СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптивная система обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Совершенствование урока при переходе к адаптивной системе обучения( АСО) в начальной школе ЧТО ТАКОЕ АСО? Это принципиально новая модель организации обучения, возникшая на основе анализа, наметившихся за последнее время тенденций, совершенствования учебного процесса, под влиянием воздействия на формирование творческого мышления учителя, новейших психологических теорий. Учащиеся работают в трёх режимах: совместно с учителем; с учителем индивидуально; самостоятельно под руководством учителя. Работа на уроке проходит в статистических, динамических, вариационных парах, малых группах. Для работы включающей чтение, письмо, решение задач, создаются многоуровневые программы. Комплексный блок контроля включает, наряду с контролем учителя, самоконтроль и взаимоконтроль. В условиях АСО обучение - это не только сообщение новой информации, но и обучение приёмам самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю, приёмам исследовательской деятельности, умению добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свёрнутом виде. Умение самостоятельно работать - это то, чему ученик должен научиться в школе. Основным признаком АСО является резкое увеличение времени самостоятельной работы на уроке, и как следствие этого, нормализация загруженности учащихся домашней самостоятельной работой. КАК ОРГАНИЗОВАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ ВСЕХ УЧАЩИХСЯ? Для этой цели в АСО применяют многоуровневые задания с адаптацией. Объём и трудность которых увеличивают от уровня к уровню. Так же используются приёмы контроля и самоконтроля. Самостоятельная работа проводится преимущественно в парах. В каждый момент такой работы половина учащихся говорит, половина контролирует. В рамках АСО устная самостоятельная работа учащихся на уроке ведётся с использованием трёх видов пар: статистической, динамической и вариационной. СТАТИСТИЧЕСКАЯ ПАРА - совместно работают учащиеся сидящие за одной партой. ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАРА - малая группа из 4 человек. Для работы объединяются учащиеся, сидящие за соседними партами. Каждый работает с каждым, трижды меняя партнёров. ВАРИАЦИОННАЯ ПАРА - малая группа из 4 человек. Каждый работает то с одним, то с другим партнёром. При этом происходит обмен материалами, варианты которых будут проработаны каждым членом группы. В статистической паре работа ведётся в режиме "взаимообучение"; "взаимоконтроль". В динамической паре работа ведётся в режиме "коллективного взаимодействия". В вариационной паре ведётся в режиме "обработке разнообразных материалов". Индивидуальная работа учителя на уроке заключается в сотрудничестве учителя с каждым учеником: настрой, помощь, совет, поошрение; "во включенном" контроле, в ходе которого определяет степень самостоятельности учащихся, смотрит, как они осуществляют взаимоконтроль, как помогают товарищу, не проявляют ли излишней строгости, выставляя оценки за этот этап работы; в "отключенном контроле", который предполагает работу учителя с учеником по материалам дифференцированным для индивидуальной работы с каждым учеником, главной задачей учителя прежде всего является, перестройка привычной структуры урока так, чтобы каждая минута рабочего времени каждого ученика была занята активной деятельностью, общением учащихся друг с другом, овладением приёмами самостоятельной работы. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА АДАПТИВНОГО УРОКА СТРУКТУРА УРОКА Взаимоконтроль Объяснение нового материала Объяснение домашнего задания Физпауза Динамическая пара Задание с адаптацией (параллельно осуществляется включенный и отключенный контроль) Итог РАБОТА УЧИТЕЛЯ НА УРОКЕ Осуществление отключенного и включенного контроля Участие в работе групп в роле консультанта Осуществление индивидуальной работы с отдельными учащимися во время их самостоятельной работы Учитель не может вслух оценивать, давать эмоциональную оценку работе детей РАБОТА ДЕТЕЙ Самостоятельное изучение материала Выполнение заданий, работа в режиме "самоконтроль", "взаимоконтроль", "комплексное взаимодействие". ЗАКЛЮЧЕНИЕ Во время урока должна сохраняться доброжелательность и взаимоподдержка, как со стороны учителя, так и со стороны учащихся. КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ АДАПТИВНОГО УРОКА: 1. Активная мыслительная деятельность каждого ученика в течение всего урока, принцип деятельностного подхода является ведущим в развитии обучающегося, нужно планировать деятельность каждого ученика на разных этапах урока. Учитель планирует не только собственную деятельность, но и деятельность ученика, начиная с совместного вывода темы и целеполагания. 