СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Основной принцип обучения чтению и письму
Письмо и чтение – сложнейшие навыки, которые длительно формируются, проходя ряд одинаковых этапов. Для того чтобы учащийся мог научиться писать, он должен хорошо различать диктуемые звуки речи и сохранять их порядок, хорошо усвоить написание букв, не смешивая близкие по начертанию, и выработать твердые двигательные навыки, уверенно чередуя нужные движения.Так же можно описать и процесс чтения, при котором ребенок хорошо должен воспринимать, различать и дифференцировать все буквенные знаки, уметь переводить их в звуки, складывать из них слова, понимать и знать смысл слов, правильно выделять грамматическую структуру письменной речи и понимать смысл читаемого текста. Цель работы: рассмотретьзвуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте как основной принцип обучения письму и чтению. Далее необходимо выяснить,что в себя включает система звуковой аналитико-синтетической работы над словом и какие традиционные принципы сложились в процессе развития этого метода.
Создателем звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте является Константин Дмитриевич Ушинский. Этот метод Ушинский назвал методом письма-чтения. Он считал, что письмо, опирающееся на звуковой анализ, должно идти впереди чтения. В своей методике Ушинский объединил анализ и синтез, ввёл систему аналитических и синтетических упражнений со звуками, слогами и словами. Достоинством его методики было то, что при обучении детей письму и чтению он опирался на живую речь, и то, что она носила развивающий характер: вся педагогическая система Ушинского была направлена на всестороннее развитие ребёнка, на развитие его мышления и речи. Ушинский ввёл в школьную практику десятки приёмов звуковой работы, которые используются и в современной школе.
Метод называется звуковым, т.к. обучаясь грамоте, дети знакомятся с основными звуками русского языка, учатся выделять их из речи и обозначать буквами.
Он называется аналитико-синтетическим, т.к. изучение звуков происходит в прцессе аналитико-синтетической работы.
Система звуковой аналитико-синтетической работы над словом включает в себя:
Обучать детей грамоте Ушинский рекомендовал с обучения различать на слух слова типа: мак, сыр, лук, сок – из таких слов выделялись гласные звуки, которые обозначались буквами. Затем дети переходили к анализу двусложных слов типа: усы, осы – из таких слов выделялись согласные звуки. Ушинский отказался от алфавитного порядка изучения звуков и букв: сначала изучались гласные буквы, включая йотированные, затем согласные – как твёрдые, так и мягкие.
В процессе развития метода сложились его традиционные принципы: 1) обучение грамоте носит воспитывающий и развивающий характер; 2) обучение грамоте опирается на живую речь, на имеющийся у детей навык речи; 3) за основу аналитической и синтетической работы берётся звук, буква вводится после знакомства с ним;
4) в качестве единицы чтения берётся слог; 5) последовательность изучения звуков и букв устанавливается по принципу частотности; 6) выделяются добукварный (подготовительный) и букварный (основной) периоды обучения грамоте; 7) обучение письму идёт параллельно с обучением чтению.
Другие принципы сформировались сравнительно недавно или находятся в процессе развития:
Современный метод обучения грамоте устанавливает правильное соотношение звуков и букв на основе данных науки «Фонетика»
Автор статьи:
Семенченко Е.Г.
© 2019, Семенченко Елена Геннадьевна 205