СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа со слабослышащими детьми на уроках русского языка и литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов неуклонно растет. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями, из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения программы обучения. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных условий их успешной социализации. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования.

Дети с ОВЗ – это дети, у которых наблюдается нарушение психофизического развития (речи, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, интеллекта и др.), и им чаще всего требуется специальное корректирующее обучение и воспитание

На Онлайн встрече с Министром образования РФ Ольгой Васильевой (в рамках проекта «Час с министром») Ольга Юрьевна сказала:

«Одно из приоритетных направлений для меня - инклюзивное образование. Я знаю все эти проблемы, и сделаю все возможное, чтобы сфера образования для детей с ОВЗ развивалась. Уже сделано много. Создан межведомственный план. Внесены изменения в Закон «Об образовании в РФ», реформированы психолого-медико-педагогические комиссии, разработаны учебные пособия и система повышения квалификации. Через год будет конгресс дефектологов. Такого не было уже давно. и я думаю, мы услышим о больших успехах в этом направлении. С 1 сентября вводятся ФГОС для детей с ОВЗ. Эти стандарты требуют очень серьезной подготовки, прежде всего, материально-технической и кадровой. Политика Министерства образования и науки РФ направлена на вариативность образования детей с ОВЗ. Параллельно мы сохраним сеть специальных школ и классов и будем ее развивать. С этого года в реализацию программы «Доступная среда» включены школы, детские сады и организации допобразования."

ФГОС для детей с ОВЗ, гарантирует таким детям право на получение образования вне зависимости от степени тяжести нарушений, региона проживания и вида учебного заведения.

В чем заключаются функции ФГОС для детей с ОВЗ:

  • Максимально охватить детей с ОВЗ образованием, которое будет соответствовать их возможностям и потребностям.
  • Дать возможность ребенку получить образование согласно Конституции, несмотря на тяжесть нарушения развития, освоения и типа учреждения, где ребенок обучается.
  • Создать условия для реабилитации детей с ОВЗ и гарантировать удовлетворение образовательных потребностей.
  • Дать возможность выбрать соответствующее образование с учетом рекомендаций специалистов.
  • Перейти к единой системе образования, сделав процесс обучения регулируемым, для совместного обучения детей с ОВЗ и нормально развивающихся малышей.
  • Стимулировать развитие специального образования и создавать для этого необходимые условия.

Какие условия требуется создать в образовательных учреждениях для детей с ОВЗ? Они должны гарантировать такие возможности, как:

1. Достижение запланированных результатов в отношении освоения всеми обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

2. Применение и обычных, и специфических оценочных шкал академических достижений детей с ОВЗ, которые соответствуют их образовательным потребностям.

3. Адекватность оценки темпов изменчивости жизненной компетенции каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья наряду с остальными учащимися, а также родителями (либо законными представителями) и работниками школы.

4. Индивидуализация образовательного процесса касаемо детей с ОВЗ.

5. Целенаправленность развития способности данной категории учащихся на взаимодействие и коммуникацию со сверстниками.

6. Развитие и выявление способностей детей с ОВЗ посредством секций, кружков, клубов и студий, а также организации общественно полезной деятельности, включая социальную практику, используя при этом возможности существующих образовательных учреждений дополнительного обучения.

7. Вовлечение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в допустимые им творческие и интеллектуальные соревнования, проектно-исследовательскую деятельность и научно-техническое творчество

8. Вовлечение детей с ОВЗ, родителей и педагогических работников в процесс разработки основной образовательной программы начального общего образования, а также в проектирование внутренней социальной среды и формирование индивидуальных маршрутов обучения.

9. Использование в рамках образовательного процесса передовых, научно обоснованных коррекционных технологий, которые ориентированы на особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ.

10. Взаимодействие в одном образовательном пространстве и общеобразовательной, и специальной школы, которое позволит продуктивно использовать многолетний педагогический опыт касаемо обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, а также применить созданные специально для этого ресурсы

Нарушение слуха у ребенка - это очень серьезная проблема для всей семьи. Трудно осознавать, что из-за этого недуга детям недоступны все радости жизни и живого общения. Но это вовсе не повод опускать руки, ведь только от правильного отношения родителей к этой проблеме зависит, сможет ли ребенок освоить все необходимые навыки, вести активный образ жизни и ощущать себя полноценным членом общества. К тому же современная педагогика предлагает целый ряд методик по обучению глухих и слабослышащих детей.