2. Обеспечение эмоциональной сопричастности обучающегося к собственной деятельности и деятельности других. «Если на уроке ученик переживает свои успехи или неудачи, то это способствует включению мотивационных центров», - писал педагог-психолог Л.С. Выготский. 3. Мотивация познавательной деятельности ученика на уроке. Мотивация связана с поддержанием интереса к изучению материала. Существуют различные методы мотивации, которые в обязательном порядке нужно использовать на современном адаптивном уроке в начальных классах: - эмоциональные (поощрение, учебно-познавательные игры, создание ситуации успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор задания, создание ярких наглядно-образных представлений); - познавательные (опора на жизненный опыт, создание проблемной ситуации, выполнение творческих и развивающих заданий); - волевые (предъявление учебных требований, информация об обязательных результатах обучения, самооценка своей деятельности, коррекция, рефлексия); - социальные ( взаимопомощь, сотрудничество, заинтересованность результатами коллективной работы, взаимопроверка). Данные методы позволяют создать комфортные условия для мотивации труда обучающих на уроках. 4. Обеспечение самоконтроля в процессе деятельности в течение всего урока. Ученик отслеживает свои результаты ил с помощью учителя оценивает их. Например, во время проверки домашнего задания используются самопроверка, сверка по ключу, по образцу, по схеме-опоре, через обратную связь или взаимопроверка по критериям, которые дает учитель. Обучающийся должен уметь проверять, анализировать, что он знает и умеет по изучаемой теме. В этом ему поможет технологическая карта, составленная по теме. 5.Адаптивный урок должен быть здоровьесберегающим. Физические паузы, минутки, релаксация, игры, нестандартные формы, методики КСО способствуют сохранению и укреплению здоровья. 6. Обеспечение рефлексивной деятельности. Считается, что на уроке обязательная рефлексия. На адаптивном уроке учитель учит обучающихся рефлексировать деятельность, используя различные формы (шкала успеха, лесенка успеха, устная рефлексия, цветовые сигналы и пр.) К примеру, что главного ты узнал на уроке? Чем бы ты хотел помочь товарищам? Интересно ли было работать в паре? Тебе было комфортно на уроке? Выбери утверждение. С ведением рефлексии повышается ответственность обучающегося за результаты своего труда, снимается страх перед плохой отметкой. 7. Наличие самостоятельной работы и творческого задания на уроке. Обязательном условием урока должно быть развитие творческой мысли через применение нестандартных заданий (продолжи мысль…, составь алгоритм, разгадай шараду, составь вопрос для товарища, найди спрятанную загадку, обратный диктант, реклама), что влияет на развитие способностей ребенка. Самостоятельные задания могут быть самыми разнообразными и преподноситься в любой форме (тест разноуровневого характера, развивающая модульная карточка, задание по выбору с цветовым сигналом, работа над проектом, рефератом и т.п.). 8. Компоненты деятельности ученика и учителя на адаптивном уроке. Адаптивный урок должен быть организован так, чтобы все компоненты деятельности учителя и ученика совпадали и были реализованы по схеме: Мотив (для чего я буду делать) – цель (какой результат могу получить) – учебные действия (предполагаю обсудить действия, необходимые для этого) – средства (выясняю, какие средства нужны для этого)– контроль (определяю, правильны ли мои действия, проверяю, исправляю) – результат (сравниваю полученный результат с целью). Характер деятельности на адаптивном уроке является средством достижения результата, ответственности ученика за все, что он делает (об этом говорилось в «Концепции модернизации образования»), на традиционном уроке – это деятельность, «навязанная» ученику учителем. 9. Оценка уровня полного усвоения знаний. Положим, по окончании изучения темы, должны быть оценены все ученики на репродуктивном уровне, но на адаптивном уроке оцениваются на различных уровнях. Важно то, что ученик должен продвинуться в своем развитии от репродуктивной деятельности к творческой, то есть уметь выполнять задания в сходной и измененной ситуациях. 