения.

Метод наблюдения - социальный педагог, классный руководительпостоянно наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его внеурочной деятельностью.

Метод беседы – один из самых распространенных методов при работе с родителями и другими участниками образовательного процесса, позволяющий в доверительной обстановке выяснить причины проблем в семье, дезадаптациии ребенка в школе, наметить пути их решения.

Метод убеждения помогает убедить родителей в необходимости тех или иных действий семьи в интересах детского развития.

От совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса: родители принимают активное участие в жизни детей, педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, дети, чувствуя помощь и поддержку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее; они лучше учатся, имеют гораздо меньше конфликтов со сверстниками и взрослыми.

Взаимодействие социального педагога с различными субъектами оказания помощи детям с ОВЗ и различными представителями общественных организаций.

Осуществляя деятельность в данном направлении, социальный педагог оказывает помощь в составлении планов социально-­педагогической реабилитации, взаимодействую с различными специалистами, в решении проблем данной категории детей.

Большую работу социальный педагог ведёт в направлении профориентации. Для этого очень важно знать интересы ребенка, его склонности, ресурсные возможности. Исходя из этого, он помогает ребенку сделать выбор в профессиональном самоопределении.

В конечном счёте, основная работа социального педагога с обучающимися с особыми образовательными потребностями направлена на социальную адаптацию ребёнка, его дальнейшее приспособление к жизни. Необходимо, используя все познавательные возможности детей, развить у них жизненно необходимые навыки, чтобы став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять необходимую работу, жить в семье и в трудовом коллективе.

В работе с детьми с ОВЗ, имеющими диагноз ЗПР необходимо проводить работу по их социализации, опираясь на их жизненный опыт, подбирая для изучения на занятиях материал, который будет интересен и необходим для формирования и накопления опыта социального поведения. Например:

Тема: «Мы живем среди людей».

Выполняем практические упражнения:

- Как можно приветствовать людей? - Как обратиться с просьбой? - Как обратиться за помощью в больнице? - Как отказаться от сигареты?

Тема: «Если беда рядом.»

Диспетчер записал вызов «Пожар, пожар. не помню адрес. все горит, приезжайте скорее. Ой, беда, беда.» Дети должны назвать, что неправильно сделал вызывающий?

Запомнить вывод: Очень важно четко назвать свои координаты и сформулировать проблему, адрес, причину вызова.

Тема: «Профессия моих родителей»

Детям предлагается нарисовать кем работают их родители, рассказать что они знают о их профессии. Формируя знания учащихся о профессиях, можно предложить послушать песни и сказать, о какой профессии здесь идет речь.

Игра «Разумно просто».

Закончи фразу и объясни:

- Если кто-то из гостей нечаянно пролил чай на скатерть, то. - Подростку нельзя курить, т.к. это. - Больного не утомляют долгим разговором, потому что.

Инклюзивное обучение оказывает позитивное влияние не только на учеников с ОВЗ, но и на типично развивающихся детей. Помогая сверстникам с ограниченными возможностями активно участвовать в образовательной и социальной деятельности, обычные дети получают важнейшие жизненные уроки, опыт. Этот положительный опыт заключается в росте социальной зрелости, в осознании отсутствия различий между людьми, способствует воспитанию искренней заботы и дружбы.

17.07.2019 08:00


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!