Интегрированному обучению по программе общеобразовательной школы подлежат дети имеющие снижение слуха ( в речевой области ) до 60 Дб без сопутствующих отклонений в развитии

Важным моментом в организации учебного пространства является выбор парты для ребенка с нарушенным слухом. Этот выбор осуществляется с учетом особенностей коррекции слуха ученика. Обычно рекомендуется первая парта (около окна или учительского стола) с организацией достаточного пространства, чтобы ученик с нарушенным слухом в условиях (речевого) полилога имел возможность поворачиваться и слухо-зрительно воспринимать речь одноклассников. Иногда целесообразно расположить ребенка так (справа/слева от учителя), чтобы его лучше слышащее ухо было максимально приближено к педагогу на уроке. Помощь в размещении ученика с нарушенным слухом в классе может оказать социальный педагог. Далее педагог (при непосредственной помощи специалистов – социального педагога) должен найти среди учеников класса партнера для слабослышащего ребенка. Первым партнером может быть ответственный, хорошо успевающий по основным предметам, имеющий достаточно четкую дикцию и правильную речь, добрый, отзывчивый, спокойный, внимательный ученик класса. Он будет сидеть рядом со школьником, имеющим нарушение слуха, помогать ему ориентироваться в учебном материале на уроке. С самого начала необходимо статус партнера сделать престижным в классе и, впоследствии, возможна смена партнеров.

У детей с нарушением слуха наблюдается нарушение восприятия, памяти, речи, мышления. Ребенок невнимателен, часто обидчив и замкнут. Также можно заметить нарушение координации и ориентирования в пространстве. Как правило, не проявляют инициативу в общении с окружающими. Дети с нарушением слуха хорошо читают по губам, воспринимая устную речь зрительно. При написании слов и произношении часто пропускают буквы или слова. Их фразы просты, а словарный запас очень беден.

Особенности занятий с детьми с ОВЗ

1.Индивидуальный подход к каждому ученику. 2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности). 3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки. 4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности. Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и

познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются: игровые ситуации; - дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов; - психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук. У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя. Целями школьного образования, которые ставят перед школой государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей. Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей. Включение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать такую среду, как на уроке, так и во внеклассной деятельности, в том числе и для детей с ОВЗ. Занятия с детьми-инвалидами могут проходить :

  • Индивидуально.
  • В группах.
  • Совместно со здоровыми детьми.

Обязательно нужно учитывать:

  • Состояние здоровья ребенка.
  • Настроение.
  • Сложившиеся семейные обстоятельства.

Также существует несколько главных условий при проведении занятия с детьми с ОВЗ:

  • Темп обучения должен быть замедлен.
  • Привлекать регулярно детей к предметно-практической деятельности. Опираться на возможности и способности ребенка.
  • Учитывать особенности ребенка и корректировать его деятельность.

Со слабослышащими обучающимися должна проводится подготовительная работа. Прежде всего, им рекомендуется не скрывать имеющегося нарушения и ни в коем случае не стесняются пользоваться слуховым аппаратом, ученику нет необходимости делать вид, что он хорошо слышит, а также он не должен переживать из-за того, что он не такой, как все. Необходимо также формировать у слабослышащего положительную, но не завышенную самооценку. В ходе образовательной и воспитательной работы учитель предупреждает противопоставление детей друг другу, развивает свободные, естественные, взаимно уважительные отношения, что требует терпимости и предупредительности, признания равенства всех учеников и ценности каждого из них.

У учителя во время объяснения должно быть постоянное и статичное положение, лучше у стола. Учащимся легче считывать с лица, когда оно находится на уровне глаз ученика. Не рекомендуется вести объяснение, перемещаясь по классу, поворачиваясь к ученикам в профиль. Ни в коем случае не допустимо говорение «в доску», когда неслышащие лишены возможности восприятия того, что говорят. Учитель осваивает неторопливую речь, четкую артикуляцию, следит, чтобы лицо было хорошо освещено. Когда он стоит спиной к окну, тогда лицо затемнено: свет должен падать на лицо.

Учитель должен широко применять наглядность в целях более полного и глубокого осмысления учебного материала.

На уроках совместного обучения учитель выделяет 3—5 минут на индивидуальную работу с неслышащими учащимися. В это время можно проверить индивидуальные задания, уточнить отдельные положения, предупредить неправильные действия.

Учитель овладевает приемами, используемыми для привлечения внимания слабослышащих. Вместо слова, оклика используется стучание рукой по столу, парте, каблуком по полу, взмах руки, привлекающий внимание и направляющий («смотри на губы, доску, в книгу», «посмотри у соседа»). Можно попросить соседа по парте привлечь внимание неслышащего ученика. Если есть такая возможность, используется световой сигнал.

Учитель применяет специальные приемы поощрения, оперативно информируя слабослышащих учеников об их успехах и достижениях. Можно поднять вверх большой палец, использовать жест «верно», «правильно», «отлично», передать, имитировать поглаживание по голове («ты хороший, хороший»). Учащиеся нуждаются в поддержке, поощрительные жесты придают им уверенность, так как сигнализируют, что предпринимаются правильные действия.