10. Достижение целей – это основной критерий адаптивного урока. На адаптивном уровне не только ставятся цели для ученика, но и учитель ставит цель перед собой. Надо отметить, что главная цель для учителя – это создание благоприятных условий для здоровья, обучения и развития ученика, которая интегрируется с дидактическими задачами каждого этапа урока. Адаптивная система обучения строится на принципах гуманной педагогики: не навреди, не сравнивай успехи ученика с другими, поощряй любые успехи ребенка, будь ему хорошим наставником, а главное, замени традиционное «детовождение» на адаптивное «детосопровождение». В уроке, построенном по технологии АСО, можно выделить следующие ключевые этапы. 1. Объяснение материала. Учитель объясняет материал не больше 10 минут, и затем дает задание, которое ученики выполняют в классе, а учитель тем временем проверяет домашнее задание, подготовленное учениками к этому уроку. Благодаря этому больше половины урока учащиеся работают самостоятельно, а учитель контролирует их работу. 2. Взаимоконтроль учащихся. Например, ученики обмениваются тетрадями или слушают и оценивают ответы друг друга. На этом этапе эффективно экономится время (проверяя работу товарища, ученик и сам совершенствуется в учебном материале) и обеспечивается хорошее качество проверки (учитель может в любой момент оказать помощь при затруднении, «перепроверить» письменные работу, оценивая не только саму работу, но качество её проверки другим учеником). 3. Самостоятельная работа учащихся (чтение, решение задачи, самостоятельный поиск знаний и т.д.). Важная особенность этапа – наличие возможности решать задачи, начиная с легких и продвигаясь к более сложным. . Примеры реализации принципов педагогической техники на разных этапах урока 1) привлекательная цель ( принципы обратной связи и идеальности) Перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует учитель. В 1 классе при изучении написания букв: учимся писать буквы, чтобы научиться писать свое имя. Буква А – сначала ищем, какая буква есть в каждом имени девочек, которые учатся в нашем классе: Эвелина, Ирина, Айкуш, Алена, Дарья, Анна, Анастасия, Валерия, Мария. 2) Удивляй! (принципы обратной связи, идеальности, открытости) Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Учитель должен найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Математика: дети должны привести примеры числа 0 (ноль слонов в классе, ноль тигров). Обучение грамоте при изучении темы «Многозначность слова» - перемена (изменение вида деятельности) бывает не только у школьников, но и у слов (изменение смысла слова). 3) Отсроченная отгадка ( принципы деятельности и идеальности). В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе с новым материалом. Обучение грамоте: при изучении темы «Однокоренные слова. Корень» в начале урока задается вопрос «У чего есть корень?» В конце урока учащиеся узнают, что корень есть и у слов. Окружающий мир :при изучении темы «Развитие жизни на Земле» можно в начале урока задать вопрос о том, может ли трава быть выше дерева. В конце урока учащиеся узнают, что в ранние этапы развития жизни на Земле высота папоротника была выше, чем высота среднего дерева в настоящее время. 4) Фантастическая добавка (принципы обратной связи, деятельности, открытости) Учитель добавляет реальную ситуацию фантастикой. 5) Лови ошибку! (принципы идеальности, деятельности, обратной связи). Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Обучение грамоте (1 класс): при изучении темы «Обозначение мягкости согласных мягким знаком» учитель на доске пишет слова МЕЛ, КОН, ЕЛ. При этом горит детям, что они должны списать с доски данные слова и читает их: МЕЛЬ, КОНЬ, ЕЛЬ. Русский язык (2 класс): при изучении темы «Состав слова. Приставка» можно предложить проверить правильность выделения приставки (в каждом слове уже выделена приставка «в») в словах ВХОДИТЬ, ВЕСНА, ВБЕГАТЬ, ВЕСНА и т.д. 6) Практичность теории (принципы идеальности, обратной связи) Введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам. Технология: тема урока – подарок маме, открытка. Рассматриваем готовые открытки, замечаем особенности. Выясняем, что можем сделать открытку и сами. Математика (1 класс): при изучении темы «Сравнение чисел» ставим задачу, узнать, кого в классе больше, девочек или мальчиков. Приходим к выводу, что надо поставить парами весь класс – мальчик и девочка, кто останется лишний, того и больше. 