СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Степень числа 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока математики по теме: «Степень числа». 5 класс.

Учитель Абдилаписова Тойлу Абдилаписовна

Тема: Степень числа.

Тип урок: Урок изучения нового материала

Цель урока:

• Познакомить учащихся с понятиями степени числа; показателя степени, основания степени; дать понятие квадрата и куба числа; умение возводить числа в квадрат и куб; находить значения числовых выражений, содержащих степени; научить выполнять порядок действий в выражении, содержащем степень;

• развивать вычислительные навыки, визуальное, логическое мышление; развивать устную и письменную математическую речь, память, смекалку;

• воспитывать самостоятельность, трудолюбие, усердие, аккуратность.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Мотивация урока.

Давным-давно в Древней Греции, для того чтобы умножать числа, люди использовали счёт на камушках. Они рисовали многоугольники, выкладывали их стороны из камней и подсчитывали их число. В результате этого появились числа называемые квадратными и кубическими. С помощью такого метода можно вычислить площади и объём любой фигуры, а также решать практические задачи на нахождение объёма воды в любом бассейне. В наше время не используют метод древних греков, так как он трудоёмкий и занимает много времени, для этого используют понятие и способы действий, которые вам необходимо сегодня внимательно изучить, осмыслить и закрепить на уроке.

3. Актуализация опорных знаний. Проверка д/з.

Решить № 491(4)

20у + 5у + у +19 = 227

26у = 227 – 19

26у = 208

у = 208 : 26

у= 8

№ 513(1 - 3)

1) (44 · 58) : 11= 44 : 11 · 58 = 4 · 58 = 232

2) (69 · 60) : 30 = 69 · (60 : 30) = 69 · 2 = 138

3) (26 · 20) : 13 = (26 : 13) · 20 = 2 · 20 = 40

№ 2 стр. 136 устно.

4. Изучение нового материала.

Мы знаем, что сумму, в которой все слагаемые равны друг другу, можно записать короче — в виде произведения. Например, вместо 3 + 3 + 3 + 3 + 3 пишут 3 ∙ 5. В этом произведении число 5 показывает, сколько слагаемых было в сумме.

Произведение, в котором все множители равны друг другу, тоже записывают короче: вместо 2 • 2 • 2 • 2 • 2 • 2 пишут 26. Запись 26 читают: «два в шестой степени». В этой записи число 2 называют основанием степени, число 6, которое показывает, сколько множителей было в произведении — показателем степени, а выражение 26называют степенью.

Пример 1. Запишем произведения в виде степени и найдем их значения:

3 • 3 • 3 • 3 = 3= 81;

5. 5 • 5 = 5= 125;

2 • 2 • 2 • 2 • 2 • 2 = 2= 64.

Вторую степень числа часто называют иначе. Произведение 3 • 3 называют квадратом числа 3 и обозначают 32

Произведение n и n называют квадратом числа n и обозначают n2 (читают: «эн в квадрате»). Итак, n2 = n • n.

Например, 172= 17 • 17 = 289.

Таблица квадратов первых 10 натуральных чисел имеет следующий вид:

n 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

n2 1 4 9 16 25 36 49 64 81 100

Третья степень числа также имеет и иное название. Произведение 4 • 4 • 4 называют кубом числа 4 и обозначают 43.Произведение n • n • n называют кубом числа n и обозначают n3 (читают: «эн в кубе»).

Итак, n3 = n • n • n.

Например, 83= 8 •8 •8 = 512.

Таблица кубов первых 10 натуральных чисел имеет вид:

n 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

n3 1 8 27 64 125 216 343 512 729 1000

Первую степень числа считают равной самому числу:

71= 7, 161= 16, 11= 1.

Показатель степени 1 обычно не пишут.

Если в числовое выражение входят степени чисел, то их значения вычисляют до выполнения остальных действий.

Выполнить номер в учебнике: № 548 устно

5. Физкультминутка.

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше подтянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.

6. Закрепление нового материала.

Ответить на вопросы учителя (вместе с классом):

1. Что называют квадратом числа?

2. Что называют кубом числа?

3. Каков порядок действий в выражениях, содержащих куб или квадрат числа:

4. Вычислить (вместе с классом):

22, 32, 42, 52, 62, 12, 02

23, 33, 43, 13, 03

(Сделать вывод о степенях 1 и 0)

Выполнить номера в учебнике: № 549, 550.

7. Самостоятельная работа.

Решить № 552 (1, 2).

8. Итоги урока. Д/з.

Прочитать п.20, решить № 551, 553(1 - 3).

Рефлексия.

Часто люди говорят:

- Смелость города берёт.

- Старая песня на новый лад.

- Без труда не выловишь и рыбки из пруда.

- Тяжело в учении легко в бою.

Какая из этих пословиц соответствует состоянию вашей души, и почему? Что нового узнали на уроке?

Категория: Математика
11.12.2023 20:15


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!