СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как учить учиться одаренных детей в рамках подготовки к участию в Чемпионате по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ОВЗ «Абилимпикс»

Нажмите, чтобы узнать подробности

По итогам участия в Национальном чемпионате «Абилимпикс» было принято решение выявлять одаренных детей в более раннем возрасте и начать их подготовку к участию в чемпионате по профессиональному мастерству «Абилимпикс», т.е. составить дорожную карту «Работа с одаренными детьми, в рамках подготовки к участию в Чемпионате по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ОВЗ «Абилимпикс»».

Это нам диктует время, и даже в методических рекомендациях «Современные подходы к преподаванию предметной области технология» в рамках реализации Национального проекта «Современная школа» указано, что для организации работы по формированию технологических навыков школьников с особыми образовательными потребностями необходимо создать модель развития непрерывной системы профориентации и трудового обучения. Для этого требуется – организовать профориентационную работу, начиная со школьного обучения, включающую организацию и проведение конкурсов профессионального мастерства, в том числе Национального чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ОВЗ «Абилимпикс».

Проблема работы с одаренными обучающимися чрезвычайно актуальна для современного общества. Школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика.

Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей. При характеристике познавательных возможностей обучающихся используются такие понятие как способность, талант, одаренность. Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью. Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

Работа с одаренными и высокомотивированными детьми продолжает осваиваться одним из приоритетных направлений в школе и является крайне необходимой.

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов.

Одаренные дети:

имеют более высокие по сравнению с большинством способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

· принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

· принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

· принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

· принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии учителя;

· принцип свободы выбора обучающимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Цель работы с одарёнными детьми

Обеспечение благоприятных условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей в различных областях творческой деятельности. Формирование системы социально-психологической поддержки одаренных и способных детей.

Задачи

- совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых детей, их специальной поддержки, создание психолого-консультационной службы для оказания психологической помощи одарённым детям;

- отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

- расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных олимпиадах, творческих выставках, различных конкурсах.

Ожидаемые результаты

  • формирование системы работы с одаренными обучающимися;
  • творческая самореализация ученика школы через участие в разного рода конкурсах;
  • увеличение количества одаренных детей школьного возраста - победителей конкурсов, соревнований, олимпиад, турниров разного уровня.

Основные направления работы:

  1. Выявление одарённых детей по разным направлениям (компетенциям: бисероплетение, поварское дело, швея, художественный дизайн, ИЗО, издательское дело, слесарное и столярное дело, штукатур - маляр). Уже с 3-4 класса для каждого обучающегося организовывается выполнение практической работы по данным компетенциям, где учителями СБО и трудового обучения выявляются способности по конкретному направлению.
  2. Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, проектно-исследовательского уровней.

На протяжении многих лет учителя трудового обучения и СБО работают по проектно – исследовательской деятельности.

  1. Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.
  2. Подготовка обучающихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам разного уровня.

Уже в течение 2 –ух лет внутри школы проводится Школьный Отборочный этап Чемпионата по профессиональному мастерству «Абилимпикс», где выявляем сильнейших обучающихся для дальнейшего участия в Региональном отборочном этапе. Далее победители Регионального этапа Чемпионата «Абилимпикс» становятся участниками Национального Чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ОВЗ «аАбилимпикс»

  1. Работа с родителями одарённых детей по вопросам развития способностей их детей.

Важно, чтобы умственные усилия ребенка, его познавательная энергия встречали доброжелательное отношение, поддержку со стороны старших не только в школе, но и дома. Семья одаренного и способного ребенка во всех случаях имеет непосредственное отношение к развитию его личности и одаренности. Как бы мы не рассматривали роль и вес природно – обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания на развитие личности и одаренности ребенка, во всех случаях значение семьи остается решающим.

Задача школы- создать ребенку и его семье комфортные условия для развития творческого и познавательного потенциала. Учитель – координатор усилий не только для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, не только просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии их способностей, и но и, прежде всего, родителей этих детей.

Работа с родителями должна вестись в четырех направлениях:

1.Психологическое сопровождение семьи способного ребенка.

В целом работа должна быть направлена на то, чтобы научить их понимать и принимать своего ребенка, видеть его таким, какой он есть, а не только через призму его талантов. Необходимо подготовить родителей к тому, что из одаренного ребенка вырастет одаренный взрослый, и объяснить им, что в этом нет ничего страшного, что это – замечательно. Также помочь им понять, что их ребенок, какой бы он ни был, прежде всего –РЕБЕНОК.

2. Информационная среда.

Для родителей разрабатывается цикл родительских собраний: «Мой ребенок – восьмое чудо света». Формы собраний очень разнообразные: круглые столы, конференции, практикум, мастер – классы и т.п, где родители получают следующую информацию: быть честными, уметь оценивать уровень развития ребенка, стараться во время уловить изменения в ребенке. Уважать в ребенке индивидуальность. Не стремиться проецировать на него собственные интересы и увлечения. Развивать в своих детях следующие качества: уверенность, базирующуюся на собственном сознании самоценности; понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих; интеллектуальную любознательность; уважение к доброте, честности, терпению, дружелюбию; привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки; умение помогать находить общий язы и радость в общении с людьми всех возрастов.

3. Совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей.

Во время учебного года родители и дети организуют совместные проекты разнообразной тематик, делают презентации своих проектов. Для развития творческой и познавательной активности детей родители помогают детям участвовать в различных творческих и познавательных конкурсах различного уровня.

4. Поддержка и поощрение родителей на уровне школы.

Дорожная карта: «Работа с одаренными детьми, в рамках подготовки к участию в Чемпионате по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ОВЗ «Абилимпикс»»

  1. Изучение нормативных документов и методических рекомендаций.
  2. Выявление интересов в более раннем возрасте (начальные классы).
  3. Проведение работы с родителями одаренных детей.
  4. Посещение творческих мастерских, выставок, участие в мастер – классах.
  5. Вовлечение в работу кружков по конкретному направлению.
  6. Взаимосвязь с классными руководителями.
  7. На уроках включать разноуровневые задания, повышенной сложности.
  8. Вовлечение в активную внеклассную творческую работу.
  9. Вовлекать детей к проектно – исследовательской деятельности.
  10. Дополнительные занятия с одаренными детьми во внеурочное время, т.е. предполагается составление индивидуальных планов и работа по ним.
  11. Сотрудничество с социальным педагогом, психологом, логопедом.
16.01.2023 08:41


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!