7) Пресс-конференция (принципы открытости, идеальности,деятельности, обратной связи). Учитель намеренно неполно раскрывает тему, предложив школьникам задать дораскрывающие ее вопросы. Когда вопросы заданы, можно разделить их на группы: вопросы, на которые мы можем сейчас ответить, на которые можно найти ответ в дополнительной литературе, на которые ответ, возможно, не знает никто. 8) Вопрос к тексту ( принципы деятельности, открытости, идеальности, обратной связи). Перед изучением учебного текста ребятам ставится задача: составить к нему список вопросов. Чаще всего этот прием используется на урока литературного чтении и окружающего мира. Коллективная учебная деятельность. 1) Организация работы в группах (принципы свободы выбора, открытости, обратной связи, идеальности). При получении задания на выявление затруднения или построения пути выхода из затруднения учащиеся выполняют задание по группам. 2) Лови ошибку (принципы открытости, обратной связи, идеальности)! Ребята ищут ошибку группой. Выбирают спикера, который и оглашает их решение. 3) Учебный мозговой штурм (принципы свободы выбора, открытости, идеальности, обратной связи, деятельности). Темы для мозгового штурма: • Придумать памятник для определенного литературного героя. • Предложите усовершенствование модели ножниц, классной доски и т.д. • Предложите способ определения площади неопределенной фигуры. • Составьте список возможных причин вымирания динозавров • На улице дождь. Вы входите в помещение, закрываете зонтик и вдруг видите, что человек попал под электрический ток. Каковы должны быть ваши действия в данной ситуации? • Вы нашли цветик-семицветик. Ваши действия? Игровая учебная деятельность. 1) Игры-тренинги (принципы деятельности, идеальности). Эти игры помогают растворить скуку разнообразия: ? Игровая цель: математика (1 класс – сложение с переходом через десяток) – «покоряем вершины» вместе с альпинистами; русский язык (2 класс – безударные гласные) – собираем цветы со словами с определенной безударной гласной в букет и т. д. ? Логическая цепочка: русский язык (3 класс – части речи) – назвать по цепочке, как в игре в города, только слова определенной части речи 2) Игры в случайность (принцип деятельности). Учитель вводит в урок элементы случайного выбора. Объектом случайного выбора может стать решаемая задача, выполняемое упражнение, вызываемый ученик. Приемом выбора может стать рулетка, игральные кости, монетка, жребий и т.п. 3) Театрализация (принципы свободы выбора, обратной связи, деятельности, идеальности). Разыгрывается сценка на учебную тему. Героев могут играть и учащиеся класса и гости: старшеклассники, родители, учителя. 4) «Да» и «нет» говорите (Да-нетка) (принципы деятельности, обратной связи, открытости, идеальности) Учитель загадывает нечто. Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает только «Да» или «Нет». После игры обязательно обсудить, какие вопросы были слабыми и почему, какие – сильными. Надо учить детей вырабатывать стратегию поиска, а не сводить игру к беспорядочному перебору вопросов. С помощью этой игры на уроках литературного чтения можно отгадывать персонажа. Управление классом. 1) Демонстрация профессионального уровня. 2) Выход за пределы программы 3) Сравнивание позиций учителя и ученика в плане оценивания. 4) По всем сложным вопросам, проблемам отношений учитель советуется с учениками. Дирижирование уроком 1) Четкая команда (принцип идеальности). Учитель отрабатывает с учениками несколько четких команд, выполнение которых необходимо и не обсуждается. Я отрабатываю со своими учениками такие команды: ? «Внимание!» При этой команде ученики прекращают любую деятельность и сосредотачивают свое внимание на учителе. ? «Сдаем тетради!» По этой команде ученики, сидящие за одной партой соединяют тетради в руках одного (на математике – у ученика, сидящего за 1 вариантом, на русском языке – у ученика, сидящего за 2 вариантом), по команде «Один – два- три – четыре – пять!» тетради должны быть в руках учащегося, сидящего за первой партой. ? «Работа окончена!». По этой команде дети должны закончить выполнение самостоятельной или контрольной работы. ? «Обсуждаем!». По этой команде учащиеся могут высказывать свое мнение, не поднимая руку, с места. ? «Работаем, уважая друг друга!». По этой команде запрещены высказывания с места. Все внимательно слушают выступающего. ? «Отдых!». Эта команда означает начало физминутки. 