Для успешного решения задач формирования речи и отвлеченного мышления у слабослышащих детей, обучения их языку как предмету школьного образования необходима особая организация учебного процесса. Опыт показывает, что положительные результаты достигаются лишь тогда, когда используются все существующие организационные формы: урок, индивидуальные занятия, самостоятельная работа (в виде выполнения домашних заданий), внеклассные и внешкольные формы учебно-воспитательной работы. При этом ведущая роль должна сохраняться за уроком как основной формой организации учебного процесса в школе. Последнее условие позволяет вести занятия целенаправленно, прорабатывать речевой материал в необходимой системе и последовательности, соответствующей закономерностям формирования речевых навыков.

Обязательной формой организации учебного процесса в школе слабослышащих являются индивидуальные занятия. Они предусматриваются учебным планом и программой по русскому языку д. Отводимое на них время используется для работы над произношением и развитием слухового восприятия. При планировании обязательно устанавливается связь индивидуальных занятий по развитию слухового восприятия и обучению произношению с учебным материалом уроков. Эта связь «должна обеспечить продвижение учащихся в общем и речевом развитии, активизировать их речевое общение, способствовать закреплению словаря и совершенствованию практических речевых навыков»

Специальные приемы, направленные на расширение и пополнение словарного запаса детей с нарушениями слуха, раскрытие значений новых слов, уточнение или расширение значений уже известных, по мнению А.Г.Зикеева, можно разделить на группы: наглядные, вербальные и смешанные. Наглядные приемы подразумевают использование самих предметов или их изображений (муляжей, макетов, игрушек, картинок, изображений); демонстрацию слайдов, презентаций, учебных фильмов; демонстрацию действий и создание наглядных ситуаций. Вербальные приемы включают подбор синонимов (стужа - мороз, холод), антонимов (жара - холод); перефразирование, передача содержания слова, словосочетания другими, доступными для детей лексико- грамматическими средствами (затаился – сидел тихо, не шевелился; осчастливить – очень обрадовать); подбор определений (полусапожки – короткие, «неполные» сапоги); морфологический анализ структуры слова (солнцезащитный – защищающий от солнца); тавтологические толкования (кожаные туфли – туфли, сшитые из кожи); опора на контекст – незнакомое слово помещается в контекст, который позволяет детям самим догадаться о значении слова (отчизна – Наша Отчизна - Россия); использование игровых приемов для активизации усвоения лексического значения слова:«Замени словосочетания одним словом», «Третий лишний» и др. Смешанные приемы используются при объяснении абстрактных понятий, например,юность бесшабашная: подбор иллюстраций (наглядный прием) и подбор синонимов - беззаботная, веселая, озорная (вербальный прием)

На синтаксическом уровне возможно использование упражнений в употреблении диалогических форм речи, которые играют значимую роль в успешном развитии речевого общения, в осуществлении самостоятельных контактов слабослышащих детей с окружающими людьми. Чтобы научить учащихся словесному общению, необходимо совершенствовать умение слушать и понимать диалогическую речь, ставить перед детьми цель — запомнить содержание того или иного разговора, реплики, вопроса и ответа на него. Эта задача достаточно сложная для слабослышащих/глухих детей и реализация ее требует определенной последовательности. Приведем примеры некоторых упражнений: повторение реплик учителя или одноклассников на уроке(«Повтори, что я сказала»; «Повтори, что сказала Аня»); придумывание реплики к заданной ситуации («Ты приехал в незнакомый город. Тебе нужно попасть в музей. О чем ты спросишь прохожего?»); коллективное обсуждение задания (учащимся предлагается указать правильное предложение и аргументировать выбор - Грачи прилетели, потому что пришла весна. Пришла весна, потому что прилетели грачи); организация дискуссии по предложенной учителем проблеме («Быть щедрым хорошо», аргументы «за» и «против»); банк идей (организация коллективного обсуждения заданной проблемы, целью которого является найти рациональное/правильное в любом из предложений) и др.

Одним из важнейших проявлений недоразвития речи у слабослышащих является несформированность у них грамматического строя речи.9

Усвоению правильных грамматических форм слова препятствует неточность слухового восприятия слабослышащими его окончаний, являющихся одним из основных средств выражения связей между словами в русском языке, и невозможность восприятия на слух многих предлогов, также выражающих эти связи. Многие слабослышащие долгое время не овладевают фразовой речью, их речь состоит из не связанных между собою слов.

У слабослышащих нередко наблюдается неправильное согласование слов («В лесу слышались пение птиц»), неправильное употребление падежных окончаний («Он лежал в палатку»), пропуск предлогов («Все лицо морщинках»), употребление лишних предлогов («Друзья ушли в куда-то далеко») и другие ошибки. Еще больше разного рода аграмматизмов наблюдается при употреблении слабослышащими сложных предложений, структура которых с трудом усваивается даже учащимися старших классов.