2) Невербальное управление (принципы идеальности, обратной связи) : тон голоса, хлопки. 3) Ролевое управление (принципы идеальности, обратной связи, деятельности): ученик участвуют в управлении уроком, выполняя роль. Я ввожу на уроках такие роли: ? Фома Неверующий (он может на уроке поднять руку в тот момент, когда произноситься нечто, вызывающее у учеников сомнение, и сказать: «Не верю! Докажите, что…») ? «Связник» (в конце урока он должен найти связь сегодняшнего урока с предыдущими) ? «Подводящий итог» (в конце урока он должен сделать вывод, подвести итог) ? «Спонсоры знаний» ( это те, к кому может обратиться за помощью отставший по болезни ученик) ? «Почемучки» (они подготавливают серию вопросов для проверки качества усвоения нового материала) ? «Адвокат» (через него учителю передаются вопросы детей по домашнему заданию и оценкам за него) ? «Психолог» (в конце урока психолог оценивает атмосферу, степень ее дружественности и наоборот) Организация труда учителя. 1) Подготовка темы (принцип идеальности). Учитель планирует не отдельные уроки, а тему целиком. В этом случае значительно экономится время на подготовку, улучшается качество подготовки. Планируется «Базовый лист контроля», реквизит на тему, продумывается активное участие учеников, организация повторения ранее изученных тем, виды, формы и сроки контроля. Планируя тему, ставлю перед собой цель – опробовать какой-либо исследовательский прием. 2) Конструктор урока (принцип идеальности) Мы учим детей считать, писать, читать, но не учим самому главному: для чего считать, писать, читать? Мы говорим детям: старайся писать красиво, читать выразительно, считать быстро, таким образом воздействуя на детское сознание. Но природа наградила нас мощнейшей силой под названием суперсознание, подсознание. В каждом из нас – огромный, просто невероятный запас невостребованной энергии. Каждый родившийся ребенок – потенциальный гений. Если сознание и подсознание сравнивать с айсбергом, то сознание – это вершина айсберга, а подсознание – подводная часть, гораздо большая. Исходя из того, что наш мозг имеет невероятно огромный потенциал, задача и родителей, и педагогов – раскрыть и использовать его. Автор опыта для себя сформулировала основные положения так: 1)Ребенок должен двигаться к своей чудесной цели – счастью, его устойчивый образ нужно сформировать в подсознании малышей. Для этого нужно изменить соотношение в процессе воспитания пропорции между постановкой цели, ее осознанием и способами ее достижения. Сейчас мы в основном учим способам продвижения по океану знаний. Но каждые 5-10 лет мир меняется. То, чему и как учили 10 лет назад, сейчас безнадежно устарело. 2)необходимо серьезно относиться к мыслям ребенка. Мысли материальны. Плохие мысли притягивают неудачи и болезни, хорошие, позитивные мысли – удачу и счастье. Если учитель рисует яркие образы будущего ребенка, он помогает формированию крупной личности, выдающегося человека. Это не так сложно, нужно просто любить ребенка таким, каков он есть. Поможет учителю сердечное тепло и миллионы повторений ученикам, что «Вы – сильные, вы – исключительные, талантливые, необыкновенные, самые лучшие дети на свете!» Страх перед школой, неуверенность, пессимизм – черные краски – должны отсутствовать в сознании учеников. 3) Мощным ускорителем успешности ребенка являются слова, которые он слышит. Слова – это семена, из которых произрастает эмоциональное состояние. Мысли и эмоциональное состояние – ростки судьбы. Постоянно задаю себе вопрос: «Какие семена я сею в почву жизни своих учеников? Что произрастает из них?» ? «здоровканье». На вопрос «Как дела? Как настроение?» мы всегда друг другу отвечаем: «Прекрасно! Великолепно! Фантастически! Замечательно!» Когда подсознание ученика слышит, что у него все в порядке, все идет как нельзя лучше, ему дается жизнеутверждающая установка. Настроение меняется на позитивное, иммунная система усиливается, улучшается деятельность мозга. ? «волшебные мантры». Каждый день, каждый урок повторяем волшебные слова. С юмором, со смехом, с уверенностью, с жестикуляцией. Включаем все тело в работу. Слова очень простые: «С КАЖДОЙ МИНУТОЙ Я СТАНОВЛЮСЬ ЕЩЕ СИЛЬНЕЕ! С КАЖДЫМ ЧАСОМ Я СТАНОВЛЮСЬ ЕЩЕ СИЛЬНЕЕ! С КАЖДЫМ ДНЕМ Я СТАНОВЛЮСЬ ЕЩЕ СИЛЬНЕЕ! С КАЖДЫМ ГОДОМ Я СТАНОВЛЮСЬ ЕЩЕ СИЛЬНЕЕ!»
07.10.2015 21:16


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!