Развитие описательно-повествовательной речи детей с нарушениями слуха происходит в единстве с обогащением лексикой и овладением грамматическими формами. В описательно-повествовательной речи используются наиболее сложные языковые средства. Развитие описательно- повествовательных форм речи требует применения различных методических приемов:

подбор картинок, иллюстраций к предложению; подбор предложений, которые относятся к данной картине (например, к описанию весны); самостоятельное составление предложений и вопросов по картинкам, изображениям; описание картин с изображением помещений, пейзажей без действующих лиц, сюжетных картин по вопросам, плану, опорным словам и фразам; составление рассказов по серии картинок; составление рассказа о возможных предшествующих или последующих событиях по содержанию картинки. Необходимым условием, обеспечивающим понимание содержания текста, является правильная организация чтения. В процессе раскрытия содержания любого произведения важно учитывать особенности понимания глухими/слабослышащими детьми читаемого текста. Работа над содержанием произведения включает различные этапы, во время которых происходит формирование сознательности чтения и выработка активного отношения учащихся к читаемому тексту:

  • вступительная беседа с предъявлением наглядного материала с целью мотивации к чтению, введения в тему и активизации словаря;
  • самостоятельное чтение текста и проверка понимания содержания прочитанного в целом - используются ответы на вопросы по прочитанному тексту, комментированное чтение, демонстрация основных событий текста, составление схем, конспектов, планов, поиск предложений в тексте по заданию учителя;
  • подробный анализ текста: выделение частей текста, составление плана, выбор из текста слов/выражений, характеризующих тему учебного текста, героя произведения (описание внешности, поступков, внутренних качеств), происходящее явление и т. п.:
  • устный пересказ и изложение в письменной форме содержания прочитанного.

Принцип действия по аналогии с образцом используется и в том случае, когда перед педагогом стоит задача научить детей вносить нужные изменения в этот образец. Учитель добивается, что к заданной наглядной ситуации ученики подходят с другой точки зрения, извлекают из нее иной вариант смысла или расширяют его (сравни, например: Миша положил карандаш на стол; Миша положил красный карандаш на стол; Миша положил желтый карандаш на стол; Миша положил красный карандаш на стол, а желтый — на парту; Миша положил желтый карандаш на стол, а красный не положил и т. д. и т. п.).

В учебном процессе слабослышащему ученику иногда бывает трудно объяснить на словах некоторые явления, а компьютер – это уникальная машина, благодаря мультимедийным возможностям которой ученикам становится легче воспринимать окружающий мир и развиваться интеллектуально. Кроме этого, новые информационные технологии, позволяющие легко варьировать громкость, в частности актуализируя конкретные частоты аудиоматериалов, могут быть использованы для тренировки остаточного слуха и для развития речевых навыков. А это играет огромную роль в системе социальной адаптации слабослышащего ребенка.

Особую роль в педагогической деятельности, обращенной к слабослышащим детям, играют видеоматериалы. Они полезны при работе с учебным материалом, связанным с изучением различных процессов и явлений. Важную обучающую функцию выполняют компьютерные модели и конструкторы, компьютерный лабораторный практикум.

На индивидуальных занятиях с особым ребёнком я использую готовые электронные материалы

Учителю необходимо следить за успеваемостью обучающихся: после каждой части нового учебного материала проверять, понял ли его ребенок; l поддерживать детей, развивать в них положительную самооценку, корректно делая замечание, если что-то делают неправильно; l разрешать обучающимся при выполнении упражнений записывать различные шаги

Учиться могут все дети, а значит, всем им, какими бы тяжелыми ни были нарушения развития, должна предоставляться возможность получить

Рекомендации педагогам Можно составить несколько общих рекомендаций для педагогов, которые осуществляют индивидуальное сопровождение ребенка с ОВЗ: Необходимо составлять план занятий и осуществлять его, учитывая особенности ребенка и его диагноз. Проводить не только индивидуальные занятия, но и групповые, повышать активность ребенка и умение работать в группе. Обращать внимание на психическое состояние ребенка до проведения занятий. Оказывать помощь при выполнении заданий и поручений. Развивать моторику посредством специальной гимнастики, игр, заданий.

Комаров К.В. Методика обучения русскому языку в школе для слабослышащих детей: Учеб.пособие для вузов. 2-е изд., испр. М.: Изд. дом «ОНИКС 21 век», 2005.

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся

Томский государственный университет

Демкин В.П.

Можаева Г.В.

Тубалова И.В.

Особенности использования новых информационных технологий для

обучения детей-инвалидов по слуху

Томск - 2002

Категория: Всем учителям
19.09.2017 20:50


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!